- 15 признаков того, что у вас высокий эмоциональный интеллект
- 1. Вы препарируете свои чувства. (И чувства других людей)
- 2. Вы не торопись
- 3. Вы остаетесь самими собой
- 4. Вы умеете фокусировать свои мысли
- 5. Вы открыты для обратной связи
- 6. Вы очень тактичны
- 7. Вы практикуете эмпатию
- 8. Вы держите свое слово
- 9. Вы не стесняетесь хвалить других
- 10. Вы выражаете благодарность
- 11. Вы приносите свои извинения
- 12. Вы прощаете и забываете
- 13. Вы скромны
- 14. Вас сложно обмануть
- 15. Вы учитесь на ошибках
- Новое видео:
- Индикатор успеха: эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
15 признаков того, что у вас высокий эмоциональный интеллект
Люди – эмоциональные существа. Вот почему эмоциональный интеллект, который подразумевает способность идентифицировать и понимать эмоции, а также управлять ими – имеет такое большое значение.
Эмоциональный интеллект помогает нам лучше понимать самих себя и других людей. Он позволяет нам принимать те решения, которые лучше всего согласуются с нашими истинными убеждениями и ценностями. При правильном использовании он может сделать вас лучшим сотрудником, лучшим партнером, лучшим родителем и лучшим другом.
Но как выглядит эмоциональный интеллект в реальной жизни?
Ниже мы разберем некоторые характеристики, которые характерны для высокого EQ.
1. Вы препарируете свои чувства. (И чувства других людей)
Вы не просто чувствуете, вы думаете о том, что чувствуете, и стараетесь понять, почему испытываете эти чувства. Таким же образом вы анализируете своих коллег, друзей и членов семьи.
Это помогает понять, какую роль играют эмоции в вашем собственном поведении и поведении окружающих.
2. Вы не торопись
Вы знаете, что эмоции и чувства временны. И если вы не хотите затем сожалеть, не стоит торопиться с решениями. Вот почему вы делаете паузу, особенно если осознаете, что находитесь в моменте эмоциональной нестабильности.
3. Вы остаетесь самими собой
Вы понимаете, что быть «настоящим» – это не значит всегда и со всеми делиться всем, о чем думаете.
Но это значит говорить то, что вы имеете в виду, и твердо придерживаться своих ценностей и принципов.
4. Вы умеете фокусировать свои мысли
У вас не всегда получается контролировать свои чувства: внешние раздражители могут заставить чувствовать себя счастливым или грустным, злым или добрым. Но вы понимаете, что обладаете способностью влиять на развитие этих чувств – для этого достаточно лишь правильно сфокусировать свои мысли.
Как говорится в старой поговорке: «Вы не можете помешать птице сесть вам на голову, но можете помешать ей свить там гнездо».
5. Вы открыты для обратной связи
Никто не любит слушать критику, в том числе и вы.
Но вместо того, чтобы бояться негативной обратной связи, вы приветствуете ее – потому что знаете, что можете использовать ее для личностного роста.
6. Вы очень тактичны
Когда приходит время сказать другому человеку о нелицеприятных вещах, вы стараетесь сделать это максимально гуманно. Вы понимаете, что недостаточно быть правым; именно доброта позволяет добиться самых лучших результатов.
7. Вы практикуете эмпатию
Вы не спешите с суждениями, так как стремитесь видеть вещи с точки зрения окружающих людей. Дело не в согласии, а в понимании.
И стремясь понять других, вы закладываете фундамент доверия, что ведет к более глубоким, более значимым отношениям.
8. Вы держите свое слово
В наши дни люди готовы отказаться от чего угодно – от рукопожатия до планов на выходные.
Но вы стараетесь держать свое слово в больших и малых делах – и это помогает создать репутацию надежного и заслуживающего доверия человека.
9. Вы не стесняетесь хвалить других
Вы ищете хорошие черты в других людях. Вы говорите окружающим о том, что их цените, объясняете, почему относитесь к ним таким образом.
Это позволяет вам подбодрить других и выявить лучшее в их личностях.
10. Вы выражаете благодарность
Вы всегда стремитесь выражать признательность другим людям через слова и действия.
11. Вы приносите свои извинения
Вы не боитесь извиняться, когда вы ошибаетесь, и это вызывает симпатию у других.
Иногда вы просите прощения, даже когда оказываетесь правы. Потому что вы цените отношения больше, чем свое эго.
12. Вы прощаете и забываете
Когда другие извиняются, вы оставляете возникшее между вами недоразумение в прошлом и никогда больше не поднимаете эту тему.
А если обидчик отказывается извиниться, вы все равно идете дальше, так как не позволяете другим держать ваши эмоции в заложниках.
13. Вы скромны
В то время как многие рассматривают смирение как слабость, вы видите в нем силу.
Это не означает, что вам не хватает уверенности в себе или что вы уклоняетесь от вызова, скорее, умеете держать свою гордость в узде. И, признавая, что у вас нет ответов на все вопросы, вы всегда готовы учиться у других.
14. Вас сложно обмануть
Вы знаете, что некоторые люди используют свое понимание эмоционального устройства человека для обмана и манипулирования.
Поэтому, когда ищете лучшее в других, вы все равно держите глаза открытыми, оставаясь начеку – чтобы убедиться, что другие не используют вас в своих интересах.
15. Вы учитесь на ошибках
Никто не может в совершенстве управлять своими эмоциями. Покажите мне «эксперта» по эмоциональному интеллекту, и я покажу вам того, кто теряет самообладание или совершает серьезные ошибки при определенных обстоятельствах.
Но вы усердно учитесь на этих ошибках – изучаете собственное поведение, выявляете триггеры и вырабатываете привычки, которые помогут лучше справляться с подобными ситуациями в следующие разы.
Новое видео:
Источник
Индикатор успеха: эмоциональный интеллект
Всем давно известен термин «коэффициент интеллекта», или IQ. Многие проходили соответствующий тест и знают, какими цифрами измеряется их формально-логическое мышление. А вот понятие эмоционального интеллекта пока распространено не так широко. Однако, по мнению психологов, именно его уровень определяет успешность специалиста в профессиональной сфере.
Эмоциональный интеллект — это…
Если понятию коэффициента интеллекта уже порядка ста лет, то в сравнении с ним термин «эмоциональный интеллект» сравнительно молод. Он был введен в научный обиход американскими учеными Джоном Майером и Питером Саловеем. Эти психологи определяли эмоциональный интеллект как способность человека отслеживать свои и чужие эмоции. Предпосылкой к их исследованию стала мысль о том, что «логический» интеллект — еще не залог успеха. Многие бизнесмены и политические деятели обладают достаточно невысоким уровнем IQ, однако достигают высочайших результатов в своих сферах деятельности.
Между коэффициентом интеллекта человека (IQ) и его успехами нет никакой связи. Далеко не самые умные люди достигают вершин. В то же самое время некоторые гении ведут жалкую жизнь и не могут разобраться в себе.
Действительно, недаром существует расхожая поговорка — «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Значит, необходим еще какой-то важный компонент успеха. Но какой?
Этим компонентом является эмоциональный интеллект. Существует несколько определений этого понятия, в основе которых лежит осознание собственных эмоций и эмоций окружающих.
Эмоциональный интеллект — это способности понимать мотивы поведения, эмоции, чувства, переживания себя и других людей.
Эмоциональный интеллект — группа ментальных способностей, которые помогают пониманию как своих эмоций, так и эмоций окружающих. Пять главных составляющих эмоционального интеллекта — это самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений и мотивация. Если говорить простым языком, то интеллект и эмоциональный интеллект можно сопоставить как образованность и мудрость.
Инструменты измерения
Многие HR-специалисты стараются узнать уровень EQ соискателя уже на первом собеседовании. Как и тесты на IQ, методики определения коэффициента интеллекта не дают стопроцентно точного результата, однако получить более или менее исчерпывающее представление с помощью тестов возможно.
В Интернете существует большое количество тестов на определение уровня эмоционального интеллекта. С одной стороны, конечно, они не могут гарантировать стопроцентную достоверность, а с другой — являются быстрым и эффективным инструментом. Если уровень эмоционального интеллекта собеседующего достаточно высок, то он, опираясь на способности распознавать свои эмоции и эмоции собеседника, может достаточно точно определить уровень эмоционального интеллекта соискателя.
Общепринятого метода измерения эмоционального интеллекта нет: его можно «измерить» самостоятельно, использовать какие-то тесты или оценить свои успехи в этом мире. Для поиска сотрудников можно разработать кейсы. Для себя можно определить три уровня эмоционального интеллекта:
- Подавленность своими эмоциями
Низкая самооценка, вина и депрессия показывают на низкий эмоциональный интеллект. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств. У него портится настроение, и он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это означает полный личный неуспех (недоволен собой) и социальный неуспех (ничего не достиг).
Дисциплина показывает на развитый эмоциональный интеллект. Здесь человек понимает часть своих скрытых мотивов и учится управлять своим состоянием, временем, мотивировать себя. Такой подход позволяет эффективно взаимодействовать с внешним миром, достигать некоторых целей и добиваться некоторых успехов.
Просветление означает наивысший эмоциональный интеллект. Человек перестает быть рабом своих эмоций (но продолжает их испытывать). Здесь больше нет скрытых мотивов, зато есть четкое понимание себя и своих намерений. Сомнения больше не встают на пути. Высокий эмоциональный интеллект означает отсутствие «внутренних тормозов» для самовыражения, а, следовательно, успех становится логичным следствием любых поступков человека.
Почему так важен эмоциональный интеллект?
Рабочий процесс многих специалистов — это не только успешное применение теоретических знаний и практических навыков, но и умение общаться с людьми.
Конечно, для дворника или программиста вряд ли важен уровень эмоционального интеллекта. Если же компании нужен хороший продавец, управленец или специалист в службу поддержки клиентов, то уровень эмоционального интеллекта — один из определяющих факторов.
Высокий уровень эмоционального интеллекта принято напрямую связывать с понятием лидерства. Люди с высоким EQ свободны от многих страхов и сомнений, они могут легко действовать и общаться с людьми для достижения своих целей. Кроме того, эмоциональный интеллект помогает понимать мотивы других людей и находить способы эффективного взаимодействия с ними.
Лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность. Развитие эмоционального интеллекта очень помогает при создании своего бизнеса.
Движение к любой цели заставляет человека столкнуться лицом к лицу с множеством страхов и сомнений. Человек с низким эмоциональным интеллектом, вероятно, свернет в сторону под их напором. Человек с развитым эмоциональным интеллектом встретится лицом к лицу со своими страхами, возможно, поймет, что все не так страшно и продолжит медленное движение вперед. У человека с высоким эмоциональным интеллектом просто не будет внутренних тормозов, он на лету разберется со страхами и будет с радостью двигаться к своим целям. Таким образом, навык понимания своих эмоций напрямую связан с эффективностью достижения своих целей.
Безусловно, эмоциональный интеллект важен не только для лидера и руководителя, но и для рядового специалиста. Во-первых, он делает общение с людьми легче, а во-вторых — помогает противостоять стрессам.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в рабочем процессе, если работа специалиста связана с общением с людьми. Высокий уровень EQ является отличной профилактикой профессионального выгорания, различных заболеваний, к которым приводит стресс, — таких, как синдром хронической усталости и фибромиалгия, а также препятствует снижению иммунитета. Более того, высокий уровень EQ позволяет специалисту быть крайне эффективным в исполнении своих должностных обязанностей.
Эмоциональный интеллект — нечто вроде лакмусовой бумажки. Одним специалистам необходимы контроль и одобрение, они хорошие исполнители. Другие стремятся к постоянному развитию и познанию нового, в том числе и своих эмоций. Именно эти лидеры и добиваются успеха во всем.
Источник
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник