- Индексы потребительских настроений это
- Всё внимание на индекс потребительской уверенности!
- Что это за индекс?
- Индекс уверенности обновляет минимумы
- Почему уверенность потребителей падает?
- Как это влияет на фондовые рынки?
- Вывод
- Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян
- Индекс потребительских настроений и его составляющие
- Динамика Индекса потребительских настроений и его субагрегатов в России
- Динамика Индекса потребительских настроений и его субагрегатов в России
- Динамика частных компонент ИПН в прошедшем году
- Левада-Центр
- Пресс-выпуски
- Индекс потребительских и социальных настроений
Индексы потребительских настроений это
Как известно, в рыночной экономике рядовой потребитель является главной фигурой. Следовательно, потребительское поведение – основной фактор экономики.
Именно с целью изучения намерений, настроений и поведения потребителя по инициативе Джорджа Катоны из Мичиганского университета в 1946 году начали проводиться опросы потребителей, ставшие сейчас уже не только в США, но и во многих других европейских странах повседневной практикой.
Анализ поведения потребителей посредством индекса потребительских настроений дает ответ не только на вопрос, будет ли население тратить, но и на более общий вопрос об уровне оптимизма в отношении будущего социально-экономического развития страны в целом.
Сегодня в индекс потребительских настроений (ИПН) входит десяток макроэкономических показателей, на основании которых исчисляет свои прогнозы Бюро экономического анализа, действующее под эгидой министерства торговли. Таким образом, в США анализом потребительских настроений занимается государство. В настоящее время ИПН входит в группу лидирующих показателей, прогнозирующих поведение граждан в отношении сбережений.
Интенсивное использование индекса потребительских настроений в экономической и политической жизни США началось в 70-е годы. На сегодняшний день индекс потребительских настроений определяют и анализируют в десятках стран Западной и Восточной Европы.
Индекс потребительских настроений строится на основе систематических социологических опросов населения. Вопросов может быть задано много, но для построения индекса используются ответы на пять основных:
1. Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев?
2. Как, по вашему мнению, изменится материальное положение семьи в предстоящие шесть месяцев?
3. Как вы считаете, следующие 12 месяцев для экономики страны будут хорошим или плохим временем?
4. Следующие пять лет будут хорошим или плохим временем для экономики страны?
5. Сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать крупные покупки для дома?
На основании ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы, которые отражают динамику отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения. Частные индексы строятся по следующей процедуре: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить, появление отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов.
Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 означает преобладание негативных оценок в обществе.
Каждый из частных индексов интересен при анализе отдельных составляющих процесса формирования и реализации потребительского спроса.
Однако наибольший интерес представляет совокупный индекс – индекс потребительских настроений. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС), который исчисляется усреднением ответов на первый и пятый вышеперечисленные вопросы, и индекс экономических ожиданий (ИЭО), являющийся усреднением ответов на второй и четвертый вопросы.
Необходимо отметить, что ИПН и его составляющие индексы характеризуют отдельные мнения действующих на рынке людей. Это делает индекса потребительских настроений независимым показателем, отражающим динамику экономического развития страны.
Источник
Всё внимание на индекс потребительской уверенности!
Индекс потребительской уверенности — важный индикатор настроения рядовых потребителей. Индекс является опережающим индикатором для понимания движения темпов экономического роста, поэтому за ним внимательно следят инвестиционные дома и аналитики.
В статье мы расскажем:
— что это за индекс и почему за ним важно следить;
— почему индекс обновляет минимумы;
— что это говорит о будущем фондового рынка.
Что это за индекс?
Индекс потребительской уверенности от университета Мичиган оценивает относительный уровень будущего экономического состояния к текущему. По сути, он показывает, что рядовые потребители думают о восстановлении экономики.
Ежемесячно университет Мичиган опрашивает не менее 500 респондентов по трём основным направлениям:
1. Что происходит с их личными финансами? Будут ли их доходы выше или ниже?
2. Общее мнение относительно важных экономических индикаторов. Что, по их мнению, будет со ставками по кредитам и ипотекам?
3. Как они оценивают свою покупательную способность? То есть, с учетом их доходов, насколько сильно инфляция и рост цен на товары влияют на качество их жизни?
На этот индекс обращают внимание инвестиционные дома и многие аналитики, так как он помогает понять именно настроение потребителей. Если индекс уверенности падает, это означает, что люди будут больше экономить и меньше тратить. Это может быть связано как с потерей доходов, так и с высоким уровнем инфляции. Оба эти фактора влияют на покупательную способность. В результате индекс помогает понять, что будет с экономическим ростом, ориентируясь на уверенность потребителей в будущем.
Индекс уверенности обновляет минимумы
Сейчас индекс обновляет свои минимумы. Уверенность людей в будущем достигла низов начала пандемии:
Источник: Trading Economics
Причем индекс опустился сразу на 11 пунктов — рекордное падение за многие десятилетия. Сопоставимое падение было только в 2004 году во время банковского кризиса, когда индекс опустился на 9,9 пунктов за 1 месяц:
Почему уверенность потребителей падает?
После ковидного падения в марте 2020 года США запустило программу стимулирования населения:
- в апреле 2020 года государство выплатило $1 200 каждому американцу;
- в декабре 2020/январе 2021 государство выплатило еще $600;
- в марте 2021 государство выплатило еще $1 400 каждому американцу.
Помимо этих выплат, многие американцы, потерявшие работу, подали на пособия по безработице. С началом пандемии, во время пика потери работы, за пособиями обратилось более 6 млн человек:
Пособие по безработице составляет $600 в неделю или $2 400 в месяц.
Все эти факторы подталкивали потребление и восстановление экономики вверх, хотя индекс уверенности продолжал быть ниже доковидных уровней.
После мартовских выплат некоторыми демократами обсуждался план дальнейших выплат еще $2 000, пока пандемия не закончится. Эту петицию подписало более 2,7 млн человек.
Однако петицию так и не приняли, и шансы, что она будет одобрена, очень низки: вакцинация в США идет бодрыми темпами — две вакцины получили уже более 52% населения, одну вакцину успели поставить уже 61,5% населения:
Источник: Our World In Data
Вторым важным фактором выступает крупная программа государственных расходов. В Сенате велись жаркие споры о том, какой инфраструктурный пакет принять. Изначально стимулирующий пакет предполагал инвестиции в размере 2 трлн долларов. 10 августа Сенат всё-таки одобрил пакет в размере 1 трлн долларов, что на 50% меньше изначального плана. Видно, что государство не готово безудержно тратить деньги, поэтому четвертой волны чеков ждать не приходится.
Как это влияет на фондовые рынки?
Мы видим, что индекс потребительской уверенности падает и способность государства на прямые стимулирующие выплаты иссякает. Это ещё один знак, что темпы экономического роста продолжат своё замедление ввиду сокращения расходов потребителей.
Это негативно повлияет не только на классические циклические компании, но и на многие технологические фирмы, ориентированные на предоставление сервисных услуг. Мы можем увидеть в будущих отчетах компании замедление темпов роста доходов, на что инвесторы реагируют негативно.
Вывод
На фоне спада экономической активности населения США логично ждать ослабления темпов роста финансовых результатов цикличных и сервисных компаний. Также, на Джексон Хоуле или на заседании ФРС осенью может быть объявлен план по сворачиванию стимулирования экономики и поднятию ставок процента. Оба этих события негативны для фондовых рынков, особенно если они идут вразрез с мнением крупных инвестиционных банков.
Мы считаем, что сейчас стоит уже начать готовиться к возможной коррекции на рынке США, если раннее вы этого не сделали. Самое время держать крупную долю свободных средств на портфелях, чтобы купить недооценённые активы на просадках и получить высокие доходности в будущем.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
Источник
Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян
Индекс потребительских настроений и его составляющие
13 Августа 2019
С 2009 года ФОМ измеряет Индекс потребительских настроений (ИПН) по заказу Банка России в рамках исследования инфляционных ожиданий и потребительских настроений. По результатам июльского замера ИПН составил 91 пункт из 200 возможных, что на 2 пункта ниже, чем в июне, и на 3 – чем в мае, хотя с января по май наблюдался некоторый рост потребительских настроений. В июле вновь снизились значения всех субагрегатов и частных компонент, на основе которых рассчитывается ИПН.
Динамика Индекса потребительских настроений и его субагрегатов в России
ИПН, за исключением некоторых периодов, традиционно находится в негативной зоне, то есть отрицательные оценки потребительской ситуации преобладают над положительными. Исключения – когда ИПН был больше 100 пунктов – наблюдались в 2014 году с апреля по сентябрь и в 2018 году с января по май. В июне прошлого года значение ИПН резко перешло в негативную зону (ниже 100 пунктов). Наиболее значимой причиной этого снижения стал рост цен на бензин в мае – июне 2018 года, а последовавшее за ним решение об увеличении пенсионного возраста, с большой вероятностью, усугубило ситуацию и продлило период пессимистичных потребительских настроений.
В 2019 году ИПН продолжает оставаться в отрицательной зоне, колеблясь в пределах 86–94 пунктов, однако периодические движения то вверх, то вниз не позволяют сделать вывод о какой-то устойчивой тенденции.
Значения Индекса потребительских ожиданий на протяжении большей части периода измерений выше индекса текущего состояния на 10–30 пунктов. В 2011–2013 годах, на фоне восстановления экономики после финансово-экономического кризиса 2008–2010 годов, произошло их заметное сближение, обусловленное в большей степени ростом Индекса текущего состояния, при лишь небольшом снижении Индекса ожиданий. Некоторый рост ИПН в начале 2014 года, на фоне присоединения Крыма, сменился осенью сначала плавным, а к концу года более резким их снижением, связанным с валютным кризисом 2014–2015 годов. После этого в течение трех лет разрыв между индексами составлял 20–30 пунктов, а год назад сократился в среднем до 13 пунктов: падение значений всех индексов, произошедшее в начале лета 2018 года, сильнее всего отразилось в снижении Индекса ожиданий, что уменьшило разрыв.
Ожидания весь прошедший год приближались к «нейтральной границе» в 100 пунктов, а в мае 2019 года даже смогли ее пересечь, достигнув 101 пункта. Оценки же, существенно отставая от ожиданий, флуктуируют в течение года в диапазоне от 79 до 85 баллов из 200 возможных. И если в начале года мы наблюдали определенный рост обоих показателей, то начиная с мая, они снова синхронно пошли на спад. Поскольку потребительские настроения имеют сильную обратную связь с инфляционными ожиданиями, такое снижение может объясняться некоторым ростом инфляционных ожиданий в начале лета (доля считающих, что цены в следующие 12 месяцев будут расти быстрее, чем сейчас, увеличилась с 16% в июне до 20% в июле).
Динамика Индекса потребительских настроений и его субагрегатов в России
Динамика частных компонент ИПН в прошедшем году
Помимо самого ИПН и двух его субагрегатов рассчитываются 5 компонент, отражающих отдельные аспекты потребительских настроений и ожиданий.
Значения частных компонент ИПН в прошедшем году двигались довольно синхронно: после заметного падения всех компонент в июне 2018 года первыми пошли в рост ожидания изменения личного материального положения в следующем году и индекс крупных покупок. Затем за ними последовали оценка изменения личного материального положения в прошедшем году и оценка перспектив развития страны в ближайшем году. Оценка перспектив развития страны в ближайшие 5 лет снижалась дольше всех, до сентября 2018 года включительно, что в большей степени обусловлено влиянием принятого решения о повышении пенсионного возраста.
Однако описанных рост частных компонент в середине осени плавно перешел в очередное падение, продолжавшееся до января 2019 года на фоне немного ускорившейся перед праздниками инфляции.
Оценка перспектив развития страны в ближайший год оказалась наиболее подвержена резким изменениям. Если в мае 2018 года она составляла 120 пунктов, то к августу упала до 89, а затем, после небольшого роста, к январю 2019 года опять снизился до 84 пунктов.
С начала 2019 года частные компоненты показывали разнонаправленную динамику. После новогодних праздников опять начался рост оптимистических настроений, и на фоне подъема всех компонент, оценка перспектив развития страны в ближайший год к маю 2019 года подскочила до 104 пунктов, а затем опять упала к июлю до 95 пунктов.
В прошедшие 12 месяцев выход частных компонент ИПН в позитивную зону – довольно редкий случай: индекс ожиданий изменения материального положения составлял 101 пункт в ноябре 2018 года и мае 2019 года, а оценка перспектив развития страны в ближайший год составила 104 пункта в мае текущего года.
В июне 2019 года падение продемонстрировали все три частные компоненты, входящие в индекс ожиданий, а в июле за ними последовали две оставшиеся компоненты, составляющие индекс текущего состояния.
Источник
Левада-Центр
Пресс-выпуски
Индекс потребительских и социальных настроений
Вся динамика социально-экономических индексов, начиная с 1995 г., доступна в разделе “индикаторы”.
Общественные настроения в первые два месяца 2020 г. демонстрировали положительную динамику, вопреки сезонному «послепраздничному» эффекту, когда после новогодних праздников с их долгими каникулами и многочисленными покупками наступает некоторый упадок в настроениях. Распространение коронавируса и экспертные дискуссии о его пагубном влиянии на экономическое развитие также не ввергли российское население в уныние. Напротив, в нынешнем году отрицательное влияние этих факторов оказались перекрыто позитивно воспринятыми обществом событиями:
- со стороны политики – масштабными социальными обещаниями президентского послания, отставкой непопулярного премьера и сменой всего правительства;
- со стороны экономики – неожиданно низкими темпами инфляции, которые смягчили негативный эффект сохраняющейся околонулевой динамики реальных денежных доходов.
В последнее время субъективное восприятие населением складывающихся обстоятельств жизни формировалось по ставшим уже привычными для нашего общества правилам понижающей адаптации: «отсутствие плохих новостей уже само по себе – хорошая новость». В рамках такой стратегии улучшение настроений подпитывается не столько признанием позитивных результатов происходящих в повседневной жизни перемен, сколько надеждами на изменения во внешних обстоятельствах.
Именно такой характер имели перемены в общественных настроениях, которые фиксировали измеряемые Левада-Центром индексы – потребительских настроений (ИПН) и социальных настроений (ИСН).
В январе 2020 г. ИПН в целом увеличился на 2% по сравнению с ноябрем прошлого года. При этом рост перспективной составляющей ИПН – ожиданий на будущее, составил плюс 5%, а оценки текущего состояния, напротив, снизились – минус 3%.
Рис. 1 Динамика ИПН и его компонент
Рост перспективной составляющей ИПН был обеспечен за счет резко улучшившихся оценок развития экономики страны в ближайший год (плюс 11%) и в предстоящие пять лет (плюс 8%). Очевидно, это отражение надежды на новое правительство, которыми традиционно авансируются перемены во власти. Однако это весьма туманные надежды, поскольку одновременно люди не спешили пересматривать оценки перспектив изменения собственных семейных доходов: ожидания перемен в материальном положении семьи ухудшились в январе по сравнению с ноябрем на 3%, а оценки текущей ситуации – не изменились. Оценки текущего положения дел с приобретением потребительских товаров в январе оказались на 5% ниже уровня ноября прошлого года.
Такой характер роста субъективных потребительских настроений может указывать лишь на незначительный и неустойчивый рост платежеспособного потребительского спроса в ближайшие месяцы.
Общественные настроения в целом, измеряемые в Левада-Центре индексом социальных настроений (ИСН), в начале 2010г. показывают схожую динамику и структуру: ИСН в феврале вырос на 6% по сравнению с декабрем 2019г.
Однако те составляющие сводного индекса, которые связаны с оценками текущего положения дел лично у респондента и в стране в целом (частные индексы семьи и России) увеличились вдвое меньше – на 3%.
Рис. 2 Динамика ИСН и его компонент
Напротив, ожидания на будущее выросли выше среднего уровня – на 7%, а наибольший рост зафиксирован в оценках властей – на 11%. Частный индекс оценки власти рассчитывается по ответам на два вопроса – одобрение деятельности президента и одобрение деятельности правительства. Именно надежды на новое правительство обеспечили опережающий рост индекса: в феврале по сравнению с декабрем индекс одобрения правительства увеличился на четверть (плюс 24%), в то время как индекс одобрения президента за тот же период прибавил всего 2%.
Обсуждаемые данные о динамике общественных настроений основаны на опросах, проведенных до экономических потрясений, связанных с падением цен на нефть и биржевых индексов, резким снижением курса рубля. Опыт предыдущих экономических кризисов показывает, что сами по себе эти значимые для страны события не слишком волнуют большинство населения, поскольку мало у кого личное благосостояние зависит от динамики биржевых торгов и переоценки валютных сбережений. Однако падение курса рубля по-прежнему остается для населения предвестником роста цен, фактором повышения инфляционных ожиданий населения. Рост цен – это по прежнему самая острая общественная проблема.
Теперь весь вопрос в том, насколько оправдаются эти опасения. Хрупкий общественный позитив, сложившийся к моменту возникновения новых угроз, это все же благоприятный фактор. Теперь все зависит от того, насколько власти удастся удержать ситуацию по направлениям, действительно важным и актуальным для обычных людей: не допустить роста цен выше сложившихся в последние пару лет уровня и снижения реальных заработных плат.
Марина КРАСИЛЬНИКОВА,
член правления Левада-Центра, канд. экон. наук
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.
Источник