Индекс потребительских настроений 2021
Потребительские ожидания в России
в I квартале 2021 года
Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за I квартал 2021 г. (опрос респондентов проводился в феврале 2021 г., подробнее смотреть в методологическом комментарии в конце публикации).
1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос на 5 процентных пунктов (п.п.) и составил (-21%).
2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2021 г. по сравнению c IV кварталом 2020 г. возрос на 10 процентных пунктов и составил (-12%).
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. увеличилась до 17% (в IV квартале 2020 г. доля составила 11%). Доля негативных оценок уменьшилась до 33% (в IV квартале 2020 г. – 44%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, увеличилась до 47% (в IV квартале 2020 г. – 42%).
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. увеличился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 9 процентных пунктов по каждой группе, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 11 процентных пунктов.
3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос на 8 процентных пунктов и составил (-35%).
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. увеличилась на 3 процентных пункта и составила 7%. Доля отрицательных оценок уменьшилась до 62% против 72% в IV квартале 2020 года. Доля нейтральных оценок увеличилась на 7 процентных пунктов и составила 31%.
Индекс произошедших изменений в экономике России в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос по всем возрастным группам населения: среди молодого поколения (16-29 лет) на 11 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 7 процентных пунктов, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 8 процентных пунктов.
4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. возрос и составил (-8%) против (-12%) в IV квартале 2020 года.
Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев в I квартале 2021 г. увеличилась до 12% (в IV квартале 2020 г. доля составила 8%). Доля нейтральных оценок увеличилась до 62% (в IV квартале 2020 г. – 61%), доля негативных оценок уменьшилась до 24% (в IV квартале 2020 г. – 28%).
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос во всех возрастных группах населения: среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 3 процентных пункта по каждой группе, среди молодого поколения (16-29 лет) на 8 процентных пунктов.
5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос на 2 процентных пункта и составил (-18%).
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. осталась неизменной и составила 8%. Доля нейтральных оценок возросла до 54% (в IV квартале 2020 г. – 49%), доля отрицательных оценок сократилась на 5 процентных пунктов и составила 38% (в IV квартале 2020 г. – 43%).
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) на 5 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 2 процентных пункта.
6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок возрос на 3 процентных пункта и составил (-31%) в I квартале 2021 г. против (-34%) в IV квартале 2020 года.
Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 3 процентных пункта и составил (-39%) в I квартале 2021 г. против (-42%) в IV квартале 2020 года.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС 1)
1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме Великобритании и России).
2) Данных не имеется.
Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в феврале 2021 г. находятся в отрицательной зоне по всем странам за исключением Швеции (4,9 процентных пункта (п.п.)) и Дании (2,5 п.п.). Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в феврале 2021 г. отмечены в Греции (-46,2%), на Кипре (-31,8%), в Болгарии (-30,9%), в Словакии (-28,3%) и в Португалии (-28,0%).
В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В феврале 2021 г. по сравнению с февралем 2020 г. наблюдалось ухудшение показателя почти во всех странах ЕС, кроме Швеции, Финляндии и Бельгии (улучшение на 7,1 п.п., 3,5 п.п. и 2,4 п.п. соответственно). В большей степени снижение индекса зарегистрировано по следующим странам : Греция на 41,4 п.п., Кипр на 27,4 п.п., Португалия на 21,2 п.п., Венгрия и Словакия на 19,1 п.п.
Показатель по Российской Федерации в I квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. снизился на 10,2 п.п.
Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».
Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.
Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:
– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);
– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);
– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).
Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.
Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.
Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.
Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1 – 2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3 – 4), благоприятности условий для крупных покупок (5).
Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.
Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Источник
Не купить, а накопить
Мониторинг потребительских настроений
Росстат опубликовал вчера квартальные данные о потребительских ожиданиях граждан в третьем квартале 2021 года: совокупный индекс потребительской уверенности по сравнению со вторым кварталом снизился на 1 процентный пункт (п. п.), до минус 19%. В возрастных группах 30–49 лет и старше 50 лет в третьем квартале наблюдался незначительный рост потребительского пессимизма (минус 1 п. п. в обоих случаях), молодежь (16–29 лет), напротив, демонстрировала сильный рост оптимизма (плюс 5 п. п.). Показатель учитывает субиндексы произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России и благоприятности условий для крупных покупок и рассчитывается по данным традиционного опроса 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше.
Динамика составляющих итогового индекса позволяет описать происходящее как осознание населением стабильности экономической ситуации при ухудшении ожиданий. Так, баланс оценок фактических изменений в личном материальном положении в сравнении со вторым кварталом сдвинулся вверх на 1 п. п. и составил минус 15% (за счет снижения доли тех, кто сообщал о негативных изменениях), баланс оценок произошедших изменений в экономическом положении страны демонстрировал нулевую динамику (минус 27%, как и кварталом ранее). Баланс ожиданий в ближайшем будущем изменений «для себя» не изменился (минус 8%), а «для страны» — ухудшился на 2 п. п., до минус 14%. Последнее обеспечено ростом доли «пессимистов» на 3 п. п., до минус 35%, за счет респондентов, ранее полагавших ситуацию неизменной: их доля снизилась с 51% во втором квартале до 48%, доля «оптимистов» не изменилась (15%).
На этом фоне восприятие населением текущего момента как подходящего для крупных покупок и сбережений демонстрирует редкое расхождение (см. график) — при росте готовности к сбережениям интерес к крупным покупкам падает. Это может быть вызвано как зафиксированным ранее промышленными опережающими индексами затуханием спроса на фоне роста цен («момент упущен»), так и ожиданием роста ставок по депозитам, отстающих от инфляции с уже более чем полугодовым лагом, а также продолжающимся освоением гражданами фондового рынка.
Источник
Индекс Иванова: оптимизм россиян продолжает расти
Традиционное исследование «Потребительский индекс Иванова», которое ежеквартально проводит SberCIB Investment Research, зафиксировало по итогам II квартала 2021 года улучшение настроения и повышение уверенности потребителей, сообщила пресс-служба СберБанка.
Индекс Иванова — рассчитываемый «Сбером» индикатор, в котором условный Иванов выступает в качестве типичного представителя российского среднего класса.
«Во втором квартале 2021 года наш индекс вновь вырос, как и три месяца назад, и достиг минус 17%. Напомню, что в первом квартале 2021 года он равнялся минус 19%, а во втором квартале 2020 года, когда была введена самоизоляция, — минус 31%. Сейчас индекс близок к своему среднему значению за 2015— 2020 годы, что говорит о постепенном восстановлении потребительской уверенности россиян», — прокомментировал результаты исследования руководитель SberCIB Investment Research Ярослав Лисоволик.
Опрос показал, что, несмотря на инфляцию, во II квартале 2021 года не наблюдалось активного перехода потребителей на более дешевые товары. В чистом выражении доля Ивановых, пытающихся экономить на отдыхе и развлечениях, снижается начиная с IV квартала 2020 года и в этот раз составила 40% и 45% соответственно. Доля тех, кто пытался меньше тратить на еду в ресторанах и кафе, достигла нового минимума — 45% (во II квартале 2020 года — 68%).
В сообщении говорится, что экономические опасения потребителей во II квартале 2021 года ослабли, а общая картина не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом. Состояние здоровья по-прежнему беспокоит представителей среднего класса больше всего, а доля тех, кто обеспокоен экономическим ростом и курсом рубля, по сравнению с предыдущим кварталом уменьшилась на 3 и 2 процентных пункта соответственно.
Исследование свидетельствует о повышении во II квартале 2021 года средней месячной зарплаты с 38,7 тыс. рублей до 40 тыс. рублей, что соответствует сезонным тенденциям. За этот же период средний размер сбережений на домохозяйство в абсолютном выражении вырос на 5% — до 54 тыс. рублей. А доля дохода, направляемого на сбережения, увеличилась с 7,2% до 7,5%. Доля потребителей, считающих текущую экономическую ситуацию неблагоприятной для формирования сбережений, стала ниже и составила 39% (во II квартале 2020 года — 52%).
В ходе опроса 37% респондентов сообщили, что должны получить дополнительные социальные выплаты от государства в августе — сентябре (включая однократные выплаты на подготовку к школе в размере 10 тыс. рублей на одного ребенка). Эти средства опрошенные в первую очередь планируют потратить на одежду (69%), продукты питания (51%), товары для детей (44%) и медицину (29%).
Доля Ивановых, совершающих покупки в Интернете, превышает 60%, однако этот показатель не увеличивается с 2019 года. Вместе с тем продолжает расширяться количество приобретаемых в Сети товарных категорий. Самые популярные товары в последние полгода — это одежда и аксессуары (покупали 57% респондентов, на 7 п. п. больше, чем год назад), продукты питания, включая готовую еду (47%, плюс 14 п. п.), бытовые приборы и электроника (39%, минус 1 п. п.).
Как показал опрос, сегмент такси, сильно пострадавший от карантина, восстановился. В первом полугодии 2021 года 70% потребителей пользовались услугами такси (годом ранее — 64%). На этом фоне растет популярность онлайн-агрегаторов: с января по июль 2021 года в них заказывали такси 43% респондентов (на 5 п. п. больше, чем год назад).
В первом полугодии 2021 года 22% от общего числа опрошенных посещали образовательные курсы, из них 67% обучались в онлайн-режиме.
Результаты исследования свидетельствуют, что представители среднего класса все активнее используют смартфон для осуществления финансовых операций: в июне доля мобильных трансакций в совокупном объеме платежей достигла 52% (годом ранее — 47%). Соответственно, снижается доля операций в офисах банков, банкоматах и интернет-банкинге.
Источник