Индекс потребительских настроений 2021

Индекс потребительских настроений 2021

Потребительские ожидания в России
в
I квартале 2021 года

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за I квартал 2021 г. (опрос респондентов проводился в феврале 2021 г., подробнее смотреть в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос на 5 процентных пунктов (п.п.) и составил (-21%).

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2021 г. по сравнению c IV кварталом 2020 г. возрос на 10 процентных пунктов и составил (-12%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. увеличилась до 17% (в IV квартале 2020 г. доля составила 11%). Доля негативных оценок уменьшилась до 33% (в IV квартале 2020 г. – 44%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, увеличилась до 47% (в IV квартале 2020 г. – 42%).

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. увеличился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 9 процентных пунктов по каждой группе, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 11 процентных пунктов.

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос на 8 процентных пунктов и составил (-35%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. увеличилась на 3 процентных пункта и составила 7%. Доля отрицательных оценок уменьшилась до 62% против 72% в IV квартале 2020 года. Доля нейтральных оценок увеличилась на 7 процентных пунктов и составила 31%.

Индекс произошедших изменений в экономике России в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос по всем возрастным группам населения: среди молодого поколения (16-29 лет) на 11 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 7 процентных пунктов, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 8 процентных пунктов.

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. возрос и составил (-8%) против (-12%) в IV квартале 2020 года.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев в I квартале 2021 г. увеличилась до 12% (в IV квартале 2020 г. доля составила 8%). Доля нейтральных оценок увеличилась до 62% (в IV квартале 2020 г. – 61%), доля негативных оценок уменьшилась до 24% (в IV квартале 2020 г. – 28%).

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос во всех возрастных группах населения: среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 3 процентных пункта по каждой группе, среди молодого поколения (16-29 лет) на 8 процентных пунктов.

Читайте также:  Для чего же это чувство нужно человеку

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос на 2 процентных пункта и составил (-18%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. осталась неизменной и составила 8%. Доля нейтральных оценок возросла до 54% (в IV квартале 2020 г. – 49%), доля отрицательных оценок сократилась на 5 процентных пунктов и составила 38% (в IV квартале 2020 г. – 43%).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) на 5 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 2 процентных пункта.

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок возрос на 3 процентных пункта и составил (-31%) в I квартале 2021 г. против (-34%) в IV квартале 2020 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 3 процентных пункта и составил (-39%) в I квартале 2021 г. против (-42%) в IV квартале 2020 года.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС 1)

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме Великобритании и России).

2) Данных не имеется.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в феврале 2021 г. находятся в отрицательной зоне по всем странам за исключением Швеции (4,9 процентных пункта (п.п.)) и Дании (2,5 п.п.). Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в феврале 2021 г. отмечены в Греции (-46,2%), на Кипре (-31,8%), в Болгарии (-30,9%), в Словакии (-28,3%) и в Португалии (-28,0%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В феврале 2021 г. по сравнению с февралем 2020 г. наблюдалось ухудшение показателя почти во всех странах ЕС, кроме Швеции, Финляндии и Бельгии (улучшение на 7,1 п.п., 3,5 п.п. и 2,4 п.п. соответственно). В большей степени снижение индекса зарегистрировано по следующим странам : Греция на 41,4 п.п., Кипр на 27,4 п.п., Португалия на 21,2 п.п., Венгрия и Словакия на 19,1 п.п.

Показатель по Российской Федерации в I квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. снизился на 10,2 п.п.

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Читайте также:  Ты меня любишь эмоции

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1 – 2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3 – 4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Источник

Не купить, а накопить

Мониторинг потребительских настроений

Росстат опубликовал вчера квартальные данные о потребительских ожиданиях граждан в третьем квартале 2021 года: совокупный индекс потребительской уверенности по сравнению со вторым кварталом снизился на 1 процентный пункт (п. п.), до минус 19%. В возрастных группах 30–49 лет и старше 50 лет в третьем квартале наблюдался незначительный рост потребительского пессимизма (минус 1 п. п. в обоих случаях), молодежь (16–29 лет), напротив, демонстрировала сильный рост оптимизма (плюс 5 п. п.). Показатель учитывает субиндексы произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России и благоприятности условий для крупных покупок и рассчитывается по данным традиционного опроса 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше.

Динамика составляющих итогового индекса позволяет описать происходящее как осознание населением стабильности экономической ситуации при ухудшении ожиданий. Так, баланс оценок фактических изменений в личном материальном положении в сравнении со вторым кварталом сдвинулся вверх на 1 п. п. и составил минус 15% (за счет снижения доли тех, кто сообщал о негативных изменениях), баланс оценок произошедших изменений в экономическом положении страны демонстрировал нулевую динамику (минус 27%, как и кварталом ранее). Баланс ожиданий в ближайшем будущем изменений «для себя» не изменился (минус 8%), а «для страны» — ухудшился на 2 п. п., до минус 14%. Последнее обеспечено ростом доли «пессимистов» на 3 п. п., до минус 35%, за счет респондентов, ранее полагавших ситуацию неизменной: их доля снизилась с 51% во втором квартале до 48%, доля «оптимистов» не изменилась (15%).

На этом фоне восприятие населением текущего момента как подходящего для крупных покупок и сбережений демонстрирует редкое расхождение (см. график) — при росте готовности к сбережениям интерес к крупным покупкам падает. Это может быть вызвано как зафиксированным ранее промышленными опережающими индексами затуханием спроса на фоне роста цен («момент упущен»), так и ожиданием роста ставок по депозитам, отстающих от инфляции с уже более чем полугодовым лагом, а также продолжающимся освоением гражданами фондового рынка.

Источник

Индекс Иванова: оптимизм россиян продолжает расти

Традиционное исследование «Потребительский индекс Иванова», которое ежеквартально проводит SberCIB Investment Research, зафиксировало по итогам II квартала 2021 года улучшение настроения и повышение уверенности потребителей, сообщила пресс-служба СберБанка.

Индекс Иванова — рассчитываемый «Сбером» индикатор, в котором условный Иванов выступает в качестве типичного представителя российского среднего класса.

«Во втором квартале 2021 года наш индекс вновь вырос, как и три месяца назад, и достиг минус 17%. Напомню, что в первом квартале 2021 года он равнялся минус 19%, а во втором квартале 2020 года, когда была введена самоизоляция, — минус 31%. Сейчас индекс близок к своему среднему значению за 2015— 2020 годы, что говорит о постепенном восстановлении потребительской уверенности россиян», — прокомментировал результаты исследования руководитель SberCIB Investment Research Ярослав Лисоволик.

Читайте также:  Мое настроение творческая работа

Опрос показал, что, несмотря на инфляцию, во II квартале 2021 года не наблюдалось активного перехода потребителей на более дешевые товары. В чистом выражении доля Ивановых, пытающихся экономить на отдыхе и развлечениях, снижается начиная с IV квартала 2020 года и в этот раз составила 40% и 45% соответственно. Доля тех, кто пытался меньше тратить на еду в ресторанах и кафе, достигла нового минимума — 45% (во II квартале 2020 года — 68%).

В сообщении говорится, что экономические опасения потребителей во II квартале 2021 года ослабли, а общая картина не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом. Состояние здоровья по-прежнему беспокоит представителей среднего класса больше всего, а доля тех, кто обеспокоен экономическим ростом и курсом рубля, по сравнению с предыдущим кварталом уменьшилась на 3 и 2 процентных пункта соответственно.

Исследование свидетельствует о повышении во II квартале 2021 года средней месячной зарплаты с 38,7 тыс. рублей до 40 тыс. рублей, что соответствует сезонным тенденциям. За этот же период средний размер сбережений на домохозяйство в абсолютном выражении вырос на 5% — до 54 тыс. рублей. А доля дохода, направляемого на сбережения, увеличилась с 7,2% до 7,5%. Доля потребителей, считающих текущую экономическую ситуацию неблагоприятной для формирования сбережений, стала ниже и составила 39% (во II квартале 2020 года — 52%).

В ходе опроса 37% респондентов сообщили, что должны получить дополнительные социальные выплаты от государства в августе — сентябре (включая однократные выплаты на подготовку к школе в размере 10 тыс. рублей на одного ребенка). Эти средства опрошенные в первую очередь планируют потратить на одежду (69%), продукты питания (51%), товары для детей (44%) и медицину (29%).

Доля Ивановых, совершающих покупки в Интернете, превышает 60%, однако этот показатель не увеличивается с 2019 года. Вместе с тем продолжает расширяться количество приобретаемых в Сети товарных категорий. Самые популярные товары в последние полгода — это одежда и аксессуары (покупали 57% респондентов, на 7 п. п. больше, чем год назад), продукты питания, включая готовую еду (47%, плюс 14 п. п.), бытовые приборы и электроника (39%, минус 1 п. п.).

Как показал опрос, сегмент такси, сильно пострадавший от карантина, восстановился. В первом полугодии 2021 года 70% потребителей пользовались услугами такси (годом ранее — 64%). На этом фоне растет популярность онлайн-агрегаторов: с января по июль 2021 года в них заказывали такси 43% респондентов (на 5 п. п. больше, чем год назад).

В первом полугодии 2021 года 22% от общего числа опрошенных посещали образовательные курсы, из них 67% обучались в онлайн-режиме.

Результаты исследования свидетельствуют, что представители среднего класса все активнее используют смартфон для осуществления финансовых операций: в июне доля мобильных трансакций в совокупном объеме платежей достигла 52% (годом ранее — 47%). Соответственно, снижается доля операций в офисах банков, банкоматах и интернет-банкинге.

Источник

Оцените статью