Индекс потребительских настроений 2019

Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян

Индекс потребительских настроений и его составляющие

13 Августа 2019

С 2009 года ФОМ измеряет Индекс потребительских настроений (ИПН) по заказу Банка России в рамках исследования инфляционных ожиданий и потребительских настроений. По результатам июльского замера ИПН составил 91 пункт из 200 возможных, что на 2 пункта ниже, чем в июне, и на 3 – чем в мае, хотя с января по май наблюдался некоторый рост потребительских настроений. В июле вновь снизились значения всех субагрегатов и частных компонент, на основе которых рассчитывается ИПН.

Динамика Индекса потребительских настроений и его субагрегатов в России

ИПН, за исключением некоторых периодов, традиционно находится в негативной зоне, то есть отрицательные оценки потребительской ситуации преобладают над положительными. Исключения – когда ИПН был больше 100 пунктов – наблюдались в 2014 году с апреля по сентябрь и в 2018 году с января по май. В июне прошлого года значение ИПН резко перешло в негативную зону (ниже 100 пунктов). Наиболее значимой причиной этого снижения стал рост цен на бензин в мае – июне 2018 года, а последовавшее за ним решение об увеличении пенсионного возраста, с большой вероятностью, усугубило ситуацию и продлило период пессимистичных потребительских настроений.

В 2019 году ИПН продолжает оставаться в отрицательной зоне, колеблясь в пределах 86–94 пунктов, однако периодические движения то вверх, то вниз не позволяют сделать вывод о какой-то устойчивой тенденции.

Значения Индекса потребительских ожиданий на протяжении большей части периода измерений выше индекса текущего состояния на 10–30 пунктов. В 2011–2013 годах, на фоне восстановления экономики после финансово-экономического кризиса 2008–2010 годов, произошло их заметное сближение, обусловленное в большей степени ростом Индекса текущего состояния, при лишь небольшом снижении Индекса ожиданий. Некоторый рост ИПН в начале 2014 года, на фоне присоединения Крыма, сменился осенью сначала плавным, а к концу года более резким их снижением, связанным с валютным кризисом 2014–2015 годов. После этого в течение трех лет разрыв между индексами составлял 20–30 пунктов, а год назад сократился в среднем до 13 пунктов: падение значений всех индексов, произошедшее в начале лета 2018 года, сильнее всего отразилось в снижении Индекса ожиданий, что уменьшило разрыв.

Ожидания весь прошедший год приближались к «нейтральной границе» в 100 пунктов, а в мае 2019 года даже смогли ее пересечь, достигнув 101 пункта. Оценки же, существенно отставая от ожиданий, флуктуируют в течение года в диапазоне от 79 до 85 баллов из 200 возможных. И если в начале года мы наблюдали определенный рост обоих показателей, то начиная с мая, они снова синхронно пошли на спад. Поскольку потребительские настроения имеют сильную обратную связь с инфляционными ожиданиями, такое снижение может объясняться некоторым ростом инфляционных ожиданий в начале лета (доля считающих, что цены в следующие 12 месяцев будут расти быстрее, чем сейчас, увеличилась с 16% в июне до 20% в июле).

Динамика Индекса потребительских настроений и его субагрегатов в России

Динамика частных компонент ИПН в прошедшем году

Помимо самого ИПН и двух его субагрегатов рассчитываются 5 компонент, отражающих отдельные аспекты потребительских настроений и ожиданий.

Читайте также:  Чувство вины умершим котом

Значения частных компонент ИПН в прошедшем году двигались довольно синхронно: после заметного падения всех компонент в июне 2018 года первыми пошли в рост ожидания изменения личного материального положения в следующем году и индекс крупных покупок. Затем за ними последовали оценка изменения личного материального положения в прошедшем году и оценка перспектив развития страны в ближайшем году. Оценка перспектив развития страны в ближайшие 5 лет снижалась дольше всех, до сентября 2018 года включительно, что в большей степени обусловлено влиянием принятого решения о повышении пенсионного возраста.

Однако описанных рост частных компонент в середине осени плавно перешел в очередное падение, продолжавшееся до января 2019 года на фоне немного ускорившейся перед праздниками инфляции.

Оценка перспектив развития страны в ближайший год оказалась наиболее подвержена резким изменениям. Если в мае 2018 года она составляла 120 пунктов, то к августу упала до 89, а затем, после небольшого роста, к январю 2019 года опять снизился до 84 пунктов.

С начала 2019 года частные компоненты показывали разнонаправленную динамику. После новогодних праздников опять начался рост оптимистических настроений, и на фоне подъема всех компонент, оценка перспектив развития страны в ближайший год к маю 2019 года подскочила до 104 пунктов, а затем опять упала к июлю до 95 пунктов.

В прошедшие 12 месяцев выход частных компонент ИПН в позитивную зону – довольно редкий случай: индекс ожиданий изменения материального положения составлял 101 пункт в ноябре 2018 года и мае 2019 года, а оценка перспектив развития страны в ближайший год составила 104 пункта в мае текущего года.

В июне 2019 года падение продемонстрировали все три частные компоненты, входящие в индекс ожиданий, а в июле за ними последовали две оставшиеся компоненты, составляющие индекс текущего состояния.

Источник

Индекс потребительского доверия россиян начал уверенное восстановление после годового снижения

Индекс потребительского доверия россиян во II квартале 2019 года вырос на семь пунктов до 69.

До 33% на 8 п.п. увеличилось число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие полгода

Россияне увеличили траты на развлечения вне дома (28% тратят на них свободные средства, +5 п.п. относительно I квартала), покупку новой одежды (37%, +4 п.п.) и отпуска (31%, +1 п.п.)

II квартал 2019 года охарактеризовался позитивной динамикой индекса потребительского доверия после годового периода снижения. Его значение поднялось на 7 пунктов относительно I квартала 2019, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.

Заметно улучшилось два из трех показателей, на основе которых складывается индекс (оценка потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовность тратить деньги). Во II квартале 2019 года до 33% на 8 п.п. увеличилось число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие полгода. На 6 п.п. до 20% увеличилась доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги. А число респондентов, оптимистично оценивающих свои перспективы на рынке труда, не изменилось (20%).

Сократилось число тех, кто считает, что страна находится в состоянии рецессии (77%, -2 п.п.). 8% (+2 п.п.) уверены, что в ближайшие 12 месяцев экономическое положение улучшится.

«После периода стабильного снижения индекса потребительского доверия на протяжении последнего года II квартал 2019 охарактеризовался его ощутимым ростом. Значительно увеличилось число россиян, которые считают, что сейчас хорошее время тратить деньги и ждут „хороших“ или „отличных“ финансовых перспектив.

Инфляционные ожидания россиян снизились, курс рубля остается стабильным, в противовес увеличению НДС выросла доля продаж по промо, из-за чего потребитель слабее чувствует возможный эффект от роста налога, пришла теплая погода, начался сезон отпусков — все эти факторы позитивно повлияли на потребительскую уверенность во II квартале, которая практически сравнялась со значениями аналогичного периода прошлого года, когда произошел подъем настроений из-за проведения ЧМ-2018», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.

Читайте также:  Эмоциональный тест басса дарки

Во II квартале 2019 года 76% российских потребителей сказали, что у них есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), это на 4 п.п. больше, чем в предыдущем квартале. Россияне увеличили траты на развлечения вне дома (28% тратят на них свободные средства, +5 п.п. относительно I квартала), покупку новой одежды (37%, +4 п.п.) и отпуска (31%, +1 п.п.). Доля тех, кто сберегает средства, не изменилась (28%), а вот число россиян, выплачивающих долги, сократилась на 2 п.п. до 31%.

Экономить во II квартале 2019 года пришлось меньшему количеству респондентов — 67%, -2 п.п. относительно I квартала 2019, и они, в свою очередь, стали экономить на меньшем количестве статей. На развлечениях вне дома экономили 54% (-2 п.п. по отношению к I кварталу), переключались на более доступные бренды продовольственных товаров 54% (-3 п.п.), сокращали расходы на газ и электричество 31% (-8 п.п.), реже использовали личный автомобиль 13% (-6 п.п.). Число тех, кто старается экономить на покупке новой одежды, ежегодных отпусках и обновлении мелкой электроники, осталось без изменений — 59%, 30% и 41% соответственно.

Россияне во II квартале 2019 года стали больше переживать о здоровье (29%, +5 п.п.), сохранности рабочих мест (22%, +4 п.п.), а также долгах (15%, +3 п.п.). В то же время снизился градус обеспокоенности увеличением цен на еду (27%, -2 п.п.), ростом тарифов на электроэнергию и газ (23%, -7 п.п.) и состоянием экономики (18%, -2 п.п.).

Глобальный индекс потребительского доверия во II квартале 2019 года вырос на 1 пункт до 107. Значение индекса по Европе поднялось на 4 пункта до 87.

Индекс «Пятёрочки»: цены на сахар, капусту и подсолнечное масло в сети были ниже среднерыночных.

Кроме того, индекс «Кофе с Молоком» сел на диету без шоколада.

Источник

Индекс потребительских настроений в России (PCSI) от Thomson Reuters/IPSOS

Индекс потребительских настроений в России (PCSI) от Thomson Reuters/IPSOS

Дата выпуска Время Факт. Прогноз Пред.
13.10.2021 (окт) 13:00 42,03
09.09.2021 (сент) 13:00 42,03 38,36
12.08.2021 (авг) 13:00 38,36 37,33
15.07.2021 (июль) 13:00 37,33 41,42
10.06.2021 (июнь) 13:00 41,42 37,35
13.05.2021 (май) 14:00 37,35 38,86

Аналитика

Российские рынки продолжают выглядеть привлекательно, хотя и несколько замедлили темпы роста. Тем не менее, на фоне неровно торговавшейся Европы, и негативно закрывшейся Америки, наши биржевые индексы.

Обсуждение — Индекс потребительских настроений в России (PCSI) от Thomson Reuters/IPSOS

Участвуйте в форуме для взаимодействия с пользователями, делитесь своим мнением и задавайте вопросы другим участникам или авторам. Пожалуйста, используйте стандартный письменный стиль и придерживайтесь наших правил.

  • Размещение ссылок, рекламы и спам;
  • Ненормативная лексика, а также замена букв символами;
  • Оскорбления в адрес участников форума и авторов;
  • Разжигание межнациональной и расовой розни;
  • Комментарии, состоящие из заглавных букв.
  • Допускаются комментарии только на русском языке.

Источник

Исследование GfK: Индексы потребительских настроений в России

По данным Всероссийского опроса GfK, Индекс потребительских настроений в 4 квартале 2019 года составил 99 пунктов, что на 3 пункта выше, чем в начале 2019 года, однако, по-прежнему остается в красной зоне негативных оценок (Индекс – меньше 100 пунктов).

По-прежнему, большинство россиян полагает, что их личное финансовое положение «не изменилось за последние 12 месяцев». Из позитивных новостей — на 6 пунктов (до 23%) уменьшилась доля отметивших ухудшение материального положения.

Готовность совершать крупные покупки для дома — одна из составляющих общего Индекса потребительских настроений – с некоторыми флуктуациями держится в зеленой зоне преобладания положительных оценок с февраля 2018 года. Так, после небольшого снижения на 4 пункта весной 2019 года в ноябре 2019 года этот частный Индекс вновь вырос, до 105 пунктов. Конечно, эти показатели очень далеки до готовности тратить, которые компания GfK фиксировала в 2011-2013 года. Тогда Индекс «Готовность покупать» достигал 124 пункта.

В ходе исследования потребительских настроений, GfK также изучает готовность делать сбережения. Это показатель все еще остается в красной зоне (Индекс меньше 100 пунктов).

На уровне регионов наблюдается заметный разброс в потребительских настроениях. Так, по итогам 2019 года (среднее по всех замеров Индекса потребительских настроений за год), в число регионов с преобладанием оптимистичных настроений входят Москва и Северо-Кавказский регион. Среди жителей Южного федерального округа, Сибири и Дальнего Востока, доля негативных оценок по-прежнему превышает позитивные.

Об Индексе потребительских настроений

Индекс потребительских настроений основывается на результатах опроса по общенациональной выборке (2100 респондентов), репрезентирующей мнение взрослого (старше 16 лет) населения страны в городской и сельской России. Респонденты отвечают на вопросы, касающиеся текущего материального положения семьи и ожиданий его изменения, перспектив развития экономики страны, готовности делать крупные покупки. Общий Индекс потребительских настроений складывается из показателей частных индексов (материальное состояние, состояние экономики, готовность покупать) и рассчитан как разница между положительными и отрицательными ответами. Максимальный показатель – 200 пунктов, 100 пунктов – «водораздел» между пессимистичными и оптимистичными настроениями. Если показатели Индекса выше 100, значит настроения оцениваются как оптимистичные, если ниже – как пессимистичные.

Источник

Аналитика: Индексы потребительских настроений в России

По данным Всероссийского опроса GfK, Индекс потребительских настроений в 4 квартале 2019 года составил 99 пунктов, что на 3 пункта выше, чем в начале 2019 года, однако, по-прежнему остается в красной зоне негативных оценок (Индекс – меньше 100 пунктов).

По-прежнему, большинство россиян полагает, что их личное финансовое положение «не изменилось за последние 12 месяцев». Из позитивных новостей — на 6 пунктов (до 23%) уменьшилась доля отметивших ухудшение материального положения.

Готовность совершать крупные покупки для дома — одна из составляющих общего Индекса потребительских настроений – с некоторыми флуктуациями держится в зеленой зоне преобладания положительных оценок с февраля 2018 года. Так, после небольшого снижения на 4 пункта весной 2019 года в ноябре 2019 года этот частный Индекс вновь вырос, до 105 пунктов. Конечно, эти показатели очень далеки до готовности тратить, которые компания GfK фиксировала в 2011-2013 года. Тогда Индекс «Готовность покупать» достигал 124 пункта.

В ходе исследования потребительских настроений, GfK также изучает готовность делать сбережения. Это показатель все еще остается в красной зоне (Индекс меньше 100 пунктов).

На уровне регионов наблюдается заметный разброс в потребительских настроениях. Так, по итогам 2019 года (среднее по всех замеров Индекса потребительских настроений за год), в число регионов с преобладанием оптимистичных настроений входят Москва и Северо-Кавказский регион. Среди жителей Южного федерального округа, Сибири и Дальнего Востока, доля негативных оценок по-прежнему превышает позитивные.

Об Индексе потребительских настроений

Индекс потребительских настроений основывается на результатах опроса по общенациональной выборке (2100 респондентов), репрезентирующей мнение взрослого (старше 16 лет) населения страны в городской и сельской России. Респонденты отвечают на вопросы, касающиеся текущего материального положения семьи и ожиданий его изменения, перспектив развития экономики страны, готовности делать крупные покупки. Общий Индекс потребительских настроений складывается из показателей частных индексов (материальное состояние, состояние экономики, готовность покупать) и рассчитан как разница между положительными и отрицательными ответами. Максимальный показатель – 200 пунктов, 100 пунктов – «водораздел» между пессимистичными и оптимистичными настроениями. Если показатели Индекса выше 100, значит настроения оцениваются как оптимистичные, если ниже – как пессимистичные.

Источник

Читайте также:  Нравится это чувство или нет
Оцените статью