Имеют ли чувства цвета

Цвет наших эмоций

У каждого нашего чувства, у каждой эмоции есть свой цвет.

Грусть любит наряжаться в серые одежды,

синий — символ интереса («шла машина тёмным лесом за каким-то интересом» — легко догадаться, какого цвета была машина),

зелёный и жёлтый — удивление,

красный — радость и гнев,

коричневый — отвращение, чёрный — цвет фобий.

Определить цвет нашей главной эмоции просто. Эмоциональность проявляется в любой ситуации.

Даже в таких мелочах, как покупка вишнёвого пирога.

Тест на определение типа характера по цветам

Предположим, вы купили такой пирог, а дома обнаружили, что вишен внутри нет. Какой будет ваша реакция?

1. Шутник этот кондитер. Представляю, как он сейчас веселится. Ладно, съем завтра на завтрак. С маслом.

2. Хорошо, что чек сохранился. Надо немедленно пойти в магазин и во всём разобраться.

3. Вечно мне не везёт! Что теперь делать? Как быть? Или не быть? Кто виноват? Пусть подавится своими вишнями!

4. Сейчас я им объясню, как надо правильно пироги печь! Они у меня на всю жизнь этот случай запомнят! Надо потребовать, чтобы ещё и моральный вред компенсировали!

5. Вот досада! Но не расстраиваться же из-за пирога? Что-нибудь придумаю: птичкам в парке скормлю.

6. И почему только люди так безобразно относятся к своей работе? Хотя неизвестно, почему так получилось. Может, кондитер — новичок или у него какие-то проблемы были.

7. Пирог без начинки — это очень символично. Вот так ведь и в жизни бывает. Настраиваешься на одно, а получаешь совсем другое.

8. Есть, наверное, контролирующие организации, которые должны с такими вопросами разбираться. Нельзя допустить, чтобы халатность сошла этим халтурщикам с рук.

Итак, если вы выбрали цифру:

1 — Эмоции желтого цвета

Присущи весёлым, радостным людям, которые легко относятся ко всему. Конечно, они могут испытывать негативные чувства — злость, ревность и т.д., но недолго, поверхностно.

Если такая женщина обижена на партнёра, то для него это очевидно.

Она не может уснуть, плачет и говорит, что никогда ещё не испытывала такого разочарования. Загладить вину невозможно: никакие слова не помогут.

Зато наутро женщина с ведущей эмоцией жёлтого цвета просыпается как ни в чём не бывало. Разочарование? Какое разочарование? Мир прекрасен, и ты, дорогой, просто чудо. Одни называют таких людей «солнышками».

Другие считают непоследовательными, несерьезными, особенно раздражает стремление «солнышка» светить всем.

Гармоничные варианты: синий (он выдерживает перепады настроения, а сам получает недостающую лёгкость), фиолетовый (уравновешивает жёлтый глубоким отношением к жизни). А вот жёлтый с жёлтым — не лучшее сочетание: так ярко, что слепит.

2. Эмоции красного цвета

Это энергия, жажда жизни и деятельности, оптимизм. «Красного» человека легко узнать по высоко поднятой голове, быстрой походке, живой мимике и активной речи. Он почти всегда бодр и весел. Никогда не обижается: обида — не его эмоция. Если кто-то ему мешает, строит козни, может стать агрессивным.

Женщина с ведущей эмоцией красного цвета, обнаружившая связь мужа на стороне, не будет плакать, жаловаться, винить себя. Она развернёт такую деятельность, что чертям тошно станет, а не только мужу и его любовнице.

От красного цвета, особенно, если его слишком много, можно устать. Это нужно учитывать и хотя бы иногда немного отходить в тень.

Гармоничные варианты: очень хорош серый (он забирает лишнюю энергию и придаёт чувство значимости), голубой, охлаждающий и уравновешивающий. Для дружеского общения подходит жизнерадостный жёлтый — с ним всегда весело. Коричневый и фиолетовый раздражают чрезмерной основательностью, синий — выводит из себя своим спокойствием.

3. серого цвета

С одной стороны, в этом цвете заложено много качеств, с другой, — все они очень слабы. Людям такого типа не хватает энергии.

Они с детства быстро утомляются и проявляют склонность к спокойным занятиям.

Серый не очень доволен своей жизнью, с завистью смотрит на другие цвета. Но не чувствует в себе сил что-то изменить. Он больше настроен на избегание неудач, чем на победу. Например, женщина такого типа готова мириться с партнёром, всё достоинство которого в том, что он не пьёт, то есть без явных недостатков.

Гармоничные варианты: все, кроме такого же серого, потому что у любого другого цвета энергии больше. Но проблема в том, что этот скромный тон редко выбирают представители ярких оттенков. Разве что красный, и то потому, что нуждается в человеке, который бы терпел его напор и агрессию. Чтобы заряжаться энергией, женщинам с ведущей эмоцией серого цвета надо больше общаться с разными людьми, почаще бывать в их окружении.

Читайте также:  Не эмоциональные люди скучные
4. синего цвета

Люди такого склада спокойны, постоянны, воспринимают жизнь как соблюдение правил, традиций: «Так должно быть», «Так правильно», «Все так делают». Ко всему они подходят обдуманно и серьёзно, без суеты.

Женщина с подобным характером может годами жить с партнёром, который ей чужд и даже неприятен, просто потому, что она когда-то вышла за него замуж, и, значит, так тому и быть.

При этом нельзя сказать, что она мучается: просто сосредотачивается на воспитании детей, решении бытовых проблем. Упорядоченность, стабильность — сами по себе для неё удовольствие, ценность.

Гармоничные варианты: жёлтый (но больше для дружбы) и синий. Это редкий случай, когда два одинаковых «по цвету» человека прекрасно уживаются. В других цветах для синего слишком много противоречий или слишком мало позитива.

5. голубого цвета

Человек с эмоциями цвета воздуха и морской волны бывает так же летуч, неуловим и непостоянен. У него обычно тихий голос, лёгкая походка, мягкие волосы и слегка отстранённый взгляд. В целом он создаёт приятное впечатление у окружающих, но некоторые склонны считать его странным. Сегодня весело рассказывает анекдоты, всех смешит, завтра молчит, грустно смотрит в окно.

Женщины такого типа обычно не конфликтные. Они не любят выяснять отношения — это слишком тяжёлая для них процедура. И обиду тоже не таят: не нравится им эта эмоция. Но отношение к обидевшему человеку изменится. Его просто как бы не будет в их жизни, во всяком случае такого, как раньше. Близкие, несмотря на непрактичное отношение к жизни женщин с ведущей эмоцией голубого цвета, ценят их за лёгкость и согласны сами заниматься «земными» проблемами.

Гармоничные варианты: красный (обоюдная тяга), зелёный (даёт чувство уверенности, стабильности, но при этом не ограничивает). Фиолетовый интересен своей глубиной, но долгое общение с ним обременительно. Жёлтый нравится, но кажется простоватым. Любые тёмные цвета подавляют энергию голубого, их лучше избегать.

6. Эмоции зеленого цвета

Люди с ведущей эмоцией этого цвета умеренны во всем.

Обычно они ведут правильный образ жизни и очень этим гордятся.

Стремятся к лидерству в отношениях, могут критиковать и даже пытаться исправить тех, кто, по их мнению, делает что-то неправильно.

Из-за такой тяги к совершенству у них с окружающими бывают конфликты.

Гармоничные варианты: голубой (он спокойно относится к нравоучениям), серый (ему нравится быть под контролем).

Представители других цветов или не нуждаются в руководстве, или тяжелы на подъём.

Сочетание зелёного с фиолетовым приводит к полному непониманию в паре.

7. фиолетового цвета

Люди с эмоциями цвета сумерек глубоко переживают все события, но не выносят чувства на поверхность. Они живут своими ощущениями и размышлениями. Выглядят загадочными, иногда даже странными. Часто вспоминают прошлое, много мечтают в одиночестве, отрываясь от реальности. Это занятие увлекает их больше всего. Они способны молчать часами, не испытывая никакого дискомфорта. Естественно, что это может вызывать претензии у окружающих.

Гармоничные варианты: голубой (хорошо понимают друг друга), жёлтый (он способен расшевелить, показать прелести реальной жизни). Зелёный, синий, красный будут препятствовать стремлению к уединению. Серый и коричневый портят настроение своим пессимизмом.

8. коричневого цвета

Они характерны для людей принципиальных, основательных, серьёзных, воспринимающих всё в категории «плохо-хорошо». Они не злопамятны, просто считают, что за дурные поступки должно последовать наказание.

Женщина годами может помнить обиды и при каждом удобном случае напоминать партнёру о его ошибках и проступках. Конечно, такое отношение мало кто выдержит.

Гармоничные варианты: красный (энергия равной силы, хоть и разной направленности), зелёный — у этих цветов одинаковое представление о правильном — неправильном. С остальными коричневый может вступать в диссонанс.

Читайте цветные статьи в журнале:

Каждая статья откроется в новом окне.

Эдуард Асадов.

очень романтичный поэт, необычайно популярный среди женщин в 50-70-е годы прошлого столетия писал:

Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,
Когда они в душах кипят и зреют?
Не знаю, смешно это или нет,
Но часто мне кажется, что имеют.

Когда засмеются в душе подчас
Трели, по-вешнему соловьиные,
От дружеской встречи, улыбок, фраз,
То чувства, наверно, пылают в нас
Небесного цвета: синие-синие.

А если вдруг ревность сощурит взгляд
Иль гнев опалит грозовым рассветом,
То чувства, наверное, в нас горят
Цветом пожара — багряным цветом.

Когда ж захлестнёт тебя вдруг тоска,
Да так, что вздохнуть невозможно даже,
Тоска эта будет, как дым, горька,
А цветом тёмная, словно сажа.

Если же сердце хмельным-хмельно,
Счастье, какое ж оно, какое?
Мне кажется, счастье как луч. Оно
Жаркое, солнечно-золотое!

Назвать даже попросту не берусь
Все их — от ласки до горьких встрясок.
Наверное, сколько на свете чувств,
Столько цветов на земле и красок.

Читайте также:  Время как мы чувствуем эмоции

Судьба моя! Нам ли с тобой не знать,
Что я под вьюгами не шатаюсь.
Ты можешь любые мне чувства дать,
Я все их готов, не моргнув, принять
И даже чёрных не испугаюсь.

Но если ты даже и повелишь,
Одно, хоть убей, я отвергну! Это
Чувства, крохотные, как мышь,
Ничтожно-серого цвета!

Ваша Милена Апт, Libelle, Стрекоза.

Источник

Цвет и психика: Связь цвета и мышления

Цвет и эмоции человека

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Почему это так?

Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Филогенетически ощущения и чувства неразрывно связаны между собой. Для ряда модальностей, особенно интерорецептивных (органических), характерно, по выражению Вундта, почти «совершенное поглощение чувством» всех остальных частей ощущения. В первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия.

Воздействие раздражителя вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Можно сказать, что ощущение «пристрастно». Психика человека преимущественно ориентирована на внешнюю реальность. Экстерорецептивные ощущения в отличие от интерорецептивных, имея четкую предметную отнесенность (особенно в зрительной и слуховой модальностях), а также в силу своего большего количественного и качественного разнообразия, оказываются более адекватными для воплощения всего многообразия чувств и настроений человека, как это отмечает Вундт.

Проведя анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных процессов, Вундт указывает на различие физических основ эмоциогенного действия цветов и звуков. Пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие от временной сукцессивности слуховых компонентов дает первым определенное преимущество за счет своей пространственной стабильности и симультанной данности. Поэтому цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека.

Л.М. Веккер (1981) считает описание Вундтом различных цветовых характеристик соответствующих эмоциональных состояний предвосхищающим все дальнейшее развитие приемов цветового тестирования эмоций, а применение цветовых методик изучения эмоциональной сферы человека имеющим большие возможности, чем звуковысотных. Вторым существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.

Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л.А. Шварц подтверждают положение Вундта об органической связи ощущений и эмоций.

Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные».

В работе В.Н. Ворсобина и В.Н. Жидкина (1980) изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. В случаях переживания детьми эмоций радости значимо по сравнению с фоновыми выборами увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось — зеленого и голубого (анализ проводился по цветовым сочетаниям). При переживании эмоции страха дети достоверно реже предпочитали сочетание красный-синий-фиолетовый, а чаще — зеленый-голубой. Авторы работы приходят к выводу, что отношение у детей данного возраста к красному цвету достаточно специфично для дифференциации эмоций радости и страха. По их мнению, метод выбора цветовых сочетаний несет большую информацию об эмоциональных состояниях, чем выборы отдельных цветов.

Читайте также:  Люди пережившие депрессию что помогло

Результаты этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства, а, следовательно, утверждаемая рядом исследователей ведущая роль фактора научения в образовании цветоэмоциональных связей не может быть принята. Что же касается эмоционально-эстетического отношения к цвету, то, как указывает В.С. Мухина, обучение ребенка устойчивым, предметным ассоциациям цветов, как правило, приводит к стереотипному, косному восприятию красок, снижает способность непосредственно чувствовать цвет. Ядро цветоэмоциональных значений является принципиально схожим у детей и взрослых.

Изучалась возможность диагносцирования эмоциональных состояний испытуемых методом цветовых предпочтений (тест Люшера). В целях верификации результатов, эмоциональные состояния вызывались у испытуемых с помощью гипнотического внушения. Находясь во внушенном состоянии «радости», испытуемые чаще всего предпочитали красный и желтый, а отвергали коричневый и черный. Внушение «чувства вины» вызвало предпочтение серого и синего цвета, а красный и желтый, наоборот, отодвинулись в конец цветового ряда.

А.М. Эткинд (1979; 1980-85) провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых. В первой работе (1979) изучалось сопряжение 8-ми цветов теста М. Люшера с 9 основными эмоциями по К. Изарду (1980). В таблице 2.4.1. представлены частоты ассоциаций цветов (в %) с эмоциональными факторами Изарда (в каждый фактор включено по три отдельных эмоции).

Таблица 2.4.1.

Цвет Эмоции
Интерес Радость Удив.* Грусть Гнев Отвр.* Стыд Страх Утом.*
Серый 6 4 2 27 1 15 18 12 53
Синий 27 4 2 27 5 7 13 15 8
Зелен. 26 10 26 13 8 7 19 8 7
Красн. 16 52 23 4 55 4 4 17 2
Желт. 20 24 56 1 9 19 12 15 1
Фиолет. 5 12 14 12 6 22 16 7 12
Корич. 10 8 3 14 4 27 17 3 23
Черный 10 2 2 22 38 18 13 43 24

*Удив. — удивление, Отвр. — отвращение, Утом. — утомление. Наблюдаемая частота цветоэмоциональных ассоциаций достоверно отличалась от случайного распределения по данным Х 2 . Для всей матрицы его значение составило 716 (р

Психофизические характеристики цвета Параметры эмоций
Цветовой тон Направленность
Красный Активная
Зеленый Нейтральная
Синий Пассивная
Светлота Валентность
Светлый Положительная
Темный Отрицательная
Насыщенность Сила
Насыщенный Интенсивная
Ненасыщенный Слабая

Светло-синий — синий, светлый, малонасыщенный. Эмоциональные параметры — пассивный, положительный, слабый. Быть, по настоящему, «веселым», «радостным» голубому мешает его пассивность. Он выражает чувство дружелюбного нейтралитета, легко переходящее в равнодушие и безразличие (см. В. Кандинский).

Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой — психофизиологической организацией человека. Из этого с необходимостью следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах — темпераменте, характере и личности. Косвенно, на данную проблему выходили многие исследователи, изучавшие взаимосвязь цвета и эмоций.

Цвет и характер

Разнообразие теоретико-методических подходов в изучении индивидуальных и типологических особенностей человека значительно затрудняет продуктивное сравнение результатов, полученных при исследовании взаимосвязей между отношением к цвету и характером. В настоящем разделе мы используем понятие «характер» достаточно условно — как обозначение устойчивых паттернов внешних (поведенческих) проявлений и их внутренних (психических) условий. Мы специально не будем дифференцировать понятия темперамент, характер, личность, поскольку в различных психологических школах им дается самая различная трактовка, а также потому, что для нас сейчас не столь важно, какая из перечисленных инстанций оказывает большее влияние на отношение субъекта к цвету, а важно установить, что подобное влияние вообще существует.

Одним из немногих обще употребляемых в психологии понятий, относящихся к сфере характера, является введенное К. Юнгом понятие «экстраверсии-интроверсии», хотя следует признать, что его значение различными психологами трактуется не всегда однозначно. Так Г. Айзенк, создатель известного личностного опросника, понимает экстраверсию — интроверсию как, прежде всего, ряд врожденных психофизиологических свойств человека и соотвествующих им характеристик поведения, абстрагируясь от того психологического содержания, которое вложил в это понятие К. Юнг. По данным Айзенка (1941) люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах (экcтравертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам.

Л.П. Урванцев сообщает о наличии зависимости между цветовыми предпочтениями и факторами «экстраверсии» и «нейротизма» по Айзенку. Испытуемые с высокими показателями нейротизма лишь небольшое число цветов оценивают нейтрально. Количество предпочитаемых цветов у интровертов в два раза меньше, чем у экстравертов. Последние чаще выбирают оттенки красного и желтого и реже — синего и зеленого. . В исследовании корреляции между цветовыми предпочтениями (по тесту Люшера) и факторами опросника Айзенка выявлено не было.

В нашей работе (1983) удалось выявить определенную связь между цветовыми выборами по тесту М. Люшера и значениями факторов экстраверсии и нейротизма. На выборке в 100 испытуемых (студенты) получена прямая корреляционная зависимость между предпочтением красного цвета и уровнем экстраверсии (R = 0.404; Р 1

Источник

Оцените статью