Конспект урока по русскому языку по теме «Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу» (2 класс)
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:
«Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу»
Новикова Дарья Игоревна, учитель начальных классов,
МАОУ «Средняя школа с. Песь» Хвойнинского района
Учебно-методический комплект «Школа России»
Русский язык 2 класс, стр. 90 — 91. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Цели: обучающийся умеет:
— подбирать к именам существительным имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу;
— устанавливать связь между существительным и прилагательным;
— оценивать качество и уровень усвоения материала.
Оборудование и материалы:
Конспект урока, учебник по русскому языку для 2 класса, предметные картинки, карточки со словами и с заданиями.
1. Постановка учебной задачи.
— Долгожданный дан звонок
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Д.: З_вод – р_бочий
— Ребята, какие слова записаны на доске? (словарные).
— Почему этот словарные слова?
— Кто догадался, какое новое словарное слово мы сегодня изучим?
(Подсказка: на какой вопрос отвечают слова в первой колонке? (что?); во второй колонке? (кто?). На заводе кто? – (рабочий); в классе кто? – (ученик); а в ракете кто? – (космонавт).)
— Обратите внимание, как пишется слово. Хором произнесём его, три – четыре.
— На какой слог падает ударение? (Ударение падает на третий слог).
— Мы можем проверить первую безударную гласную букву? (Проверочное слово К Ó СМОС).
— А вторую безударную гласную? (нет, её нужно запомнить).
— Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, подчеркните их, расставьте ударения.
Один из учеников выполняет задание на доске.
Проверяем выполнение задания, при необходимости исправляем ошибки.
— Какой части речи эти слова? (показываю слова на доске) (Имена существительные).
— Докажите. (Обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что? )
— Какие существительные отвечают на вопрос кто? (Люди, животные). А какие существительные отвечают на вопрос что? (Все остальные).
— Ребята, какая может быть ракета? (Быстрая, новая, …).
— Слова какой части речи отвечают на вопросы какой? какая? какое? (Имена прилагательные).
— Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета).
— Расскажите правило: что такое имя прилагательное? (стр.86 правило).
Д.: предметные картинки; карточки со словами
— Ребята, какой части речи эти слова? (показываю на карточки со словами) (Имя прилагательное).
— Докажите, что это имена прилагательные. (Отвечают на вопросы какой? какая? , обозначают признаки предметов).
— Посмотрите на картинки. Кто изображён на них? (Заяц, лев, черепаха, гепард, рыба, сорока). Подберём к ним прилагательные из предложенных.
Ученики подбирают к животным нужные прилагательные: заяц трусливый – лев храбрый, черепаха медленная – гепард быстрый, рыба немая – сорока болтливая.
— Трусливый – храбрый, медленная – быстрый, немая – болтливая, – что вы можете сказать об этих парах прилагательных? (Эти прилагательные противоположные по смыслу).
— Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? Давайте сформулируем задачи на сегодняшний урок. (Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать имена прилагательные противоположные по смыслу).
2. «Открытие» детьми нового знания.
1) Работа по теме урока.
— Какой вывод можно сделать на основе выполненного нами задания? (Вывод: имена прилагательные могут быть противоположными по смыслу).
— Докажем ещё раз наш вывод. Подберите противоположное по смыслу имя прилагательное к слову «добрый». (Злой).
— Следующее задание: зимой день, какой? (холодный, морозный), а летом день … (жаркий, теплый). Если зимой день короткий, то летом день, какой? (длинный). К слову «день» можно подобрать разные прилагательные противоположные по смыслу.
— Скажите, а как в русском языке называются слова противоположные по значению? (Антонимы).
— Правильно! Это антонимы. А какие слова ещё есть в русском языке? (Синонимы – близкие по значению слова).
— А как вы думаете, а есть ли среди прилагательных синонимы?
— Попробуйте подобрать к слову «твёрдый» имена прилагательные близкие по значению. (Жесткий, крепкий, прочный).
— Какой вывод можно ещё сделать? (Вывод: имена прилагательные бывают близкие по значению).
— Закрепим наш вывод. Подберите к слову «добрый» прилагательные близкие по значению. Например, охарактеризуйте маму. Какая мама? Добрая, ещё какая? (Ласковая, заботливая, сердечная).
— Обобщим получившиеся выводы. (Имена прилагательные могут быть близкими и противоположными по значению, смыслу).
— Уточним поставленную цель урока. (Сегодня на уроке мы учимся подбирать близкие и противоположные по значению имена прилагательные).
3. Первичное закрепление (с комментированием).
— Выполним упражнение 155 на странице 90.
— Какие подходящие по смыслу имена прилагательные пропущены в каждом предложении?
1. Муравей маленький, а слон большой . 2. Уголь чёрный, а снег белый . 3. Дорога широкая, а тропинка узкая . 4. Перец горький, а сахар сладкий .
— Найдите в каждом предложении прилагательные. Какие они по значению? (Маленький – большой, чёрный – белый, широкая – узкая, горький – сладкий. Эти имена прилагательные противоположные по смыслу).
— Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях? (Они употреблены для того, чтобы сравнить предметы или явления).
— По какому признаку сравниваются предметы в каждом предложении? (По размеру, по цвету, по вкусу).
— Выполните письменное задание к этому упражнению: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу имена прилагательные.
Проверка задания по образцу на доске (или слайде).
4. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
На доске записаны разные имена прилагательные:
Светлый, добрый, лёгкий, злой, высокий, тёмный, низкий, горячий, трудный, холодный.
— Прочитайте имена прилагательные. Найдите среди них противоположные по смыслу (антонимы) и запишите их парами.
— Проверьте правильность выполнения задания по образцу.
Светлый – тёмный, добрый – злой, лёгкий – трудный, высокий – низкий, горячий – холодный.
— Оцените свою работу по критериям: всё верно сделал, все 5 пар записал верно — «5», допустил 1-2 ошибки, не правильно записал 1-2 пары — «4», 3-4 ошибки — «3». Поднимите руки те, кто выполнил всё верно. Кто допустил 1-2 ошибки, а кто 3-4 ошибки.
Учащиеся поднимают руки.
— Молодцы! А если что-то не получилось, не расстраивайтесь, на ошибках учатся, обязательно во всем разберёмся, и у вас всё получится!
5. Включение в систему знаний и повторение.
— Сыграем в игру «Да, нет». Я вам буду читать утверждения, вы внимательно их слушаете. Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если не согласны – «-».
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какие?
2. Имя прилагательное обозначает предмет.
3. Твёрдый – мягкий — это прилагательные синонимы.
4. К прилагательному смелый противоположным по значению будет слово трусливый .
5. К прилагательному храбрый близким по значению будет слово отважный .
— Проверяем. Обмениваемся тетрадями.
Взаимопроверка. По ходу проверки объясняем правильные ответы.
— Оцените друг друга. Если все ответы правильные – 5 баллов, 4 правильных ответа – 4 балла, 3 ответа – 3 балла, 2 и менее ответов – 2 балла.
— Выполним следующее задание на карточке. Внимательно прочитайте все задания и выберете тот уровень, который вам по силам.
Разноуровневая самостоятельная работа на карточках.
Подбери к данным прилагательным противоположные по значению и запиши их парами.
Замени прилагательные синонимами (близкими по значению). Выбери нужные прилагательные из списка.
Грустный мальчик, мудрый человек, знойный день, красное платье, душистое мыло, увлекательный мультфильм, мокрый платок, большой сюрприз.
(Печальный, ароматное, дождливый, влажный, умный, алое, жаркий, интересный, огромный, красивое).
Учащиеся выбирают задание. Выполняют его.
Проверка по образцу. Оценивают работу в бальной системе по критериям (для каждого уровня свои критерии).
Образец с критериями оценивания.
Подбери к данным прилагательным противоположные по значению и запиши их парами.
толстый — тонкий здоровый — больной
грустный — весёлый мокрый — сухой
кривой — прямой быстрый – медленный
5 б. – всё правильно
4 б. – допустил 1-2 ошибки
3 б. – допустил 3-4 ошибки
2 б. – допустил 5 и больше ошибок
Замени прилагательные синонимами (близкими по значению). Выбери нужные прилагательные из списка.
Грустный мальчик – печальный мальчик, мудрый человек – умный человек, знойный день – жаркий день, красное платье – алое платье, душистое мыло – ароматное мыло, увлекательный мультфильм – интересный мультфильм, мокрый платок – влажный платок, большой сюрприз – огромный сюрприз.
(Печальный, ароматное, дождливый, влажный, умный, алое, жаркий, интересный, огромный, красивое).
5 б. – всё правильно
4 б. – допустил 1-2 ошибки
3 б. – допустил 3-4 ошибки
2 б. – допустил 5 и больше ошибок
6. Рефлексия учебной деятельности
— Подведём итоги. Какие задачи поставили сегодня на урок?
— Достигли ли мы их? Что удалось вам сегодня на уроке? Что не удалось?
Источник
Урок русского языка по теме»Прилагательные близкие и противоположные по значению» (2 класс)
Открытый урок по теме:
«Прилагательные близкие и противоположные по значению». 2 «б» класс.
Учитель: Генце В.А.
ЦЕЛЬ: — познакомить с прилагательными близкими и противоположными по значению;
— развивать умения распознавать и правильно употреблять имена прилагательные;
Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;
Формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;
Совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;
Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
5. Развивать самоконтроль, мышление, речь.
6. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, совершенствовать умения работы в коллективе.
7.Формировать интерес к изучению русского языка; прививать потребность в совершении добрых поступков.
7. Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз, вести контроль над позой учащихся во время работы за партой.
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:
-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);
— личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);
— коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, учатся учитывать позицию собеседника);
-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль).
Тип урока. Изучение нового материала.
Форма проведения: Урок с использованием информационных, проблемных, игровых, развивающих технологий.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки-задания, сигнальные карточки для рефлексии, мяч, фишки – смайлики, корзинку.
— Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
— Молодцы! Садитесь на свои места.
II. Проверка домашнего задания. Итог . (3 мин.)
Учитель: Проверим домашнее задание. Полина, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании? (Прочитать упр., ответить на вопросы. Списать последнее предложение, подчеркнуть им.прил. волнистой линией).
Учитель: — Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской — экраном:
— Какие слова помогли представить вам красоту цветка?
-К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
— В описании чего ещё встречаются эти слова? Назовите цвета радуги.
Итог. — Поднимите сигналы, пожалуйста, как выполнено домашнее задание? В домашнем задании нет ошибок! Молодцы! Отлично. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! ( фишки)
-Тетради организованно передайте на мой стол!
III . Минутка чистописания ( 3мин)
— Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем — с тыльной.
3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)
— Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 11 апреля, классная работа.
-Как пишем число? Какие орфограммы надо помнить, Паша?
— Работу над прилагательными мы продолжим на чистописании.
— Мы будем писать букву, которая находится в слове, которое вы должны отгадать.
«Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?». ( Весна- на доске)
— Что скажем об этом слове? (2 слога, 2-ой слог ударный, пбг-е, вёсны)
— Назовите его грамматические признаки ( сущ.нариц.неодуш.ед.ч.).
— Буква, которую мы будем писать, в этом слове обозначает согласный парный мягкий звук.
— Какая это буква? ( В)
-Из каких элементов состоит эта буква? (смотрят на «Алфавит»).
— В каких буквах встречается этот элемент? (К, Ю)
— Дайте характеристику этим буквам. (К – согл. парн. глух звук.. тв. мяг., Ю – обознач. глас. 2 зв (ЙУ)- в нач. сл. после глас. и ь зн. и 1 зв.»У» после мяг. согл.)
-Запишем в тетрадях красиво первые три строчки.
-Подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились.
-Найдите предложение о весне?
-Какое задание можно придумать к этому предложению? (Прочитать, списать, подчеркнуть прил, найти орфограммы, дописать прил.).
— Выполняйте. ( пишут в листах по чистописанию ).
-Какую роль выполняют здесь прилагательные?
— Какое прилагательное дописали?
— Какой вы представляете весну? Мы её рисовали. Девочка – Веснянка .(показ на доске).
— Она пришла свами поиграть и поработать на уроке.
— Какой представляли её поэты? Вспомните строчки из стихов.
IV . Самоопределение к деятельности.
-Веснянка придумала вам ещё одно задание к этому предложению.
— Разделите прилагательные на 2 группы по формуле: 4сл.+ 2сл .( на доске)
(если дети затрудняются предложить им выбрать прилагательные, обозначающие конкретные цвета: голубой и лазурный ).
-Что можно сказать о значении этих прилагательных?
-Как называются такие слова?
Синонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению. ( На доске)
— Какой вопрос можно задать по этой картинке?
-Как называется эта пара слов?
-Из каких частей речи состоит наше словосочетание?
Как сказать по-другому об этом клоуне? (радостный).
-Какие эти прилагательные по значению?
— А это какой клоун? (грустный клоун)
-Как сказать по — другому об этом клоуне? (Печальный).
-Какие эти прилагательные по значению?
-Для чего мы используем в речи синонимы? (для того, чтобы речь звучала красивее, не было повторов). (Если дети затрудняются, то учитель предлагает решить эту проблему сегодня на уроке.)
Слайд 7. -Что мы скажем об этих клоунах?
-О каких прилагательных идёт речь?
-Как называются слова противоположные по значению?
Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение .( На доске)
— Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».
— Для чего нужны антонимы в речи? (для сравнения предметов, для более ясного их описания, представления). (Если дети затрудняются, то учитель предлагает решить эту проблему сегодня на уроке.)
-Назовите тему урока :
«Прилагательные близкие и противоположные по значению». ( На доске )
— Ориентируясь на тему и опорные слова на доске, сформулируйте цель урока.
Слайд 9. Цель урока: ( На доске)
— Познакомиться с прилагательными близкими и противоположными по значению.
— Учиться находить их в тексте и подбирать синонимы и антонимы к существительным;
— Выяснить (решить проблему): ( На доске)
1.Для чего нужны эти прилагательные ? (они помогают описать предмет более точно, делают нашу речь яркой, выразительной, красивой, избегать повторов в речи).
2.Когда используются? (при сравнении 2-ух предметов, когда надо описать предмет более подробно)
3.Как использовать их в речи? (посмотреть, по каким признакам можно сравнить предмет, описать предмет—-назвать подходящие прилагательные——перечислить его признаки).
— Эта тема для вас новая или уже знакома? (Немного знакома, когда мы изучали имя существительное и глагол, мы встречались с понятиями антонимы и синонимы).
V . Работа по теме урока.
— Продолжаем знакомство с прил. близкими и противоположными по значению.
-Какое задание можно поставить к этим словам? (Прочитать. Укажите имена прилагательные, близкие данным по значению, подобрать сущ., запишите, выделить орфограммы).
Крошечный — хорошенький, слабый, маленький . (орфограммы – чн, ь)
Дождливый – ненастный , страшный, сильный. (пбг,нс)
Весёлый — громкий, радостный , ласковый. (пбг,нс)
Мудрый – умный , талантливый, хороший.
— Как называются эти имена прилагательные? ( Синонимы). ( фишки)
— Веснянка приглашает на лужайку поиграть.
— Ой, а на лужайке кто – то намусорил? Надо убрать мусор. Соберем его в корзинку.
— Можно мусорить на природе? (ответы детей).
— Вы ничего не заметили на мусоре? (на нём записаны слова)
-Это задание, которое вам приготовила Веснянка. Она знала, что вы ей поможете убрать лужайку и увидите эти слова.
— Что это за слова ? (прилагательные)
— Поиграем? Игра называется «Слово на ладошке».
«Я найду слова везде:
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в Слово!
— Назовите слова, близкие по смыслу слову : мудрый, смелый, скорый, большой, морозный, жаркий.
— Назовите слова, противоположные по смыслу слову : близкий, добрый, огромный, медленный, грустный, сильный.
2. Работа со словарями.
— Где можно найти слова близкие и противоположные по смыслу? (в специальных словарях) показ. (Дети подходят к полке со словарями в классе).
— В нашем учебнике, авторов В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого, в специальном словаре. С.140-141.
3. Работа по карточке.( в паре)
а)Задание: найти в словаре и записать в тетрадь синонимы с подходящими сущ По цвету: жёлтый, золотой (лист); зелёный, изумрудный (ковёр).
По настроению: грустный, печальный (день).
Внутренние качества человека (характер): добрый, сердечный (друг); чуткий, отзывчивый (товарищ).
б) Задание: найти в словаре и записать в тетрадь антонимы :
— Договорились, кто будет отвечать?
– Так слова, какой части речи уточняют имена прилагательные?(сущ.) ( фишки)
– Для чего нужны синонимы?( уточнять , описывать сущ.)
— Для чего ещё нужны эти прил. поможет выяснить следующее задание.
5. Послушайте текст (учитель читает текст о зайце).
«Нет более трусливого животного, чем заяц. Только вечером или ночью трусливый зверёк выходит из своего убежища. Много врагов у трусливого зайчишки».
— О чем текст? Каким назван заяц? (трусливым)
— Понравилось вам, как звучит текст? Всё ли вас устраивает?
— Какими другими словами можно охарактеризовать зайца?
— Назовите их (боязливый, робкий, несмелый).
— Замените в тексте. (дать текст детям)
«Нет более трусливого животного, чем заяц. Только вечером или ночью боязливый зверёк выходит из своего убежища. Много врагов у робкого зайчишки».
— Договорились, кто будет отвечать?
— Как озаглавим текст? (Робкий зайчишка.)
— Сделаем вывод, для чего нужны прилагательные близкие по значению?
Синонимы нужны для того чтобы не было повторов в тексте, чтоб речь звучала красивей, выразительней, интересней.
6. . Физминутка для глаз. ( Шары над доской).
— Разные, разные голубые, красные, жёлтые, зелёные воздушные шары.
Слайд 11. – Посмотрите на экран.
По вкусу : перец и мёд.
По ширине: реку и ручей.
По цвету: уголь и мел.
По весу: камень и пушинку.
По величине: орла и воробья .
По смелости: зайца и тигра.
— Придумайте задание. ( Сравнить предметы).
— По каким признакам будем сравнивать? (по вкусу, размеру, цвету, по ширине, по характеру).
— Сколько предметов надо сравнить? (два).
— Что будем использовать для сравнения? (прилагательные)
— Какие это будут прилагательные по значению? (противоположные).
— Сравниваем по очереди ( Паша – Полина).
Слайд 12. Незнайка выполнил так:
— Как надо сравнивать предметы?
— По разным признакам или по одному общему?
— Какое задание можно придумать к этим картинкам? (назовите прилагательные, определите какие это прилагательные по значению).
— По каким признакам будем сравнивать? (по вкусу, размеру, цвету, по ширине, по характеру).
— Сколько предметов надо сравнить? (два).
— Что будем использовать для сравнения? (прилагательные)
— Какие это будут прилагательные по значению? (противоположные).
— Сравниваем по очереди ( Паша – Полина).
— Чему мы сейчас учились? (использовать в речи антонимы).
— Как мы это делали? (рассматривали предметы, думали по какому признаку их можно сравнить, описывали их, с помощью подходящих по смыслу прилагательных, перечисляли признаки).
— Какая пара прилагательных не соответствует теме урока? ( гл. плачет – смеётся)
— Как надо сравнивать предметы?
— По разным признакам или по одному общему?
ВЫВОД: При сравнении 2-ух предметов используются имена прилагательные, которые обозначают признаки только по величине или по цвету, или по вкусу т. е. сравниваем по одному признаку.
Работа с учебником .(5мин.)
1. — Сравните с выводом в учебнике на стр.91. «Обратите внимание!»
— Что скажете? (выводы совпадают)
2. — Упр.155, с.90 (самостоятельное выполнение после разбора).
— Какое задание к упражнению составите?
— Договорились, кто будет отвечать?
— На какие орфограммы встретились слова? (фишки)
Закрепление изученного. ( физпауза)
1). «Собери пословицу». Работа в парах.
— Пройдемте на лужайку. Веснянка вам приготовила задание.
— Собрать пословицу из слов.
— Договоритесь, кто будет отвечать.
Проверка. Слайд 14. « Маленькое дело лучше большого безделья».
— Как понимаете пословицу?
— А теперь запишем эту пословицу, используя антонимы к каждому слову.
— Полина проговори её.
«Большое безделье хуже маленького дела». (Записывают).
— Найди слово, в котором букв больше, чем звуков (маленького). (фишки)
2). Творческая работа. (Дифференцированная работа).
1). — Какое задание можно поставить к тексту? (прочитать, найти прил., назвать орфограммы, списать, указать гл. члены, части речи, поставить вопросы, озаглавить и т.д.)
-Замените выделенные слова синонимами.(Полина)
— Возьмите тексты и замените прилагательные. (дать текст детям )
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.
Ответ детей : Сегодня прохладный пасмурный день. Стоит дождливая погода. По небу плывут тяжёлые тёмные тучи. Под ногами влажная земля.
2). Замените выделенные слова антонимами.(Паша)
Ответ детей : Сегодня тёплый солнечный день. Стоит ясная (хорошая) погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.
— Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился.
— Сравните тексты. Какой вам больше нравится?
— Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (помогают описать предмет, делают речь точной, яркой, выразительной).
— Что учились делать? (учились использовать в речи прилагательные близкие и противоположные по значению).
Вывод : Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. Имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и уточняют ее.
-Спишите 2 предложения из понравившегося текста.
— Во 2 предложении подчеркните главные члены и над словами укажите части речи.
3). Проверка правильности выполнения задания.
— Полина, зачитай, как выполнила задание. Паша? Молодцы . (фишки)
4). Тест ( физпауза): да + стоим, хлопаем, нет — приседаем.
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.
Имя прилагательное отвечает на вопросы: кто? что?
Антонимы – это слова, противоположные по значению.
Синонимы – это слова близкие по значению.
Горький — сладкий, высокий — низкий, большой — маленький. Это синонимы.
Храбрый, смелый, отважный. Это антонимы. (фишки)
IX. Д/з с.91 упр. 157. Даёт комментарий к домашнему заданию;
— Оцените свою работу и урок . ( дать листы детям)
У меня получилось…
— На «Лист самооценки» оцените урок и себя.
— О чём узнали на уроке?
— Что такое слова-синонимы?
— Что такое слова-антонимы?
— Закончите предложение: Прилагательные — это слова, которые обозначают … и отвечает на вопросы … .
— С какой целью употребляют в речи имена прилагательные?
— Как вы думаете, есть ли ещё что-то, чего вы ещё не знаете о прилагательных?
— Конечно, и на следующем уроке мы обязательно сделаем новое открытие.
— А пока, мы можем сказать спасибо именам прилагательным за то, что делают нашу речь яркой, выразительной, понятной.
XI . Итог урока. Оценки за урок . Слайд 18.
— Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята, Огромное вам,
За то, что упорно,
Нам всем пригодились!
— Мы говорили уже о том, что многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Вспомните стихотворения русских поэтов, которые мы изучали на уроках литературного чтения, и приведите примеры (Тютчев Ф.И., А. Плещеев, С. А Есенин и др.) (учащиеся приводят свои примеры, основываясь на личном опыте)
Источник