Ильин е п структура эмоциональности как свойства личности

Ильин е п структура эмоциональности как свойства личности

Евгений Павлович Ильин

Эмоции и чувства

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе; они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1971), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1966, 1976, 1981, 1987), Л. И. Куликова (1997), Г. М. Бреслава (1984, 2004). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Приступить к написанию этой книги меня побудили несколько обстоятельств, но главным образом то, что, обсуждая вопросы о воле (произвольном управлении) и мотивации (Е. П. Ильин, 2000 а, б[1]), я лишь мимоходом касался роли в этих процессах эмоций человека (при рассмотрении таких мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции). Разговор об эмоциях в этих книгах шел вскользь, мимоходом. Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую составляющую, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (З. Фрейд, 1894; В. К. Вилюнас, 1990; Б. И. Додонов, 1987; К. Изард, 1980; А. Н. Леонтьев, 1982; П. Фресс, 1975; Я. Рейковский, 1979; П. В. Симонов, и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А. М. Эткинд (1983) пишет: «…в обыденной жизни он (человек. – Å. È.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место… По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия “холодные” попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем “горячие” акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. 107).

Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг. Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Принимая решение о написании данной книги, я понимал, что столкнусь с большими трудностями, о которых писал еще швейцарский психолог Э. Клапаред (1928): «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности… Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (1984, с. 93). Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь в процессе написания этой книги. Я начал понимать скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например У. Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается “научной психологии” чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1991, с. 274). У. Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» (с. 273).

Читайте также:  Если постоянное чувство холода

Не случайно русский психолог Н. Н. Ланге писал в то время, что «чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли”. Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого… Причин этой общей “нелюбви” много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования, и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее участие, чем доныне» (1996, с. 255).

Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон (1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи (1934, 1941) писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться.

С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М. Мейера (1933), что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н. Н. Ланге – профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор заголовок статьи У. Джемса «Что такое эмоция?» остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций, без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж. Мандлер (1975) доказывает бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Б. Райм (1984) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет собой разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве «Human physiology» (1983) утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, приводящихся в отечественной литературе (Е. В. Левченко и А. Ю. Бергфельд, 1999). Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы.

Источник

Е. П. Ильин. Эмоции и чувства

Эмоции и чувства

Глава 1. Эмоциональное реагирование

Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования

Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций

Глава 4. Роль и функции эмоций

Глава 5. Классификация и свойства эмоций

Глава 6. Характеристика различных эмоций

Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний

Глава 8. Эмоциональные свойства человека

Глава 9. Понимание эмоций другого человека

Глава 10. Управление эмоциями

Глава 11. Общее представление о чувствах

Глава 12. Характеристика различных чувств

Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение

Глава 14. Эмоциональные типы

Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей

Глава 16. Возрастные и половые особенности

Глава 17. Патология и эмоции

Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека

Методики изучения эмоциональной сферы человека

Физиологические методики выявления эмоциональных состояний

Психологические методики изучения эмоциональных состояний

• Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»

• Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний

• Рисовально-символическая самооценка эмоциональных состояний

• Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя

• Тест «Тоска по нежности»

Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний

• Четырехмодальностный эмоциональный вопросник Л. А. Рабинович

• Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности

• Методика «Способны ли вы радоваться?»

Методики изучения эмоциональных отношений (чувств)

Читайте также:  Что может вызвать чувство вины

• Методика «Способны ли вы к привязанности?»

• Методика «Удовлетворенность своей жизнью»

• Тест «Удовлетворенность своей жизнью»

• Тест «Довольны ли вы собой?»

• Методика «Любите ли вы себя?»

• Методика «Счастливы ли вы?»

• Тест «Страстны ли вы?»

Методики изучения эмоциональных свойств личности

Методики изучения эмоциональных типов

• Методика «Тревожность студентов»

• Соревновательная личностная тревожность

• Методика «Оценка эмоциональности–монотонности преподавателя»

• Текстовая методика изучения эмпатийности у младших и средних школьников

• Методика оценки монотоноустойчивости личности

• Тест «Пессимист или оптимист»

• Методика изучения застенчивости

• Стэнфордский опросник застенчивости

• Методика изучения совестливости

• Тест «Ревнивы ли вы? – 1»

• Тест «Ревнивы ли вы? – 2»

Методики изучения эмоциональной экспрессии

• Вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ)

Оценка своих средств экспрессии

Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного поведения

• Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций

Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников

Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека

• Полимодальностный эмоциональный картиночный тест

• Методика The Facial Meaning Sensitive Test

• Оценка эмоционального выражения лиц по фотографии методом «выбора из списка»

Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности

Источник

Эмоции и чувства. Ильин Е.П.

СПб.: 2001 — 752 с. (Серия «Мастера психологии»)

Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нем уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут с успехом использоваться как в научных, так и практических целях.

Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических факультетов и вузов.

Размер: 7 , 35 Мб

Формат: doc / zip ( схемы есть, но нет фотографий)

Размер: 1 , 4 1 Мб

Скачать / Download файл

Оглавление:
Предисловие. 9
Глава 1. Эмоциональное реагирование 13
1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики. 13
1.2. Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну. 15
1.3. Виды эмоционального реагирования. 16
1.4. Компоненты эмоционального реагирования. 17
Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования. 18
Физиологический компонент эмоционального реагирования .. 20
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования. 23
1.5. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние.
1.6. Эмоциогенные ситуации. 36
1.7. Филогенетические аспекты эмоционального реагирования. 38
Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования 41
2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления. 41
Эмоциональный тон ощущений. 41
Эмоциональный тон впечатлений. 46
2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие. 48
Аффект. 52
Свойства эмоций. 54
2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент). 58
Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций 66
3.1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. 67
3.2. «Ассоциативная» теория В. Вундта. 67
3.3. «Периферическая» теория У. Джемса — Г. Ланге. 67
3.4. Теория У. Кеннона — П. Барда. 72
3.5. Психоаналитическая теория эмоций. 73
3.6. Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и ее модификация. 74
3.7. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина. 74
3.8. Фрустрационные теории эмоций. 75
3.9. Когнитивистские теории эмоций. 75
3.10. Информационная теория эмоций П. В. Симонова. 79
3.11. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.
3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций. 89
Глава 4. Роль и функции эмоций 99
4.1. Целесообразность эмоций. 99
4.2. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций. 100
4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью. 102
История вопроса. 102
Деструктивная роль эмоций. 118
4.4. Прикладная роль эмоций. 119
Коммуникативная роль эмоций. 119
Роль эмоций в когнитивных процессах и творчестве. 122
Роль эмоций в педагогическом процессе. 125
Оздоровительная роль эмоций. 128
Глава 5. Классификация и свойства эмоций 130
5.1. Причины разнообразия эмоций. 130
5.2. Различные подходы к классификации эмоций. 130
Глава 6. Характеристика различных эмоций 139
6.1. Эмоции ожидания и прогноза. 139
Волнение. 139
Тревога. 142
Страх. 147
Отчаяние. 159
6.2. Удовлетворение и радость. 160
Удовлетворение. 160
Радость. 161
6.3. Фрустрационные эмоции. 163
Обида. 165
Разочарование. 165
Досада. 165
Гнев. 165
Исступление. 169
Печаль. 169
Уныние. 171
Тоска и ностальгия. 172
Горе. 173
6.4. Коммуникативные эмоции. 176
Веселье. 176
Смущение. 176
Смятение. 179
Стыд. 179
Вина как отражение совести. 185
Презрение. 189
6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы. 190
Удивление. 191
Интерес. 195
Чувство юмора. 198
Эмоция догадки. 199
«Чувство» уверенности-неуверенности (сомнения). 200
Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний, возникающих в процессе деятельности 202
7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности). 202
7.2. Скука (состояние монотонии). 208
Факторы устойчивости к монотонности труда. 215
Меры борьбы с монотонией. 218
7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения). 219
7.4. Феномен «эмоционального выгорания». 221
Глава 8. Эмоциональные свойства человека 224
8.1. Эмоциональная возбудимость. 224
8.2. Эмоциональная глубина. 227
8.3. Эмоциональная ригидность-лабильность. 228
8.4. Эмоциональная устойчивость. 228
8.5. Экспрессивность. 233
8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека. 233
Глава 9. Понимание эмоций другого человека 241
9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности. 241
Эмоциональный интеллект. 242
Эмоциональная память. 244
Эмоциональный слух. 248
9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей. 250
9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей. 251
9.4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике. 254
9.5. Восприятие эмоционального состояния по речи. 257
9.6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии различных эмоций. 258
9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния другого человека..260
9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций. 264
9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека. 266
Глава 10. Управление эмоциями 267
10.1. Значение управления эмоциями. 267
10.2. Контроль выражения своих эмоций. 268
10.3. Вызов желательных эмоций. 270
10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний. 276
Глава 11. Общее представление о чувствах 282
11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция». 282
11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту (эмоциональная установка). 288
11.3. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств) . 292
11.4. Классификация чувств. 295
Глава 12. Характеристика различных чувств 297
12.1. Симпатия и антипатия. 297
12.2. Привязанность. 300
12.3. Дружба. 303
12.4. Влюбленность. 308
12.5. Любовь. 310
12.6. Враждебность. 316
12.7. Зависть. 318
12.8. Ревность. 322
12.9. Удовлетворенность. 328
12.10. Счастье. 331
12.11. Чувство гордости. 333
12.12. Псевдочувства. 335
Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение 338
13.1. Виды эмоционального поведения в общении. 338
13.2. Эмоциональные произвольные реакции (действия). 338
13.3. Гедонизм и аскетизм. 339
13.4. Фрустрационное поведение. 340
13.5. Горевание (скорбь). 348
13.6. Альтруизм как форма эмоционального поведения. 349
13.7. Предбрачное ухаживание. 351
Глава 14. Эмоциональные типы 352
14.1. Эмоциональность как тип темперамента (характера). 352
14.2. Модальностные профили (типы) эмоциональности. 355
14.3. Оптимисты- пессимисты. 357
14.4. Застенчивые. 358
14.5. Обидчивые и мстительные. 363
14.6. Сентиментальные. 365
14.7. Эмпатийные. 365
14.8. Тревожные. 370
14.9. Совестливые. 377
14.10. Любознательные. 377
Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий 378
15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов. 378
15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов. 383
15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников. 386
15.4. Особенности эмоциональной сферы телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов)..388
Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности 390
16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы .390
16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев. 393
16.3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста. 397
16.4. Эмоциональные особенности дошкольников. 398
16.5. Эмоциональная сфера младших школьников. 401
16.6. Эмоциональная сфера подростков. 403
16.7. Эмоциональная сфера старшеклассников (юношей). 404
16.8. Возрастные изменения различных проявлений эмоциональности 404
16.9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста. 406
16.10. Половые различия в эмоциональной сфере. 408
Глава 17. Патология и эмоции 415
17.1. Причины эмоциональных расстройств. 415
17.2. Патологические изменения эмоциональных свойств личности. 418
17.3. Извращение эмоциональных реакций. 419
17.4. Патологические эмоциональные состояния. 424
17.5. Патологическая застенчивость. 429
17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях. 430
17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья. 434
Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека 437
18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний. 437
18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека. 446
Приложение. 454
1. Научный терминологический словарь. 454
2. Бытовой терминологический словарь. 457
3. Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций. 481
4. Методики изучения эмоциональной сферы человека. 487
1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний. 487
2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний. 490
3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний. 524
4. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств) . 531
5. Методики изучения эмоциональных свойств личности. 539
6. Методики изучения эмоциональных типов. 552
7. Методики изучения эмоциональной экспрессии. 592
8. Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного поведения. 599
9. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников 617
10. Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека. 630
11. Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности. 651
Заключение.
Список литературы 669
Предметный указатель 740

Читайте также:  Как работать с эмоциями других людей

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источник

Оцените статью