- КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА картотека по логопедии (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Развитие чувства ритма у дошкольников на дистанционном обучении
- Использование ИКТ для формирования ритмического восприятия у дошкольников статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста»
КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека по логопедии (старшая группа)
Картотека
речевых игр и упражнений
на развитие чувства ритма
с использованием ИКТ
для детей старшего
дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rechevyh_igr_na_razvitie_chuvstva_ritma_avtosohranennyy.docx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития.
Формирование знаний об органах чувства в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста. Здоровье — это счастье! Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и.
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет.
Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. как будут усваиват.
В данной статье обощен опыт работы по развитию чувства цветовой гармонии у дошкольников в процессе декоративно- оформительской деятельности.
Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».Автор проекта: воспитатель Квитка Наталья Васильевна.Вид проекта.
Цвет является значимым свойством окружающего нас мира, но его нельзя выделить практическим путем, в ходе действия с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет невсегда напряму.
Источник
Развитие чувства ритма у дошкольников на дистанционном обучении
наталья татаренко
Развитие чувства ритма у дошкольников на дистанционном обучении
Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Развитие ритма считается одной из самых трудных
проблем в музыкальном воспитании детей.
Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога и
актуальная проблема музыкального воспитания.
Музыкальный ритм – это основа музыкальности.
Дети с проблемами ритмическоговосприятия не могут пропевать какие-либо звуки: многие не поют,а проговаривают: недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.
Главная задача в развитии чувства ритма: научить детей слышать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.
В работе над развитием чувства ритма развиваются слуховые способности, совершенствуется координация движений, мышление, двигательная память.
Каждый ребёнок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Основу занятий должен составлять синтез слова, музыки и движения. Это позволит преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма. Развивая чувство ритма, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, сознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально — ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Ритм (в переводе с греч. — соразмерность) — чередование
различных длительностей звуков в музыке.
Ритм — равномерное чередование сильных и слабых долей.
Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Развитие музыкально – ритмического чувства является неотъемлемой частью развития музыкальности детей.Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Помочь в решении непростой задачи помогло сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, при соблюдении санитарно-эпидемиологических правил.
Основная цель включения в музыкальную НОД с дошкольниками компьютерных технологий — это наглядность, разнообразие, удивление, необычность, современность. Благодаря включению ИКТ в занятие повышается познавательная активность детей, внимательность, эмоциональная отзывчивость, мотивация к узнаванию нового. Сочетание традиционных форм занятий и ИКТ позволяет детям получать информацию через разные каналы восприятия (т. е., они слышат, видят и двигаются). Музыкальная непосредственная образовательная деятельность, как известно, имеет своей целью развитие музыкальных способностей, которые тренируются многократным повторением.
Мультимедиа с успехом могут эти упражнения разнообразить,
сделать более яркими и привлекательными для детей.
Вот некоторые примеры игр и заданий на развитие чувства ритма
детей дошкольного возраста, которые мною используются в работе.
Целенаправленная работа по воспитанию чувства ритма способствует эффективному развитию музыкально – ритмических способностей и развитию всех компонентов музыкального ритма.
Комплексное использование всех компонентов формирования чувства ритма в процессе музыкальной деятельности, способствует полноценному и всестороннему развитию детей.
Источник
Использование ИКТ для формирования ритмического восприятия у дошкольников
статья на тему
Работа над ритмическим восприятием у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
VI муниципальная Ярмарка
методических идей среди педагогических
работников муниципальных дошкольных
образовательных учреждений БМР
Тема: «Использование ИКТ для формирования ритмического восприятия у дошкольников»
Леушиной Галины Викторовны,
МАДОУ детский сад № 33
г. Балаково Саратовской области
В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке.
Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии.
Доказано, что если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Тема: «Развитие ритмического восприятия у детей», явилась для меня очень интересной и малоизученной, что подтолкнуло к более глубокому, тщательному ее изучению.
Цель: Формировать чувство ритма у дошкольников.
Определила для себя следующие задачи:
1 .Использовать оптимальные методы, приемы и технологии для развития чувства ритма у дошкольников.
2 . Способствовать развитию слуховые способности в процессе формирования чувства ритма.
3 . Совершенствовать координацию движений, мышление, двигательную память.
Для этого вела последовательную, планомерную работу по развитию у детей чувства ритма.
Дети поют неверно по разным причинам: слабое слуховое представление высоты звука, недостаточный объем голоса, отсутствие координации в работе слухового и голосового аппаратов, неумение слушать себя при одновременном пении с другими. На чистоту интонирования влияет так же общее состояние здоровья ребенка, его настроение, степень внимания и заинтересованности. Кажется, что тут сложного: спеть песню и одновременно прохлопать ее ритмический рисунок. Но на практике это оказалось очень сложно. Отхлопывание мешает пению, а пение мешает отхлопыванию. Пропадает главное – музыка; ритм в точности не выявляется, так как дети «пропускают» звуки. Для этого веду предварительную подготовку: дети отхлопывают ритм отдельных слов вместе с четкой координацией речи и движениями рук.
В этот момент включаю большое разнообразие дидактических игр:
«Веселая гусеничка», «Паровоз», «Осенний букет», «Семейка грибочков» и др. В итоге дети, в состоянии сами отхлопывать ритм отдельных фраз знакомых песен естественными, ненапряженными движениями, уверенно, выразительно, пропевая мелодию вслух или про себя. (Слайд)
Наряду с этим даю понятия – длинный и короткий звук. Для малышей такую помощь оказывает игра «Звучащий клубок». На занятие приношу клубок ярких ниток. Тяну нить и пою: «У-у-у». Звук обрывается, ниточка закончилась. Подобным способом получаются нити разной длины которые я раскладываю в любой последовательности. Проводя пальцем по ниткам, пропеваю гласные звуки («а», «о», «и», и др.) либо долгие, либо короткие звуки. То же самое повторяют и дети с большим удовольствием и интересом.
Дети старшего возраста раскладывают нити в замысловатые фигуры
(спираль, волнообразная линия, прямая – вверх и вниз), а я предлагаю например, на звук «У» (звук зимнего ветра) голосом заполнить пространство от начальной до конечной точки линии при помощи глисандирующей последовательности звуков. (слайд). Играем, снижая и набирая высоту голоса, используя различные певческие регистры, с повышением или понижением интонации. Для того чтобы дети не потерял интерес к упражнениям, рассказываю в форме сказки, где дети становятся не только исполнителями упражнений, но и участниками сказки например, (песенка весенних цветов, сказка о снежинках, весёлая история тучки.)
Для детей среднего возраста короткие и длинные звуки преобразуются в большие и маленькие фигурки – картинки со своими именами. Так, например, большая картинка имеет имя «ТА», а маленькая « ти ». Закрепляя понятия о коротких и длинных звуках, выкладываем ритмические цепочки цветами, бабочками, капельками, и др. (Та-ти-ти-Та-Та; ти-ти-Та-ти-ти-Та) (слайд)
При этом для наглядности ещё использую «Ритмический кубик».
В виде игры дети пропевают, или проигрывают на музыкальных инструментах тот ритмический рисунок, который изображён на одной из граней. (слайд)
В детском саду достаточно освоения простейших ритмических формул. Детям очень нравятся такие игры ещё и потому, что в них можно играть не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. На прогулке — рисуя палочками на песке, выкладывание ритмических формул при помощи ракушек, камешков, осенью – опавшими листьями. Таким образом, дети учатся не только слушать, но и видеть музыку в окружающем их мире.
Ведь как сказал, в 1910г. швейцарский педагог и композитор — Эмиль Жак Далькроз, – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Источник
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста»
Маргарита Быстрова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.
Форма проведения: семинар – практикум.
Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой.
Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человек.
Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки.
Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.
Что такое ритм и чувство ритма? Слайд 2.
Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.
Ритмприсутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест
Звучащие жесты –это игра звуками своего тела,игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.
Каждый участник прохлопывает своёимя: шлепок по коленям, хлопок в ладоши, щелчок пальцами левой руки – своё имя, щелчок правой – произнести имя того, с кем познакомился.
Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей:
Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Восприятие ритмавызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.
Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей:
В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.
Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведётся со 2 младшей группы.
С первой младшей группы начинаем обучать детей хлопкам, притопам, назови своё имя, хлопая в ладоши, ритмично играть на бубне, погремушке.
Игра «Волшебный клубок».
Отрезаем нитки, выкладываем на фланелеграф, проводим по ниткам пальцами, пропеваем звук. В дальнейшем заменяем на большие и маленькие круги. Пропеваем – закрываем большой круг ладошкой, поём долгий звук, маленький круг – пальчиком – пропеваем короткий звук.
Цель: Развитие чувства ритма.
Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.
«Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», — взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, — продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», — педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень» — педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. «Испугались ребята, побежали домой».
Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.
Проведение игр с использованием ИКТ: игра «Весёлые гномы», «Зайки и мишки», «Что приносит Дед Мороз?»
Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.
Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.
«Ритмическое эхо».
Цель игры: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках) .
Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом,а именно:
— точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте) ;
— эхо окрашено тихой динамикой.
Педагог прохлапывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.
1. Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию.
2. Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами.
«Научи матрешек танцевать»
Один ребенок выкладывает ритмический рисунок магнитиками, другой – его проговаривает, простукивает, прохлопывает, протопывает. Для каждой Матрешки ритмический рисунок придумывают новый.
Источник