- «Информационно – коммуникационные технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка» статья по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методическая разработка «Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по развитию социально-эмоциональной сферы» методическая разработка (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Влияние ИКТ на психическое здоровье дошкольников статья по коррекционной педагогике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
«Информационно – коммуникационные технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка»
статья по музыке на тему
Статья раскрывает широкие возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки на разных этапах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-kommunikatsionnye_tehnologii_kak_sredstvo_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_rebenka.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Информационно – коммуникационные технологии
как средство развития эмоциональной сферы ребенка»
«Плохой учитель излагает.
Хороший учитель учит.
Винсент Ван Гог.
21 век – это век информационных технологий, именно под их воздействием и меняется окружающая нас действительность, а вместе с ней человек и общество, в котором он существует. В наше время бытует мнение, что развитие сети Интернет, доступность компьютера большинству учащихся, делает наших детей рабами виртуального мира. Они перестают читать, чувствовать, размышлять, не умеют высказывать свою точку зрения, уподобляются расчетливым машинам, с которыми они общаются.
А нельзя ли использовать достижения информационных технологий для развития эмоциональной сферы ребенка и направить их на формирование духовных, нравственных ценностей?
Эта идея и легла в основу моей педагогической деятельности. Ведь широкие возможности информационно-коммуникационных технологий замечательным образом помогают создать ту самую положительную ауру, без которой урок искусства может просто не состояться.
Предмет «хоровой класс» имеет глубокие интеграционные связи со всеми гуманитарными дисциплинами: литературой, русским и иностранными языками, риторикой, историей, мировой художественной культурой. Ввести ребенка в мир, где царят чувства, эмоции замечательно помогают информационно-коммуникационные технологии, особенно в условиях отдаленности нашего города, когда ребята ограничены в посещении театров, филармонии, музеев, картинных галерей.
Качественная аудиозапись остановит внимание слушателя на музыке, а не на шипении ,а качественная репродукция поможет окунуться в то состояние, которое вложил в произведение живописи художник.
Мои самые непоседливые ученики замирают, наблюдая за тем, как на их глазах, кто-то невидимый, разбирает скрипку на составляющие ее части, и им раскрываются секреты создания «королевы» симфонического оркестра.
Педагог должен научить своих воспитанников добывать и обрабатывать информацию, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве инструмента для получения новых знаний.
Применение информационных технологий на занятиях мотивировано тем, что они:
— позволяют представлять учебную информацию в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения;
— оказывают эмоциональное воздействие;
— повышают интерес школьников;
— активизируют познавательную деятельность учащихся;
— развивают творческий потенциал учащихся;
— развивают художественный вкус;
— осовременивают урок.
Информационно-коммуникационные технологии можно использовать на разных этапах обучения.
При этом для ученика компьютер выполняет функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Используемые мною программы можно разделить на следующие группы:
— информативные – «Энциклопедия классической музыки», «Большая энциклопедия живописи», «Музыка от эпохи Возрождения до XX века», «Шедевры музыки», «Шедевры русской живописи» ;
— обучающе-развивающие : «Азбука искусств», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Культура стран Древнего и средневекового Востока»;
— фонотека – записи музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, стилям, исполнителям;
— фонограммы песен, разучиваемых учащимися.
При проведении занятий я в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:
1.Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.
2.Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы.
3.Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства; материалы из мемориальных музеев.
4.Дикторский текст , комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса.
5.Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»).
6.Литературный ряд : доступные информативные тексты, отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, эмоциональный словарь, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
7.Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
Проектная деятельность учащихся предполагает создание мультимедиа презентаций, где ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Например, активно в работе учащихся используются такие задания, как создание клипов к песням и классической музыке, проекты о творчестве великих исполнителей, о культуре народов. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.
В ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина С.Е.» , занятия дополнительного образования тесно связаны с учебными дисциплинами. Активно внедряются в практику циклы интегрированных уроков искусства и хореографии по темам: «История народных танцев», «Историко-бытовые танцы», «История развития Татарстана и культуры татарского народа», «Бальная танцевальная музыка». Учащиеся знакомятся с зарождением танцев, народными костюмами, национальным своеобразием, культурными традициями, проводится взаимосвязь между географическим положением, бытом, обрядами народов, а также характером музыки и движениями. Учащиеся получают биографические сведения об основателях танцев, на уроке звучат стихи А.Пушкина, М.Лермонтова. Реализовать столь обширный теоретический и практический материал помогают информационно-коммуникационные технологии. На таких уроках учащиеся испытывают радость творческого открытия, потребность заниматься творчеством, из наблюдателя превращаются в активного участника; проявляется любознательность, активно вносятся оригинальные элементы собственного труда. Ученик, освоив движения, переходит к созданию собственных композиций, учится самостоятельно применять систему знаний и умений на практике, вносить новые элементы, оригинальность и индивидуальность. Просмотр видеозаписей танцующих, исполнение танцев самими учениками активизирует рефлексивную деятельность, рождает собственные суждения о музыкальных явлениях, о вечных проблемах в искусстве.
Большой интерес у учащихся вызывают уроки, когда необходимо сделать сравнительный анализ музыкальных произведений. Дети работают в микрогруппах, затем делятся друг с другом полученной информацией. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.
Говоря об использовании ИКТ нельзя забывать и о технологии создания электронного портфолио ученика или педагога, включающего в себя индивидуальные достижения в различных видах деятельности.
Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе, музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, готовиться к урокам, т.е. идти в ногу со временем.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной статье рассматриваются вопросы формирования информационно-коммуникативных компетенций учащихся при обучении математике посредством введения в процесс изучения предмета информационных технолог.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВМотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимали.
(из опыта работы).
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы .
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици.
Презентация на тему «Театрализованные игры средство развития эмоциональной сферы ребенка".
В данном мастер-классе представлены практические игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников.
Источник
Методическая разработка «Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по развитию социально-эмоциональной сферы»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Настоящие методические материалы предназначены для проведения непрерывной образовательной деятельности (НОД) по развитию социально-эмоциональной сферы с группой детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет) с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Методические материалы представляют собой описание опыта автора, связанного как с применением традиционных, так и инновационных образовательных технологий, что является актуальным в условиях развития современной системы дошкольного образования.
Целью применения инновационных технологий в рамках данной НОД является повышение эффективности усвоения и закрепления задач воспитательного, коррекционно-развивающего и обучающего направления.
Предлагаемые методические материалы направлены на обобщение представлений детей об эмоциональных состояниях посредством активизации зрительной и слуховой модальностей, а также на решение ряда задач, проявляющих себя в различных видах детской деятельности.
Методический материал представляет опыт использования Mimio-проекта, Интерактивной доски Mimio, Программы блокнот MimioStudio.
Представленный опыт работы может быть использован педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 505.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»
«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по развитию социально-эмоциональной сферы»
педагог-психолог Горюшина А.Н.
Цель : Расширить представления детей о различных эмоциональных состояниях, таких как грусть, злость, радость.
- Закрепить и обобщить знания у детей о чувствах грусти, радости, злости (гнева);
- Научить детей выражать свои чувства;
- Научить детей распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации;
- Познакомить с навыками саморегуляции;
- Развивать коммуникативные навыки.
Продолжительность занятия: 25- 30 минут.
Оптимальное число участников занятия: 6 человек.
Методические приемы и технологии:
- Игровая;
- ИКТ;
- Арт-терапия (музыкотерапия, изотерапия);
- Здоровьесберегающая.
Оборудование и материал:
- Ноутбук;
- Интерактивная доска Mimio;
- Программа блокнот MimioStudio;
- Музыкальные инструменты;
- Чашки для гномов, разрезанные на части (4 шт.);
- Клей;
- Бумага для пазл-аппликации (з шт.);
- Колпачок гнома;
- Коробка для «злинок»;
- Листы из журналов или газет;
- Прозрачные конверты на застежке (6 шт.);
- Гель для волос (3 шт.);
- Блестки, бусины и т.п. для наполнения конвертов;
- Клеенка на столы;
- Влажные салфетки;
- Контейнеры для салфеток;
- Аудиозапись детских песен «Мы едем, едем, едем…», «Голубой вагон».
- Аудиозапись музыкальной композиции «Злость»
Источник
Влияние ИКТ на психическое здоровье дошкольников
статья по коррекционной педагогике на тему
Положительные и отрицательные аспекты использования информационно-компьютерных технологий дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_ikt.pptx | 2.47 МБ |
ikt_seminar.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Влияние ИКТ на психическое здоровье дошкольников: положительные и отрицательные аспекты
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий
ИКТ угрожают здоровью и благополучию детей дошкольного возраста
ИКТ Синдром дефицита внимания и гиперактивности Нагрузка на зрение Задержка речевого развития Зависимость от компьютерных игр
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи
ИКТ Развитие познавательных способностей Развитие зрительно-моторной координации Повышение самооценки ребенка, развитие интереса и любознательности
В современном мире отказываться от использования ИКТ в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией И спользование ИКТ в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПин .
ИКТ технологии открывают путь дошкольнику в интересный и увлекательный мир, однако идти по этому пути ребенку необходимо совместно со взрослым
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Влияние ИКТ на психическое здоровье дошкольников: положительные и отрицательные аспекты
Детский возраст является важным периодом наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Задачей взрослых на данном этапе развития ребенка является реализация всех способностей и возможностей, которые ему даны.
Дошкольный возраст является первым периодом психологического развития ребенка и поэтому является самый ответственным.
В дошкольном возрасте, внутренний мир ребенка еще только складывается, поэтому психика ребенка в этом возрасте наиболее подвержена влиянием окружающего мира.
Современное образовательное пространство формируется на наших глазах: в последние годы произошло стремительное развитие информационно-компьютерных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека.
По воле взрослых информационные технологии входят в жизнь детей подчас впервые месяцы жизни:современный ребенок очень рано знакомится с компьютером, ребенок с легкостью обращается с телефоном и игровым планшетом.
С ростом ребенка влияние ИКТ расширяется и становится все более устойчивым.
Всё, что смотрят и воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения.
Информатизация общества ставит перед педагогами задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.
До сих пор существуют разногласия относительно влияния информационно-компьютерных технологий на психическое здоровье дошкольников.
Специалисты по раннему и дошкольному детству зачастую склоняютсяк тому, что информационно-коммуникационные технологиинапрямую угрожают здоровью и благополучию детей дошкольного возраста.
В ряду основных проблем со здоровьем, которые может доставлять информационно-компьютерные технологии дошкольникам — большая нагрузка на зрение. Длительное зрительное переутомление приводит к снижению остроты зрения, а поскольку глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу сказывается на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие, столь необходимое для последующего чтения и письма.
Другая опасность заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость от использования ИКТ.
Особенно опасны, в плане приобретения зависимости, компьютерные игры, где ребенок принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры. Так ребенок в виртуальном мире может вести себя как бесстрашный герой, которому все по плечу, а в реальности, не все так красочно. Так ребенок замыкается в себе, стремится к виртуальному миру, где ему наиболеекомфортно.
Следует понимать тот факт, что чем дольше ребенок сидит за компьютером, тем быстрее и глубже он погружается в виртуальную реальность. Просиживая за компьютером, игровым планшетом, у ребенка исключается двигательная активность, которая необходима для полноценного развития детей, достигнуть которую можно лишь в активных играх со сверстниками.
Играя в компьютерные игры, ребёнок не проживает свою жизнь реально, не включён в деятельность — работает только его мозг, в то время как сам он сидит в одной позе и напряжённо смотрит на экран компьютера, по сути будучи отключённым от реального мира. Именно поэтому вытеснение «живых», сюжетно-ролевых игр компьютерными часто вредит психическому развитию ребёнка.
И если время данных увлечений можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание вещь тонкая, не поддающаяся запретам. По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со взрослыми и сверстниками гораздо меньше, чем с компьютером. Но это общение – одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, дети не могут научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли.
В последнее время, и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития — дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
При просмотре телевизора или игре за компьютером ребёнок не участвует в вербальной коммуникации — сотни или тысячи слов не произносятся и следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются, диалог отсутствует. Вследствие информатизации общества, не у всех детей сейчас развиты навыки коммуникативного общения.
Для нормального развития ребёнку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками, что свидетельствует о том, что информационно-коммуникационные технологии не могут заменить полноценного общения со взрослыми и сверстниками.
В последнее время распространен такой синдром, как «синдромдефицита внимания и гиперактивности».
Детей с подобным синдромом в дошкольных образовательных учреждениях становится с каждым годом всё больше.
Многие считают, что феномен «детской невнимательности» в определённой степени связан именно с эффектом мелькания.
Всё дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребёнка. Ребёнок становится таким же импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии. Ему необходима постоянная внешняя стимуляция, которую он привык получать с экрана.
Однако, многие ученые считают, что информационно-компьютерные технологии обладают удивительными возможностями при условии, что мы знаем, как сохранить здоровье и обеспечить развитие детей. Как говорил американский философ Джон Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Информационно-коммпьютерные технологии вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша.
Информационно-коммуникационные технологии являются средством интерактивного обучения, которое, позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Одним из очевидных достоинств проведения занятий с использованием ИКТ является усиление наглядности: обучающий эффект занятий с медиаподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Подобные интерактивные иллюстрации, сопровождающиеся звуками, вопросами сказочных героев, требующими от детей самостоятельных решений и ответов, в процессе которых появляются яркие, позитивные эмоции, создают основу для развития интереса к познанию, способствуют, как закреплению уже изученных тем, так и к познанию нового материала. Таким образом, использование современных информационных технологий является эффективным средством для развития интереса к познанию, а также воспитания, развития творческих способностей, формирования личности.
Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.
В настоящее время существует огромное количество компьютерныхразвивающихигр для детей разного возраста. Дети с помощью них учатся узнавать формы и цвета, запоминать буквы и цифры, у них развивается способность логически мыслить, воображать. Дошкольники, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире. Изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным, так как ребенок не прилагает при этом особых усилий, у него начинает функционировать наглядно-образная память.
Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации. Дошкольник учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране. Зрительно-моторная координация служит основой для овладения письмом и рисованием.
Играя в развивающие компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий.
При игре на компьютере, воспитанники начинают думать прежде, чем делать.Все это означает начало овладения детьми основами теоретического мышления, что является важным условием при подготовке детей к обучению школе.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.
В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что в значительной мере стимулирует самого ребенка на достижение успехов.
Работа за компьютером требует большой сосредоточенности и концентрации внимания. Конечно, степень напряжения зависит от того, чем именно занимается дошкольник.
Так, например, игры требуют гораздо большей самоотдачи, нежели спокойные логические задачи. Поэтому взрослым довольно просто нивелировать негативное влияние на психику. Необходимо помнить хотя бы два основных способа. Первый: ребенок должен каждые десять-пятнадцать минут делать перерыв в работе, независимо от того, чем именно он занимается. Второй: контроль со стороны взрослых за содержательной стороной игр.
В заключение, следует отметить, что в современном мире отказываться от информационно-компьютерных технологий в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Информационно-компьютерные технологии являются эффективным средством развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольников , однако информационно-компьютерные технологии не могут заменить педагога, его живого и эмоционального общения с детьми. Признавая, что ИКТ – новое мощное средство для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что их использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм.
При соблюдении всех рекомендаций работа за компьютером не принесёт вреда здоровью ребёнка, компьютер будет верным другом и помощником и ребёнку, и педагогу.
ИКТ технологии открывают путь ребенку в интересный и увлекательный мир. Однако идти по этому пути ребенку необходимо совместно со взрослыми.
Источник