Иисус христос суперзвезда оскорбление чувств верующих

Содержание
  1. Запретить рок-оперу «Иисус Христос — Суперзвезда»?
  2. РПЦ прокомментировала требование запретить рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда»
  3. «Однажды кто-то напомнил нам о Нем». Были ли честны создатели рок-оперы о Христе
  4. И, прочитав, и переслушав, и вновь увидев, я почувствовал, что, по большому счету, уж в чем точно нельзя обвинить создателей оперы, так это в нечестности или желании подлога. Они не стали называть свое сочинение переложением евангельских событий, а просто явили свой взгляд на них. И это точно не была претензия на откровение.
  5. Но для очень многих людей тогда это стало поводом для размышлений. А самое главное – поиска. Личных вопросов к самому себе. И к Богу.
  6. Скрепа на всю голову Почему в Омске запретили рок-оперу, благословленную патриархом
  7. Евангелие от Ллойда Уэббера
  8. А был ли Иисус?
  9. «В одну кучу свалили»
  10. «Средневековье какое-то»
  11. Святее патриарха
  12. Предыстория запрета

Запретить рок-оперу «Иисус Христос — Суперзвезда»?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Во-первых, конечно, с образом Христа в ней христианину сложно согласиться. Просто потому, что для нас, христиан, Иисус Христос — не звезда — пусть даже супер, — а Спаситель. Тот, Кто взял на себя наши скорби и понес наши болезни. Тот, Кто спас нас от смерти и дал нам возможность вечной жизни в Боге. Если вы ищете Спасителя, то лучше читать Евангелие, а не слушать оперу. И вообще, религиозный поиск приводит в храм, а не в театр. Но это не значит, что театр нужно запрещать.

Во-вторых, сотни лет художники, писатели, музыканты и режиссеры вдохновлялись Библией. Так было и так будет. Нередко они обращались и непосредственно к евангельскому сюжету. Но любое художественное произведение — книга, фильм или рок-опера — всегда лишь авторское видение, авторский, если хотите, вымысел. Иными словами, образ Христа во многих, если не в большинстве художественных произведений, будет неканоничным. Но неканоничный — еще не значит кощунственный.

Он может быть плоский или упрошенный, далекий от евангельского или даже близкий евангельскому, но все равно авторский. Художественное произведение — это не религиозный текст, к нему не стоит предъявлять догматических или канонический требований.

В-третьих, при всем этом, конечно, трактовка трактовке рознь. Как всегда в искусстве есть произведения более или менее удачные. Есть откровенно глупые, а есть и оскорбительные, кощунственные. Скажем, ужасная поэма «Гаврилиада», где автор пытается высмеивать Богородицу. Звали этого автора Александр Пушкин. Великий русский поэт. Как считают многие биографы Александра Сергеевича, он до конца жизни стыдился этого произведения и каялся.

Наконец, в-четвертых, мы помним, что в свое время для многих в нашей стране эта рок-опера стала первым упоминанием о Христе. Мой близкий друг в юности впервые прочел Евангелие, после того, как не все понял в рок-опере. Это констатация факта. Она не означает, что Церковь каким-то образом благословляет рок-оперу или считает её обязательной к просмотру.

И последнее. Даже удачные, признанные произведения на евангельскую тему совсем не обязательны к просмотру. Вспомним «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Режиссер, очень натуралистично и четко следуя евангельскому тексту, показывает истязания и распятие Спасителя. Фильм, перевернувший и встряхнувший многих. А один мой добрый знакомый, известный режиссер и глубокий христианин, сказал мне: «Я не могу два часа сидеть в кресле кинотеатра и смотреть, как распинают Христа». Есть и такая точка зрения. И зритель имеет на нее право.

Так что давайте будем спокойнее, мудрее и рассудительней. В конце концов, Господь, как мне кажется, спросит с нас не за выступления против рок-оперы, но за нашу любовь и добрые дела к ближним, без которых вера наша мертва есть.

Источник

РПЦ прокомментировала требование запретить рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда»

Некоторые наши державные блюстители нравственности при всей их нелюбви к Западу ведут себя не просто по-западному, а именно что по-американски. Это из США, из так называемого «библейского пояса» в провинциальной Америке, в Россию пришла безапелляционная манера считать, что только ты знаешь, кто праведник, а кто богохульник, что можно показывать на сцене или в музее, а что — обливать мочой.

Активисты в Омске потребовали запретить рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» как оскорбляющую их религиозные чувства. В советские времена эту рок-оперу запрещали, напротив, как «религиозную пропаганду». К счастью, теперь есть комментарий Русской Православной Церкви.

«Мы помним, что в свое время эта рок-опера послужила тому, что многие люди впервые, в том числе в нашей стране, узнали о Евангелии через рок-оперу. Конечно, там — образ Христа, с которым не может верующий человек согласиться. Он плоский, он другой, он не сравним с евангельским образом. Точно так же, как и в «Мастере и Маргарите» Булгакова. Но Иешуа — это не Христос. И в случае с Булгаковым многие узнали о Евангелии благодаря Булгакову и потом обратились к Евангелию. Практически нет, на мой взгляд, каких-то очень удачных экранизаций, это чрезвычайно сложно. Но это не значит, что эти неудачные экранизации требуют непременного запрета, даже тех экранизаций, которые многие верующие люди признают удачными», — считает Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата. – Например, «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Ведь, скорее, была положительная реакция, и люди обращались. Этот фильм встряхнул многих. Но мне один замечательный и известный режиссер с мировым именем, нерусский режиссер, католик сказал: «Я не могу сидеть в кресле два часа и смотреть, как распинают Христа». Он имеет на это право. Такова природа искусства. Здесь просто важно понимать, что существует разница между неканоническим изображением Евангельских событий, то есть таким прочтением, с которым Церковь не может согласиться, и кощунственным».

Читайте также:  Если чувства больше любви

— Существует ли вообще грань между кощунством и некощунством? Если да, то где она проходит? Это ведь очень тонкая материя.

— Существует разница между неканоническим прочтением и сознательным, а также между оскорблением и кощунством. Конечно, кощунство, как правило, есть некий сознательный ход.

— Да, это провокация, сознательное уничижение. Потому что если это неосознанная вещь, тогда можно разговаривать и переходить к какому-то диалогу. Когда есть сознательное стремление оскорбить, то здесь диалог, к сожалению, невозможен, как правило. Что касается рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», конечно, мы не выступаем за то, чтобы ее запрещали, чтобы не было постановки. Это ни в коей мере не означает, что Церковь каким-то особым образом благословляет эту рок-оперу или рекомендует ее к просмотру. Человек волен выбирать, идти ему на постановку или не идти.

Источник

«Однажды кто-то напомнил нам о Нем». Были ли честны создатели рок-оперы о Христе

Священник Андрей Мизюк. Фото Ивана Привалова / eparhia-saratov

А между тем, замыслу Тима Райса и Эндрю Ллойда Вебера уже почти полвека. За это время можно было бы либо исчезнуть из памяти, либо стать классикой. С оперой случилось второе. Творение Райса и Вебера пережило не одну театральную постановку и экранизацию, множество переводов, в том числе и на русский язык, оперу записывали и исполняли в разные годы самые известные музыканты. И спустя время она не утратила как своих поклонников, так и критиков.

Премьера оперы на Бродвее в 1971 году была встречена восторженными отзывами и гневными пикетами, а также критикой в прессе, основным обвинением которой стал, как ни странно, антисемитизм, хотя, безусловно, найти его там надо еще постараться. Кстати, спустя десятилетия это же обвинение будет предъявлено и фильму Мэла Гибсона «Страсти Христовы».

Но, помимо этого, к критике оперы подключились и представители христианских конфессий, обвинив авторов в чрезвычайно вольной и даже кощунственной трактовке евангельских событий. Собственно говоря, споры вокруг да около, появившиеся еще полвека назад, хоть и ослабли, но не утихают до сих пор. Да и авторы в своих интервью с самого начала не раз давали понять, что задуманное ими совсем не отражает чьих-либо конфессиональных интересов, да и по большому счету даже не очень-то и религиозно.

Как-то недавно я нашел слова Тима Райса, который вполне однозначно объяснил свое отношение к тому, что было написано: «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого Человека произошли события, которые превратили Его в легенду; то, что Он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течет, приближается XXI век и, думаю, все больше людей воспринимают Его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере Его божественность не опровергается категорически, и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым», – говорил Тим Райс.

Постановка оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в 1971 году

Так о чем эта рок-опера? Если внимательно переслушать записи, вчитаться в либретто и посмотреть фильм, то, скорее всего, конечно же, из того, что прямо можно было бы отнести к Евангелию, будет, наверное, только хронология событий. Сюжетом оперы стали события, происходящие с момента входа Господня в Иерусалим до Распятия.

И, прочитав, и переслушав, и вновь увидев, я почувствовал, что, по большому счету, уж в чем точно нельзя обвинить создателей оперы, так это в нечестности или желании подлога. Они не стали называть свое сочинение переложением евангельских событий, а просто явили свой взгляд на них. И это точно не была претензия на откровение.

Поэтому, наверное, сразу же, первой параллелью, которая могла бы здесь возникнуть, стал роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и его иерусалимские главы. Все напоминает события Евангелия, но одновременно, в деталях, ты начинаешь находить противоречия и даже противоположный смысл. И потому, конечно, интуитивно думающий читатель и слушатель в конце концов должен обязательно обратиться к Первоисточнику. То есть именно к Евангелию. Может быть, потому, что человеку мыслящему и ищущему логично не просто воспринять и услышать о чем-либо по чужим рассказам, но и самому увидеть и понять. Так для очень многих людей и книга Булгакова, и даже опера Райса и Вебера стали началом новой страницы в их собственной жизни. А новая страница предполагает свое собственное и личное открытие. И открытие не только Книги.

Да, знающему человеку многое бросится в глаза: и Иуда, который обвиняет Бога в том, что Тот сделал его орудием в свершающемся замысле, который как бы и не виноват ни в чем, а стал сыном погибели не по собственному выбору, а по предназначению, и Пилат, который как будто бы и не делает своего выбора, и влюбленная Мария Магдалина, и сбитые в какую-то странную массовку апостолы, и гефсиманское «моление», которое скорее напоминает бунт на коленях и оставляет еще больше вопросов.

Читайте также:  Numis med шампунь стресс релиф сенситив

К сожалению, авторы гимна эпохи детей цветов увидели и рассказали историю Страстной седмицы так, как понимали и видели ее сами. Но во времена, когда Джон Леннон заявлял, что «Битлз» стали популярнее Иисуса Христа, когда мир, получив и освоив новые возможности, в том числе и технологические, поверил в свою всесильность и безграничность, когда низвергались многие, в том числе общественные и религиозные ценности прежнего, возможность напомнить о Том, Кто почти две тысячи лет назад вошел в Иерусалим для того, чтобы принести Себя в Жертву за все человечество, стала шагом не в ногу и своего рода откровением. Да, весьма своеобразным, да, оно не стало толчком для новой волны проповеди и вызвало много недовольства в среде верующих, и более того, замысел и переложение событий Евангелия, конечно же, достаточно вольный. И сама опера завершается не Воскресением. Не говорит о главном. Здесь много разных «но».

Но для очень многих людей тогда это стало поводом для размышлений. А самое главное – поиска. Личных вопросов к самому себе. И к Богу.

Можно ли считать это вспомогательным средством? В каком-то смысле да. Но если желать открыть для себя мир классической литературы и пользоваться шпаргалками соседа или же томиком краткого пересказа всего и вся, то успеха и знаний не добиться. Тройки на экзамене. В лучшем случае. Но не более того.

И только Евангелие в вольном и взволнованном пересказе кого бы то ни было не откроет нам ни Бога, ни самих себя. Чувства и мысли рассказчика, наверное. Но со Словом возможно только личное знакомство.

И все же есть одно «но»…

Однажды ведь кто-то напомнил нам о Нем. При обстоятельствах самых различных.

А может быть, здесь вспомнится и евангельское:

«При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк.9:38–41).

А чудо совершалось. Многие люди открывали для себя мир Евангелия. И оставались в нем. Кто знает, может быть, эти слова о всяком, кто однажды напомнил миру о том, какая Жертва была за него принесена.

В экранизации оперы есть один удивительный момент в самом финале. Актеры, игравшие в фильме, переодеваются, складывают вещи, реквизит и грузятся в автобус. Автобус уезжает с шумом. А Крест, который был привезен в самом начале с остальным реквизитом, остается, и остается Тот, Кто был на нем распят. Вот и мы вечером в четверг, по окончанию чтения Страстных Евангелий тоже выйдем из храма и пойдем домой.

А Он остается на Кресте.

И вот, что-то необходимо в жизни изменить, чтобы было в ней место и Воскресению.

И этот вопрос для каждого в какой-то мере пока еще остается открытым.

Кадр из фильма «Иисус Христос – суперзвезда»

Источник

Скрепа на всю голову Почему в Омске запретили рок-оперу, благословленную патриархом

17 октября СМИ сообщили, что в Омске по требованию общественного движения «Семья, любовь, Отечество» отменили показ музыкального спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», с которым должен был приехать на гастроли петербургский театр «Рок-опера». Утверждалось, что под давлением верующих такое решение принял директор Омского государственного музыкального театра, однако в самом театре поспешили заверить, что им ничего не известно о спектакле. «Лента.ру» попыталась разобраться в причинах отказа от постановки, отметившей недавно четвертьвековой юбилей.

Евангелие от Ллойда Уэббера

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», написанная Тимом Райсом и Эндрю Ллойдом Уэббером по мотивам евангельских сюжетов, была поставлена на Бродвее в 1971 году. Спустя два года мюзикл был экранизирован. На русском языке рок-оперу впервые исполнил в 1989 году коллектив Ярославского городского рок-клуба.

Премьера постановки петербургского театра «Рок-опера», запрещенная к показу в Омске, состоялась в 1990 году на сцене ДК имени Ленсовета в Петербурге. Спектакль был поставлен под покровительством РПЦ, а исполнитель роли Христа Владимир Дяденистов получил благословение от самого патриарха Алексия. Рок-опера идет на русском языке, причем, как отмечается на сайте театра, сценическая редакция отличается от либретто Тима Райса и куда ближе к Священному Писанию, чем в оригинальной версии, а некоторые обороты взяты из Евангелия почти дословно. «Спектакль поражает силой воздействия — нередко молодые люди, посмотрев спектакль театра «Рок-опера», приходят в церковь», — утверждают авторы постановки.

Те, кто сегодня пытается отыскать кощунство в произведении Райса и Ллойда Уэббера, едва ли помнят, что в годы строжайшего запрета на любую религиозную пропаганду в СССР «Иисус Христос — суперзвезда» был едва ли не единственным источником, из которого молодые люди могли хоть что-то узнать о Евангелии.

А был ли Иисус?

Руководство Омского государственного музыкального театра, где должен был идти спектакль, не взяло на себя ответственность за отмену мероприятия. Более того, директор Борис Ротберг заявил, что показ мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда» вовсе не входил в планы театра.

«Это сплетни, что в Музыкальном театре отменили показ рок-оперы. Это ложь, такого не было никогда. (. ) Написали, не зная ничего. Пусть прочитают любую афишу нашего театра — где написано об этом спектакле? Нигде. Значит, к театру это не имеет никакого отношения. Чушь какая-то», — сказал журналистам Борис Ротберг.

Читайте также:  Почему отношения не приносят радости

В подтверждение его слов в афише, опубликованной на сайте театра, на 1 ноября спектаклей не запланировано. Однако в кассе театра зрителям пообещали вернуть деньги за проданные на рок-оперу билеты, а местные журналисты уверяют, что еще пару дней назад на здании театра висела огромная афиша рок-оперы.

«В одну кучу свалили»

В областном Министерстве культуры, правда, признали, что гастроли действительно должны были состояться в Музыкальном театре, но в отмене представления обвинили самих организаторов из Петербурга. «Это спектакль стороннего прокатчика, и речь идет только об аренде площадки. По каким причинам прокатчик отказался — это его личное дело. Может, он билеты не продал. Площадке какой смысл отказываться, если они деньги за аренду получают? У театра есть госзадание, по которому он должен зарабатывать деньги», — отметил консультант по работе со средствами массовой информации регионального ведомства Андрей Маслов.

Представитель Минкульта отметил, что петербургский театр ранее уже привозил свою постановку в Омск. В 2015 году «Иисус Христос — суперзвезда» несмотря на протесты группы активистов показали в городском Концертном зале, и, по словам Маслова, зрители тогда «остались довольны оперой».

Никакой связи между претензиями православных активистов и отменой оперы представитель Минкульта не увидел. Маслов предположил, что журналисты «в одну кучу свалили» два разных события: «Мы действительно получили какой-то запрос, уж не помню, от кого, но уже после того, как у нас появилась информация, что спектакль отменили», — уточнил он.

«Средневековье какое-то»

Альтернативную версию омских событий представили в дирекции петербургской «Рок-оперы». По словам замдиректора театра Тамары Малышевой, организатор гастролей в Омске Алексей Ежов сообщил им, что директор Ротберг распорядился отменить показ, снять всю рекламу и прекратить продажу билетов. Организаторов просто поставили перед фактом, что спектакля не будет.

«Эти вопросы надо адресовать Ротбергу, — говорит Малышева. — Он человек опытный. Видимо, судьба Мездрича висит над нами, как Дамоклов меч (бывший директор Новосибирского академического театра оперы и балета Борис Мездрич был уволен из-за скандальной постановки оперы «Тангейзер» — прим. «Ленты.ру»). Но так же нельзя! Мы много раз ездили на гастроли с этим спектаклем. Не знаю, почему он так сразу — наотмашь. Мы же в свободной стране живем, и, слава богу, у каждого из нас есть свобода выбора».

Тем не менее ничего крамольного в постановке, которая идет уже четверть века, замдиректора не видит. «Средневековье какое-то! Великая богоугодная постановка с великой музыкой. Молодежь после нее идет в церковь. В Тюмени настоятель храма нам признался, что в свое время решил стать священником после просмотра этой рок-оперы», — вспоминает Малышева. Несмотря на последние события, гастрольный маршрут «Рок-оперы» останется неизменным: до Омска труппа выступит в трех городах Урала.

Святее патриарха

О том, что постановка питерской «Рок-оперы» получила благословение РПЦ, представители межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество» не знают. Лидер движения Людмила Рябиченко заявила, что ей неинтересно, кого благословляет московская епархия. По ее словам, верующему не надо подсказывать, что такое высшие ценности.

Православные активисты считают, что сюжет рок-оперы является непрерывным богохульством и попиранием сакральных смыслов. «Она содержит насмешки над верой и хулу на святые образы, то есть прямое кощунство, и даже само название постановки представляет собой глумление над священными понятиями. Вольная трактовка священных текстов, привнесение в сюжетные линии несовместимого с христианскими идеалами разврата вызывают стойкое отторжение и протест у любого верующего человека, независимо от конфессии», — отмечается в заявлении движения.

Активисты уверены, что спектакль «проводит четкую линию водораздела между защитой ценностей и глумлением над тем, что свято для подавляющего большинства жителей». Более того, по их мнению, в сложившейся геополитической и внутриполитической ситуации «возникновение дополнительных очагов социальной напряженности создает угрозу для безопасности государства».

Члены организации утверждают, что собрали подписи 2,5 тысяч человек за отмену показа кощунственного спектакля и подготовили обращения к губернатору Омской области и в прокуратуру, в которых просили «предпринять шаги по снижению социальной напряженности».

Постановку гражданские активисты, как водится, не смотрели. А жаль. Ведь их требования так созвучны с евангельскими персонажами из рок-оперы — священниками и фарисеями, встревоженными растущей популярности Иисуса: «Я думаю, смутьяна мы должны остановить». «Опасен он!».

Предыстория запрета

Против петербургской постановки рок-оперы ранее выступали верующие Ростовской, Липецкой, Ставропольской и других епархий.

В 2012 году в Ростове-на-Дону группа граждан, назвавшихся «православными христианами», потребовала от прокуратуры отменить показ рок-оперы. Анонимные активисты усмотрели в постановке оскорбление чувств верующих. Поначалу продажа билетов была приостановлена, однако в итоге спектакль все же состоялся.

Спустя три года ростовские активисты предприняли еще одну попытку побороться с оперой «Иисус Христос — суперзвезда». Однако в результате было решено, что зрители постановку все же увидят, но перед началом спектакля послушают проповедь.

По словам Тамары Малышевой, театр болезненно переживает подобные конфликты, поскольку этот спектакль говорит о добром и высоком, а культура объединяет людей. «Когда нас пытаются представить какими-то нарушителями общественного порядка, это вызывает оторопь, — говорит она. — Хочется сказать: для начала узнайте, о чем этот спектакль, а уже потом делайте выводы».

Источник

Оцените статью