Игрушки они что чувствуют

Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка

Игрушки — обязательный атрибут мира детства. При этом плюшевые мишки или куклы нужны ребёнку не только для развлечения. Почему для малыша так важна любимая игрушка? И как она может помочь родителям в воспитательном процессе? На эти вопросы отвечает психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева.

Мишка вместо мамы

У очень многих детей есть любимая игрушка, с которой они не расстаются. У совсем маленьких детей это может быть одеяльце, тряпочка, пустышка: прикосновения к этой вещи напоминают ребёнку материнское тепло. О таких игрушках написаны целые книги, а в некоторых языках для них даже есть отдельное слово. Основная функция такой игрушки — заменять мать в периоды её временного отсутствия, а также помогать ребёнку переходить от слияния с ней к относительной самостоятельности, психическому отделению. Малыш переносит на игрушку чувства к матери, это помогает ему справляться с её отсутствием, совладать со своими переживаниями в тот период, когда он начинает осознавать себя как отдельную личность.

Ребёнок не расстаётся с мишкой или куклой? На определённом этапе это нормально. Он может долго и горько плакать, потеряв её, а также эмоционально реагировать на изменения, происходящие с игрушкой (например, если она потеряла цвет и утратила запах после стирки или сломалась). Это происходит именно потому, что игрушка становится для малыша вместилищем его сильных чувств. В норме к 2−4 годам чувства ребёнка к любимой вещи постепенно становятся менее яркими. Взрослея, он может прибегать к помощи привычной игрушки время от времени: при подготовке ко сну, в одиночестве, в состоянии тревоги или печали.

Иногда родителей пугает жестокое обращение ребёнка с игрушкой: например, если он наказывает мишку, бросает его. Но это нормально, такое поведение отражает присущую людям двойственность по отношению к любимым. Кроме того, это означает, что ребёнок способен выражать свои эмоции на символическом уровне, различая реальную маму, которой он не хочет сделать больно, и неодушевлённый предмет. Если ребёнок сломал игрушку, помогите ему починить её или сделайте это вместе.

Но не всегда привязанность к игрушке — это норма. Стоит насторожиться, если для ребёнка очень важным становится объект, не напоминающий человека или животное: ключи, вилка, палочка, крышка от банки, кусочек пластилина или телефон. Такое часто проявляется в поведении детей с аутистическими чертами. Когда ребёнок повсюду носит с собой целый мешок игрушек, это свидетельствует о высоком уровне тревоги. Если дети 6−7 лет и старше не расстаются с любимой игрушкой, это также сигнал о неблагополучии.

Как игрушки помогают вам в воспитании

Главное назначение любимой игрушки — облегчать для малыша трудные моменты. Поэтому включайте её в ритуал отхода ко сну: пусть ребёнок уложит её спать, пусть она послушает сказку вместе с ним. Если вы на время оставляете ребёнка, любимая игрушка должна быть там, где он сможет её взять.

Игрушка успокаивает

Игрушка может помочь ребёнку даже пережить травму — изменение состава семьи (развод, рождение братика или сестрёнки, смерть близкого) или жизненных обстоятельств (переезд, поступление в детский сад), внезапный сильный испуг (нападение собаки, увиденная авария, пожар). Кроме того, благодаря игрушке малыш сможет подготовиться к неприятному событию (оперативное вмешательство, отъезд мамы).

Чтобы восстановить душевное равновесие, ребёнку важно многократно проиграть случившееся или ожидаемое событие на игрушках.

Вот кукла-мама собирает вещи в роддом, а кукла-ребёнок — грустная. «Куда ты уезжаешь? Когда ты вернешься?» — спрашивает кукла-ребёнок. «Я еду в роддом и пробуду там неделю», — отвечает кукла-мама. Она обещает часто звонить и прислать фото нового малыша. Кукла-мама едет в роддом на машине, там её встречают игрушечные доктора. Она рожает малыша и отдыхает. Что же делает кукла-ребёнок? Вот гуляет с папой, вот помогает готовить ужин, вот соскучилась по маме и рассматривает её фотографии, звонит ей. Кукла-ребёнок грустит и немножко злится на маму, что она уехала. И вот кукла-мама едет с малышом домой. Кукла-ребёнок очень-очень рад! Она обнимает маму и чувствует себя счастливым.

Читайте также:  У меня депрессия как лечит что делать

Или, например, куклу-ребёнка покусала собака, и она плачет, злится. Кто же спасёт её? Ах, вот и супергерой, он летит на помощь! Вот сейчас он прогонит эту злую собаку!

Ожидаемые события нужно проигрывать во всех вариантах, которые могут случиться. А уже произошедшие неприятности можно изображать так, как захочет ребёнок. В игре стоит давать малышу полную свободу для проявлений чувств — как светлых, радостных, так и негативных. Чем больше пара ребёнок выпускает в игре, тем меньше вероятность, что он будет так вести себя в жизни.

Если вы всё же беспокоитесь, не перепутает ли ребёнок игру и реальность, можно сказать ему следующее: «Да, понарошку в игре можно делать всё, что нельзя в жизни».

Игрушка обучает

Полезно использовать игрушку для того, чтобы учить ребёнка играть: сначала он совершает с ней предметные действия (искупать куклу, покормить, уложить спать), а затем формируется полноценная сюжетно-ролевая игра (дочки-матери, игра в школу, в кафе, в автосервис, в больницу).

Сама по себе игра — лучший способ помочь ребёнку переработать свои эмоции, адаптироваться к новым условиям и гармонично развиваться. Более того, взаимодействие с разными игрушками стимулирует развитие речи, творчества, воображения, мышления и внимания.

И, конечно, нужно понимать, что любая игрушка — лишь инструмент в этом процессе, она не заменяет полноценного участия взрослого. Роль родителя тут огромна: он может помочь ребёнку понять, какие чувства тот испытывает, проигрывая сценку с куклой.

Например, она капризничает и не хочет идти в садик: «Бедная кукла, она хочет ещё поспать и побыть с мамой, она сердится и расстроена, что её заставляют вставать и одеваться». Малыш понимает, как устроены интересующие его объекты окружающего мира («Будем строить дом… Сначала экскаватор выкопает яму под фундамент…»), какие правила в нём нужно соблюдать («Мишка хочет перейти дорогу, но он должен подождать, пока загорится зелёный свет»).

Когда любимой игрушки нет

В некоторых культурах игрушку новорождённому выбирают и кладут в колыбель родители. В других ребёнок сам выбирает себе игрушечного друга. Вы можете предложить ему несколько вариантов, но решение остаётся за ним, главное — не заменять выбранное им по своей воле.

Часто родители просто не отмечают как любимую игрушку одеяльце или пустышку, но эти вещи вполне могут выполнять такие функции. А иногда бывает так, что ребёнку просто не нужна любимая игрушка, потому что вместо игры с неодушевлённым предметом ему позволено делать всё, что он хочет, с мамой.

Поэтому особенно важно соблюдать баланс между своими интересами и потребностями ребёнка. С одной стороны, нужно быть внимательными и чувствительными к малышу, стараться дать ему необходимый комфорт. С другой, помните, что ваш комфорт и жизненные силы — залог выживания и здоровья ребёнка. Когда вы поступаетесь для него чем-то жизненно важным — сном, едой, терпите боль — это вызывает у вас гнев.

Лучше помочь малышу пережить фрустрацию, слезы и раздражение, побыть с ним в этот момент, чем копить злость на него. Проговаривайте вслух ваши и его чувства.

«Ты хочешь, чтобы я прямо сейчас взяла тебя на руки, но сначала я хочу поесть. Тебе придётся немножко подождать. Да, я вижу, что ты сердишься, очень сердишься! Сейчас я доем и возьму тебя на ручки, покачай пока твоего любимого кролика».

Читайте также:  Любить это чувствовать боль

«Нет, меня нельзя бить. Я чувствую, что ты просто в ярости! Ты можешь побить игрушку, подушку, да, вот так, сильно-сильно!»

«Ты не можешь уснуть, и поэтому плачешь, а я слишком устала, чтобы тебя качать. Я просто положу тебя, а мишку — тебе под бочок. Ты плачешь, потому что сердишься и обессилен, тебе так грустно. Но мы оба вполне можем это пережить, и я побуду рядом, а мишка обнимет тебя».

Пусть игрушка будет не только другом для ребёнка, но и помощником для родителей!

Источник

О чем расскажет любимая игрушка ребенка: психологические аспекты детских игр

21 января 2017 19:03

С плюшевым приятелем не страшно ходить к зубному врачу, приятнее обедать и лучше засыпать! Это настоящая дружба. Не стоит недооценивать значимость детской игрушки

Малыш может остаться равнодушным к дорогим и симпатичным игрушкам, но всем сердцем полюбить ничем не примечательного мишку или зайчика. Откуда возникает такая привязанность и о чем говорит выбор любимой игрушки, – рассказываем!

Любимая игрушка всегда ррядом

Выделяет одну игрушку среди других ребенок примерно к году. Впрочем, это может произойти и позже: в 2 годика или когда он пойдет в садик. Связано это с неизбежным отделением от мамы. Малыш понимает, что она не будет рядом каждую минуту, и свою привязанность в отсутствие мамы проецирует на игрушку, чтобы легче пережить разлуку. И это действительно помогает!

Оставаясь в садике, ребенок чувствует себя в большей безопасности, как бы взяв с собой частичку дома. А когда кроху укладывают спать, ему не будет одиноко или страшно, если рядом любимая игрушка.

Вспомни, наверняка и у тебя в детстве имелась такая игрушка, которой можно было доверить свои самые тайные мысли. А может, она даже перешла по наследству твоему крохе? Ведь выбросить такую игрушку, даже потрепанную и не раз зашитую, не поднимется рука.

Дети верят, что их плюшевые друзья хорошо их слышат, понимают и. могут говорить! Но только делают это ночью, когда никто не слышит.

Иногда малыши наделяют игрушку собственными чувствами. Ребенок может пожаловаться, что его мишка целый день грустит, потому что мамы нет дома.

К таким высказываниям стоит прислушиваться, ведь кроха пытается рассказать о том, о чем ему сложно говорить прямо. Поддержи игру, не говори, что игрушки ничего не чувствуют. Пусть у вас будет такой способ общения! Видимо, он нужен ему на этом этапе развития.

Беспокоиться о сильной привязанности малыша к игрушке не стоит. Если же кроха становится замк­нутым, неохотно идет на контакт, постарайся уделять ему больше времени, чаще обнимай и интересуйся его мыслями.

Игрушка как психотерапия

Любимая игрушка помогает пережить стрессовые ситуации и справиться с переживаниями. Берите ее с собой на прием к стоматологу, в поездки. Конечно, дети очень рассеяны и наверняка случится где-нибудь забыть любимца, но его помощь настолько велика, что риск того стоит. Если игрушка не очень редкая, лучше приобрести заранее второй экземпляр, которым можно незаметно заменить оригинал.

Дома, чтобы игрушка не терялась, отведите ей определенное место.

Читайте также:  Индивидуальные особенности чувств сила глубина амбивалентность устойчивость

Обращение с игрушками помогает крохе стать более ответственным, он учится относиться к ней бережно, заботиться о ней. А в ролевых играх малютка прорабатывает самые разные сценарии: общение с другими детьми, разрешение конфликтных ситуаций. Так он готовится проживать их в реальной жизни.

Порой полезно просто понаблюдать за игрой ребенка, не вмешиваясь. Это поможет тебе лучше узнать малыша! Однако иногда стоит и присоединиться, поиграть вместе, направить игру так, чтобы кроха запомнил, как вести себя в непростых ситуациях.

У ребятишек много игрушек, но самых любимых будет всего несколько. Обычно это что-то с узнаваемыми чертами лица: зверушки или куклы. Но бывает и так, что карапузу больше всего на свете нравится трактор либо паровозик. Угадать, какая игрушка станет самой-самой, невозможно, поскольку это дело вкуса. Случается, среди фаворитов малыша оказываются совсем мелкие вещички. Естественно, чем мельче игрушка, тем больше шансов ее потерять.

Малыш может проявлять интерес к страшноватым игрушкам, монстрам и чудищам. Да, такой персонаж тоже должен быть среди игрушек. Ведь в каждой сказке есть добро и зло. И в играх крохи тоже допустимо это противостояние. Так дети пытаются справиться с агрессией, отстраниться от негативных эмоций, побороть страхи. А еще они очень любят играть с мультяшными персонажами. Ведь им уже известен характер и повадки той или иной игрушки.

Родителям следует с уважением относиться к выбору малыша и соблюдать некоторые правила. Нельзя стыдить его за то, что он слишком привязан к игрушке. По- твоему, он слишком взрослый для того, чтобы носить с собой мишку? Похоже, ребенку не хватает внимания взрослых.

Наказывать малыша, лишая его любимой игрушки, – плохая идея. Поищи другой способ. Пусть общение с любимцем будет всецело под контролем ребенка! Это придаст ему больше уверенности в себе.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Что чувствуют игрушки

Представь что ты игрушка.
Обычный мягкий плюшевый мишка.
Который есть или был наверно у всех.
И возможно он прямо сейчас сидит и смотрит на тебя.

И у тебя есть ребёнок.
Да у нас есть игрушки а мы у игрушек.
Ты любишь этого ребёнка, пускай он думает что ты просто игрушка у тебя же есть душа.
Ты о нём заботишься.
Конечно же не так как он о тебе.
Он укладывает тебя спать, моет, причёсывает, пеленает.
А ты охраняешь его от несчастий, проблем, плохих снов.
Он конечно об этом не знает но знаешь ты.

Вот обычный день допустим 17 апреля.
Что же суббота твоему ребёнку не надо в детский сад и этот день ты проведёшь с ним а не сидя за игрушечной партой «в школе».

Утро: Завтрак, прогулка, качели, колясочка, вот ребёнок упал ни одной царапинки кому спасибо?, дома играем в кубики.
День: Обед, сон.
Вечер: Вы принимаете ванну вдвоём, ужин, мультики, тебя укладывает спать твой любимый ребёнок.

Утро следующего дня ты проснулся, но лежишь с закрытыми глазами. Какое-то странное чувство. Но ты отбрасываешь все сомнения сегодня еще один день с твоим ребёнком!

Ты открыл глаза и увидел небо, вокруг неприятный запах, груды мусора. Посмотреть вниз. Высоко, но ты узнал это место. СВАЛКА

Мимо тебя проходит ТВОЙ ребёнок с которым ты так долго жил с. С БОЛЬШИМ КРАСИВЫМ ПЛЮШЕВЫМ ПСОМ.

Что ты чувствуешь?

А что чувствует та кукла рядом?

А тысячи людей которые тоже любили а потом так же оказались на помойке?

Источник

Оцените статью