Игорь науменко эмоциональный интеллект

Что такое эмоциональный интеллект?

Сказка

«Один воинственный самурай, говорится в старинной японской сказке, как-то раз потребовал от учителя дзен, чтобы тот объяснил ему, что такое рай и ад. Но монах презрительно ответил: «Ты всего лишь неотесанный мужлан, я не могу попусту тратить время на таких, как ты!».

Почувствовав, что тут задета его честь, самурая пришел в ярость и, выхватив из ножен меч, крикнул: «Да я мог бы убить тебя за твою дерзость!»

«Это и есть ад», — спокойно молвил монах в ответ.

Пораженный тем, насколько точно определил учитель владевшее им бешенство, самурай успокоился, вложил меч в ножны и с поклоном поблагодарил монаха за науку.

«А вот это — рай», — сказал монах.

Наша жизнь достаточно многогранна и непредсказуема. И каждый день мы сталкиваемся со множеством проблем, где нам приходится принимать множество решений. Сейчас существуют множество направлений, разрабатывающих методики и алгоритмы, как вести себя в таких сложных ситуациях.

И если продолжить эту мысль и обратиться к исследованиям в области «принятия решения в ситуациях неопределенности», то мы увидим, что те решения, которые принимают люди в условиях неопределенности, отличаются от стандартных логических систем.

Ну, хорошо, если не разум, то кто тогда диктует нам правила?

Заманчиво, не правда ли? Ответ был найден, и нашли его Канеман и Тверски. Они создали теорию – Теорию перспективы.

Данная теория гласит, что ни Я, ни ВЫ, ни ваши близкие люди, ваши начальники или подчиненные не способны полноценно анализировать ситуацию, в которой предстоящие события покрыты вуалью неопределенности. Т.е. мы не совсем верно оцениваем величину ожидаемых выгод, потерь и их вероятность вообще произойти. Мы, конечно, готовы рискнуть, чтобы избежать какой-либо потери, но не согласны на риск, чтобы что-либо приобрести для себя.

Двигаемся дальше. Эти же авторы обнаружили, что человек недооценивает вероятность события, которое, скорее всего, произойдет, и переоценивает гораздо менее вероятное событие.

И еще раз вопрос: так на что же мы опираемся, когда пытаемся принять неоднозначное решение?

Большинство людей, как в бизнесе, так и в обыденной жизни, руководствуются обычной логикой, ну и, конечно, личной выгодой – купить там, где дешевле, работать там, где больше платят. И считают это логичным! В параллель этому, хочу вспомнить, что очень долгое время и математики, и физики считали, что более тяжелый предмет, брошенный с высоты, долетит до земли быстрее, чем предмет, более легкий. И, какого же было удивление(!), когда Галилей сбросил с Пизанской железный и деревянный шары, и оказалось, что они падали одинаковое время.

Так вот, люди, при принятии решений, руководствуются не столько логикой, а еще и эмоциями! Но, как ни крути, человечество, в своем большинстве, старается вести себя рационально, логично, но снова и снова совершает ошибки и наступает на одни и те же грабли.

Самая большая глупость — делать тоже самое и надеяться на другой результат.

А почему же так происходит, в чем причина?

Данный вопрос в науке дискутируется уже давно. И ученые мужы уже давно признали, что была совершена ошибка. Большая ошибка. И эта ошибка заключалась, что был абсолютизирован интеллект, и, в то же время, были исключены эмоции из системы мышления. А ведь система эмоций живет и действует внутри нас. Но большинство направлений игнорируют эту систему, считая ее бесполезной функцией нашего тела. И все-таки, вне зависимости от того, согласны мы с этим или нет, эмоции меняют наше отношение к миру.

  • Хорошее настроение делает мир краше, ярче, позволяет радоваться всему, что происходит вокруг.
  • Депрессия делает мир вокруг серым или мрачным, все, что вокруг угнетает и заставляет нас печалиться.
  • Страх заставляет нас сжаться в комочек, кажется, что мы очень маленькие и беззащитные по отношению к миру.

И уверен, что каждый из вас этот список может продолжить, приведя свои личные примеры.

Таким образом, эмоции способны существенно испортить нашу жизнь или улучшить.

Если перейти на язык науки, то можно сказать так: «Эмоции, в зависимости от характера эмоциональной шкалы, могут либо увеличить наш IQ либо уменьшить».

Давайте вспомним простые примеры. Если человек чего-то боится, то:

  • его мысли путаются.
  • бегают с бешенной скоростью.
  • контроль полностью отсутствует.
  • ошибка на ошибке.
  • любая задача полностью проваливается.

В то же время, если вы в состоянии радости, эмоционального подъема, то ваши действия полностью согласованны, вы генерируете множества идей, и все они продуктивны, ваша работоспособность потрясает окружающих.

Читайте также:  Как подавить чувство сонливости

Давайте заглянем и в нашу сценарную теорию. Не будем здесь долго рассуждать, а сразу выведу важное:

Приведу небольшой список сценарных болезней:

  • Болезни кровеносной системы возникают тогда, когда человек постоянно испытывает сильное недовольство, склонен к депрессии, не испытывает радости жизни.
  • Проблемы со спиной, в области поясницы, копчика – боли, радикулиты и т.п. – это накопившееся раздражение, злость, агрессия, недовольство, которые не получили выход.
  • Заболевания горла (например, частые ангины, ларингиты, бронхиты) – подавление своих эмоций, сдерживание чувств, невысказанность. Частые проблемы с горлом у детей могут быть реакцией на неблагоприятную обстановку в семье, конфликты и ссоры родителей, их ругань и крики при ребенке, который все это остро переживает, но не может высказать свои чувства и как-то повлиять на ситуацию в силу своего маленького возраста.
  • Сдавленность, тяжесть в области груди и солнечного сплетения – грусть, ощущение одиночества, тоска.
  • Спазмы и боли – сдержанный гнев, переживания, сомнения.
  • Болезни глаз – нежелание видеть, признать что-либо.
  • Частые головные боли и мигрени могут свидетельствовать о сильном недовольстве собой, заниженной самооценке, самоедстве.
  • Причиной онкологических заболеваний могут быть такие сильные эмоции, как ненависть, злоба.

Эмоции

Да, еще необходимо не забывать, что эмоции – это более ранний механизм регуляции поведения, чем разум. Ребенок в младенчестве может общаться с этим миром через эмоции. Кроме того, простейшие эмоции есть даже у млекопитающих. Так, например, множество опытов и исследований подтвердили наличие эмоций у обезьян. И уж если предполагать, что мы являемся частью природы и когда-то были животными, то эмоциональная система намного старше, чем наш интеллект. И именно поэтому в критических ситуациях в нас преобладают эмоции, а не разумный интеллект. И под сильным воздействием эмоций происходит такая мобилизация сил, которую разуму не вызвать ни приказами, ни просьбами, ни упреками.

Учитывая все это, только Интеллект совместно с Эмоциями (заметьте – СОВМЕСТНО. ) – дает колоссальный эффект и может восприниматься как Главный ресурс во всех сферах жизни человека.

Сочетание Эмоций и Интеллект дает нам Эмоциональный Интеллект (EI). Конечно, это еще достаточно молодое направление. И его предстоит еще исследовать, понять и самое главное – научиться использовать весь потенциал.

Подробнее об Эмоциональном Интеллекте можно будет узнать на моем он-лайн курсе: Как научиться управлять эмоциями? Эмоциональный интеллект.

Источник

Эмоциональный интеллект — Игорь Науменко ! (Р)

  • Статья Игоря Науменко «Наш внутренний резерв. Эмоциональный интеллект – инструмент успеха! «часть 1 , часть 2 , часть 3 , часть 4

Как научиться управлять эмоциями ?
Часть 1. Как управлять своими эмоциями
Большинству людей эмоции мешают.
Страх мешает начать действовать и достигать поставленных целей.
Гнев разрушает отношения с окружающими.
Вина вынуждает нас делать то, что мы не хотим делать.
Обида делает наше восприятие мира несправедливым

Если мы не можем управлять своими эмоциями, значит, эмоции управляют нами. Это значит, что мы не можем управлять своими реакциями, своим поведением, своими решениями. Тот, кто не управляет своими эмоциями, не может достичь желаемого результата.

Нас всегда восхищают люди, которые сохраняют хладнокровие в различных ситуациях. Они принимают решения, основываясь на принципе рациональности и целесообразности. Они всегда достигают своих целей. Получают то, чего они хотят.
Можно ли этому научиться. Однозначно да.
Как управлять своими эмоциями и достигать результата?

● Какие эмоции у нас возникают и почему?
● Как определить «мешающие» и «помогающие» эмоции?
● Как эмоции влияют на мое восприятие, поведение, принятие решений?
● Как эмоциональный интеллект определяет уровень дохода, карьеры, достижений?
● Как управлять собственными эмоциями?
● Технологии самоконтроля.
● Как оставаться хладнокровным и достигать цели.

Часть 2. Как управлять другими людьми с помощью эмоций
Мы живем в окружении людей. Каждый день мы общаемся, знакомимся, о чем-то договариваемся. Периодически между нами возникают конфликты, которые необходимо решать. Чтобы достойно выйти из конфликтов нам нужно, прежде всего, уметь контролировать собственные эмоции. Это важно, но недостаточно. Не менее важно понимать эмоции и чувства партнера, уметь управлять его эмоциональным состоянием. Направлять его в сторону решения конфликта.

Умение контролировать и управлять эмоциями партнера это важный навык для руководителя, переговорщика.
А еще это очень важно для построения гармоничных отношений в личной жизни.
Именно об управлении эмоциями и чувствами других людей, пойдет речь в курсе:
Как управлять другими людьми с помощью эмоций
Эмоциональные инструменты управления людьми

● Как понять эмоциональное состояние другого человека?
● Диагностика состояния партнера по особенностям поведения.
● Эмоциональные барьеры в общении с партнером
● Инструменты влияния на партнера
● Техники конструктивной трансформации эмоционального состояния партнера.
● Моделирование эмоций, как инструмент управления.

Организационная часть :
Адрес проведения тренинга: планируется ул. А.Валека 15, оф. 326
Время: 6 декабря 2014, суббота. с 10 до 18
7 декабря 2014, воскресенье с 10 до 18
Расписание может быть откорректировано при возникновении необходимости.

Источник

Почему эмоциональный интеллект определяет нашу жизнь?

Все мы знакомы с понятием «уровень интеллекта» и тестами, его измеряющими. Ещё мы знаем, что люди с высоким IQ добиваются больших высот. Ведь IQ направлен на то, чтобы обрабатывать информацию, производить расчёты, классифицировать, делать выводы и пр. Однако этот познавательный интеллект формируется позже, чем другой, не менее важный вид интеллекта — эмоциональный.

Читайте также:  У мужа депрессия торсунов

В реальности IQ не сильно влияет на достижения человека. За примером далеко ходить не надо: троечники и двоечники чаще всего оказываются более успешными, чем неприспособленные к жизни отличники. И всё это напоминает поговорку «Что же ты такой умный и при этом такой бедный?».

Суть эмоционального интеллекта не в том, чтобы уметь произвести впечатление, как думают многие. EQ соединяет в себе два важнейших компонента: уровень сознания и уровень развития эмоциональной сферы. Последняя присутствует у маленького человека ещё во внутриутробный период жизни.

Что я подразумеваю под эмоциями? Это сигнальная система организма. Искра, запускающая определённые действия в человеке. Но что запускает саму эту искру? В организм ребёнка будто бы вшита базовая программа управления работой сердца, лёгких, всех органов. Это тоже часть интеллекта, но та часть, которой невероятно сложно управлять. Да, есть методики, благодаря которым можно научиться замедлять работу сердца, но они очень сложные. Поэтому считается, что этими вещами мы не управляем, — они как бы вшиты в BIOS.

Когда мы вырастаем, у нас появляется возможность думать и перерабатывать информацию, формировать новые импульсы и желания. И когда появляется «хочу/не хочу это делать», срабатывает сигнал, вспыхивает искра — эмоция. Если два эти компонента идут вместе, мы получаем то, что хотим. Это и есть эмоциональный интеллект.

Можно воспользоваться аналогией, связанной с полушариями:

EQ — это когда оба полушария (и правое, и левое) работают синхронно и их сигналы не противоречат один другому. А человек понимает процессы и механизмы, по которым в жизни происходит то или иное событие, осознаёт, что его действия обусловлены его же мыслями и эмоциями.

Итак, умение управлять собой, понимать себя, добиваться того, чего хочется, и не делать то, чего не хочется, — результат развитого EQ.

От чего же зависит уровень эмоционального интеллекта и по каким параметрам его можно определить?

Тестов для определения уровня EQ нет. Таким образом, можно измерить только уровень познавательного интеллекта. Но результат не будет определять то, какой вы человек. Проводили специальные эксперименты и выяснили, что многие заключённые (большой процент) в США, причём осуждённые за тяжкие преступления, имеют высокий уровень IQ. А вот если у человека достаточно развит эмоциональный интеллект, он никогда не будет его использовать против других и окружающего мира.

Уровень эмоционального интеллекта, в отличие от IQ, можно определить только по тому, что происходит в вашей жизни и до какой степени вы удовлетворены этим, как можете управлять своими действиями в разных сферах и насколько честны с собой. Тесты точно не покажут всю эту картину целиком.

Как можно понять, есть ли проблемы с эмоциональным интеллектом?

Есть основные признаки: вы не можете контролировать собственные действия, не отвечаете за них, многим в жизни недовольны, постоянно сравниваете себя с другими и не в состоянии управлять своим настроением, более того, оно зависит от случайных факторов: погоды, внешнего мира. Всё это означает, что вы живёте на автоматических программах. Теперь главный вопрос: как развить эмоциональный интеллект? Что самое сложное в этом? Камень преткновения в процессе развития — то, что нас никогда этому не учили. В школе не развивают эмоциональный интеллект, так же как и не учат зарабатывать деньги. Человек задумывается о том, где и как добывать средства для проживания, когда ему 23 и больше. То же и с эмоциональным интеллектом.

Начнём с того, что злиться у нас в обществе нельзя, обижаться тоже. А вот девушкам — наоборот, положено. И опаздывать им хотя бы на 15 минут тоже принято. А мужчинам нельзя расстраиваться и тем более упаси бог плакать. Так вот, проблема в том, что у человека к окончанию той же школы уже сформирован набор эмоций относительно себя и того, что происходит в жизни. И когда даже 35-летние мужчины и женщины приходят на коучинг по развитию эмоционального интеллекта, им показываешь систему и даёшь инструменты, многим тяжело отказываться от своих убеждений. Ведь тяжело принять тот факт, что они прожили эти 20-30 лет не так, как могли бы. Сложно осознать потери, которые случились, цели, которых не достигли, и возможности, которые из-за своих же действий упустили. Невыносимо признавать, что они за это ответственны.

Поэтому основная проблема заключается в том, чтобы: первое — осознать всё вышеперечисленное, второе — дисциплинировать себя. Потому что процесс развития интеллекта эмоционального будет происходить через интеллект сознательный, т. е. через IQ.

Читайте также:  Как выплеснуть подавленные эмоции

Последовательность действий такая: первое — это теория, второе — практические задания (дневники, проективные упражнения). Это и есть то, что называется безопасной средой: есть контроль, но нет опасностей и угрозы. И уже третье — реальная практика.

Приготовьтесь к работе длиною в жизнь. Все мы привыкли жить на автопилоте. А развитый эмоциональный интеллект предполагает уход от автоматизмов и привычек, когда вы начинаете действовать осознанно даже при выполнении обычных рутинных дел.

Для начала хотя бы при чистке зубов двигайтесь в другом направлении! Или задание посложнее: попробуйте после пробуждения не тянуться по привычке к телефону. И вообще неделю (в отпуске, например) поживите без него. Вы заметите, что постоянно чего-то не хватает, будто забыли сделать что-то очень важное. Это и есть работа автоматических программ. А эмоциональный интеллект подразумевает понимание, для чего вы совершаете то или иное действие. А когда управляете процессами, то получаете результат.

Недаром мудрецы советуют жить в «здесь и сейчас». Для чего теперь многие ставят себе будильники, есть даже такая специальная программа «Помидорка» («Pomodoro»). Она призвана каждые полчаса выдёргивать человека из потока автоматических программ. Есть определённые технологии, как возвращать себя в настоящий момент, в осознанное состояние.

То есть человек с развитым эмоциональным интеллектом живёт осознанно, он управляет своими действиями, не стремится что-то кому-то доказать. И если он целый месяц ничего продуктивного не совершает, значит, ему именно так и надо. Он себя за это не ругает, потому что понимает, зачем он это делает.

При целенаправленном развитии эмоционального интеллекта в первую очередь учатся понимать свои эмоции. Ведь часто спрашиваешь у человека, как он сейчас себя чувствует, а в ответ всегда — «нормально». Ему тяжело понять свои чувства. Во-первых, родители не научили и даже, более того, могли какие-то эмоции запрещать. Ребёнок вырастает и не понимает своих чувств и эмоций или утверждает, что он вообще безэмоциональный человек, поэтому ничего не испытывает. Но так не бывает! Эмоции есть у всех людей, пока они живы.

Зная и понимая себя, на основе этой информации можно понять другого и выстроить систему коммуникации. Например, когда видите, что человек злится, вы понимаете: не стоит в этот момент давить на его рациональную часть: «Иван Иваныч, как Вы себя ведёте? Вы же порядочный человек!» Вы не станете так говорить, потому что понимаете: эти слова только усилят его агрессию. Когда же мы умеем правильно выстраивать коммуникацию, то знаем, как справиться с гневом Ивана Ивановича и добиться нормального разговора.

Ещё важный момент.Те, кто уже занимаются развитием EQ, часто спрашивают, что делать, если при занятиях произошёл «откат», то есть состояние, когда при целенаправленном поступательном развитии возвращаются на несколько шагов назад?

На самом деле никаких откатов не существует. Вот вы работаете над собой, развивая тот же эмоциональный интеллект, и внезапно снимаете верхний слой проблем. В этот момент вам кажется, что это победа: «Пару месяцев — и я решил свою проблему!» Но через пару-тройку месяцев приходит что-то отдалённо напоминающее то состояние, которое было раньше. И тогда вы думаете: «Ну вот! Всё, я откатился назад!»

Так вот, это не откат. Когда работаете над собой, избавление от чего-то не означает, что ушла вся проблема, — собственно, ушла только её часть. Суть любых убеждений, сценариев, черт характера можно представить как корни дерева. В зависимости от проблемы, корни эти прорастают на разную глубину. Почему я говорю, что работа над собой — этот процесс всей жизни? Потому что, выдернув один корешок, вы можете оставить отросток от него, который через время разрастётся.

Работа над собой — это труд в огороде. Любая благородная культура растёт долго, за ней нужно специально ухаживать. А сорняки не надо поливать, им нужна только почва, и они прорастают мгновенно. Так вот, многие напоминают огородников, которые пропололи грядки, и всё. Им говорят: «А завтра тоже надо прийти!» — «Как? Зачем? И так нормально! Приду через неделю!» Приходят через неделю, а там уже бурьян разросся. Где картофель, где клубника — непонятно, и человек уже шагает по всему подряд: и по сорнякам, и по ягодам.

Сорняки будут появляться всегда. Если в прошлом у вас были какие-то установки, то придётся теперь постоянно следить за тем, чтобы они не проросли. Но это не откат, а просто моменты, которые остались недоделанными. Поэтому стоит работать регулярно, а не в течение одного месяца.

В фильме «Мирный воин» есть хорошая фраза, отражающая эту взаимосвязь: «Знание не есть мудрость. Мудрость есть умение использовать полученные знания на практике».

Вот это как раз таки и есть эмоциональный интеллект. То есть умение действовать в заданном направлении для достижения выбранной цели. Это про умение жить, действовать и получать результат.

Источник

Оцените статью