Иезуитское чувство юмора это

Значение слова «иезуитство»

ИЕЗУИ́ТСТВО, -а, ср. Лицемерие, двуличность, неразборчивость в выборе средств для достижения цели. — Оправдывать свои низости, которые делаешь для одного эгоизма, благородными целями, — все это такое иезуитство, которое не могло обмануть меня. Достоевский, Дядюшкин сон.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Иезуитство — подход к моральным вопросам и проблемам, основанный на гибких моральных принципах и казуистике. Получил название по обществу иезуитов, которые широко употребляли подобные диалектические приёмы в богословских спорах. Иезуитство не является объектом изучения моральной теологии и не классифицируется ею отдельно (этот термин не был найден ни в одном теологическом словаре), но некоторые богословы иезуитов, ввиду поощрения личной ответственности и уважения свободы совести, подчеркнули важность «индивидуального» подхода к личным моральным решениям — и в конечном итоге разработали и приняли казуистику. Отличительной чертой нового подхода стало то, что во время принятия решений индивидуальные стремления были более важными, чем сам нравственный закон. Этот прием был описан как «попытка достичь святых целей не святыми средствами».

Блез Паскаль, французский математик, религиозный философ и приверженец янсенизма, уверенно критиковал моральный лаксизм таких иезуитов в своих знаменитых «Письмах к провинциалу». Также иезуитство находится в противоречии с официальной доктриной католической церкви.

ИЕЗУИ’ТСТВО и езуи́тство, а, мн. нет, ср. (книжн.). Лицемерие, двуличие, беспринципность в выборе средств для достижения своих целей. Такого иезуитства от него никто не ожидал.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник

Шокирующая правда об ордене иезуитов и его делах

Вокруг ордена иезуитов за многовековую историю возникло немало мифов и легенд. Репутация в общественном сознании сложилась незавидная: беспринципные аскеты, не гнушающиеся любой ценой за поставленную цель. Так ли это? Какие страшные дела скрывает жизнь ордена? Кто первый стал на путь иезуитства? И главный вопрос — зачем?

Хромой рыцарь

Первым иезуитом в мировой истории стал отпрыск обедневшего испанского дворянского рода Игнатий Лойола. Его настоящее полное имя — Иньиго Лопец де Рекальде де Оназ-и-де-Лойола. В возрасте примерно 30 лет, в 1521 году, участвовал в обороне испанской Памплоны и был ранен осаждавшими город французами. Ранение это стало переломным моментом не только в судьбе Игнатия, но и во всей мировой истории.

Средневековая медицина была весьма специфична. Медики спасли Игнатию Лойоле жизнь и вылечили страшные раны. Но одна из его ног, перебитая вражескими снарядами, после лечения стала короче другой. О продолжении ратных подвигов не могло быть и речи. Однако во время долгого вынужденного бездействия в период восстановления от травмы Лойола пристрастился к чтению церковных книг.

Пытливый ум несостоявшегося рыцаря родил грандиозную идею: нести просвещение язычникам и распространять христианство по странам. Игнатий стал изучать богословие. Через 13 лет после судьбоносного ранения Лойола и его шестеро соратников: Николас Бабадилья, Петер Фабер, Диего Лайнес, Симон Родригес, Альфонсо Сальмерон и Франциск Ксаверий (Ксавер), — стали отцами-основателями нового духовного ордена — «Общества Иисуса». Именно так переводится его латинское название Societas Jesu. Официальное признание нового монашеского ордена произошло в 1540 году, когда папа Павел III провозгласил соответствующую буллу (акт, имеющий законную силу).

Сделать церковь снова великой

С учреждением нового общества Павел III провозгласил и его основную миссию. Католическая церковь всеми силами пыталась вернуть себе ускользающее могущество, которое оказалось под вопросом с началом в 1517 году эпохи Реформации. Именно тогда Мартин Лютер объявил свои «95 тезисов», обличающие существующее католичество, — в частности, рассказывающие о злоупотреблениях священнослужителей, в том числе, продажей индульгенций. Послание Лютера упало на благодатную почву — массовое недовольство существующими церковными порядками, породив, помимо, собственно, лютеранства, ряд последователей и отколовшихся течений. Поэтому папа Павел III увидел в новом ордене союзников в деле сохранения католической церкви, а главной целью объявил «вернуть заблудшие массы в ограду церкви».

Иезуиты начали с обширной миссионерской деятельности, широко распространяя славу о своих добрых делах. Как только положительная репутация была наработана, орден перешел к «основной» работе. Один из главных догматов католичества — непогрешимость и неограниченная власть папы. Иезуиты возвели этот принцип в абсолют: если это необходимо, вполне оправданно неповиновение светским государям и законам. Тираны могут быть свергнуты и устранены физически.

Цель оправдывает средства

Само выражение «цель оправдывает средства» приписывают иезуитам. Они начали агрессивное распространение своих идей для подчинения и обращения на «путь истинный» широких масс, а прежде всего — влиятельной аристократии. Огромная роль отводилась образованию и воспитанию — взрастить последователей с младых ногтей проще, чем переубедить имеющуюся заблудшую паству.

Иезуиты резко отличались от монахов существовавших ранее орденов: одевались в мирское, соответствующее случаю, и жили далеко не в затворе. Хитрость, лесть, обман, подстройка под любого собеседника вкупе с блестящим красноречием поначалу стали их основным орудием в вербовке. Чуть позже в ход пошли и более серьезные меры.

Нестяжательство, декларируемое ранее монахами, также было отринуто. Возможность признать еретиком фактически любого безгранично развязала руки иезуитам. Обогащение за счет изъятого в пользу церкви имущества сожженных на кострах еретиков стало обычной практикой. Само имущество, меж тем, превратило орден, по сути, в банк: деньги, золото и драгоценности тайно давались в рост. Многие правители были повязаны долгами ордену.

Читайте также:  Характеристика чувств детей дошкольного возраста

Теория, оправдывающая цареубийства, была столь стройна, что дело было за малым: применить ее на практике. Одной из первых жертв чуть не стал германский император, воспитанник иезуитов Леопольд I, вступивший на престол в 1657 году и ставший правителем в Австрии, Венгрии и Богемии, а в следующем году — и Римской империи. Братья ордена потребовали, чтобы император обратил Венгрию, где к тому времени господствовал протестантизм, в католичество. Отказавшись нарушить религиозную свободу, Леопольд I едва не подписал себе смертный приговор.

В 1670 году император слег с какой-то странной болезнью, и ни один придворный врач не мог его вылечить. И только проезжий лекарь, приглашенный, практически, к смертному одру правителя обратил внимание на неестественное, излишне красное пламя с белым испарением, которым полыхали многочисленные свечи в покоях. Каждая из них, как оказалось, была пропитана ядом и медленно, но верно, убивала Леопольда.

Братья ордена, однако, не испугавшись разоблачения, поздравили императора с чудесным спасением и возложили всю вину за покушение на отца-прокуратора. Понявший все лицемерие ближайшего окружения, но не имеющий другого, Леопольд I, боясь за собственную жизнь, вынужден был принять условия и отменить религиозную свободу в Венгрии.

Масштабные интриги развели иезуиты в Англии. Дочь короля Генриха VII (бывшего ярым противником католицизма) и его второй жены Анны Болейн Елизавета, взошедшая на престол в 1558 году, мало интересовалась вопросами религии. Но ее предшественница, дочь короля от первого брака Мария, много сделала для восстановления господствующего положения католической церкви. Иезуиты, желавшие дальнейшей работы над укреплением позиций церкви и активного уничтожения ересей, начали борьбу за влияние на королевский престол. Папа Павел IV объявил брак Генриха и Анны вне закона, и, как следствие, — незаконным присутствие на троне их дочери Елизаветы. В 1581 году в иезуитских школах в Реймсе и Дуэ начинает зреть заговор против королевы. Подослав шпионов, Елизавета вызнала подробности и заговорщиков казнила.

Была еще не одна попытка ее свержения (как мы помним, цель оправдывает любые средства, поэтому, разумеется, королеву должны были убить). С помощью тонких психологических манипуляций отцы-иезуиты внушили молодому англичанину Энтони Бабингтону чувство влюбленности в правнучку Генриха VII королеву Шотландии Марию Стюарт. Мария претендовала на английский престол, что было очень на руку ордену: поддержать конкурентку и убрать ненавистную Елизавету. Наивный Бабингтон хорошо подходил для этой роли. Но его заговор также был раскрыт. Он сам, его соратники, а позже и его заочная возлюбленная Мария Стюарт были казнены. Стоит ли говорит, что главные теневые организаторы, действуя чужими руками, вновь вышли сухими из воды.

Это только некоторые примеры. Покушений, манипуляций, заговоров, интриг, инициированных орденом, было великое множество.

Александр Денис Абель-де-Пиожоль. Казнь Марии Стюарт. wikimedia.org

Закат могущества

Сильную власть и влияние практически на все сферы общественно-политической жизни орден иезуитов имел до конца XVIII века. Излишнее усиление стало, мягко говоря, напрягать и церковников, и светские власти. Преступления, ранее сходившие иезуитам с рук, все чаще стали называть слишком тяжелыми, все чаще стала идти речь о необходимости запрета «Общества Иисуса».

В 1773 году папа Клемент XIV выпускает буллу, в которой отмечает обширные заслуги иезуитов перед католической церковью, на ниве общественного образования, а также их большую роль в развитии экономики. Тогда же папа распускает орден.

Впрочем, спустя не так много времени, в 1814 году, Societas Jesu восстановлено папством. Перед иезуитами ставится задача борьбы с революционными настроениями — на сей раз цивилизованными методами.

Живее всех живых

Не стоит думать, что орден иезуитов — это давняя история, закончившаяся с окончанием эпохи Реформации. Документы XX века дают немало свидетельств, что представители ордена активно участвовали в политической жизни Европы. И за ними продолжил тянуться зловещий шлейф. Так, в 1922-1924 годах Бенито Муссолини в Италии не смог бы обойтись без существенного содействия церкви. Явная поддержка Ватикана и регулярные пропагандистские публикации в иезуитских изданиях позволили ему набрать необходимый политический вес, обойти Итальянскую народную партию и придти к власти.

Папа Римский Пий XI до своей кончины в 1939 году продолжал линию «цель оправдывает средства». Он поддержал Муссолини как шедшего навстречу церкви, вернувшего в школы религиозное воспитание, а в армию — войсковых священников. Ватикан отказался от моральных принципов в угоду фашизму, поддерживающему католическую церковь. Муссолини цитировал папу Пия: «В системе фашистского учения, делающего упор на принципы порядка, авторитета и дисциплины, я не вижу ничего, что могло бы противоречить католическому учению».

По состоянию на 2015 год общее количество иезуитов в мире — 16 740 человек. Абсолютное большинство из них — священники (11 978).

Орден делится на провинции, регионы (зависимые от провинций) и независимые регионы. Весь бывший СССР — независимый российский регион. Всего деятельность ведется в 112 странах.

Глава ордена сегодня — Артуро Соса.

Папский престол сегодня занимает иезуит. Папа Римский Франциск (до папства носил имя Хорхе Марио Бергольо) — первый иезуит на высшей должности римско-католической церкви.

Источник

Иезуит: эволюция термина

В словарях мы находим два значения слова «иезуит»: 1) член Общества Иисуса — монашеского Ордена, основанного святым Игнатием Лойолой; 2) хитрый, двуличный, лицемерный человек. Бесцеремонность и уверенность, с какими эти характеристики даются словарями, вводят читателя в искушение и заставляют его принять их за чистую монету, поверить им, их повторять и повсюду распространять. Лишь обращение к истокам этого слова, как и рассмотрение его эволюции и всех тех манипуляций, какие оно претерпело на протяжении истории, позволит освободить слово «иезуит» от этого культурного рабства.

Читайте также:  Манга без чувств старости

Слово «иезуит» не было изобретено ни Игнатием, ни членами основанного им Общества Иисуса. Более того, оно даже не было принято к употреблению самим Обществом. Невозможно найти каких-либо следов этого слова ни в Конституциях Ордена, ни в официальных документах, принятых Обществом, начиная с его утверждения Папой Павлом III (1540) и вплоть до 1975 года. В написанных Игнатием Конституциях встречаются лишь выражения следующего типа: «те, кто живут в послушании Обществу», «члены Общества», «любой из нашего Общества» и другие им подобные.

Даже в официальных документах Святого Престола, вплоть до наших дней, употребляются описательные выражения, как, например: «священники… монашествующие… регулярные клирики Общества Иисуса и «сыны святого Игнатия».

В начальную эпоху существования Общества народы Южной Европы по-разному именовали последователей Игнатия Лойолы. В письме, отправленном из Испании, отец Араоз утверждает: «Некоторые называют нас инигистами (от Inigo — мирское имя Игнатия Лойолы), иные — папистами, иные — апостолами, иные — театинцами или реформированными священниками». Жители Рима часто называли их «реформированными священниками» или, еще чаще, — «театинцами», смешивая их таким образом с монашеским Орденом, основанным в 1524 году Гаэтаном из Тьенны и кардиналом Джампьетро Карафа — будущим Папой Павлом IV. Португальцы называли их «апостолами» — в честь апостола Индии Франциска Ксаверия.

Когда «сотоварищи Иисуса» прибыли в Австрию и Германию, их стали называть здесь «иезуитами». 30 декабря 1544 года Петр Канизий в письме, отправленном из Кельна в Рим о. Фавру пишет: «…что касается нас, я могу тебе сказать, что здесь нас называют иезуитами» (Braunsberger, B. P. Canisii S. J. Episn. et acta. Vol. I, p. 112). Через год он возвращается к этой теме и утверждает: «Мы продолжаем успешно развивать деятельность нашего Института, несмотря на зависть и поношение со стороны некоторых, которые даже обзывают нас иезуитами» (Braunsberger, B. P. Canisii S. J. Episn. et acta. Vol. I, p. 144). Это было весьма оскорбительно. По прошествии двух столетий слово «иезуит» приняло смысл, далеко отстоящий от значения, которое оно имело изначально и которое получило от картезианца Людольфа Саксонского (см. его известный труд: Vita Domini Nostri Jesu Christi — ex quatuor Evangeliis et approbatis ab Ecclesia Catholica Doctoribus Sedule Collecta). В его книге, появившейся в Германии около 1350 года, то есть за 190 лет до основания и официального утверждения Общества Иисуса, в главе Х первого тома (с. 28) мы читаем: «Согласно Августину… имя Иисус есть имя личное, но слово Христос есть имя нарицательное и священное; имя Христос есть имя благодати, тогда как имя Иисус есть имя славы. Следовательно, если через крещальную благодать мы зовемся христианами, то в небесной славе мы будем называться — самим Иисусом — иезуитами, то есть спасенными во имя Его». Итак, в тексте, где впервые упоминается слово «иезуит», слово это обладает особенно положительным и воодушевляющим значением.

Первое издание этой книги было осуществлено в 1474 году в Страсбурге. После этого книга была переиздана 400 раз; она часто издавалась в XV и XVI веке на разных языках: французском, каталонском (Валенсия, 1495), кастильском (Алкала, 1502), португальском (Лисбон, 1495) и т. д. К тому же эта книга получила достаточно широкое распространение еще до изобретения книгопечатания, особенно среди священников, для которых она была драгоценным источником духовных назиданий и размышлений. Такое широкое и быстрое распростране

ние книги заставляет полагать, что слово «иезуит» было известно в Европе задолго до основания Общества Иисуса. Если святой Игнатий читал «Vita Christi» — об этом мы имеем его собственное свидетельство (см. «Автобиография, № 5 — когда он находился на излечении в Лойоле) — то, вероятно, слово «иезуит» не ускользнуло от его внимания. Не исключено, что во время своего пребывания в Париже он заметил, что слово «иезуит» обладает ироническим и отрицательным значением. Действительно, слово «иезуит» часто употреблялось в эту эпоху как синоним слов «лицемер» и «фарисей».

В книге «Confessionnal» Готтшалка Роремунда — практическом руководстве для готовящихся к исповеди, изданном в Антверпене в 1519 году, — верным предлагается задаться следующими вопросами: «Не уклонился ли я от научения Слова Божьего по страху быть осмеянным и названным фарисеем, иезуитом, лицемером, ханжой? (Ср.: Brou A. Les Jesuites de la legende. Paris, 1906. Vol. I, p. 25) Не был ли я фарисеем, иезуитом, лицемером, ханжой (beguin)»? (C.I.C. Les Jesuites. Paris, 1974, p.31) Значение, приданное термину «иезуит» через связь со словом «фарисей» и «лицемер», более чем неприятно, но еще более оскорбительна и позорна его связь со словом «beguin». Действительно, этот фламандский по своему происхождению термин указывает на ересь и извращение.

В Италии, где в XIV и XV веках широкое распространение получило почитание имени Иисуса, народ давал имя «Gesuati» (Jesuites) членам Ордена «апостолических клириков Святого Иеронима» (основан в 1360 году Блаженным Джованни Коломбини), ибо члены этого Ордена, приветствуя друг друга, произносили фразу «Будь славен Иисус Христос», этими же словами они начинали и заканчивали свои проповеди. По причине своей краткости и удобности (так оно непосредственно указывало на принадлежность к Ордену) наименование Jesuates было сразу же принято общественным мнением, которое никогда не вкладывало в него какого-либо отрицательного или кощунственного смысла. Лишь иногда гуманисты той эпохи наделяли это наименование духом тонкой иронии.

В 1427 году святой Бернардин Сиенский был обвинен в ереси за то, что с великим рвением и пышностью насаждал и распространял культ и монограмму имени Иисуса во всех городах, куда он приходил проповедовать. Насаждаемое им благочестие казалось очень многим каким-то дерзким и недозволенным новшеством. Великий гуманист Поджио Браккиолини, апостолический писатель Римской Курии, жаловался на Jesuiete (иезуитство) Бернардина, к которому очень многие римские монахи относились как к еретику и идолопоклоннику. Предъявленные Бернардину обвинения были отданы на рассмотрение Папе Мартину V. Дело завершилось скорым и блистательным оправданием Бернардина. Верховный Понтифик Дал ему право и попросил его проповедовать и распространять почитание имени Иисуса, как и прежде вознося хоругвь с монограммой IHS (Pastor L. Storia dei Papi. Vol. I, p. 215).

Читайте также:  Твои чувства бездна пустота вселенной мятная фанта

Семантическая эволюция термина «иезуит» в период, предшествующий созданию Общества Иисуса, неудивительна и вполне нормальна. Естественным образом семантическая эволюция слов отражает эволюцию человеческого поведения. Однако семантическая эволюция термина «иезуит» после образования Общества Иисуса носит совершенно иной характер. Общее рассмотрение того исторического периода на протяжении которого происходила эта эволюция, почти заставляет полагать, что она была продумана, к ней стремились, ее программировали и поддерживали с величайшей настойчивостью. При этом в ее основу неизменно укладывались три следующие требования: 1) употреблять слова «иезуит» — «иезуиты» исключительно для обозначения одного или нескольких членов Общества Иисуса; 2) приписывать иезуитам разнообразные злодеяния; 3) сделать слово «иезуит» синонимом коварства и лицемерия, следовательно — бесчестности.

Как бы то ни было, даже если эволюция термина «иезуит» и не была запрограммирована, ее действительно поощряли и «задействовали» чрезвычайно успешно. Ее выпестовали прежде всего: протестантская Германия, галликанская Франция, янсенисты и иллюминаты и отчасти Англия. Порожденный всем этим антииезуитизм распространился по всей Европе и привел к упразднению Общества Иисуса.

После исчезновения иезуитов антииезуитизм успокоился, но сразу же воспрянул, как только Орден был восстановлен, и вызвал многочисленные иезуитофобские манифестации во Франции, Испании и Германии. Годы шли, времена менялись. Постепенно антииезуитизм потерял свою остроту, однако словари продолжают твердить, что слово «иезуит» означает: «член Общества Иисуса и хитрый, коварный и лицемерный человек».

Антииезуитизм прилагал усилия к тому, чтобы отождествить термин «иезуит» с позором, бесчестием. В то же время католики заметили, что слово «иезуит» — в силу присущей ему краткости, лаконичности и свойственного ему этимологического значения — есть лучшая замена для двух объемных выражений: «сотоварищ Иисуса» и «член Общества Иисуса».

Укоренение термина «иезуит» в качестве специального термина, обозначающего того, кто принадлежит новому, основанному Игнатием Лойолой, Ордену, произошло чрезвычайно быстро. Создается впечатление, что употребление этого термина было разрешено и поддержано Тридентским Собором; и хотя он не пользовался им в своих постановления, тем не менее употреблял его в ходе своих работ. Действительно, Деяния Собора свидетельствуют о том, что соборные отцы обычно называли «иезуитами» членов Общества Иисуса. Отца Диего Лаинеса именовали «генералом иезуитов». В Деяниях также содержится фраза Jesuitae fovendi sunt (следует поощрять, поддерживать иезуитов); Лиджи Фирмано, помощник Магистра соборных церемоний, в своей дневниковой записи, где говорит о распределении мест на соборном заседании 21 августа, употребляет выражения: Generali Jesuitarum Ordinem и Religionem Jesuitarum.

Быстрое и широкое распространение слова «иезуит» в католическом мире не было ни поддержано, ни осуждено Обществом Иисуса. По-прежнему иезуитам давалась рекомендация избегать употребления этого слова, но Общество Иисуса признало, что для католического мира слово «иезуит» есть не что иное, как верное и наиболее лаконичное истолкование выражений «Сотоварищество Иисуса» и «сотоварищ Иисуса» и, следовательно, заслуживает уважения.

В связи с этим небесполезно процитировать принадлежащие отцу Юлию Негроне «Толкования общих правил», первое издание которых восходит к 1613 году: «Наименование иезуит происходит не от нас, и поэтому мы никогда не пользуемся им — ни в официальном, ни в частном порядке… Мы принадлежим Сотовариществу Иисуса, мы — сотоварищи Иисуса… Хотя слово иезуит стало обиходным, мы, тем не менее, не принимаем его, так как оно не было нам дано ни Блаженным Игнатием, ни Святейшим Престолом; однако мы не отвергаем его, ибо не в наших силах приостановить или задержать порыв общественного мнения» (Negronius Julius. Regulae Communes. Tomus I, p. 338-341. Cracoviae, 1913). Однако постепенно слово «иезуит» вошло в быт и широко распространилось во всех католических кругах — мирских и церковных. Это принудило Общество примениться к духу времени. Таким образом, термин «иезуит» стал применяться внутри Ордена, но исключительно в частном порядке. Оно появилось в официальных документах лишь несколько лет назад, когда священники и монашествующие испытали необходимость вновь обрести и углубить свою духовную самобытность.

Первое официальное употребление слова «иезуит» восходит к тридцать второй Генеральной Конгрегации Общества, которая проходила в 1975 году — 435 лет спустя после основания Общества Иисуса. В одном из постановлений этого собрания (№ 2, 1) мы читаем: «Что значит быть иезуитом? — Осознать, несмотря на свою греховность, что ты призван стать сотоварищем Иисуса, каким был Игнатий, Игнатий, который умолил Деву Марию «утвердить его с Ее Сыном» и который узрел тогда Самого Отца, Который попросил Иисуса, обремененного крестом, взять с собой этого странника».

«Психологический барьер» был преодолен, и на тридцать третьей Генеральной Конгрегации в 1983 году, также без каких-либо колебаний было официально употреблено слово «иезуит»: «Генеральная Конгрегация настойчиво просит всех иезуитов прилагать все усилия к тому, чтобы с еще большей полнотой соединять — как в личном, так и в общинном плане — духовную жизнь и апостольское служение» (Постановление 1,11).

(Ф. Фарузи, Иезуит: семантическая эволюция этого слова, Символ №26, Декабрь 1991, стр. 207-211)

Источник

Оцените статью