Иероним босх сад радостей земных

Сад земных наслаждений. Босх

Познакомимся более подробно с одной из самых известных картин Босха, «САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ»1500-1510гг. Ещё триптих называют «САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ».

Я думаю на протяжении веков многие поняли,что сладострастие не такой уже и большой грех,скорее всего удовольствие.Но каждому времени свои каноны.Картина очень интересная,многое на первый взгляд,совсем непонятно,но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться,что же хотел выразить этот загадочный художник.

Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде,я долго не могла разобраться,что же на ней изображено.Что именно хотел сказать нам средневековый художник?Даже внимательно слушая экскурсовода,очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей.

«Сад земных наслаждений «-это триптих.Он должен был служить для украшения алтаря .Прежде,чем приступить к детальной характеристике картины,несколько слов о художнике.Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен.)-1450-1516гг.-нидерландский художник,один из крупнейших представителей Северного Возрождения.Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

Босх родился в семье художников.,жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах.Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи.

Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы.

Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название.Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков.
«Сад земных наслаждений «-состоит из 3-х частей.

Босх на центральной створке своего алтаря изобразил Золотой век — воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей «безгреховности» (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный «золотой» род людей современному, худшему «железному» роду, которому присущи все возможные пороки.
«Сад радостей земных» — представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.

С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.
Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:
на первом плане показаны «различные радости». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах — не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений.

Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь;птицы становятся олицетворением похоти и разврата.
Рыба — символом беспокойного вожделения,раковина является женским началом.
Третий (самый дальний) — венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

Для того,чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты.Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре.Сбоку молодой человек обнимает огромную сову.Девушки срывают с дерева экзотические плоды.Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар.
Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:
вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви.

Читайте также:  Почему мужчина бежит от своих чувств

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.

Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Она олицетворяет последние три дня сотворения мира.Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой.

Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака. Идея «парности» всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников.
У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей.

Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей.
Теперь подробнее рассмотрим животных,которые появились на земле.

ПРАВАЯ СТВОРКА -МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда.
Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Огромный кролик тащит свою жертву — человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на струнах арфы, другой — привязан к грифу лютни.

Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера — вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки.На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник.

Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».

Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

Читайте также:  Дэниел гоулман ричард бояцис энни макки эмоциональное лидерство

Аллегорически выглядят здесь музыкальные инструменты, которые из источников наслаждения превращены в пыточные машины.Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами.
Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» — и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.

Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.В «железные ботинки» зажимали ноги — степень сжатия зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.

ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ И НА ДРУГОЕ МНЕНИЕ О ГРЕХАХ.
ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ -ГЕРЦОГ МЕДИЧИ,ПРАВИТЕЛЬ ФЛОРЕНЦИИ,который жил с Босхом в одну эпоху, призывал к наслаждению жизнью:
«Пусть каждый поет, играет и танцует! Пусть сердце горит негой! Долой усталость! Долой печаль! Кто хочет быть веселым — веселись сегодня. Завтра — поздно». Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей.

Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьез верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал.

Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.

Источник

«Сад земных наслаждений» – таинственный триптих Босха

Творчество Иеронима Босха часто называют криптоживописью, которую следует не только рассматривать, но и читать. Нидерландский художник умел мастерски зашифровывать “говорящие” символы в своих творениях. Даже в тех его творениях, что обывателю покажутся лишь хаотичным набором образов, существует строгая система и выверенность.

Примером тому является «Сад земных наслаждений», знаменитый триптих живописца. Что интересно, такое название творению дали исследователи, а не сам автор. Истинное же название картин по-прежнему остаётся загадкой. Что же “спрятал” Босх в этих работах? Какие символы и тайны может раскрыть «Сад земных наслаждений»?

История триптиха

Современные исследователи затрудняются с определением точной даты создания триптиха «Сад земных наслаждений». Одни причисляют картину к раннему периода творчества Босха, другие считают её более поздним творением.

Анализ дубовых панелей, обрамляющих плотна, позволил установить, что работа была создана приблизительно в 1490-1510 годы. В Прадо под триптихом указана дата из этого периода – 1500-1505 годы.

Автопортрет Босха, около 1550 год
Местонахождение: Муниципальная библиотека, Аррас, Франция

Первыми владельцами творения стали представители немецкого рода Нассау, однако вскоре картина возвратилась на родину, в Нидерланды. Тогда во дворце Вильгельма I творение Босха увидел один из первых его биографов, что оставил подробное описание «Сада земных наслаждений».

В период войны во Фландрии картина переходит к герцогу Альба, а в дальнейшем у знатного семейства её приобретает король Испании Филипп II. Ещё много веков назад это творение приобрело репутацию одного из самых загадочных и непостижимых творений человечества.

Трактовку скрытым Босхом символам пытались дать многие исследователи его творчества. Одно из самых подробных описаний с расшифровкой знаков на картине принадлежит испанскому богослову Хосе де Сигуенса.

Читайте также:  Поллианна отрывок про радость

Примечательно, что настоящее название триптиха так и осталось неизвестным. В записях 1700 года сохранился старый вариант – «Сотворение мира», однако через столетие исследователи называли картину иначе – «Сад земных наслаждений». Как же называл её сам Босх? Это так и останется загадкой.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений», 1500-1510 годы
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Закрытая часть картины

На триптих можно смотреть в двух вариантах – закрытом и открытом. Он представляет собой картину с раскрывающимися створками. Что интересно, даже в закрытом варианте работа представляет весьма впечатляющее зрелище, содержащее немало секретов Босха.

На двух закрытых створках триптиха изображён земной шар, выполненный в форме сферы. На нём нет ни растений, ни животных, ни людей. Он напоминает прозрачный шар, что символизирует хрупкость первозданного мира.

Сфера окрашена в серые, белые и чёрные оттенки, из-за чего становится ясно, что речь идёт о тех временах, когда ещё не было солнца или луны, ночи и дня. В верхнем левом углу можно увидеть образ бога с тиарой и Библией на коленях. Рядом с ним указана цитата из Псалма 33. В переводе с латыни она значит:

“Он сказал, и было сделано. Он повелел, и все создано”.

В закрытом виде триптих составляет один фрагмент картины. В библейской символике единица значит совершенство, однако божественным числом является тройка. Неслучайно распахнувшиеся створки «Сада земных наслаждений» открывают нам именно три фрагмента, что составляют полный сюжет мироздания.

Я же хочу обратить внимание на контраст, что происходит с триптихом, когда створки открывают. Вместо сумрачной картины одинокого мира мы видим яркие краски и множество образов.

Движение по кругу символизирует, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на праведный путь

Левая часть – рай

Босх неслучайно разделил картину на три панели. В раскрытом виде триптих представляет собой левую часть, центральный фрагмент и завершение сюжета справа. Слева мы видим рай последнего дня сотворения, в центре – грехи человечества, а в правой части художник передал своё видение ада.

Давайте сначала взглянем на левую панель. Это – Эдемский сад. Посреди него – Бог (в облике Иисуса Христа), а рядом с ним – стоящая на коленях Ева и сидящий на земле Адам. Богословы времён Босха считали, что у женщины нет души поскольку об этом ничего не написано в священных текстах.

Именно поэтому народ верил, что женщины – идеальное вместилище для грехов. Слабости и грешные желания Евы отождествляются с ползающими и плавающими существами Эдемского сада. Впрочем, Адам тоже не безгрешен – его тёмные порывы отождествляются с птицами и летучими мышами в небе.

Рай — левая часть триптиха Босха

Центр и правая створка – пороки и ад

На центральной створке триптиха Босх демонстрирует, как человечество приближает свою погибель похотью и пороками. Отдельное внимание стоит обратить на обилие ягод и фруктов – в средневековой традиции они ассоциировались с сексуальными желаниями.

В центре – пруд с голубым шаром, на котором совершаются всевозможные непристойные действия персонажей. Это – царство разврата и разгула. Преобладающими цветами являются зелёный и красный, что символизируют землю и страсть.

Центральная часть картины

Правая часть – хаотический ад, представляющий слияние огня, безумия и музыкальных инструментов. Демоны танцуют с грешниками, а рядом с ними беснуются ведьмы. Один из грешников распят на арфе, на ягодицах другого выжжены ноты.

Правая панель триптиха. Ад и мучения грешников

«Сад земных наслаждений» – уникальное творение Босха. Надо признать, у меня при взгляде на него слегка кружится голова – столько всевозможных образов и важных деталей оставил художник. Наверное, этот триптих стоит причислить к тем самым гениальным творениям, что при каждом взгляде удивляют новыми нюансами, раскрывают прежде невиданные образы и сюжеты. Многие символы его нам лишь предстоит разгадать.

Источник

Оцените статью