Идейно эмоциональная направленность произведения

Некоторые понятия необходимые для анализа текста

НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ТЕКСТА.
ИЗ ОПЫТА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
(сообщение для лито)

КРИТИКА (от греч . kritike — искусство разбирать, судить),
1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика).
2) Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков.
3) Исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).

Схема анализа литературно-художественного произведения:

При анализе художественного произведения следует различать

I. Идейное содержание;
II. Художественную форму.

I. Идейное содержание включает:

1) тематику произведения — выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;
2) проблематику — наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;
3) пафос произведения — идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос — высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве.
Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива при этом отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир и социальный прогресс.
Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Например, различия характеров героинь пьес Островского Катерины в ”Грозе” и Ларисы в ”Бесприданнице” Александра Николаевича Островского (1823-86) наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823-86) , русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов — от охваченных страстью к «деланию денег» своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников («Свои люди — сочтемся!», 1849; «Бедность не порок», 1853; «Доходное место», 1856; «Гроза», 1859; «Горячее сердце», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин («Бесприданница», 1878), судьбы людей из актерской среды («Лес», 1870; «Таланты и поклонники», 1881; «Без вины виноватые», 1883), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857-61). Пьеса в стихах — поэтическая «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873; одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал народа.

Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое отношение вызывает, к примеру, форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

II. Художественная форма включает:

1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);
2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа — соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);
3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Читайте также:  Чувство родителям детей с овз

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

А. Место писателя в развитии русской литературы.
Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

I. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через ”соседство” с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
III. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах:

1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.
2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.
3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).
4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников) .
5. Краткий план содержания.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
V. Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа) .
7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

План анализа стихотворения

1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам)
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становиться толком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)
14. Литературное направление, если можно определить. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Источник

Идейно эмоциональная направленность произведения

Только опыт, приобретённый в совместной деятельности, становится личностным. Это относится не только к ученикам, но и к учителям. «Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей» (М.Горький)

Анализ художественного произведения

Читайте также:  Как справиться со стрессом после родов

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

Идейное содержание включает:

1) тематику произведения — выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

2) проблематику — наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров,

выделенные и усиленные им в художественном изображении;

3) пафос произведения — идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика,

трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность .

Художественная форма включает:

1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги) ,

бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков

персонажей во времени и пространстве) ;

2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские

рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа — соотношение и расположение

предметных деталей в пределах отдельного образа) ;

3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и

ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

ЭПИТЕТ – художественное определение (тучка золотая; утёс-великан; стоитодиноко.). В народной словесности часто употребляются посто-янные эпитеты – буйная головушка, красная девица и т.д.

СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояс-нить один из них при помощи другого (Глаза, как небо, го-лубые.). Сравнения могут быть развёрнутыми, прямымиили отрицательными (с использованием отрицания не ).

АЛЛЕГОРИЯ — иносказание, изображение отвлечённого понятия или явле-ния через конкретные предметы и образы; она типична для

жанра басни: лиса – аллегория хитрости; заяц – трусости..В литературе используются также аллегорические фамилии персонажей: Скотинин, Молчалин…

ПЕРИФРАЗА (ПЕРИФРАЗ) – замена обычного названия какого-либо пред-мета описательным выражением (вместоСанкт-Петербург – город на Неве).

ЭВФЕМИЗМ ( разновидность перифраза) – воздержание от неподобающих слов по эстетическим, этическим, индивидуально-психологическим соображениям; смягчённое выражение (Гоголь «Мёрт-вые души»: «я облегчила себе нос» — вместо я высморкалась.)

МЕТАФОРА – перенос значения по сходству; скрытое сравнение (деревья в зимнем серебре); может быть развёрнутой.

МЕТОНИМИЯ –перенос значений (переименование) по смежности явлений

а) с сосуда на содержимое –« Ковши круговые, запенясь, шипят»(Пушкин).

б) с человека на его одежду или какие-то внешние признаки:« И вы, мундиры голубые. »(Лермонтов)- имеются в виду жандармы.

в)с населённого пункта на его жителей: Весь город обсуж-дал это событие.

ИРОНИЯ – скрытая насмешка (обращение Лисы к Ослу: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»)

ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое для усиления впечатления: «Солнце моноклем / вставлю в широко растопыренный глаз»(Маяковский).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека (лица) на еодушевлённые предметы, явления природы или животных: «Луна хохотала, как клоун» (Есенин).

СИНЕКДОХА – обозначение целого через часть; употребление единственного числа вместо множественного: «Все флаги в гости будут к нам»; « Швед, русский колет, рубит, режет»(Пушкин).

ЛИТОТА – приём, противоположный гиперболе, т.е. состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия: «Мальчик-с-пальчик»

АНАФОРА – единоначатие, повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных срок или строф: «Только в мире и есть что тенистый/Дремлющих клёнов шатёр./Только в мире и есть что лучистый/Детски задумчивый взор…»(Фет)

АНТИТЕЗА – стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий: «Я царь – я раб, я червь – я бог!»(Пушкин)

ГРАДАЦИЯ – стилистический приём расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: «Принёс – и ослабел, и лёг/У свода шалаша на лыки» (Пушкин)

ОКСЮМОРОН ИЛИ ОКСИМОРОН – стилистический приём сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия: «И невозможное – возможно,/ Дорога долгая легка.» (Блок)

ОСТРОТА – необыкновенное, неожиданное сопоставление понятий и неожиданное сочетание слов и выражений: «мосье Бопре выписали из Москвы – вместе с годовым запасом вина и прованского масла» (Пушкин).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – стилистический приём сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф: «Гляжу на будущность с боязнью,/Гляжу на прошлое с тоской.»(Лермонтов).

ПОВТОРЕНИЕ – стилистический приём, состоящий в повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание: «Как пошли наши ребята/ В красной гвардии служить -/ В красной гвардии служить/ Буйну голову сложить» (Блок).

РЕФРЕН – повторение строки или нескольких строк в конце строфы: «Ты всё, что сердцу мило,/ С чем я сжился умом;/ Ты мне любовь и сила,-/Спи безмятежным сном!/ Ты мне любовь и сила,/И свет в пути моём…» (Павлова).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – сохраняет вопросительное значение, но задаётся не с целью получить на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя: «Что ты значишь, скучный шёпот?/Укоризна или ропот/ Мной утраченного дня?»(Пушкин).

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – усиливает в сообщении выражение чувства: « Как хороши, как свежи были розы/ В моём саду! Как взор прельщали мой!»(Мятлев).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: « Погружай меня в сон, колокольчика звон!/Выноси меня, тройка усталых коней» (Полонский).

Читайте также:  Эндометриоидная киста психосоматика стресс

УМОЛЧАНИЕ –фигура, представляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании: « Поедешь скоро ты домой:/ Смотри ж… Да что? Моей судьбой/ Сказать по правде, очень/ Никто не озабочен.» (Лермонтов).

ЭЛЛИПСИС – пропуск тех или иных компонентов высказывания, фигура с помощью которой достигается особая выразительность: «Казбич вздрогнул, переменился в лице – и к окну…» (Лермонтов).

АЛЛИТЕРАЦИЯ – приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков: « Шипенье пенистых бокалов/ И пунша пламень голубой.» (Пушкин)

АССОНАНС – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков: « Ежами в глаза налезала хвоя…» (Багрицкий).

МНОГОСОЮЗИЕ – полисиндентон – повторяющиеся союзы, которые служат для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения: « И синего моря обманчивый вал/ В часы роковой непогоды/ И пращ, и стрела, и лукавый кинжал/ Щадят победителя годы…» (Пушкин)

БЕССОЮЗИЕ – асиндетон — намеренный пропуск союзов, который придаёт тексту динамизм, стремительность: «Швед, русский – колет, рубит, режет./Бой барабанный, клики, скрежет,/ Бой пушек, топот, ржанье, стон…» (Пушкин).

ЭПИФОРА – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков:

« Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)

ИНВЕРСИЯ – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой ( подлежащее, сказуемое) с целью усилить выразительность речи: « С ужасом думал я, к чему это приведёт?» (Пушкин)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – членение предложения, при котором какая-то часть его (парцеллят) отделяется от основной части в устной речи длительной паузой, а на письме точкой, иногда многоточием или тире: Этим летом я видел море. Первый раз в жизни (парцеллят).

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения) .

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Примерный план характеристики художественного

Вступление. Место персонажа в системе образов

Главная часть. Характеристика персонажа как

определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения,

круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия) .

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела

автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в

стихотворении в их динамике или статике.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на

5. Преобладание общественных или личных

V. Структура стихотворения:

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению.

2. Основные изобразительные средства иносказания,

используемые автором: метафора, метонимия, сравнение,

аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп) ,

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

4. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая) , игра рифм.

6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа) .

7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс) , другие виды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах

1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители (герои) которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие) .

4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений

5. Краткий план содержания (сюжет) .

Примечание: Пункты плана читательского дневника для учащихся 5-8 классов — выделенное жирным шрифтом

Источник

Оцените статью