Познание мира
Эмоциональная нагрузка
Эмоциональный нагрузка — это представление о том, что происходит с того момента, когда кто-то начинает чувствовать эмоцию, пока она полностью не рассеивается. В этой статье мы обсудим три вещи, которые вы не должны делать в разгар эмоциональной напряженности.
Многие эксперты определяют эмоцию как субъективное состояние, которое имеет чрезмерную или интенсивную аффективную нагрузку. Хотя трудно явно описать эмоции, каждый может описать эти субъективные состояния в ясной форме. Например, вы можете описать ситуацию, в которой вы чувствовали злость или счастье. Большая часть этих эмоций, от грусти до страха, развивается аналогичным образом: через эмоциональную нагрузку.
Для чего нужны эмоции?
По мнению таких исследователей, подавление или невыражение значимых эмоциональных событий (плач о потере близкого человека, проявление привязанности и т. д.) Может вызывать заметную физиологическую гиперактивацию, иммунодепрессию и другие негативные влияет на ваше краткосрочное и долгосрочное физическое и психическое здоровье.
В таком случае, почему эмоции и их выражение так важны? Эти же авторы указывают на существование внутриличностных функций, связанных с гомеостазом и выживанием, и внеперсональных функций, которые в большей степени носят социальный характер.
Внутриличностные факторы
- Эмоции помогают координировать различные когнитивные, физиологические и поведенческие системы реагирования.
- Они активируют поведение, которое может быть подавлено, когда эмоции нет. Например, кто-то, кто не очень спортивен, может бежать очень быстро, когда он боится. Или самоопределившийся пацифист способен защитить кого-то в беде, когда он злится или приходит в ярость.
- Эмоции готовят тело к бою или бегству . Они играют чрезвычайно важную роль в вашем выживании. Чувство испуга — просто прелюдия к бою или бегству в ответ на все, что вы считаете угрозой. Без маркера страха тело не было бы готово встретить опасность или бежать.
Например, когда ваше тело подает сигнал тревоги в ответ на опасный стимул (когда вы чувствуете страх), это активирует гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось. Это, в свою очередь, активирует ваши надпочечники, которые выделяют глюкокортикоиды. Ваше тело выпускает адреналин и эндогенные опиоиды, чтобы смягчить физическую боль, как будто на вас напали. В то же время, системы, которые не нужны для полета, такие как пищеварительная система, подавляются.
Когда вы находитесь в опасности, страх увеличивает частоту сердечных сокращений, сужает селезенку, выделяя эритроциты в случае травмы, расширяет зрачки и т. д.
Эмоции помогают вам быстро обрабатывать информацию. Ваш мозг может быстро оценить характеристики рассматриваемых раздражителей, что позволяет вам как можно быстрее выполнить наиболее подходящее действие.
Внеперсональные факторы
Эмоции помогают вам сообщать о своих намерениях другим людям и делиться своими чувствами. Они помогают вам контролировать выражение лица, жесты и голос, чтобы вы могли влиять и на поведение других.
Как однажды написал Аристотель, человек — политическое животное, и эмоции также играют социализирующую роль. Например, ваши эмоции влияют на поведение других людей. Некоторые люди используют грусть, когда им нужна поддержка от других, другие используют привязанность или радость и т. д. Существует множество примеров роли эмоций в социальных отношениях.
Эмоциональная кривая
Трудно поддерживать максимальную интенсивность эмоции в течение длительного периода времени. Сначала ощущения становятся все сильнее и сильнее. Как только они достигают максимальной интенсивности, они уменьшаются в силе.
Это может показаться интуитивным, но большинство из нас не думают об этом изо дня в день, особенно когда речь идет о психическом здоровье. Эта нагрузка относится к эмоциям, а также к приступам тревоги или паники. Следовательно, они редко длятся более десяти минут.
Эмоциональная интенсивность, которая сопровождается страхом, гневом или грустью, делает слишком легким действие, когда эмоция находится в самой сильной точке. Многие люди, которые идут на терапию, присутствуют именно по этой причине. Действия, которые вы совершаете в разгар эмоциональной напряженности, часто бывают контрпродуктивными.
Научиться управлять своими эмоциями в терапии
На ранних стадиях терапии, когда пациент не знает, как управлять своими эмоциями, может быть полезным обсуждение эмоциональной нагрузки. Цель не в том, чтобы контролировать эмоции, а в том, чтобы избежать негативных последствий, которые могут вызвать плохо управляемые интенсивные эмоции.
Для пациентов, страдающих депрессией , тревогой или горем, очень полезно узнать, как эмоции работают в деталях. Терапевт должен также объяснить, что вы не должны делать в разгар эмоциональной напряженности. Со временем продолжение терапии должно помочь пациенту не испытывать таких интенсивных эмоциональных реакций.
Три вещи, которые вы не должны делать на пике эмоциональной нагрузки
Важно объяснить, какие три вещи вы, вероятно, не должны делать, когда испытываете сильные эмоции, будь то гнев, печаль, страх или счастье. Эксперты рекомендуют это, потому что действия, предпринятые в эти моменты, вероятно, не рациональны.
Вот несколько вещей, которые вы не должны делать:
- Принимать решения. Давайте рассмотрим пример женщины с клинической депрессией. Важно, чтобы она поняла, что принимать решения опасно, когда она чувствует себя хуже всего. Решения, которые она принимает, всегда идут рука об руку с глубокой печалью или отчаянием, которые она испытывает в тот момент. Таким образом, если она избегает принимать решения в эти ужасные моменты, она может избежать ужасных последствий, таких как самоубийство или причинение себе вреда.
- Попробуйте решить проблему. Если сильные эмоции были вызваны определенным событием, вы не должны пытаться исправить то, что происходит, пока вы все еще это чувствуете. Когда ваш рациональный мозг не включен, у вас не будет всех инструментов, которые обычно необходимы для решения проблемы. Не только это, но разочарование момента может привести вас к ошибочным действиям. Лучше всего просто оставить его, пока вы не почувствуете снижение эмоциональной интенсивности.
- Думать. Эмоции могут привести к бесконечным катастрофическим, иррациональным и бесполезным мыслям. Некоторые из этих мыслей могут фактически вызвать новые и столь же интенсивные эмоции, которые могут привести к иррациональному поведению.
Помимо того, что следует избегать этих действий, полезно составить список альтернатив, к которым вы можете обратиться в моменты эмоциональной напряженности. Придумайте вещи, которые вы можете сделать, которые помогут вам избежать мышления, решения проблем или принятия решений. Держите этот список под рукой в следующий раз, когда вы окажетесь на вершине эмоциональной нагрузки.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Идейно-эмоциональная выразительность стиля
1
В статье «Историческая поэтика: основные направления исследований» («Вопросы литературы», 1982, N 9) академик М. Храпченко обратил внимание на то, что у нас в литературоведении, теории литературы и критике недостаточно освещается проблема стиля. А ведь это проблема наиважнейшая, минуя ее, невозможно в полном виде представить пути развития советской многонациональной литературы.
Идейно – эмоциональная выразительность стиля – внутреннее свойство произведения, показатель художественного мастерства писателя.
Обычно экспрессивные свойства художественного слова связываются в нашем сознании с особенностями лирического жанра. Но, преодолев эстетический стереотип восприятия, легко убедиться в том, что и в эпической прозе слово богато различными выразительными оттенками. Более того, мера этой выразительности постоянно возрастает, так что можно говорить об определенной тенденции. Это обусловлено многими факторами. Главными из них являются все усиливающееся внимание литературы к внутреннему миру героя и возрастающая роль субъективного начала в художественном освоении сложнейших явлений нашей действительности. Эпос и лирика по-особому взаимодействуют не только в лирических жанрообразованиях («Долгое-долгое детство» Мустая Карима), но и в эпических жанрах (например, в «Судьбе человека» Шолохова), дают себя знать в произведениях на острополитическую тему (в романе А. Чаковского «Победа»). В политических жанрах голос автора и его образ как борца за мир и справедливость зримо ощущаются и определяют накал повествования.
Особую эмоциональную окраску повествование и художественное слово писателя обретают, когда автор изображает нравственные потрясения героев, заставляет их с особой остротой переживать события. Причем каждое такое потрясение предстает перед нами не только как сгусток противоречий, которыми так богата наша жизнь, но и как виток в развитии сознания героя, знаменующий его переход из одного душевного состояния в другое – более богатое и нравственно возвышенное. Так строится развитие сюжета в повести Ч. Айтматова «Джамиля». И сама героиня, и Данияр, и Сеит, от имени которого ведется повествование, проходят через ряд испытаний, что позволяет автору не только раскрыть внутренний мир героев, показать крепость, устойчивость их характеров, но и представить сложность всех фактов жизни, оказывающих столь значительное воздействие на нравственный рост героя. Все в повести оказывается взаимосвязанным и взаимообусловленным. По-особому в произведении взаимодействуют эпос и лирика, строгий, суровый реализм и романтическая взволнованность. Все это придает художественному слову писателя и стилю его произведения особую идейно-эмоциональную насыщенность.
Обратимся же к повести Ч. Айтматова непосредственно, посмотрим, как осуществляется сложный художественный синтез.
2
Многие критики, писавшие о «Джамиле», подчеркивали значение бунта героини против родовых обычаев, ту смелость и безоглядность, с которой она, подчиняясь возникшему чувству любви, рвет со своей средой. Меньше писали об изображении самой этой среды. Между тем это чрезвычайно важный пласт произведения: романтически возвышенная проза обнаруживает тяготение к исторической точности, жесткой реалистической правде обстоятельств (напомню, что действие повести происходит во время Великой Отечественной войны). В результате возникает не только неповторимый национальный колорит обстановки, но и самих характеров героев. Думаю, что в отрыве от реального быта читатель вообще бы не почувствовал всей глубины, чистоты, возвышенности чувства Данияра и дочери табунщика Джамили, в изображении которого Айтматов поднимается на уровень высочайших образцов литературы (о чем говорил в своем известном отзыве Л. Арагон). Разумеется, не в описании старых нравов и обычаев состоит сверхзадача повести. Суть в ином: чем суровее реализм писателя, тем убедительнее и неотразимее разворачивается смятенный внутренний мир персонажей, тем отчетливее выявляется романтический настрой повести. Исключительно важно и то, что все эти обычаи, вообще вся жизнь в аиле пропущена через восприятие будущего живописца, подростка Сеита, впервые прикасающегося к вечным загадкам бытия. Это вообще основной поэтический прием книги, значительно обогащающий ее содержание, расширяющий внутренний объем. И сам не посторонний (работает наравне со взрослыми), Сеит видит, чутко воспринимает все перипетии зарождающегося чувства героев в труднейших жизненных условиях в годы войны. Он сам любит Джамилю эгоистической детской любовью и вначале ненавидит Данияра и Джамилю за то, что они ведут себя не так, как им подобало бы согласно национальным обычаям. В описании мировосприятия Сейта образуется «двойное зрение» – видение автора и видение героя. В «Джамиле» события развиваются как поток горной реки – то она медленно течет по руслу в долине, то бурлит на перекатах, разливается во время дождей, готова снести на своем пути все препятствия.
Точка зрения автора часто сливается с точкой зрения рассказчика, и «Джамиля» в этом плане автобиографична. Она повествует о том, как формировался художник в Сейте, как проснулось в его душе чувство прекрасного (в жестоких условиях войны), как неудержимо его потянуло к творчеству. В процессе формирования – на переходе подросткового возраста к более зрелым чувствам и мыслям – Сеит проходит через ряд нравственных испытаний. Вот эта «сверхзадача» определила философскую направленность и особую художественную эмоциональность повести Айтматова.
Таким же путем идут и некоторые другие современные писатели. Напомню, к примеру, что как своего рода биография испытания строится повесть Карима «Долгое-долгое детство», где герой проходит стадии узнавания «хороших» и «плохих» людей. Это «узнавание» писатель пронизывает философией добра, которая противостоит злому началу. И философией добра как особой формы гуманизма исполняется все повествование Карима, она определяет чувства, мысли героя и ретроспективно дает представление о том, как формировался интеллектуальный мир будущего народного писателя. В этом несомненное типологическое сходство эмоциональной выразительности образа Сеита в «Джамиле» Айтматова и образа Мустафы в повести Карима «Долгое-долгое детство».
Но «Джамиле» присущ свой масштаб повествования, который строится на органическом взаимодействии трех планов: внутренний рост Сеита, любовная история Джамили и Данияра, трудный быт военной поры. Чувство любви возникает в кризисные моменты жизни обоих героев – Данияра, бывшего батрака, шахтера, фронтовика, тяжело раненного в ногу, и Джамили, рядовой колхозницы, совсем недавно вышедшей замуж за человека, который, оказывается, совсем ее не любил. Это чувство, при всем своем земном характере, исполнено потрясающей поэтической силы (вспоминается «Песнь торжествующей любви» Тургенева), так что ему не страшны никакие испытания – ни недоверие, которое поначалу испытывает даже Сеит – тонко чувствующая натура, – ни глухая враждебность аила, скованного рутиной отживающей традиции. Однако же сами эти испытания резко усиливают эмоциональное звучание прозы, наполняют ее особенным драматизмом, который отзывается в каждой клеточке текста. На слово в таких случаях падает значительная нагрузка. Его выразительность вырастает из особой композиционной связи событий и ситуаций, сюжетных линий, переплета чувств и глубины раскрытия особенностей взаимоотношений героев, их психологически; состояния. Недаром Горький образно говорил, что слово- основное средство писателя, а форма – одежда чувств, идей. Эмоциональные одежды, в которые одевает Айтматов сюжетные ситуации, образуют своего рода систему зеркал, где отражается бесконечный мир человеческих чувств. За картиной, нарисованной автором, и его словом всегда чувствуется пульс большой жизни. Слово значит значительно больше, чем выражено в прямой семантике, обретает поэтический характер.
В «Джамиле» с потрясающей силой раскрыта очистительная энергия искусства, значение в жизни красоты нравственных чувств; это придает ей философскую глубину. Реализм в раскрытии обстоятельств – реализм порою жестокий, как на полотнах Салахова, – сочетается с возвышенной романтикой. Единство этих начал определяет характерную особенность стиля Айтматова – не только в «Джамиле», но и в «Белом пароходе», «Ранних журавлях», в повести «Пегий пес, бегущий краем моря».
Разумеется, такое единство, постоянно сохраняясь как ведущий принцип поэтики, предполагает распределение красок. Реалистическая струя заметно усиливается при обращении писателя к обстоятельствам быта. Порой Айтматов поднимается до сатиры. В гротесковом виде изображается дальний родственник Сеита – Осмон, который считает, что каждая молодая женщина обязана удовлетворить его прихоти, и цинично требует этого от Джамили. Получая резкий отпор, он грозит ей: «Эх, была бы ты моей бабой, тогда бы ты не то запела». В образе Осмона ясно намечены черты будущего Орозкула из «Белого парохода». Оба придерживаются байских пережитков, оба по натуре – собственники, надеющиеся только на силу кулака. Под стать Осмону и Садык – молодой муж Джамили, который, вернувшись из госпиталя, говорит, вторя Осмону: «Ушла – туда ей и дорога… На наш век баб хватит». Мы помним, как истязает свою жену Орозкул в «Белом пароходе». Даже бедный отец-старик ничем не может помочь дочери. Человек добрейшего сердца, он все-таки чтит древние обычаи и считает, что жена – собственность мужа. Точно так же в аиле мало кто сочувствует Джамиле, разве что один Сеит, начинающий понимать, какая возвышенная любовь связывает ее с Данияром. Его симпатии – на стороне героев. Он ненавидит Осмона. На грубость Осмона ему уже хочется ответить резким словом: «Не можешь забыть, как она тебя отчитала на сенокосе. Подлая ты душонка!» А в ответ на обвинения старшего брата, обнаружившего рисунок Сеита, где изображены Джамиля и Данияр (Садык бросает в лицо брату: «Изменник!»), Сеит отвечает: «Я еще раз их нарисую!» И этот несгорающий, не рвущийся лирический набросок словно мостик соединяет две стихии повести – реалистическую и романтическую. А последняя с большой силой выявляет себя при раскрытии самого зарождения чувства любви Джамили к Данияру. И тем выразительнее становятся романтические краски, что это чувство строго испытано суровыми обстоятельствами быта.
История любви, как она отражается в сознании Сеита, чей голос часто сливается с голосом самого автора, разворачивается драматично, проходит несколько ступеней развития. Поначалу Джамиля испытывает лишь неприязнь к внешне нескладному, хмурому фронтовику. Потом пробуждается интерес. Потом приходит прозрение: за неказистой внешностью Данияра приоткрывается ей воля, доброта, поэтическая натура, прорывающаяся в песне, которую он исполняет. И наконец глубокое, неодолимое чувство, разрешающееся смелым поступком, характерным для такой цельной натуры, как Джамиля. В летнюю грозу она сама приходит ночью к Данияру: «…Пусть говорят что угодно… Не отдам тебя никому! Я давно любила тебя».
Выше указывалось, что Айтматов с суровым реализмом показывает жизнь аила в военное время. В повести «Джамиля» уже звучат мотивы, которые получат развитие в «Материнском поле» и «Ранних журавлях». В «Джамиле» трудности военного времени даны через восприятие Сеита, но они несут в себе характерные исторические реалии, дышат эпосом, передают трудовой героизм масс. Таская непосильные для подростка мешки с зерном, Сеит думает про себя: «Ведь несем мы этот хлеб на своих плечах с самого поля, где по зернышку выращивали и собирали его женщины, старики и дети, где и сейчас, в горячую страдную пору, комбайнер бьется у истерзанною, давно отслужившего свой век комбайна, где спины женщин вечно согнуты над раскаленными серпами, где маленькие ребячьи руки бережно собирают каждый оброненный колос.
Я и сейчас еще помню, как тяжелы были мешки, которые я носил на плечах».
Последняя фраза, выделенная мною, – это голос Сеита и голос автора, которому в подростковом возрасте пришлось выполнять все виды работ в сельском хозяйстве.
Реалистический показ трудностей военной поры в «Джамиле» перекликается с описанием тыловой жизни в «Слове о Родине» М. Шолохова (1948): «В поле одни женщины да ребятишки работали… А бабоньки? Боже мой, глянешь, как она в колхозе работает, – и сердце на части рвется. А ведь ей в колхозе надо работать и у себя по домашности все справить…»
И в обоих произведениях суровая правда в изображении жизни лишь подчеркивает всю меру героического подвига советского народа.
В «Джамиле» описание труда, часто непосильного для подростка, сливается еще с изображением внутреннего мира героя, который как бы бросает отсвет на все окружающее. Скажем, удивительно поэтичны пейзажи в «Джамиле». Они пропущены в первую очередь через восприятие будущего живописца Сеита, влюбленного в свой край. Таким образом достигается особенная эмоциональная температура повествования. Вот картина ночного: «…Я не мог уснуть и выходил наружу.
Красива и страшна ночь в поймище Куркуреу. Там и здесь темнеют на лугу стреноженные лошади. Они напаслись вдоволь на росистой траве и сейчас, изредка пофыркивая, чутко дремлют. А рядом, сгибая исхлестанный мокрый тальник, набегая на берег, глухо перекатывает камни Куркуреу.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Источник