Идейно эмоциональная атмосфера произведения это

Атмосфера произведения

Создается атмосфера мелкими фразами, деталями, а иногда и прямыми указаниями. Это делается либо с первых строк, либо по ходу сюжета.

Атмосфера произведения задается с первых строк — это самый распространенный, самый простой и самый эффективный способ. Вот тут вы можете посмотреть несколько примеров того, как авторы задают настроение и погружают читателя в сюжет с первых строк. Такое начало нужно, если на протяжении всего произведения эта интонация, атмосфера будет сохраняться.

Атмосфера создается по ходу сюжета. Иногда ключевое событие, ломающее привычную жизнь и отправляющее ГГ в путь, меняет атмосферу настолько кардинально, что иногда уместно бывает показать читателю этот перелом: все светло и радостно — и вдруг (!) все ломается и атмосфера переворачивается с точностью наоборот (например, «Принц и нищий» Марка Твена). Имейте ввиду, что это пугает неподготовленного читателя и иногда может оттолкнуть («хотел боевик, а там сопли какие-то», «начал читать возвышенную прозу, а там оказался мерзкий триллер»). Поэтому перелом лучше готовить заранее и медленно втаскивать в него читателя (т.е. герой еще не знает, но читатель уже начинает догадываться, что грядет «бэмц»).

3) Самый сложный для автора (да и читателя тоже) вариант — когда произведение начинается с энергичного «бэмца», а потом вдруг начинаются авторские сопли, описания и отступления, которые в итоге отталкивают читателя (самый старательный просто перелистнет эти описания, но большинство закроет книжку и больше к ней не вернется). Так что, выбирая этот подход, нужно стараться очень осторожно и выверено перемешивать «глагольные» и «описательные» куски.

Факторы создания атмосферы

Для создания атмосферы произведения нужно четко определить а) время действия и б) визуальные ориентиры.

а) Время действия определяется двумя показателями:

  • исторический период (средневековье, наше время, далекое будущее и т.д.) — он четко очерчивается почти в любом произведении, однако в фэнтези часто воссоздается некая среда, близкая к какому-то стилю жизни (рабовладельческие или феодальные отношения, древний восток или западный современный антураж и т.д.);
  • длительность действия сюжета — это может быть один час, один день или даже столетия и тысячелетия — автору важно не просто самому осознавать эту длительность, но и готовить к ней читателя (Гарри Поттер должен научиться держать волшебную палочку в руках, а Иванушка дурачок — вернуться с золотым яблочком до того, как принцесса состарится и умрет).

б) Визуальные ориентиры должны помочь читателю «увидеть картинку» — кстати, не обязательно описывать все до мелких деталей, важно лишь дать наметки, по которым читатель сможет воссоздать картинку на основе своего воображения и жизненного опыта. Эти ориентиры включают:

  • карты местности — это карты и схемы звездных систем, стран, земель, участков, домов, квартир и т.д., где происходит действие сюжета (не обязательно их прикладывать, но автор должен нарисовать их для себя, чтобы не путаться, направо или налево нужно идти его герою, чтобы попасть в нужное место);
  • портреты Главного Героя и как минимум ключевых персонажей — для их визуализации автор может использовать различные средства (картины, рисунки, фотографии и т.д.), которые никогда не увидит читатель, но которые позволяют автору дотошно и без ошибок описывать их на протяжении всего сюжета (чтобы не получилось, что некий персонаж во 2 главе был толстым блондином, а в 8 главе превратился в худощавого брюнета — у начинающих авторов я такое часто встречала);
  • детализация одежды — важен и социальный, и эмоциональный фон, у миллиардера могут быть дешевые джинсы, но они (без особых причин) не должны быть грязными, а у бомжа может быть норковая шубка, но она не будет новой и чистой;
  • детализация характеров — для большинства персонажей (особенно не основных) характер часто выражается на напрямую, а через мелкие, но очень характерные черточки внешности (вялый подбородок, нос-крючком, презрительный прищур глаз, хромая нога, трясущиеся пальцы, сутулая фигура и т.д.);
  • природные / ландшафтные ориентиры — природа может быть разной, но она всегда задает атмосферу произведения, причем можно делать это напрямую (погода/время суток), а можно косвенно (мир глазами ГГ), это должны быть короткие, но очень визуально понятные читателю ориентиры («небо было ярким, а воздух прозрачным» / «темные, свинцовые тучи медленно наползали на узкий серп Луны, пока мир вокруг не погрузился в полный мрак», «луг был пестрым, как восточный ковер, и полон ароматов трав» / «трава на лугу пожухла и больно царапала ноги»); в городе тоже свои визуальные атмосферы («улица была залита светом, переливалась рекламными огнями и зазывающими вывесками магазинов» / «свет рекламных огней раздражал и резал глаза»);
  • интерьерные акценты — одни из самых ярких, они способны сразу отражать характер персонажа и его отношение к жизни, причем описание может быть штриховым («комната была безлико-унылой», «комната была наполнена светом и ароматом тонких духов», «комната была захламленной и пыльной — в солнечном луче, пробившимся сквозь грязное стекло, плясали пылинки»), а может быть развернутым, когда автор через детали обстановки передает характер жильца (это блестяще делал Оноре Бальзак — у него вообще почти все авторские характеристики и героев, и персонажей делаются через вот такие описания мебели, стен, ковров и т.д.).
Читайте также:  Чувства партнера таро значение

Средства создания атмосферы

Для создания атмосферы произведения используются самые разные средства. Вот основные из них.

1. Использование особых слов. Ни на что напрямую не указывается, но через ключевые слова атмосфера становится понятной и приятной/отталкивающей для читателя. ВОТ ТУТ вы можете посмотреть, как различные слова-триггеры влияют на восприятие текста читателем.

2. Использование ритма. Ритм текста может быть:

  • равномерным — энергетика, скорость, ритм задаются с первого абзаца и сохраняются на протяжении всего произведения — это самый простой вариант и используется в большинстве произведений;
  • нарастающим или убывающим — на протяжении всего произведения или только в самом конце автор повышает или снижает напряженность ритма для того, чтобы заворожить читателя (оставить эмоции восторга книгой после прочтения — это особенно важно в сериалах) или снять напряжение (чтобы читатель почувствовал завершенность произведения);
  • рваным — резкие смены ритма на протяжении всего произведения — это прием, который требует большого мастерства (им славится, например, Роулинг, но даже она не может выдержать это постоянно — попробуйте почитать 2 главу 5 книги о Гарри Поттере, там эти переходы между психологическим или событийным напряжением и паузой-передышкой очень характерны), позволяющего действовать на нервную систему читателя с помощью резких переходов от динамики к статике — такие переходы порой нужны, чтобы читатель не уснул или чтобы снять напряжение в длинной, насыщенной действием сцене.

3. Прямое указание на настроение и фон. «Настроение у меня было поганым», «Улицы города были грязны, тротуары выщерблены», «Сама природа, казалось, пела гимн жизни».

Этот прием используется либо не слишком мастеровитым автором, который не может создать атмосферу другими средствами, либо хорошим автором для экономии сил (своих и читателя). У хорошего автора это ВСЕГДА только архетипические образы:

  • солнце, чистое небо / непогода, осадки, туман;
  • вода (чистая, грязная) / кровь (рождение, смерть, клятва, магия, наследственность, переломные моменты сюжета);
  • свет / тьма;
  • верх / низ (мансарда светлая, подвал темный);
  • стихии — земля / вода / огонь / воздух (в зависимости от контекста: земля, почва — надежность / безысходность, женское начало; вода, дождь — источник жизни / уныние, мужское начало; огонь — энергия, движение, свет/ разрушение, мужское начало; воздух — простор, восторг, свобода, женское начало)
  • женщина (ведьма / мать, проститутка / жена);
  • мужчина (защитник / нуждающийся в защите, опора / обуза, добытчик / любовник).

Существует множество других средств (разговор / авторский текст, прямое указание / завуалированный намек и т.д.), но каждый автор находит их сам для себя.

Рекомендуем также почитать:

Понравилось? Поделись с друзьями!

Источник

Идейно эмоциональная атмосфера произведения это

Место действия, например, квартира, дом, парк или вагон метро, многое даёт повествованию. Хороший сеттинг служит каркасом, к которому крепятся другие элементы сюжета. Если вы создаёте яркое описание места, в котором разворачивается действие, то буквально переносите туда читателя.

Грамотное описание места действия задаёт нужную атмосферу и настраивает на требуемый лад, придаёт контекст происходящему и добавляет необходимые детали.

В определённых случаях сеттинг способен и сам стать двигателем сюжета. Например, в «Убийстве в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи все персонажи оказываются заперты в поезде, застрявшем на горном перевале. С одной стороны, передвижения персонажей ограничены десятком вагонов, но с другой стороны, замкнутая локация значительно нагнетает напряжение. Эркюль Пуаро отчётливо понимает, что убийца Рэтчетта где-то в поезде.

Для того, чтобы локация работала на атмосферу, требуется:

Начинайте сцены с описания локации, в которой разворачивается действие — читатель должен понимать, в какой обстановке находятся герои. Нарисуйте общий план и дайте максимально широкое описание места, затем переходите к крупному плану и переключайтесь на детали, не видные издалека.

Читайте также:  Биохимический анализ крови при стрессе

Если герои никуда не уходили, вам следует время от времени напоминать, что действие всё ещё разворачивается в том же месте. Если протагонист периодически будет возвращаться в локацию, то подробное описание следует давать только в первый раз. В последующие достаточно будет подчеркивать наиболее заметные детали.

Избегайте общих фраз и описаний (дом был большим, а город не очень). Старайтесь выделять те конкретные детали, которые присущи этому конкретному месту. Посмотрите, как одним предложением характеризует место действия «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес:

«Макондо был тогда небольшим поселком из двадцати глинобитных, с камышовыми кровлями домишек, стоявших на берегу реки, которая несла свои прозрачные воды по ложу из белых, гладких и огромных, как доисторические яйца, валунов».

Вот так начинает описание французского городка Джоан Харрис в романе «Шоколад»:

«Нас пригнал ветер, не по-февральски тёплый ветер, полнящийся горячими сальными запахами жарящихся лепёшек, колбасы и посыпанных сладкой пудрой вафель, которые пекут на раскалённой плите прямо у обочины дороги. В воздухе, словно некое жалкое противоядие от зимы, вихрятся кружочки конфетти, скользящие по рукавам, манжетам и в конце концов оседающие в канавах».

А вот Герман Мелвилл описывает будни американских китобоев в «Моби Дике»:

«Однако из кухни потянул горячий дымный аромат, в значительной мере опровергавший мои безрадостные опасения. Когда же дымящееся блюдо очутилось перед нами, загадка разрешилась самым восхитительным образом. О любезные други мои! Послушайте, что я вам расскажу! Это были маленькие, сочные моллюски, ну не крупнее каштана, перемешанные с размолотыми морскими сухарями и мелко нарезанной соленой свининой! Все это обильно сдобрено маслом и щедро приправлено перцем и солью!»

Не стоит включать в начало каждой главы несколько абзацев описания локации, и только потом переключаться на действие. Персонажи и сеттинг не должны существовать отдельно друг от друга, они должны взаимодействовать. Если персонаж едет в поезде, то пусть описания окружающего мира перемежаются с его мыслями, наблюдениями и действиями. Если действие разворачивается в кафе, пусть герой закажет кофе, изучит меню, осмотрится по сторонам, присмотрится к посетителям или поищет глазами свободный столик.

Хороший сеттинг поддерживает экшен, помогает нагнетать напряжение или поддерживает развитие персонажей. Почему действие многих триллеров разворачивается на тёмных улицах или заброшенных складах? Потому что подобные места нервируют сами по себе. Однако одна и та же локация в зависимости от нужд сюжета может как навевать благостные чувства, так и приводить в ужас. Самая обычная съёмная квартира, такая уютная и желанная после тяжелого трудового дня, может превратиться в комнату ужасов, если герой заметит, что в его отсутствие в ней кто-то побывал: слегка приоткрыта створка шкафа, вещи стоят несколько иначе. А если ещё где-то послышится шорох или скрип…

Источник

Идейно эмоциональная атмосфера произведения это

Первый класс для писателей запись закреплена

Атмосферность (иначе – собственно атмосфера произведения) – это явление, благодаря которому история становится зримее, осязаемее, ощутимее.

Именно атмосферность помогает читателю с головой окунуться в повествование. Без нее история, даже сверхинтригующая и интересная, скажем так, «не смотрится». И не ощущается. Без атмосферности история – лишь сценарий, заготовка, которая, да, держит в напряжении, но читатель остается посторонним, а не участником событий. А дело писателя – не только в том, чтобы рассказать, но и в том, чтобы показать. И помочь читателям ощутить на своей шкурке все прелести истории.

Из чего состоит атмосфера произведения?

Мы живем в трехмерном мире, и повествование также должно быть трехмерным: вижу + слышу + ощущаю = чувствую. Атмосферность – это яркие детали видения, звучания и ощущения, благодаря которым появляется чувство присутствия, сопричастности.

Из чего, к примеру, состоит атмосфера ярмарки – праздника?

1. Это обилие ярких красок – нарядная одежда, украшенные дома и палатки торговцев, развивающееся флаги; это непрерывное движение – на сценах, в толпе; это эмоции на лицах людей – улыбки, предвкушение, недовольство.

2. Это звуки – крики зазывал, праздничная музыка, жалобы «держи вора!», разговоры у праздничных палаток, гудки рожков.

Как написать книгу: атмосферность3. Это ощущения – запах жареной кукурузы и шашлыка, парфюма и канализации, осеннего (или весеннего ветра) и увядания (или цветения); это толчки и тычки толпы, отдавленные ноги и отбитые локти; это жар от шашлычной жаровни или холод ветра; это боязнь толпы и так далее.

Читайте также:  Что чувствует собака которую отравили

4. Это чувства: радости – от долгожданного события, от участия в празднике; осторожности – воров много, толпа опасна; бесшабашности – наесться шашлыка и напиться, а потом – на танцы; сопричастности и т. п.

Элементы атмосферности, как правило, есть везде, главное – уметь их замечать, отмечать и вплетать в историю. И, конечно, важно:

а) не переборщить, ибо атмосферность – это зачастую описания;

б) обойти противоречия – элементы атмосферности должны дополнять друг друга, создавая единое трехмерное пространство.

Где в истории можно найти место атмосферности

Время года и погодные явления.

Почему мы любим осень? Не только за ковры из ярких листьев, но и за особую атмосферу – это романтика увядания, прощания, это домашний уют и тепло, когда за окном льет дождь. У каждого времени года есть своя неповторимая атмосфера, которую «выражают» как погодные условия – ощущения, так и видимое-слышимое.

Конечно, не стоит писать «простыни» о любви-ненависти к осени и в деталях изучать каждую смену погоды, но вот отмечать – по выходу героя из дома, в пути – нужно. Шорох листьев по мостовой, туман над рекой, крики перелетных птиц в серых небесах, сырой ветер, пробирающий до костей, не занимают много места, но помогают читателю проникнуться атмосферой времени года.

Здесь же – необычные явления (красная луна, солнечные затмения) и время суток (закаты, рассветы мы тоже за что-то любим, верно? 😉

Древние развалины, старинный город, крупная деревня, покосившаяся лачуга, соловьиная рощица или пустынные земли – все имеет свою особую атмосферу. В развалинах пахнет сыростью и уныло воет ветер; в старинном городе восхищают или пугают вычурные строения готического стиля, воркуют на красных крышах голуби и пахнет булочками с корицей; в лачуге грязно и неуютно. И так далее.

В каждой локации можно найти элементы атмосферности. Две-три яркие черты от каждого восприятия – и атмосфера города и леса проявляется. А в соединении явлений и локации объемность проявляется во всей красе. Кого не пугали или не интриговали полнолуния на заброшенных кладбищах или безлунная ночь в старом лесу, где, кажется, из-за каждого дерева за тобой наблюдают чьи-то голодные глаза? 😉

Разбросанные по комнате вещи, запах краски в мастерской художника, натертые до блеска полы и запах воска, ползущий по стене дома плющ, круглая комнатка с восточными коврами на стенах, яркими подушками на полу и запахом табака, книжные полки на стенах и вышитые занавески – все эти бытовые, обычные на первый взгляд детали создают атмосферу обстановки.

Уютная и домашняя, неряшливая и необжитая, обстановка бывает разной, как в доме, так и на улице или на лесной поляне, где «дубы-колдуны что-то шепчут в тумане». 🙂 Детали обстановки всегда перекликаются (или совпадают) с деталями локации и погодных явлений.

Взаимоотношения между героями/персонажами (семья, пара влюбленных/врагов, между напарниками, друзьями или студентами в группе) – это так же часть общей атмосферности, о которой не стоит забывать. Это взгляды, интонации в беседах, жесты и проявленные чувства: дружелюбие, враждебность, равнодушие и т. д.

Отдельные личности героев/персонажей (или группы) тоже могут быть частью атмосферы: это и национальная одежда, и вероисповедание с его ритуалами, и профессия.

Художник, рисующий на пристани закат; уличный музыкант, играющий на флейте; цыганский табор на городской ярмарке.

Персонажи как носители культуры – это очень яркий элемент атмосферности.

Конечно, необязательно учитывать все детали и рассказывать обо всех элементах, тем более что атмосферность бывает разной: «крупной», общей – мира, страны или города, и «точечной», ситуационной – для дома, семьи, праздника, персонажа. Однако помнить о ней нужно.

Атмосферность – залог объемного мира истории

Атмосферность – явление «штриховое», «набросочное», образное: там – черта, здесь – деталь, тут – образ. Но именно из совокупности всех штрихов и складывается общая атмосфера как всей истории, так и отдельных ее эпизодов.

И напоследок: ищите свои черты атмосферности, свои образы и слова для ее создания. Золотая осень и жалобные крики чаек – это, конечно, понятно, но, к сожалению, шаблонно. Нельзя сказать, что шаблоны в описаниях мира совсем плохо, но это – обыденно, как цветы на поляне.

Каждый из нас видит, слышит, ощущает и чувствует мир по-своему, и ничто не мешает нам в наших историях создавать собственную атмосферу. Ибо запоминается то, что отличается от стандарта. 😉

Источник

Оцените статью