- ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.А.Фет. «Это утро, радость эта…»
- Краткий анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»
- Немного о биографии поэта
- Композиция и структура образов стиха
- Особенности размера и ритма
- Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта»
- Краткий анализ
- Жанровая принадлежность и размер
- История создания
- Тема, идея и проблематика
- Стихотворение «Если радует утро тебя» Фет Афанасий Афанасьевич
- Еще стихотворения:
- Композиция
- Главная мысль
- Средства выразительности
- Поместье Фета
- Статусы про утро прикольные
- Красивые цитаты про утро
ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.А.Фет. «Это утро, радость эта…»
История написания |
Род литературы. Жанр Лирическое стихотворение |
Литературное направление «Чистое искусство» |
Размер стиха Размер- хорей Чередование женской и мужской рифмы. Рифма перекрёстная, но чередуются две строки с одной. Причём 1 и 2, 4 и5 строки — смежная рифмовка. Всего в строфе 6 строк. 3 и 6 строки — закрытые рифмы( оканчиваются строки на согласный, а 1 и 2, 4и 5- открытые- на гласный. Это шестистишие. Схема: аабввб |
Композиция Всё стихотворение — это одно предложение с однородными членами, перечисляющими, что же такое весна. |
Тема, идея, проблемы |
Художественные средстваХудожественных средств мало в этом стихотворении. |
Синтаксическое средство— однородные члены: «… эти ивы и берёзы…», «…эти горы, эти долы…» и др. Автор перечисляет , что видит он вокруг себя, подмечая каждую мелочь, видя и слыша, что происходит с природой весной. |
Анафора: повторяются формы слова «это» в каждой строчке. |
Сравнение: «…Эти капли – эти слёзы…».Обратите внимание, что капли автор сравнивает именно со слезами, что так непривычно для описания весны, когда радостное настроение. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Краткий анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»
Один из великих русских талантов XIX века — Афанасий Фет (1820—1892) — ставил перед собой задачу передать в стихах тончайшие оттенки настроения и душевного состояния личности.
На примере анализа стихотворения Фета «Это утро, радость эта…» можно увидеть, с каким мастерством подбирает поэт необходимые слова и звуки, создавая минимальными средствами мощный, яркий, эмоциональный и многогранный образ.
Немного о биографии поэта
Афанасий Афанасьевич родился в 1820 году в Орловской губернии, при рождении получил фамилию отца, помещика Шеншина, но будучи внебрачным сыном, утратил позже право на дворянство и стал носить фамилию матери — Фет. Молодой человек получил достойное образование, учился в Московском университете на факультете словесности, во время учёбы увлёкся поэзией, и его стихи вскоре стали публиковаться, первый сборник датируется 1840 годом.
Долгие годы Фет прилагал все усилия, стремясь добиться восстановления дворянского звания, для чего после окончания учёбы поступил на службу в армию. Для улучшения финансового положения Фет решил вступить в брак и в 1857 году женился на Марии Боткиной. Приданое позволило ему приобрести имение Степановка и стать настоящим помещиком. Одарённому поэту удалось успешно совмещать хозяйственную деятельность с литературной, поместье приносило неплохой доход.
В 1873 году Афанасий Афанасьевич достиг и первой своей цели: история с лишением дворянства закончилась, ему было возвращено прежнее звание и право носить родовое имя отца. Но стихи он по-прежнему подписывал ставшей уже знаменитой в России фамилией Фет.
Создание стихотворения «Это утро, радость эта…» относится к 1881 году, в этот период Фет жил уже в новом поместье Воробьёвка в Курской области, продолжая активно писать, готовя к выходу многотомное издание своей поэзии под названием «Вечерние огни».
Интересно, что стих о весне не вошёл в этот сборник, он был опубликован только в посмертном собрании сочинений в трёх томах (Санкт-Петербург, 1901 г.).
Композиция и структура образов стиха
Возможно, отбирая стихи для сборника, Фет посчитал это произведение слишком новаторским для современного ему читателя. Стихотворная форма действительно необычна, даже экспериментальна: весь текст представляет собой одно-единственное предложение, причём в этой фразе вовсе нет глаголов, а прилагательных всего два. Подобная безглагольность придаёт стихотворению сходство с неким каталогом, перечислением признаков, которое заканчивается обобщением.
Уникален и такой смелый приём, как сквозная анафора — одинаковое начало всех строчек со слов «это», «этот». Синтаксическая функция указательного местоимения заключается в отсылке к предыдущему упоминанию предмета, здесь многократный повтор его как бы открывает текст, направляет взгляд в мир настоящей весны. Тема разделена на три смысловые части, которые при внешней похожести имеют определённый план развития:
- первая часть направлена ввысь и вызывает ассоциацию с утром — это небо, бескрайнее светлое пространство, в нём и цвет, и графический рисунок птичьих стай, и звуковой образ весеннего гама птиц и бегущей воды;
- средняя часть напоминает день и взгляд по сторонам — это земля, пейзаж, деревья, насекомые, простор сужается, появляются мелкие детали и опять звук, уже более близкий, словно бы звенящий вокруг лирического героя;
- в заключительной части описан вечер, погружение внутрь себя — это туманное состояние души, весеннее волнение, радостное возбуждение, бессонные ночи, а звучащие «дробь» и «трели» уже скорее метафоричны, чем реальны.
Набор образов, характерных для рассказа о весеннем времени, довольно банален, каждый из них неоднократно встречается в предыдущих произведениях и самого Фета, и других русских классиков.
Автор словно создаёт реестр традиционных символов весны, отсылая читателя к стихам своих предшественников. Например, метафора «говор вод» вызывает в памяти стих Ф. Тютчева «Весенние воды», а «синий свод», как и образ пчелы или пуха вместо листвы, является почти прямой цитатой из пушкинского «Евгения Онегина».
Весьма популярны у русских литераторов также описания птичьих стай и любимых всеми деревьев — ив и берёз.
Идея Фета, вероятно, заключается в том, чтобы в рамках жанра пейзажной лирики дать обобщённую модель весны, выразить отношение к ней как к желанному времени ожидания чувственного расцвета души человека.
Особенности размера и ритма
Стихотворение «Это утро, радость эта…» написано размером, который называется хорей, он двусложный с ударением на первый слог. В тексте чередуются четырёхстопные строчки с женским окончанием (последний слог безударный) и трёхстопные строчки с мужским окончанием (последний слог под ударением), это третья и шестая строки каждой строфы, которые рифмуются между собой. Остальные строки рифмуются попарно: первая со второй, четвёртая с пятой (А-А-С-В-В-С).
Однообразное начало строчек с повторения указательного местоимения компенсируется разнообразием продолжений, которые всегда немного отличаются или порядком слов, или соединением однородных членов, или знаками препинания. Помимо этого, в произведении использовано немного средств художественного чтения, например:
- метафоры — употребление слов в переносном смысле, словно скрытые сравнения — «говор вод», «вздох ночной селенья»;
- эллипсис — пропуск слов, замена их на тире — «этот пух — не лист»;
- ассонанс — звуковой приём, подбор слов, в которых преобладает гласный звук «Е» (Э);
- аллитерация — также игра звука, основанная на повторе согласных звуков: это «ТР», «ДР» в начале и в концовке стиха, и большое количество звенящих «З», «С».
Автор словно стремился наиболее кратко передать в этом стихотворении непосредственное восприятие весенней поры во всех её проявлениях, порадовать читающего ощущением могущественной созидательной силы весенней энергии жизни.
Поэт был сторонником концепции «чистого искусства», считал, что задача поэзии вести человеческую мысль в мир красоты и радости, прочь от этических и социальных проблем. Поэтому разборы творчества Фета вызывали бесконечные споры среди критиков на протяжении десятилетий — одни восхищались его тонким лирическим дарованием, другие считали поэтический мир чистой красоты слишком пресным и однообразным.
Несомненно одно — вот уже более ста лет поэзия Афанасия Фета занимает достойное место в истории русской и всемирной литературы.
Источник
Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта»
- Анализ стихов
- Фет
- Это утро, радость это
Данное стихотворение автор написал в 1881 году. Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается, и старается делать это для читателя, перенося все своё восхищение красотой природы на листы.
Автор считает, что только слезы могут максимально показать человеческие переживания и чувства и они это истинное проявление эмоций.
Стихотворение наполнено разнообразными образами, которые меняются. Но в определенном порядке, который преподносит нам автор. Фет описывает одно время года и для этого он использует огромное количество образов лишь для того, чтоб передать читателю весь свой восторг от весны.
Фет раскрывает читателям замечательный мир, где весенняя пора это журчание ручьев, пение птиц, звуки летающих насекомых.
Стоит отметить эмоциональные переходы, которые использует Фет. Изначально можно встретить много слов, которые символизируют день, радость, лучи солнца и другие позитивные выражения. Ближе к завершению произведения становится больше слов ассоциирующихся с приходом ночи, темноты. Поэт сумел в небольшом количестве строк описать весь световой день, от момента, когда солнце встает и все просыпается вокруг и до прихода сумерек, а за ними и ночи.
В произведении нет глаголов, и это делает его уникальным. Складывается впечатление, что все стихотворение это одно целое предложение, что делает его уникальным.
Главным в поэзии Фета является позитив и душевный подъём. Основные эмоции это любовь, восхищение красотой русской природы, чудесные воспоминания. Если в произведении автора и случаются грустные ноты, то он старается с помощью своих неповторимых приёмов показать читателю, что добро всегда победит зло, свет победит мрак.
Дата написания, 10 класс кратко по плану
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.
История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.
Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.
Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.
Метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».
Эпитеты – «вздох ночной».
Жанровая принадлежность и размер
Стих относится к лирике. Жанр произведения — элегия. В основе стиха лежит пейзаж, но все же в ней чувствуется философия Фета. Пробуждающаяся после зимних холодов природа способствует к рассуждениям о ее вечности и о месте человека в ней. В произведении преобладают грустные ноты.
Стихотворный размер — хорей. Фет использует чередование мужской и женской рифмы. Рифма перекрёстная, при которой чередуются две строки с одной. При этом 1 и 2, 4 и 5 строки — смежная рифмовка. Всего в строфе 6 строк.
3 и 6 строки — закрытые рифмы, а 1 и 2, 4 и 5 — открытые. Схема стихотворения — аабввб.
История создания
Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. Фет расстался с девушкой еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.
«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. Тем не менее, в произведении нет восторга, характерного для ранних стихов Фета. Оно больше напоминает наблюдение за природой, во время которого поэт вспоминает о том, что было в его судьбе.
Тема, идея и проблематика
Основная тема произведения — весна и ее влияние на внутреннее состояние человека. «Это утро, радость эта» — типичный пример великого мастерства Фета в изображении красот природы. Заметен талант автора, отточенный многолетним опытом в написании поэзии, предельное внимание к мелочам. Фет описывает природные красоты, но, кажется, намеренно избегает высоких слов и эпитетов. Какой бы ни предстала перед поэтом природа сегодня, это все он уже видел в жизни.
В природе ничего не поменялось: она все такая же прекрасная и чарующая. Изменился лишь сам творец. Он осознает, что больше его никогда не окутает тот восторг, испытываемый в весенний период в молодости. Годы идут, его жизнь медленно приближается к концу. Он совершил в ней множество ошибок, и даже ожидание теплого времени года не в силах отвлечь поэта от печальных дум.
Исключительно в таком ключе можно трактовать смысл стиха и проблемы, затронутые в нем, если связать его с биографией Фета. Без этого читатель видит лишь прекрасную красоту просыпающейся после холодов природы.
В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.
Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.
Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное, что еще больше помогает скрыть героя. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, мужчина не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.
В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.
Стихотворение «Если радует утро тебя» Фет Афанасий Афанасьевич
Если радует утро тебя, Если в пышную веришь примету,- Хоть на время, на миг полюбя, Подари эту розу поэту.
Хоть полюбишь кого, хоть снесешь Не одну ты житейскую грозу,- Но в стихе умиленном найдешь Эту вечно душистую розу.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Если душно тебе, если нет у тебя Если душно тебе, если нет у тебя В этом мире борьбы и наживы Никого, кто бы мог отозваться, любя, На сомненья твои и порывы; Если в сердце твоем оскорблен идеал,…
- Если душно тебе, если нет у тебя Если душно тебе, если нет у тебя В этом мире борьбы и наживы Никого, кто бы мог отозваться, любя, На сомненья твои и порывы; Если в сердце твоем оскорблен идеал,…
- Если Волга разольется Много горя и страданья Сердце терпит невзначай. Милый скажет: «До свиданья…» Сердце слышит: «И прощай». Наперед не угадаешь, С кем судьбу свою найдешь. Коль полюбишь, пострадаешь, Эту песню запоешь. Если…
- Если утро зимнее темно Если утро зимнее темно, То холодное твое окно Выглядит, как старое панно: Зеленеет плющ перед окном; И стоят, под ледяным стеклом, Тихие деревья под чехлом — Ото всех ветров защищены,…
- Если любишь — найди В этот вечер в танце карнавала Я руки твоей коснулся вдруг. И внезапно искра пробежала В пальцах наших встретившихся рук. Где потом мы были, я не знаю, Только губы помню…
- Если жизнь тебя обманет Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет…
- И если я тебя не встречу И если я тебя не встречу, Я выдумаю наугад И жаркие, крутые плечи, И косы длинные до пят. Из света легкого, из зыбкой Мечты, неведомой иным, Я сам создам твою…
- Если Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят. Где же солнце? Что случилось? Целый день течет вода. На дворе такая…
- Если ты захочешь видеть Если ты захочешь видеть, Как сверкают звезды днем, Если ты захочешь видеть Блеск их в небе голубом, Не иди к стальным озерам, Не иди в простор полей, Там, окинув небо…
- Ах, если б лошадь мне тогда Ах, если б лошадь мне тогда, я б донеслась до переправы. Но от копыт отвыкли травы… Ах, если б лошадь мне тогда. Ах, если б выстрел за спиной, да окрик…
- О, если б ты могла О, если б ты могла хоть на единый миг Забыть свою печаль, забыть свои невзгоды! О, если бы хоть раз я твой увидел лик, Каким я знал его в счастливейшие…
- Если ночь все тревоги вызвездит Если ночь все тревоги вызвездит, как платок полосатый сартовский, проломаю сквозь вечер мартовский Млечный Путь, наведенный известью. Я пучком телеграфных проволок от Арктура к Большой Медведице исхлестать эти степи пробовал…
- Если ты уйдешь Если ты уйдешь, Станет мне темно, Словно день ты взял, Словно ночь пришла под мое окно, Не горящая ни одной звездой. Словно птицы все улетели прочь, И осталась мне только…
- Если где-то в чужой незнакомой ночи Если где-то в чужой незнакомой ночи Ты споткнулся и ходишь по краю, Не таись, не молчи, до меня докричи — Я твой голос услышу, узнаю. Может, с пулей в груди…
- Отрывок Не розу Пафосскую, Росой оживленную, Я ныне пою; Не розу Феосскую, Вином окропленную, Стихами хвалю; Но розу счастливую, На персях увядшую Элизы моей…….
- Если бы жить Если бы жить… Только бы жить… Хоть на литейном заводе служить. Хоть углекопом с тяжелой киркой, Хоть бурлаком над Великой рекой. «Ухнем, дубинушка…» Все это сны. Руки твои ни на…
- Я не обманывал тебя Я не обманывал тебя, Когда, как бешеный любя, Я рвал себе на части душу И не сказал, что пытки трушу. Я и теперь не обману, Когда скажу, что клонит к…
- Если б не вглядеться Если б не вглядеться, Не вмолиться, Если б не вродниться так в тебя, Можно бы и вовсе не родиться, А родившись, жить и не любя. И ведь вовсе не для…
- Если Если, если, если?! — Что тогда? Против нас пойдут Вода и Травы, Полные невидимой отравы, Смерчи лавой хлынут в города. Если, если, если… Мор и тьма. И подумать страшно —…
- Если не сегодня, то когда Если не сегодня, то когда Схлынет боль души, Уйдет беда? Станет на душе светлым-светло, Словно в целом мире рассвело… Если не сегодня, то когда Надо мной взойдет моя звезда, На…
Вы сейчас читаете стих Если радует утро тебя, поэта Фет Афанасий Афанасьевич
Композиция
Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.
В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.
Главная мысль
Основная мысль стихотворения Афанасия Фета выражается в том, что мощь и красота природы имеет прямое влияние на душу человека и его настроение. Даже стареющий поэт, почувствовавший на себе все беды и тяготы земной жизни, с приходом весны чувствует прилив новых сил и испытывает вдохновение.
Интересно, что весь поздний период творчества поэта пронизан его печальными мыслями о неудачной жизни и приближении кончины. Это же стихотворение, наоборот, пропитано оптимизмом и жизнеутверждающей верой.
Средства выразительности
В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.
Особенность анализируемого стихотворение – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».
Поместье Фета
В 1857 в Париже А. Фет женился на состоятельной немолодой некрасивой девушке – Марии Петровне Боткиной. Ее отец дал за дочерью большое приданое, которое заметно улучшило материальное состояние Афанасия Афанасиевича. Спустя три года он купил хутор Степановку и двести десятин земли. Он успешно хозяйствовал, приумножил состояние жены, и в 1877 году переселился в старинное живописное поместье Воробьевку в Щигровском уезде под Курском и сделал ее жилищем своей музы.
В этом имении, как он сам считал, длительный сон его поэзии прервался. Именно в Воробьевке с прекрасным парком предположительно в 1881 году были написаны строки «Это утро, радость эта…» (Фет). История создания темна. Обычно его стихи рождались по наитию, он осознанно стремился передать не мысль, а настроение читателю. Тонко зафиксировал свое минутное состояние, свой экстатический восторг А. Фет: «Это утро, радость эта…». Анализ стихотворения мы произведем чуть позже.
Статусы про утро прикольные
Кто рано встаёт, тот с собакой гуляет.
Утро — это такое время суток, когда завидуешь безработным.
Если утро было добрым, значит, день будет успешный. А доброе оно по определению.
Счастливых людей будит вовсе не будильник…
Каждое утро я произвожу себя на свет.
Кто бреется, тот каждое утро молодеет на день.
Ты удивишься, но счастливому человеку легко вставать утром.
Каждое утро — шанс начать жизнь заново.
Утром я составляю планы, а днём делаю глупости.
Он поет по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый человек.
Счастлив заяц поутру, ибо не дано ему знать, с какими мыслями проснулся охотник.
Ну и, конечно, множество фраз и высказываний про утро связаны с работой. Ведь всем приходится прощаться с подушкой и начинать новый день. В большинстве случаев это значит — идти на работу. Для кого-то она любимая, для кого-то — нет. Но и тем, и другим есть, что сказать на этот счет.
Красивые цитаты про утро
Утром людям приходят более правильные мысли, чем вечером.
Ненастное утро может смениться ясным днём.
Не нужно верить в солнце, чтобы оно вставало по утрам.
Утром думай. Днем действуй. Вечером ешь. Ночью спи.
Утро вечера мудренее. Звучит глупо и затасканно, но это так.
Утром всё выглядит иначе.
Утро слишком прекрасно, чтобы длиться долго.
Не доверяйте снам — утро настает всегда.
Рано ложиться и рано вставать — вот что делает человека здоровым, богатым и умным.
Всё-таки утро прекрасно, оно не безжалостно, как ночь, заставляющая вспоминать то, что хочешь забыть.
У утра нет четких временных рамок. Считается, что это время с восхода солнца и до полудня. Поэтому в каждой географической зоне, климатическом поясе, в каждый сезон утро длится разное количество времени. Но, даже, несмотря на все эти условности, первые часы нового дня прекрасны всегда. Не даром его воспевают поэты и писатели. Так что вполне закономерно, что в нашей подборке есть и короткие и красивые цитаты про утро великих людей.
Источник