- Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой)
- Тест определит ваш эмоциональный тип
- Больше статей и тестов в моем профиле инстаграма:
- Результаты:
- Практическое занятие «Распознавание эмоций и чувств»
- Идентификация эмоций и чувств
- Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
- Упражнение 2. Подбери эмоцию.
- Тестовое задание. Тест на распознавание выражений лица (Пол Экман)
- Тестовое задание. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
- Обсуждение.
- Комментарий. Научившись оперативно выявлять свои эмоциональные состояния, вам станет легче ими управлять.
- Упражнение 3. Оценка чувств.
- Обсуждение.
- Упражнение 4. «Дневник эмоций»
- Обсуждение
- Домашнее задание.
- Обсуждение.
- Обратная связь пройденного занятия.
- Анкета
Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой)
В настоящее время «Эмоциональная идентификация» используется в практике как основная методика для детей дошкольного возраста и ее модификация — для младшего школьного возраста.
Направленность методики:
· общая — выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;
· диагностическая серия № 1, № 2:
выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций — восприятия и понимания эмоциональных состояний;
· диагностическая серия № 2:
· определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть);
· выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
· выявление фактора эмоциональной напряженности.
Показатели методики:
1. восприятие экспрессивных признаков (мимических);
2. понимание эмоционального содержания;
3. идентификация эмоций;
4. вербализация эмоций;
5. воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность);
6. актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
7. индивидуальные эмоциональные особенности (фактор эмоциональной напряженности, форма эмоционального реагирования, эмоциональный стиль).
Дифференциация результатов по показателям 3, 41 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему, высокому.
Дифференциация результатов по показателям 6, 7 осуществляется по качественным характеристикам.
Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.
Диагностическая серия № 1 (для детей 4—5 лет)
Этап 1 Стимульный материал: 4—6 карточек с изображениями гномов.
Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках?Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.
В процессе инструкции осуществляется показ мимикой. При необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать 4 — 6 карточек с лицами гномов.
Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, завида (ябеда). Как ты догадался?
При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.
Этап 2
Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его). А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его).
Дата рождения Возраст
Дата обследования Время _
Модальность (характеристика гномика)
Примечания |
Рассказ |
Особенности рисунка |
Диагностическая серия № 1
(для детей 5—6 лет и детей 6—7 лет)
Этап 1
Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши, 6 карт с изображениями лиц гномов.
Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.
В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать поочередно 6 карт с лицами гномов.
Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, завида (ябеда), привереда. Как ты догадался?
При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.
Инструкция 3: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем. А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем.
Этап 2
Стимульный материал: карта с цветным изображением 6 гномов (лица не прорисованы), цветные карандаши.
Инструкция: Однажды гномики попросили художника нарисовать их всех вместе на одном портрете. А художник забыл (не успел) нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же знаешь, как гномики выглядят ? С кого начнешь ? Выбирай! У каждого гнома свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?
При затруднениях использовать показ мимикой, показ карточек с лицами гномов. В процессе выполнения задания фиксировать очередность выбора при прорисовке лиц, цвет колпачка, вербальное сопровождение, вид помощи.
Источник
Тест определит ваш эмоциональный тип
В зависимости от выраженности эмоциональной реакции все люди делятся на эмоциональные типы. Они различаются по скорости возникновения реакции, активности реагирования и быстроте исчезновения эмоций. Человеку необходимо знать свой эмоциональный тип, чтобы понимать своё состояние и предвидеть варианты реагирования на различные ситуации.
Постарайтесь освободить голову от посторонних мыслей, сосредоточившись на своих внутренних ощущениях. Посмотрите внимательно на рисунки. Какое изображение больше всех привлекло Ваше внимание? Старайтесь не анализировать, доверьтесь интуиции.
Больше статей и тестов в моем профиле инстаграма:
Результаты:
- Бурный (деятельный) эмоциональный тип. Вам свойственно спонтанное и яркое проявление чувств, как позитивных, так и негативных. Вы быстро реагируете на ситуацию, не успев её тщательно обдумать и проанализировать, зато эта реакция естественная и искренняя. Обычно Вы оптимистичны, умеете общаться с разными людьми и не склонны таить обиды. На негатив, грубость и критику Вы тоже бурно реагируете, но быстро «остываете». У Вас много энергии, это и является причиной избыточной эмоциональности. Учитесь сдерживать свои порывы и не очень доверяйте своей первой реакции.
- Сентиментальный тип. Вы быстро возбуждаетесь, но глубоко и долго переживаете, постоянно анализируя своё состояние и возвращаясь к причинам, которые его вызвали. Вы романтичны и мечтательны, доброжелательны и ранимы. Вы верите и доверяете людям, поэтому Вас легко обидеть. У Вас богатый внутренний мир и способности к творчеству, в минуты неудач и огорчений Вы склонны к одиночеству и меланхолии. Ищите близких по духу людей, которые будут Вам поддержкой и опорой. И учитесь переключаться, чтобы не «зависать» в негативных переживаниях.
- Аморфный (безразличный) тип. Вы спокойно относитесь ко всему, что с Вами происходит, не преувеличивая значимость событий. Видимо, Вы обладаете счастливым уравновешенным характером или жизнь научила Вас мудрости и смирению. Вашим девизом, скорее всего, являются слова царя Соломона: «И это пройдёт!». Тем не менее, Вас нельзя назвать чёрствым и бесчувственным человеком. Вы внимательны к собственному состоянию и жизни других людей, можете успокоить и поддержать, вовремя дать мудрый совет. Главное, что все Ваши действия обдуманны и не зависят от сиюминутных эмоций.
- Страстный (увлечённый) тип. Вы склонны погружаться в свои чувства, полностью концентрируясь на том, что Вам сейчас интересно. Вы направляете всю энергию на достижение значимого результата в этой области, но сам результат Вам менее важен, чем процесс его достижения. Вы стремитесь «заразить» окружающих своими увлечениями и бурно реагируете, если им это не интересно. Но Ваши увлечения могут быстро меняться, поэтому старайтесь доводить начатое до конца и спокойнее реагируйте на критику.
Эмоциональный тип человека может быть постоянным или меняться в зависимости от ситуации, но некоторые особенности эмоционального реагирования обычно сохраняются у взрослого человека на долгий период. Если Вам с собой некомфортно, если Ваша эмоциональная реакция создаёт проблемы в общении, ищите способы поменять свой эмоциональный тип, чтобы выработать эффективные механизмы адаптации в нашей непростой жизни.
Источник
Практическое занятие «Распознавание эмоций и чувств»
Умеете ли вы распознавать свои эмоции?
А ведь умения распознавать свои эмоциональные состояния, напрямую связана с регуляцией этих состояний. А умения распознавать эмоциональные состояния своего партнера, да и людей в целом, к более эффективным взаимоотношениям.
Хотите проверить прямо сейчас, провести маленькое исследование?
Назовите те эмоции, которые вы испытываете прямо сейчас, возможно не одну. Да, так бывает, мы можем испытывать несколько эмоций одновременно, например, радость, интерес и удивление.
Сложно! Да уж, не просто, но этому можно и нужно учиться, так сказать развивать эмоциональный интеллект.
Практическое занятие «Распознавание эмоций и чувств», дает возможность сделать шаг к развитию этого навыка.
Цель. Научиться определять свои эмоциональные состояния.
Мини — лекция. Идентификация эмоций и чувств
Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
Упражнение 2. Таблица эмоций.
Упражнение 3. Оценка чувств.
Домашнее задание.
Процедура: Обратная связь (анкета).
Идентификация эмоций и чувств
Эмоции гарантировали выживание нашего вида. Они дают целостную оценку ситуации и ее развития.
Уметь опознавать (читать) свои эмоции, это шаг к познанию себя и своих потребностей.
Эмоции, «сигнализаторы» потребностей.
Идентификация эмоций и чувств — это способность распознавания, принятия и проявления своих эмоций и чувств. Формируется он в раннем детстве.
Эмоциональная идентификация — способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций, а также отвечает за достоверное выражение эмоций.
Эмоциональная идентификация — способность понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой, анализ эмоций, способность интерпретировать и классифицировать эмоции.
Для осознания своих эмоций, вам надо взять в привычку, постоянно задавать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?»
Этим вопросом вы направите своё внимание на ваши эмоциональные состояния. Тем самым разовьёте способность сразу оценивать его (идентифицировать). А значит опознавать и управлять им.
Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
Цель. Научиться понимать, осознавать эмоциональные состояния.
Инструкция. Внимательно просмотрите таблицу эмоций и допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. Можно воспользоваться таблицей эмоций. В конце занятия см.приложение 1.
Комментарий. Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные.
№ | Эмоции, чувства | = | Эмоции, чувства, состояния | Свой вариант |
1 | Гнев + Предвкушение | = | Запал | |
2 | Предвкушение + Радость | = | Оптимизм | |
3 | Отвращение + Гнев | = | Негодование | |
4 | Страх + Удивление | = | Смятение | |
5 | Радость + Доверие | = | Любовь | |
6 | Печаль + Отвращение | = | Презрение | |
7 | Удивление + Печаль | = | Досада | |
8 | Доверие + Страх | = | Покорность | |
9 | Гнев + Радость | = | Триумф | |
10 | Предвкушение + Доверие | = | Надежда | |
11 | Отвращение + Предвкушение | = | Цинизм | |
12 | Страх + Печаль | = | Отчаяние | |
13 | Радость + Страх | = | Риск | |
14 | Печаль + Гнев | = | Зависть | |
15 | Удивление + Отвращение | = | Шок | |
16 | Доверие + Удивление | = | Любопытство | |
17 | Гнев + Доверие | = | Доминирование | |
18 | Предвкушение + Страх | = | Тревога | |
19 | Отвращение + Радость | = | Нездоровая тяга | |
20 | Страх + Отвращение | = | Вина | |
21 | Удивление + Гнев | = | Возмущение | |
22 | Доверие + Печаль | = | Сочувствие | |
23 | Радость + Удивление | = | Восторг | |
24 | Печаль + Предвкушение | = | Пессимизм | |
25 | Эмоциональный ноль | = | Покой |
Обсуждение.
Упражнение 2. Подбери эмоцию.
Цель. Научиться понимать, осознавать эмоциональные состояния.
Инструкция. В таблице внесены чувства и эмоции. Ваша задача записать в пустую строку ту эмоцию или чувство, которое на ваш взгляд получится из соединения двух эмоций.
Примерные ответы см. в приложение 2., в конце занятия.
Бланки таблицы эмоций.
Радость
Страх
+
=
Печаль
+
Гнев
=
Доверие
Отвращение
=
Удивление
=
Обсуждение.
Тестовое задание. Тест на распознавание выражений лица (Пол Экман)
Цель. Научиться определять эмоциональные состояния по выражению лица.
Оборудование. Карточки с различными выражениями лиц.
Инструкция. По предъявленным карточкам определить эмоцию.
Комментарий. К ответам не переходите, пока не выполните задания.
Обсуждение.
Тестовое задание. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
Цель. Научиться выявлять эмоциональные состояния «здесь и сейчас».
- Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент, и отметьте в таблице (+).
2. На протяжении недели, не менее двух раз в день, делайте измерения вашего эмоционального состояния. Делайте записи своих измерений. В конце недели посчитайте, в каких состояниях вы чаще всего находились и на какой интенсивности градуса.
Комментарий. При измерении эмоциональных состояний, записуйте и свои мысли.
36
37
Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов — средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов — высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов — очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.
Обсуждение.
Комментарий. Научившись оперативно выявлять свои эмоциональные состояния, вам станет легче ими управлять.
Упражнение 3. Оценка чувств.
Цель. Научиться определять интенсивность эмоциональных состояний.
Комментарий. Письменное задание позволит вам потренироваться в оценке силы своих чувств.
Инструкция. Запишите в свободной строке ситуацию и чувства. В отношении каждой ситуации оцените названные вами эмоции и чувства по представленной шкале.
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Вообще отсутствует | Незначительно | Умеренно | Сильно | Очень сильно |
Задание на оценку чувств.
1. Ситуация: | |||||||||||
Эмоции, чувство: | |||||||||||
Баллы | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
2. Ситуация: | |||||||||||
Эмоции, чувство: | |||||||||||
Баллы | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
3. Ситуация: | |||||||||||
Эмоции, чувство: | |||||||||||
Баллы | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Обсуждение.
Вопросы
Ответы
Комментарий.
Сильные чувства сигнализируют о том, что в вашей жизни происходят нечто важное.
Упражнение 4. «Дневник эмоций»
Цель. Научиться различать эмоции. Определять связь эмоций с телом.
Комментарий. Люди, чаще всего испытывают сложности с пониманием своих эмоций. Дневник эмоций, как техника, даёт возможность опознавать, определять свои эмоции. Также определять связь эмоций с телом.
- Опишите ситуацию в таблице.
- В столбце «эмоции», запишите эмоции, которые связаны с описанной ситуацией. Подробно опишите все внутренние переживания, а не мысли и желания.
- Прислушайтесь к телесным ощущениям, которые возникают при воспоминании ситуации и эмоционального состояния. Опишите их.
Для выполнения задания, перейдите по ссылке.
Ситуация может быть как приятная, так и нет, как с интенсивными эмоциями, так и ничем не примечательными повседневными.
Отслеживайте свое внутреннее состояние.
Описывайте переживания, а не мысли.
Описывайте все телесные ощущения, которые вы испытывали в момент произошедшей ситуации.
Обсуждение
Домашнее задание.
Задание 1.
Для выполнения задания, перейдите по ссылке.
Цель: развитие навыков самоанализа: понимание доминирующих и наиболее значимых эмоциональных переживаний. Выработать навык в оценке силы своих чувств.
Задание 1. В течении недели проанализируйте, какие эмоции и чувства вы испытывали чаще других, а какие реже, при этом оцените их силу в баллах.
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Вообще отсутствует | Незначительно | Умеренно | Сильно | Очень сильно |
Эмоции в баллах
В учебном заведении. На работе.
В новой компании
В других местах. (Где?)
Цель. Научиться различать эмоции. Определять связь эмоций с телом.
Инструкция. В течении недели ведите запись ваших эмоциональных состояний и связанные с ними телесные ощущения.
Обсуждение.
Обратная связь пройденного занятия.
Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.
Анкета
- Во время занятия я понял, что …
- Самым полезным для меня было …
- Своими основными ошибками на занятии я считаю …
- Мне не понравилось…
- На следующем занятии я хотел бы …
- На месте ведущего я (в случае групповых занятий)…
Для более глубокого понимания, что с вами происходит и что с этим делать, вы можете получить бесплатную диагностическую консультацию психолога. Для этого перейдите по ссылке «Записаться на бесплатную консультацию»
Для того, чтобы научиться определять и регулировать свои эмоциональные состояния, необходимо понять их устройства и способы их регуляции. А ещё важно, уметь определять источники влияющие на ваши состояния.
Если вы желаете иметь адекватную, стабильную, позитивную самооценку и научиться управлять своими эмоциональными состояниями, то можете ознакомиться с такими курсами как: курс «Поверь в себя, свои способности. Открой призвание«, курс «Эмоции и Я», курс «Управляй мышлением. Позитивное мышление», курс «Мотивация достижений», курс «Как общаться эффективно».
Для познания психологических знаний в области личностного развития и освоения различных методик, упражнений и техник, вы можете получить их, перейдя по ссылке «Вебинары» и выбрать участие в заинтересовавшим вас вебинаре.
Приложение 1. К упражнению 1.
Таблица чувств и эмоций человека
Источник