- Глава 2. Роль эмоций в когнитивной терапии.
- Идентификация и выражение эмоций.
- 7 занятие Эмоциональный блок «Распознавание эмоций и чувств»
- Обсуждение домашнего задания.
- Мини — лекция. Идентификация эмоций и чувств
- Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
- Упражнение 2. Подбери эмоцию.
- Тестовое задание. Тест на распознавание выражений лица (Пол Экман)
- Тестовое задание. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
- Упражнение 3. Оценка чувств.
- Упражнение 4. «Дневник эмоций»
- Домашнее задание.
- Обратная связь пройденного занятия.
- Анкета
Глава 2. Роль эмоций в когнитивной терапии.
Общеизвестно, что богатство человеческого опыта определяется разнообразием чувств и эмоций. Для большинства людей именно чувства или эмоции являются самым несомненным, самым реальным источником информации о мире. Без вольной игры эмоций мы никогда не познали бы радость открытия, не испытывали бы волнения при виде любимого человека и смешное не забавляло бы нас. Лишенные оттенков чувств, которые заставляют нас переживать, мы вели бы механическое существование как сугубо «церебральные» существа.
В каком-то смысле депрессивный человек подобен «церебральному» существу. Он понимает смысл шутки, но шутка не вызывает у него веселья. Он описывает привлекательные качества жены или ребенка, не испытывая при этом ни удовлетворения, ни гордости. Он ест любимое блюдо, слушает любимую музыку и не получает от этого никакого удовольствия.
Парадокс в том, что притупление положительных чувств соседствует с крайним напряжением отрицательных эмоций; такое впечатление, что весь запас чувств хлынул сквозь открытые шлюзы печали, апатии и тоски.
Поэтому, работая с депрессивным пациентом, мы должны постоянно помнить о тяжести его утраты — неспособности испытывать удовольствие, радость, веселье, привязанность — и интенсивности поглотившей его тоски. Довольно часто именно отсутствие былой любви к близким и утрата интереса к жизни вынуждают человека обратиться к врачу. При дальнейшем исследовании, конечно же, обнаруживаются и другие признаки депрессии.
Термины «когнитивная терапия» и «рациональная терапия» нередко вводят в заблуждение непосвященных, рождая у них представление о наборе интеллектуализированных ритуалов, игнорирующих чувства и ощущения человека и сводящих все богатство человеческих отношений к стерильной диалектике. Рациональный, или когнитивный, подход часто путают с философской школой рационализма и с рационалистическим движением, пионерами которого являются Эйн Рэнд и Натаниэл Брэндон. В связи с этим Альберт Эллис, желая подчеркнуть значение эмоций, переименовал свою «рациональную психотерапию» в «рационально-эмотивную терапию».
Цель когнитивной терапии — ослабление эмоционального дистресса и других симптомов депрессии — достигается посредством исследования и коррекции ошибочных интерпретаций, дисфункциональных установок и дезадаптивного поведения пациента. Работая с когнитивными образованиями, терапевт должен внимательно следить за изменениями в настроении пациента. Он не может ограничиться выявлением патологических когнитивных структур и прослеживанием связей между негативными мыслями и отрицательными эмоциями пациента, он должен понимать болезненные чувства пациента и сопереживать им. С такой же внимательностью следует относиться к малейшим признакам удовольствия или веселья со стороны пациента, по возможности поощряя эти приятные эмоции. В нашей культуре, не затронутой влиянием стоической философии, высоко ценятся чувство удовольствия и положительные эмоции. Человек, утративший способность испытывать приятные чувства, ощущает себя «не вполне человеком». Поэтому сообщения пациента о переживаемых им чувствах несут информацию о том, как продвигается лечение, и могут служить ориентиром при применении специфических терапевтических стратегий.
Нужно, однако, подчеркнуть, что когнитивная терапия не придает исключительного значения исследованию и поощрению эмоционального опыта пациента, как это принято в терапевтических школах экспериенталистского толка (например, «первичной терапии» Янова, 1970), где решающее значение имеет переживание субъекта. Общий недостаток этих «ареактивных» подходов заключается в том, что они не видят связи между иррациональными и дисфункциональными идеаторными образованиями, с одной стороны, и неадекватными эмоциональными реакциями — с другой, и отрицают возможность смягчения этих реакций рациональными средствами.
Между тем многие авторы, задаваясь вопросом о механизмах терапевтического эффекта, достигаемого в результате применения различных видов психотерапии, вполне обоснованно заявляют, что их эффективность во многом определяется когнитивной модификацией. Так, например, получены убедительные клинические и эмпирические данные, свидетельствующие о том, что улучшения, наступающие в состоянии пациента в курсе систематической десенситизации, опосредованы когнитивным реструктурированием (Breger, McGaugh, 1965). Как указывает Эллис, когнитивная реорганизация является главной движущей силой успеха «чувственных» терапевтических подходов, таких как терапия переживанием Гендлина.
Уже можно считать доказанным тот факт, что так называемые «эмоциональные проблемы» связаны не только с возбуждением некой эмоции, а имеют гораздо более сложную подоплеку. Серьезные эмпирические исследования показали решающую роль когнитивных факторов в возникновении и смягчении тревоги (Lazarus, 1966; Meichenbaum, 1977) и гнева (Novaco, 1975). Поэтому во избежание недоразумений правильнее было бы говорить не об «эмоциональных расстройствах», а о «психологических нарушениях».
Когнитивная терапия не ограничивается теоретической проработкой вопроса о связи эмоций с когнитивными процессами, но и активно использует различные «эмоциональные техники». Мы обнаружили, что спонтанное выражение и интенсификация эмоций, вызываемые техниками «сенсорного осознания» и «наводнения», служат важным подспорьем в лечении пациента — если они вплетены в общую канву программы когнитивной модификации. В самом деле, если существенной частью когнитивной терапии депрессий является установление взаимосвязи между неприятной эмоцией и вызывающей ее когнитивной структурой или превалирующей установкой, нет нужды объяснять, сколь важно правильно идентифицировать эмоциональные реакции пациента.
Идентификация и выражение эмоций.
Ввиду важной роли, отводимой эмоциям в когнитивной модели личности и психопатологии, и во избежание механистического подхода к терапии терапевт должен постоянно отслеживать и оценивать эмоции пациента, как, впрочем, следить и за собственными эмоциональными реакциями. Вовремя идентифицированные неадекватные или чрезмерно бурные реакции могут служить сигналом когнитивных расстройств.
Некоторые пациенты (особенно мужчины) склонны поначалу отрицать свое чувство печали, однако после прояснения всех остальных депрессивных симптомов они, как правило, осознают и признают переживаемые ими эмоции. Показательно, что многие из тех, кто выбирает из первого набора альтернатив «Шкалы депрессии» Бека утверждение «Я не чувствую печали», после заполнения всего опросника меняют свой ответ на «Я испытываю печаль».
Пациент может рассказывать о самых разных симптомах, ассоциированных с депрессией (например, об утрате энергии, нарушениях сна, потере аппетита, негативных установках), но не признается себе в том, что испытывает тоску или печаль, — вместо этого он жалуется на утрату или ослабление позитивных чувств, говорит об отсутствии прежней привязанности и любви к супругу, детям, друзьям, об утрате интереса к жизни, о невозможности получить удовольствие от некогда радовавших его занятий. Иными словами, он осознает свою апатию, но не печаль.
При определении эмоциональных реакций пациента нужно помнить о семантической ловушке, в которую попадают многие терапевты, принимающие любую фразу, предваряемую словами «я чувствую», за вербализацию эмоции. Людям свойственно выражать свои мысли, мнения, предположения словами «я чувствую» или «я ощущаю». Когда человек говорит: «Я ощущаю себя ничтожеством» или: «Я чувствую, что не буду счастлив, если не добьюсь успеха», он вербализует некую идею, возможно, ассоциированную с чувством. Или же он просто-напросто «осторожничает», и за его высказыванием скрывается: «Я понимаю, что, наверное, не прав, и поэтому лучше скажу «я чувствую», чем «я считаю»».
Терапевты, ориентированные на переживание, подчас ухватываются за вводную часть высказывания («я чувствую») и тут же повторяют «Итак, вы чувствуете. «, ошибочно полагая, что этот путь ведет их к «истинным» чувствам пациента. Когнитивный терапевт должен сразу же перевести «Я чувствую. » на «Вы полагаете. «
После того как пациент понял разницу между чувством (печаль, радость, гнев, тревога) и мыслью, можно попытаться оценить, насколько хорошо ему удается распознавать и именовать собственные чувства. В целом депрессивные пациенты довольно легко идентифицируют свои чувства и правильно связывают возникновение или усиление неприятных эмоций с конкретными ситуациями. Временами, правда, складывается впечатление, что пациент отделяет чувства от остального поведения. Одна пациентка, например, всякий раз после неприятного события ощущала комок в горле. На основании этого она заключила, что переживает печаль, и лишь после этого действительно почувствовала печаль. Другая пациентка принималась плакать, прежде чем осознать свои неприятные чувства. Она говорила: «Я плачу, значит, мне тоскливо». При дальнейшем исследовании она обнаружила, что чувствует тоску еще до того, как ей хочется заплакать.
Включению в сферу сознания пациента переживаемых им неприятных эмоций помогает и тщательный сбор анамнеза. Например, 35-летняя домохозяйка жаловалась, что в течение года она отмечает за собой повышенную утомляемость, слабость, апатию, хотя на приеме выглядела вполне жизнерадостной и утверждала, что не чувствует себя несчастной и не испытывает тоски. Она заявила психиатру буквально следующее: «Я не понимаю, почему я постоянно ощущаю такую усталость. У меня замечательный муж и чудесные дети. Я совершенно довольна своим браком. в сущности, у меня есть все, чего только может желать человек». Выполняя просьбу терапевта рассказать поподробнее об отношениях с мужем, она начала описывать конкретный случай из своей семейной жизни и вдруг расплакалась — к ее собственному изумлению и удивлению терапевта. Ей трудно было примирить свое чувство печали с лелеемыми ею радужными представлениями о своем браке.
Рассказывая о некоторых наиболее типичных поступках мужа, она рыдала. Затем, немного успокоившись, сказала: «Знаете. я, наверное, я не до конца осознавала, как сильно это задевает меня». Она заявила, что теперь она чувствует небывалую тоску. Тоска усиливалась по мере того, как пациентка все больше понимала, что ее отношения с мужем далеки от идеальных, и была своеобразным барометром, показывающим глубину семейных проблем. После того как пациентка научилась распознавать свои негативные чувства, она смогла привязать их к имевшимся у нее знаниям, а именно «Он невнимателен к другим», «Он всегда поступает так, как удобно ему», «Ему безразлично, чего хочу я», «Он относится ко мне как к несмышленому ребенку».
В результате непродолжительной терапевтической консультации пациентка обнаружила, что отказ от применения абсолютных мерок при оценке мужа приводит к ослаблению ее тоски и смягчению других депрессивных симптомов. До терапии ей было свойственно оценивать мужа с позиций «все или ничего», видеть в нем либо только хорошие, либо только плохие черты, причем «плохие оценки» сразу же отбрасывались (и забывались). Последовав совету терапевта, она стала более определенно заявлять мужу о собственных желаниях и с удивлением обнаружила, что он с пониманием относится к ним. Практически в то же время к ней вернулись ее былые жизнерадостность и энергия. Любопытно, что в течение 15 лет после той консультации у нее не отмечалось депрессивных симптомов.
Таким образом, центральными проблемами пациентки были: а) склонность мыслить крайностями и б) склонность отрицать мысли и чувства, диссонирующие с ее романтическими представлениями о жизни. Еще до замужества она убедила себя в том, что ее избранник — само совершенство, и идеализировала свои отношения с ним. На самом деле ее муж, несмотря на все его обаяние и привлекательность, оказался эгоцентричным, властным человеком и она, лелея свою мечту о гармоничной семейной жизни, всецело подчинилась его желаниям. Но время от времени она ловила себя на том, что думает о муже очень плохо (например: «Он бесчувственный, жестокий человек»), и тогда на нее накатывали тоска, злость и раздражение. Она отгоняла от себя плохие мысли, но неприятные чувства оставались с нею. Она пыталась подавить дисфорические переживания, ибо они шли вразрез с ее представлениями о себе как о «Той, кому повезло». Ее апатия и утомляемость в значительной степени объяснялись отчаянным стремлением отрицать неприятности. Кроме того, ожидая от мужа слишком многого и получая слишком мало, она испытывала хроническое разочарование, которое, как кислота, разъедало ее витальность и спонтанность.
Научившись безбоязненно встречать и осознавать свои эмоции, пациентка смогла более реалистически воспринимать мужа, перестала видеть в нем только Рыцаря в сияющих доспехах или только Синюю Бороду. Завершающим этапом терапии должна была стать перестройка отношений супругов, что и было достигнуто посредством ролевых игр в рамках тренинга ассертивности (см. главу 7).
Этот случай доказывает, сколь большое значение имеет умело проведенный опрос пациента. Прежде чем приступать к исследованию дисфункциональных мыслей и ошибочных умозаключений, терапевт должен прояснить, что чувствует и переживает пациент. Кроме того, случай прекрасно иллюстрирует важность подробного исследования текущей жизни пациента; терапевт не может принимать на веру глобальные заявления типа: «У меня все хорошо» или наоборот: «У меня все плохо». В отличие от этой дамы большинство депрессивных пациентов склонны к негативным обобщениям, которые, как правило, рассыпаются при внимательном изучении деталей.
И последнее, что хотелось бы сказать в связи с вопросом о важности поощрения пациента к выражению чувств. Мы обнаружили, что сочувствие и эмпатия терапевта становятся настоящим открытием для некоторых пациентов. Так, один из пациентов, по профессии полицейский, разрыдался, почувствовав, что его отчаяние встречает теплый отклик у терапевта. Он плакал пять минут и затем признался: «В последний раз я плакал, когда был ребенком». Начиная с этого момента он почувствовал облегчение и начал выкарабкиваться из своей затяжной депрессии.
Источник
7 занятие Эмоциональный блок «Распознавание эмоций и чувств»
Тема. Эмоциональная сфера человека. Распознавание эмоций и чувств.
Цель. Научиться определять свои эмоциональные состояния.
Обсуждение домашнего задания.
Мини — лекция. Идентификация эмоций и чувств
Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
Упражнение 2. Таблица эмоций.
Упражнение 3. Оценка чувств.
Домашнее задание.
Процедура: Обратная связь (анкета).
Обсуждение домашнего задания.
Мини — лекция. Идентификация эмоций и чувств
Эмоции гарантировали выживание нашего вида. Они дают целостную оценку ситуации и ее развития.
Уметь опознавать (читать) свои эмоции, это шаг к познанию себя и своих потребностей.
Эмоции, «сигнализаторы» потребностей.
Идентификация эмоций и чувств — это способность распознавания, принятия и проявления своих эмоций и чувств. Формируется он в раннем детстве.
Эмоциональная идентификация — способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций, а также отвечает за достоверное выражение эмоций.
Эмоциональная идентификация — способность понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой, анализ эмоций, способность интерпретировать и классифицировать эмоции.
Для осознания своих эмоций, вам надо взять в привычку, постоянно задавать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?»
Этим вопросом вы направите своё внимание на ваши эмоциональные состояния. Тем самым разовьёте способность сразу оценивать его (идентифицировать). А значит опознавать и управлять им.
Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
Цель. Научиться понимать, осознавать эмоциональные состояния.
Инструкция. Внимательно просмотрите таблицу эмоций и допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. Можно воспользоваться таблицей эмоций. В конце занятия см.приложение 1.
Комментарий. Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные.
№ | Эмоции, чувства | = | Эмоции, чувства, состояния | Свой вариант |
1 | Гнев + Предвкушение | = | Запал | |
2 | Предвкушение + Радость | = | Оптимизм | |
3 | Отвращение + Гнев | = | Негодование | |
4 | Страх + Удивление | = | Смятение | |
5 | Радость + Доверие | = | Любовь | |
6 | Печаль + Отвращение | = | Презрение | |
7 | Удивление + Печаль | = | Досада | |
8 | Доверие + Страх | = | Покорность | |
9 | Гнев + Радость | = | Триумф | |
10 | Предвкушение + Доверие | = | Надежда | |
11 | Отвращение + Предвкушение | = | Цинизм | |
12 | Страх + Печаль | = | Отчаяние | |
13 | Радость + Страх | = | Риск | |
14 | Печаль + Гнев | = | Зависть | |
15 | Удивление + Отвращение | = | Шок | |
16 | Доверие + Удивление | = | Любопытство | |
17 | Гнев + Доверие | = | Доминирование | |
18 | Предвкушение + Страх | = | Тревога | |
19 | Отвращение + Радость | = | Нездоровая тяга | |
20 | Страх + Отвращение | = | Вина | |
21 | Удивление + Гнев | = | Возмущение | |
22 | Доверие + Печаль | = | Сочувствие | |
23 | Радость + Удивление | = | Восторг | |
24 | Печаль + Предвкушение | = | Пессимизм | |
25 | Эмоциональный ноль | = | Покой |
Обсуждение.
- Какие впечатления от проделанной работы?
- Что вы чувствовали , когда выполняли работу?
- С какими трудностями столкнулись, при выполнении упражнения?
- Что дало вам это упражнение?
- Какая польза от этого упражнения?
Упражнение 2. Подбери эмоцию.
Цель. Научиться понимать, осознавать эмоциональные состояния.
Инструкция. В таблице внесены чувства и эмоции. Ваша задача записать в пустую строку ту эмоцию или чувство, которое на ваш взгляд получится из соединения двух эмоций.
Примерные ответы см. в приложение 2., в конце занятия.
Бланки таблицы эмоций.
Радость
Страх
+
=
Печаль
+
Гнев
=
Доверие
Отвращение
=
Удивление
=
Обсуждение.
- Какие впечатления от проделанной работы?
- Что вы чувствовали, когда выполняли работу?
- С какими трудностями столкнулись, при выполнении упражнения?
- Чем было полезно данное упражнение
Тестовое задание. Тест на распознавание выражений лица (Пол Экман)
Цель. Научиться определять эмоциональные состояния по выражению лица.
Оборудование. Карточки с различными выражениями лиц.
Инструкция. По предъявленным карточкам определить эмоцию.
Обсуждение.
- Что было трудным, а что лёгким в выполнении задания?
- Какие эмоции удалось опознать, а какие нет? Почему?
- Что вы чувствовали , когда выполняли работу?
- Что происходит, когда человек не может идентифицировать эмоции (определять эмоции)? Каковы последствия?
Тестовое задание. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
Цель. Научиться выявлять эмоциональные состояния «здесь и сейчас».
Обсуждение.
- Как вы сможете воспользоваться в жизни эмоциональным градусником?
- Что вы чувствовали , когда выполняли работу?
- Какую пользу он может вам оказать?
Упражнение 3. Оценка чувств.
Цель. Научиться определять интенсивность эмоциональных состояний.
Комментарий. Письменное задание позволит вам потренироваться в оценке силы своих чувств.
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вообще отсутствует | Незначительно | Умеренно | Сильно |
1. Ситуация: | |
Эмоции, чувство: | |
0 | 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 |
2. Ситуация: | |
Эмоции, чувство: | |
0 | 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 |
3. Ситуация: | |
Эмоции, чувство: | |
0 | 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 |
4. Ситуация: | |
Эмоции, чувство: | |
0 | 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 |
5. Ситуация: | |
Эмоции, чувство: | |
0 | 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 |
Обсуждение.
- Какие впечатления от проделанной работы?
- Что вы чувствовали , когда выполняли работу?
- С какими трудностями столкнулись, при выполнении упражнения?
- Что дало вам это упражнение?
- Какая польза от этого упражнения?
Комментарий.
Сильные чувства сигнализируют о том, что в вашей жизни происходят нечто важное.
Идентификация конкретных чувств поможет вам поставить цели, отслеживать успехи в их достижении, а также выбрать приемы для ослабления этих чувств.
Упражнение 4. «Дневник эмоций»
Цель. Научиться различать эмоции. Определять связь эмоций с телом.
Люди, чаще всего испытывают сложности с пониманием своих эмоций. Дневник эмоций, как техника, даёт возможность опознавать, определять свои эмоции. Также определять связь эмоций с телом.
Инструкция.
- Опишите ситуацию в таблице.
- В столбце «эмоции» , запишите эмоции, которые связанны с описанной ситуацией. Подробно опишите все внутренние переживания, а не мысли и желания.
- Прислушайтесь к телесным ощущениям, которые возникают при воспоминании ситуации и эмоционального состояния. Опишите их.
Телесные ощущения
Ситуация может быть как приятные, так и нет, как с интенсивными эмоциями, так и ничем не примечательными повседневными.
Отслеживайте свое внутреннее состояние.
Описывайте переживания, а не мысли.
Описывайте все телесные ощущения, которые вы испытывали в момент произошедшей ситуации.
Обсуждение.
- Какие впечатления вы испытываете, после пройденного упражнения?
- Что вы чувствовали , когда выполняли работу?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнения данного упражнения?
- Что сложнее было описать (эмоции, телесные ощущения), а что проще? Почему?
- Как вам поможет в жизни способность определять свои эмоции и телесные ощущения?
Домашнее задание.
Задание 1.
Цель: развитие навыков самоанализа; отрефлексирование доминирующих и наиболее значимых эмоциональных переживаний. Выработать навык в оценке силы своих чувств.
Инструкция. В течении недели проанализируйте, какие эмоции и чувства вы испытывали чаще других, при этом оцените их силу в баллах.
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вообще отсутствует | Незначительно | Умеренно | Сильно |
Чувства в балах 0 — 100 | Места, где я обычно испытываю эти чувства. | |||||
Дома | На улице | В учебном заведении. На работе. | В новой компании | Среди друзей | В других местах. (Где?) | |
В течении дня | ||||||
1. Интерес | ||||||
2. Отвращение | ||||||
3. Радость | ||||||
4. Призрение | ||||||
5. Удивление | ||||||
6. Страх | ||||||
7. Горе | ||||||
8. Стыд | ||||||
9. Гнев | ||||||
10. Вина |
Задание 2.
«Дневник эмоций»
Записи можно вести, как в произвольной форме, так и в таблице.
Цель. Научиться различать эмоции. Определять связь эмоций с телом.
В течении недели ведите запись ваших эмоциональных состояний и связанные с ними телесные ощущения по примеру упражнения 4. «Дневник эмоций».
Телесные ощущения
Ситуация может быть как приятные, так и нет, как с интенсивными эмоциями, так и ничем не примечательными повседневными.
Отслеживайте свое внутреннее состояние.
Описывайте переживания, а не мысли.
Описывайте все телесные ощущения, которые вы испытывали в момент произошедшей ситуации.
Обратная связь пройденного занятия.
Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.
Анкета
- Во время занятия я понял, что …
- Самым полезным для меня было …
- Своими основными ошибками на занятии я считаю …
- Мне не понравилось…
- На следующем занятии я хотел бы …
- На месте ведущего я (в случае групповых занятий)…
Приложение 1. К упражнению 1.
Таблица чувств и эмоций человека
Источник