- Идентификация эмоционального состояния у себя
- § 4. Идентификация своего эмоционального состояния с одним из изображенных на картинке
- Как научиться распознавать свои эмоции и эмоции других людей?
- Какими способами человек выражает эмоции?
- Ложные сообщения
- Как научиться распознавать ложь?
- Важно ли понимать свои эмоции?
- Способность распознавать свои эмоции.
- Существуют ли еще какие-то способы быстро понимать свои эмоции?
- Особенности восприятия эмоциональных состояний в информационной коммуникации
- Раздел: Социология журналистики
Идентификация эмоционального состояния у себя
§ 4. Идентификация своего эмоционального состояния с одним из изображенных на картинке
При исследовании идентификации (самооценки) своего эмоционального состояния с одним из изображенных на картинке из общего числа (152) выбранных эмоций большинство (52%) — положительные эмоции средней интенсивности, 30% — отрицательные, тоже средней интенсивности; 18% эмоций, выбранных в качестве идентичных собственным, были эмоции максимальной интенсивности, да и то почти все из них принадлежали испытуемым, выбиравшим две или три эмоции в качестве соответствующих своим эмоциям, одна из которых была обязательно средней интенсивности. Максимально положительных эмоций было 11%, максимально отрицательных — 7% (рис. 7А).
Рис. 7. Идентификация эмоционального состояния с одним из изображенных на картинке (усредненные данные): А — норма (n=100 чел.); Б — больные с преимущественным поражением правой лобной доли (n=32); В — больные с преимущественным поражением левой лобной доли (n=29); Г — контрольная группа больных (n=23). Обозначения: тонкие линии — положительное, средней интенсивности эмоциональное состояние; белый сектор — положительное, максимальной интенсивности эмоциональное состояние; толстые линии — отрицательное, средней интенсивности эмоциональное состояние; черный сектор — отрицательное, максимальной интенсивности эмоциональное состояние
Проверка статистической значимости наличия корреляционной связи между предпочтением воспроизведения слов положительного и отрицательного знаков появлением характерных ошибок в оценке знака эмоционального состояния и выбором максимальной эмоции соответствующего знака показала, что она значима для:
а) предпочтения воспроизведения позитивных слов и выбором максимально положительных эмоций в качестве идентичных своему состоянию (r=0,34);
б) ошибочного оценивания эмоционально отрицательных состояний как положительных и выбором максимально положительной эмоции в качестве идентичной своему эмоциональному состоянию (r=0,51); в) предпочтения воспроизведения негативных слов и выбором максимально отрицательной эмоции в качестве идентичной своему эмоциональному состоянию (r=0,35).
Итак, в норме в целом результаты исследования по казали следующее: 1. Запоминания слов, различных по эмоциональному содержанию, таково, что: а) воспроизведение «эмоциональных» слов выше воспроизведения «нейтральных» слов при непосредственном воспроизведении; б) «эмоциональные» слова более устойчивы к действию про- и ретроактивной интерференции, чем «нейтральные»; в) «эмоциональные» слова более устойчивы, чем «нейтральные» к гетерогенной интерференции. 2. Результаты исследования влияния знака и интенсивности эмоционального состояния на запоминание позитивных и негативных слов и ранжирования и интерпретации эмоциональных состояний, изображенных на картинке, по знаку и интенсивности показали, что: а) существуют индивидуальные различия в предпочтении воспроизведения эмоционально-позитивных и негативных слов, однако в целом по группе запоминание позитивных и негативных слов значимо не различалось; б) большинство (83%) испытуемых безошибочно ранжируют и интерпретируют знак эмоции; в) разница между ошибками в оценке положительных и отрицательных эмоциональных состояний незначительна; г) существует корреляция между предпочтением воспроизведения позитивных слов и появлением ошибок ранжирования-интерпретации знака эмоций типа ошибочного оценивания отрицательных эмоциональных состояний как положительных. 3. Существует корреляция между предпочтением воспроизведения негативных слов и появлением ошибочного оценивания положительных эмоциональных состояний как отрицательных и между предпочтением воспроизведения позитивных слов и появлением ошибочного оценивания отрицательных эмоциональных состояний как положительных. 4. Результаты исследования ассоциативного процесса слов, различных по эмоциональному содержанию, показали: а) ВАР на «эмоциональные» слова отличаются от ВАР на «нейтральные» слова; на «эмоциональные» слова большинство (85%) показателей быстрого и медленного ВАР, на «нейтральные» — большинство (54%) среднего ВАР; б) количество ассоциатов на «эмоциональные» и «нейтральные» слова тоже различаются: на «эмоциональные» слова большинство (79%) минимального и максимального количества ассоциатов, на «нейтральные» — большинство (53%) среднего количества ассоциатов; в) быстрое и медленное ВАР и максимальное и минимальное количество ассоциатов коррелирует на «эмоциональные» слова. 5. Результаты исследования идентификации своего эмоционального состояния с одним из изображенных на картинке показали, что:
а) большинство (82%) эмоций, выбранных в качестве идентичных своему эмоциональному состоянию, — это эмоции средней интенсивности, в основном (52%) положительные по знаку;
б) в норме существует корреляция между выбором максимально положительной эмоции в качестве идентичной своему эмоциональному состоянию и предпочтением воспроизведения позитивных слов, а также появлением характерных ошибок оценки отрицательных эмоциональных состояний как положительных. Существует корреляция между выбором максимально отрицательной эмоции в качестве идентичной своему эмоциональному состоянию и предпочтением воспроизведения негативных слов.
Источник
Как научиться распознавать свои эмоции и эмоции других людей?
В течение долгого времени психологи не обращали на мимику никакого внимания. Впервые ей уделили внимание в 1872 году. Как ни странно, это был никто иной, как Чарльз Дарвин. Его работа об особенностях выражения эмоций у животных и человека заставила многих ученых обратить внимание на мимику.
Дарвин утверждал, что и людей и у животных наблюдается схожесть в выражении “лиц”, когда они испытывают некоторые эмоции. Например, и хищник и человек скалится, когда начинает злиться. При этом, Дарвин подчеркивал, что, в отличие от мимики, жесты человека могут быть условными, поскольку в большей степени говорят не о личности непосредственно, а о культурной среде, в которой человек вырос.
Спустя почти 50 лет о работе Дарвина вновь заговорили. Первым из людей, снова обративших внимание на мимику, стал Дюшен де Булон: нейроанатом родом из Франции. Себе в задачи он ставил полное опровержение ученых-нацистов о том, что людей, которые не принадлежат к арийской расе, можно узнать не только по внешности, но и по жестам.
Спустя еще 30 лет темой мимики вплотную занялся психолог из Америки — Пол Экман. Он провел множество исследований, прежде чем убедиться в том, что Дарвин был прав: действительно в разных культурах один и тот же жест может означать разное, а вот мимика не отличается.
Одним из самых ярких примеров, которые Экман использовал затем в качестве доказательства своей правоты, стали его исследования, которые ученый провел в Папуа Новой Гвинее. Представители местных племен практически не имели контакта с европейской культурой, однако основные эмоции выражались с помощью таких же мимических реакций, как и у европейцев.
На основе ряда исследований Пол Экман и Уоллес Фризен в конце семидесятых годов разработали систему координации лицевых движений, которая оказалась универсальной для представителей любых культур.
Выявлено 7 эмоций, которые одинаково выражают люди из разных уголков мира:
Каждую можно определить по ряду характерных признаков. Кроме того, по этим же признаками можно оценить степень ее силы, а также смешана ли она с другими чувствами или же нет.
Какими способами человек выражает эмоции?
На человеческом лице есть три основные зоны, которые отвечают за мимику.
- брови и лоб
- переносица, глаза и веки
- щеки, рот, нижняя часть носа и подбородок
Каждая из этих зон принимает свою форму в зависимости от испытываемой эмоции. Например, если человек удивлен, то он поднимет брови. Если человек испытывает страх, то он приподнимает не только брови, но и верхние веки, а рот приоткрывается.
Для выражения каждой из семи универсальных эмоций есть большая карта микродвижений каждой из представленных зон.
Ложные сообщения
Экман считает, что сфальсифицировать выражение лица чрезвычайно сложно. Если человек лжет, то лицо в этот момент, транслирует два сообщения. Истинную эмоцию, которую он пытается скрыть, и фальшивую, которую он попытается транслировать другим. По мнению Экмана контроль мимических сообщений может быть разным. Например:
- смягчение
- модулирование
- фальсификация
В первом случае человек может добавить слова или, так называемые, мимические комментарии, к уже существующему выражению лица. Например, если взрослый человек очень боится зубных врачей. То скорее всего, помимо выражения страха, у него на лице будет микровыражение отвращения к самому себе за проявленную слабость.
Второй случай — модулирование, в рамках которого собеседник пытается корректировать степень интенсивности выражения своих чувств. Грубо говоря, в этом случае человек бессознательно пытается сократить амплитуду своих лицевых мускулов.
Фальсификация: кто-то использует фальшивую мимику. Он может либо симулировать выражение того или иного чувства, либо маскировать одну (истинную) эмоцию другой (ложной).
Как научиться распознавать ложь?
Для этого нужно обращать внимание на целых 5 аспектов выражения эмоций.
- Лицевую морфологию.
- Как быстро возникает и сколько времени держится эмоция.
- Какая лицевая зона является основной в выражении эмоции.
- Какие микровыражения прерывают главное выражение эмоции.
- Присутствует или нет социальный контекст.
Как правило, люди, которые вынуждены контролировать свои эмоции, большую часть своего внимания уделяют нижней части лица. Для фальсификации эмоции большинство людей используют нос, губы, подбородок и щеки. Но, если в этот момент обратить внимание на верхнюю часть лица: глаза и веки, то можно увидеть истинную эмоцию, которую испытывает человек.
Стоит уделять внимание и микровыражениям. Они длятся недолго, возможно, даже доли секунды, и потребуется немалая практика, чтобы научиться их улавливать.
Если вы хотите стать настоящим профи в распознавании эмоций, совсем необязательно прямо сейчас бежать в книжный магазин и скупать всю литературу, написанную Полом Экманом, а затем тратить десятки часов своего времени на то, чтобы осмыслить прочитанное и позже применить полученные навыки не практике. Специально для тех, кто хочет читать людей, как открытую книгу, освоить базу эффективного общения и развить эмоциональный интеллект, Викиум разработал онлайн-интенсив.
Эмоциональный интеллект от Викиум поможет за 1 месяц научиться понимать истинные мотивы людей, управлять их настроением, эффективно разрешать конфликтные ситуации и усовершенствовать свое общение с окружающими.
Важно ли понимать свои эмоции?
Что управляет человеком? В первую очередь — эмоции: их влияние на поведение и реакции человека сложно недооценить. Даже полное отсутствие эмоций это тоже эмоциональное состояние, которое обязательно влечет за собой соответствующие поведенческие реакции.
Именно эмоции являются определяющим фактором в поведенческих реакциях на то или иное событие, а также на уровень информационно-энергетического обмена.
От эмоционального состояния зависит та или иная направленность мыслей. От эмоционального состояния зависит степень ясности нашего мышления. Именно эмоции определяют уровень агрессии, а также степень мотивации и открытости к другим людям. Если кто-то не может распознавать свои эмоции, то не сможет повлиять на них, если будут нести разрушительные последствия. В подобных случаях человек чаще всего пытается заглушить негативное эмоциональное состояние вредными привычками или перееданием. В конечном итоге подобные поведенческие паттерны могут негативно сказываться на здоровье, материальном состоянии и на психике.
Невозможность понимать эмоции других людей также не несет ничего хорошего. Можно внезапно наткнуться на агрессивную реакцию или обиду или еще что-то. Впоследствие это может привести к полному отсутствию эмоционального интеллекта и нежеланию взаимодействовать с другими людьми.
Способность распознавать свои эмоции.
В качестве примера возьмем состояние гнева и злости. Если его вовремя не взять под контроль, то оно может привести к негативным последствиям. Чтобы быстро распознавать свои эмоции, попробуйте сначала определить физиологические их признаки.
Например, среди физиологических признаков злости можно выделить следующие:
- выступающий пот в ладонях
- сдавленность или боль в области живота
- подрагивание мышц на лице
- крепко сжатые челюсти
- небольшое головокружение
Среди эмоциональных признаков злости можно выделить следующие:
- грусть и раздражительность
- желание немедленно прекратить происходящее
- обиду
- чувство подавленности
Эмоции злости широкого выражаются и в невербальных признаках. Например, вы можете ходить из угла в угол или ерзать на стуле, не находя себе места, повышать голос. Часто во время, когда человек испытывает злость, его начинает мучить жажда.
Как понять свои эмоции? В первую очередь старайтесь развивать осознанность. Так вы сможете вовремя остановиться и оценить ситуацию и свою реакцию со стороны. Иногда только одного осознания своей эмоции будет достаточно для того, чтобы негативная реакция пошла на спад и не повлекла за собой никаких негативных последствий.
Существуют ли еще какие-то способы быстро понимать свои эмоции?
Да. Мы приведем их ниже.
- Эмоциональный словарь. Да, в определении чувств очень важны слова. Постарайтесь описывать их словами: это даст возможность в будущем быстрее определять свое эмоциональное состояние.
- Старайтесь понимать степень интенсивности своих эмоций. Заведите личную шкалу, в которую вы будете вносить то, что вы чувствуете, и определяйте степень интенсивности чувств самостоятельно.
- Первое время записывать будет необходимо. Однако уже через неделю или даже более короткий срок, вы с удивлением отметите, что намного точнее и быстрее начинаете определять свои эмоциональные состояния и контролировать их.
Источник
Особенности восприятия эмоциональных состояний в информационной коммуникации
доктор психологических наук, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
старший научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
Раздел: Социология журналистики
В работе обсуждаются результаты исследования восприятия и идентификации испытуемыми базовых эмоциональных состояний, переживаемых персонажами, представленными в видеофрагментах. Видеофрагменты предъявлялись испытуемым крупным планом с монитора компьютера. Дифференцирующими показателями для групп испытуемых являются пол, экстраверсия/ интроверсия. Оценка эмоционального состояния персонажа видеофрагмента осуществлялась испытуемыми по методике «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, состоящей из 30 позиций, по 5-ти балльной шкале. В результате было выявлено, что эмоциональное состояние, демонстрируемое испытуемому, идентифицируется им как сочетание нескольких основных и дополнительных эмоций. Наибольшую компетентность в идентификации эмоциональных переживаний показали испытуемые подгруппы экстравертов.
Большинство психологических теорий относят эмоции к базовым факторам, обеспечивающим, регулирующим и порождающим как развитие индивида, так и коммуникативные взаимодействия разного характера. Согласно К. Изарду [Изард, 1980], эмоции включают три компонента: нейрофизиологическое функционирование, мимическую деятельность и субъективное переживание. В коммуникативной деятельности влияние эмоций виртуального коммуникатора на аудиторию наиболее существенно. Лицо человека является самым важным социальным стимулом. Начиная уже с трехмесячного возраста, ребенок реагирует на выражение человеческого лица, а переживания доверия и привязанности опосредуются зрительным контактом, фиксирующим выражение человеческого лица.
Бурное развитие информационно-коммуникативных технологий привело к тому, что между людьми создается искусственное пространство визуального взаимодействия, где главным сигналом является крупный план лица и фиксация на выразительной составляющей состояния человека.
Мы поставили перед собой задачу изучить особенности восприятия эмоциональных состояний человека с монитора компьютера или телеэкрана.
Научная разработанность проблемы
Качественные характеристики эмоций, такие как знак (положительный или отрицательный) и модальность (например, удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль) хорошо передаются в общении. В то же время об оценочной функции эмоций, наряду с функциями побуждения, предвосхищения, активации, писал В. Вилюнас [Вилюнас, 1976]. В экспериментах Шлос- берга (1941) испытуемые оценивали эмоциональное выражение лица человека на фотографии по двум девятибалльным шкалам: «удовольствие — неудовольствие» и «приятие — отталкивание». Представленные на плоскости результаты образовали круговую траекторию (см. рис. 1).
Приняв во внимание факт связи эмоций с уровнем активации организма в системе «сон — бодрствование» Шлосберг преобразовал эту модель в цилиндрическую. Вертикальное измерение получило название «сон — возбуждение».
П.Экман по критерию универсальности способа мимического выражения выделяет шесть фундаментальных эмоций — 1) гнев; 2) отвращение; 3) страх; 4) радость; 5) печаль; 6) удивление [Экман, 1999]. Он также утверждает, что предложенные Шлосбергом измерения «сон — возбуждение» и «приятие — отталкивание» не являются независимыми.
Р. Плучек предложил рассматривать базовые эмоции как комплексные реакции организма, соответствующие базовыми адаптивным процессам, направленным на согласование организма со средой. Испуг рассматривается ученым как разновидность ориентировочной реакции — ответ на незнакомое воздействие.
Большинство авторов отмечают тенденцию эмоций взаимодействовать друг с другом. Н. Фрижда предложил называть взаимодействующие друг с другом эмоции, возникающие у человека по поводу определенного события, эмоциональным эпизодом [Frijda, 1994].
Каждая из десяти эмпирически идентифицированных К. Изардом фундаментальных эмоций — 1) интерес; 2) радость; 3) удивление; 4) горе; 5) гнев; 6) отвращение; 7) страх; 8) стыд; 9) презрение; 10) вина — обладает, как он утверждает, свойственной именно ей адаптивной функцией и уникальными мотивационными качествами, исключительно важными и для каждого индивида и для всего вида. Эмоции называются фундаментальными, поскольку каждая из них имеет: а) специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, б) характерные мимические или нервно-мышечные выразительные комплексы, в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество. Ни один из этих трех компонентов не образует эмоцию самостоятельно. Целостная эмоция (или полный эмоциональный процесс) требует всех трех компонентов, хотя в одном из них — выразительном комплексе — и продолжительность, и интенсивность ослабляются социализацией [Вилюнас, 2006, с. 240]. Воспитание может влиять на интенсивность и длительность выражения эмоций — как в ситуации общения человека с другими, так и наедине с самим собой. На основании своей дифференциальной теории эмоций К. Изард разработал методику ситуационной идентификации эмоциональных состояний человека «Шкала дифференциальных эмоций».
В работах В.А. Барабанщикова и его соавторов тщательно анализировались особенности восприятия эмоций по выражению лица [Барабанщиков, Малкова, 1981; Барабанщиков, Носуленко, 2004]. В частности, в работе А.А. Демидова, выполненной под руководством В.А. Барабанщикова, анализировалась адекватность восприятия индивидуально-психологических особенностей людей, произносящих эмоционально нейтральную фразу, посредством предъявления видеозаписей с экрана компьютера [Барабанщиков, Демидов, 2009].
A. Жежелевская изучала степень точности восприятия различными группами людей эмоционально произнесенных дикторами фраз на немецком языке. Наиболее точно воспринимали эмоциональное состояние дикторов люди, изучающие немецкий язык, а также актеры. Однако в нашей работе было важно выявить, как осуществляется идентификация эмоциональных состояний в ситуации опосредствованного общения. [Жежелевская, Жегалло, Подпругина, 2014].
Информационный поток средств массовой коммуникации (СМК) воздействует на человека на разных уровнях, начиная с биофизического уровня (ритм и темп воздействия гармоники) и заканчивая уровнем категоризации картины мира человека. Один из важнейших, или базовых уровней, это эмоциональный уровень воздействия.
B.М. Бехтерев писал о проявлении эмоционального резонанса в толпе людей и феномене индукции. Исследуя восприятие людьми эмоциональных состояний, переживаемых человеком на экране, мы, таким образом, изучаем феномен воздействия СМК на человека.
Эмоциональная сфера мужчин и женщин различается, и предположительно у экстравертов и интровертов тоже (Г. Айзенк) в связи с разным уровнем активации нервной системы.
В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение процесса восприятия и распознавания (идентификации) эмоциональных состояний человека в опосредствованной (в данном случае — визуальной, телевизионной) коммуникации.
В телевизионном взаимодействии невербальные средства общения несут значительную смысловую нагрузку по причине технического опосредствования контакта со зрителем. В этих условиях один отдельно взятый жест может представлять собой самостоятельное целостное коммуникативное действие. Восприятие и идентификация эмоциональных состояний входит как одно из необходимых звеньев в коммуникативную деятельность человека и является основой для понимания мотивации, установок и уровня искренности партнера по взаимодействию. Существует несколько каналов, по которым человек может проявлять свои эмоции в коммуникации. В случае опосредствованной коммуникации, когда мы имеем дело с экранным изображением эмоционального переживания, основными невербальными каналами являются мимика, позы и жесты человека. Контекст невербальному поведению человека задается предметной ситуацией общения, «семантикой действия» (понятие Б.Г Ананьева) коммуникатора.
Методика проведения эксперимента
Экспериментальный материал представлял собой записи 9 фрагментов (сюжетов) семи реальных телевизионных передач (ток-шоу) и двух современных кинофильмов, предварительно отобранных пятью экспертами — профессиональными психологами, специализирующимися в области изучения массовой коммуникации. Видеофрагменты демонстрировали людей, находящихся, по мнению экспертов, в одном из базовых эмоциональных состояний (по классификации К. Изарда и Г. Шлосберга), а именно: 1) видеофрагмент A — спокойствие; 2) B — отвращение; 3) C — удивление; 4) D — интерес; 5) E — страх; 6) F — смущение; 7) G — печаль; 8) H — агрессия; 9) I — радость. При восприятии человека с монитора компьютера испытуемому в нашем исследовании были доступны оптическая знаковая система невербального самовыражения личности, включая позу, жестикуляцию, мимику, а также прическу, одежду человека и визуальный фон студии, а в ряде экспериментальных случаев и акустическая семиотическая система. В нашем случае мы имеем дело не просто с эмоциональным состоянием человека, которое воспринимается в процессе его проживания и прочувствования, а с видеозаписью определенного эмоционального состояния, которое наблюдатель (испытуемый) воспринимает и идентифицирует в результате просмотра с монитора компьютера. Можно предположить, что эта ситуация может накладывать определенные ограничения на способность человека правильно идентифицировать модальность эмоции.
В нашем исследовании мы задействовали методику идентификации эмоциональных состояний людей с экрана с помощью метода балльных оценок (метод числовых шкал). Метод числовых шкал в качестве разновидности метода балльных оценок представляет собой реализацию известной в психофизике восприятия рейтинговой процедуры порядкового шкалирования [Измайлов, Михалевская, 1982; Guilford, 1954]. В исследовательской процедуре испытуемым предлагается приписать каждому экспериментальному стимулу соответствующее число. В отличие от физиологических методов фиксации эмоциональных состояний эта исследовательская процедура позволяет получить одномоментный срез целой палитры текущих эмоциональных переживаний человека. В нашем исследовании была задана числовая шкала от 0 до 5, по которой испытуемые оценивали выраженность эмоциональных состояний персонажа в предлагаемом видеофрагменте.
Каждый из девяти дважды полностью просмотренных видеофрагментов (всего 576 предъявлений) оценивался испытуемыми по методике «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, состоящей из 30 позиций (см. рис. 2). Эта методика представляет собой набор прилагательных, описывающих эмоциональные состояния человека, и дает возможность получить профиль показателей ситуативной интенсивности эмоций персонажей, выраженных, по мнению испытуемого, в конкретном видеофрагменте. Время оценки эмоционального состояния персонажа видеофрагмента не ограничивалось, испытуемый сам вызывал следующий стимул нажатием определенной кнопки на клавиатуре компьютера.
В исследовании принимало участие 32 человека, которые были специально отобраны по параметрам: пол, возраст, экстраверсия- интроверсия. Выбор параметров основывался на данных о различии эмоциональной сферы у мужчин и женщин, а также у экстравертов и интровертов [Айзенк, 1999; Собчик, 2003]. Перед началом основного исследования испытуемые проходили тестирование по методике Г. Айзенка для определения показателей экстраверсии-интроверсии. При обработке результатов испытуемые последовательно были разделены на 4 подгруппы: мужчины (16 человек), женщины (16 человек), экстраверты (10 человек), интроверты (10 человек). Интровертированность, согласно Л.Н. Собчик [Собчик, 2003, с.69], проявляется как сниженная внешняя реактивность при одновременно более богатой интрапсихической активности и высокой рефлексивности. Экстравертированность проявляется склонностью к широким социальным контактам, двигательной раскрепощенностью при отсутствии тенденции к самоанализу.
Результаты и обсуждение
По результатам шкалирования испытуемыми эмоциональных состояний персонажей четырех из предложенных видеофрагментов (B — отвращение; E — страх; H — агрессия; I — радость) был проведен количественный и качественный сравнительный анализ. Статистическая обработка результатов осуществлялась последовательно, по подгруппам, сформированным по признакам пола, возраста (моложе 35 лет, старше 35 лет), экстраверсии/ин- троверсии.
По результатам статистической обработки при сравнении данных по подгруппам с использованием критерия Манна-Уитни получено:
— оценки подгрупп экстравертов и интровертов статистически значимо различаются (уровень значимости p 0.1). Оценки испытуемых разного возраста также сходны (p>0.1).
Таким образом, гендерных и возрастных различий при идентификации отдельных эмоциональных состояний человека в экспериментальной ситуации не выявлено. Распознавание перечисленных эмоций значимо различается у экстравертов и интровертов.
Качественный анализ результатов показывает, что экстраверты дают более выраженные балльные оценки эмоциональных состояний в сравнении с интровертами. Экстраверты также задействуют больше категорий (из тридцати предложенных в шкале Изарда) при идентификации эмоциональных состояний в сравнении с интровертами. Кроме того, они чаще называют эмоции, выделенные экспертами — профессиональными психологами. Ниже представлен подробный анализ восприятия двух эмоциональных состояний: радости как примера положительной эмоции и страха как примера отрицательной.
Оценка эмоционального состояния персонажа видеофрагмента «радость» испытуемыми шести подгрупп
При восприятии данного видеофрагмента испытуемые всех подгрупп оказались весьма единодушны в определении эмоционального состояния персонажа: по их мнению, он «счастливый», а также «радостный» и «наслаждающийся» (кроме группы интровертов), и еще «внимательный» (кроме групп молодых мужчин и интровертов). Кроме того, как молодые женщины, так и экстраверты определили его как «застенчивого», испытуемые группы экстравертов как «изумленного», испытуемые групп мужчин старшего возраста и экстравертов как «удивленного» (см. также рис. 3, 4).
Анализируя вышеприведенные диаграммы, нетрудно заметить, что при оценке какого-либо эмоционального состояния человека, респонденты выделяют в нем не одну, а несколько эмоций. В данном случае это в порядке убывания балльных оценок: радость, счастье, наслаждение, изумление. Таким образом, эмоциональное переживание другого человека воспринимается как «паттерн эмоций», в терминологии Изарда, или — на образном языке — за ведущей эмоцией тянется «шлейф» других, более или менее близких по содержанию эмоциональных состояний.
Оценка эмоционального состояния персонажа видеофрагмента «страх»
При восприятии данного видеофрагмента испытуемые всех подгрупп оказались также довольно единодушны в определении эмоционального состояния персонажа: по их мнению, он «напуганный» и «паникующий». Кроме того, испытуемые групп мужчин и женщин моложе 35 лет, мужчины старшего возраста и экстраверты считают его «боязливым», а испытуемые группы женщин старшего возраста еще и «пораженным» (см. рис. 5, 6).
Здесь мы наблюдаем ту же картину, что и в предыдущем случае — испытуемые идентифицируют ряд эмоций в состоянии персонажа, выделяя при этом несколько ведущих и несколько дополнительных.
Здесь мы наблюдаем ту же картину, что и в предыдущем случае — испытуемые идентифицируют ряд эмоций в состоянии персонажа, выделяя при этом несколько ведущих и несколько дополнительных. Этот же феномен мы наблюдали также и при идентификации эмоциональных состояний экспертами — психологами. Часть из эмоциональных состояний, переживаемых персонажами, были интерпретированы экспертами однозначно, с помощью одного слова-категории, обозначающего соответствующую эмоцию (такие как радость, страх, удивление, отвращение, смущение), а другие не столь однозначно, с помощью двух-трех слов (такие как спокойствие, внимательное слушание, печаль; вовлеченность, интерес, активность; печаль, подавленность, пассивность; агрессия, раздражение, азарт).
Согласно ранее полученным данным [Винтерхофф-Шпурк, 2007; Матвеева и др., 2004] испытуемые (зрители) воспринимают ситуацию предъявления с экрана человека, переживающего эмоциональное состояние, как коммуникативную ситуацию, ситуацию общения, по аналогии с межличностным. Можно предположить, что экстраверты в ситуации опосредствованной коммуникации склонны идентифицировать эмоцию, переживаемую персонажем видеофрагмента, как более ярко выраженную. Тогда статистически значимое различие в балльных оценках, со сдвигом к максимуму в случае экстравертов (видеофрагмент «радость»), может объясняться большей уверенностью экстравертов в правильности осуществленного распознавания или же резонансной по сути эмпатической реакцией на предъявляемое эмоциональное состояние другого человека в опосредствованной коммуникации.
Процесс восприятия и идентификации эмоциональных переживаний с монитора компьютера имеет свою специфику по сравнению с восприятием эмоций в ситуации непосредственного межличностного контакта: обнаруживается усиление смысловой коммуникативной составляющей в эмоциях, дополнительно приписываемых испытуемыми героям видеофрагментов. Эти эмоции можно назвать коммуникативными. Они описывают отношение зрителя к человеку на экране или ожидаемое зрителем отношение к себе человека на экране. Другими словами, можно сказать, что как только лицо человека на телеэкране или мониторе компьютера начинает выражать какую-либо эмоцию, то есть перестает быть эмоционально нейтральным в восприятии зрителя, то зритель ощущает себя оказавшимся в ситуации коммуникации. К подобному заключению приходят и В.А. Барабанщиков и В.Н. Носуленко: «восприятие экспрессии лица по фотографии имеет форму не только чувственного познания (отображения экспрессивного паттерна коммуниканта), но и непосредственного общения (взаимообмена информацией, состояниями и действиями)» [Барабанщиков, Носуленко, 2004, с. 441].
Процесс восприятия эмоций другого человека является сложным по своей природе и представляет собой целый комплекс личностной децентрации, понимания, проекции, идентификации, дифференциации и «вчувствования», по терминологии русского философа И.А. Ильина [Ильин, 1993], а также оценки соотношения базовых эмоций в конкретном образе человека, переживающего на экране определенное эмоциональное состояние. Выделяется комплекс ведущих эмоций, комплекс фоновых эмоций и комплекс эмоций, характерных для одной из групп людей (что сопоставимо с данными Н. Фрижды [Frijda,1994]). В этом смысле восприятие эмоций может быть соотнесено с восприятием музыкального созвучия (аккорда), где есть основные и дополнительные тона и обертоны. В этой связи можно порекомендовать создателям телевизионных программ быть более аккуратными и корректными при обращении к эмоциональной составляющей экранного действия, например, с переживаниями героя передачи, в особенности, если эти переживания имеют негативный оттенок: исходя из полученных нами данных, можно предположить, что зрители, воспринимая соответствующее эмоциональное состояние экранного персонажа, атрибутируют ему, помимо основной, явно выраженной, также и ряд дополнительных негативных эмоций. При этом зритель, ощущая себя оказавшимся в ситуации коммуникации, порождает ответные негативные эмоции, которые могут находить дальнейшую «разрядку» в межличностном взаимодействии в его реальной жизненной ситуации, что может порождать процессы «невротизации» в обществе.
По результатам качественного анализа выявлены различия в восприятии эмоций по подгруппам: подгруппа мужчин достаточно быстро и однозначно идентифицирует ведущую эмоцию и, как правило, не приписывает дополнительных эмоций героям сюжета; подгруппа женщин в предлагаемом эмоциональном переживании выделяет больше эмоциональных составляющих, т.е. образ эмоционального переживания у них более сложный. В целом наибольшую компетентность в идентификации эмоциональных переживаний показали испытуемые подгруппы экстравертов.
1. Выявлено статистически значимое различие в идентификации эмоциональных состояний у испытуемых подгрупп экстравертов и интровертов. При этом большую компетентность в идентификации эмоциональных переживаний показали испытуемые подгруппы экстравертов. В то же время гипотеза о возникновении при этом у экстравертов более выраженного по сравнению с интровертами эмпатийного отклика («эмоционального резонанса» в терминологии В.М. Бехтерева) требует дополнительной проверки.
2. Распознавая чувства, эмоции и эмоциональные состояния человека на экране, зрители выделяют 1) фигуративную компоненту, представленную одной из базовых эмоций; 2) фоновую — состоящую из набора «обертонов» других базовых эмоций; 3) специфическую — характерную для определенных групп зрителей.
3. Выявлены различия в восприятии эмоций испытуемыми разных подгрупп. Мужчины быстро и однозначно идентифицируют ведущую эмоцию и не приписывают дополнительных эмоций героям видеофрагмента; женщины, в свою очередь, формируют более сложный и богатый образ эмоционального переживания.
1. Умение распознавать эмоции, в том числе предъявляемые в ситуации опосредствования, является одним из показателей эмоционального интеллекта, который, в свою очередь, позволяет человеку быть эффективным организатором коммуникативных процессов. Для журналистов данное умение является важной профессиональной компетенцией, которую можно и нужно развивать (посредством практикумов, тренингов и т.д.)
2. Воспринимая эмоциональную экспрессию человека на экране или мониторе компьютера, испытуемый (зритель) ощущает себя оказавшимся в ситуации коммуникации. При этом повышение «эмоционального градуса» коммуникации в условиях замкнутого внутреннего пространства телевизионной студии приводит не только к повышению «рейтинга» подобных передач (обычно в жанре ток-шоу), но также к тому, что эмоциональный накал коллективных обсуждений «выплескивается» через экран на зрителей. Создается ситуация «провокации скандала», особенно если просмотр телепередачи происходит у зрителей в кругу семьи, так как это предполагает возможность идентификации ее членов с противоположными позициями участников студийной дискуссии. В этой связи можно порекомендовать создателям телевизионных программ быть более аккуратными и корректными при обращении с эмоциональной составляющей экранного действия.
3. На фоне повышенного уровня эмоциональных переживаний, который может провоцировать телевизионная коммуникация — в случае включения у зрителей механизмов эмоциональной идентификации и заражения, — снижается рефлексивная составляющая зрительского восприятия, а также степень критичности оценки, воспринимаемой ими с экрана информации. В этом случае журналисты — авторы и организаторы коммуникации как непосредственной в студии, так и опосредствованной, с телезрителями — оказываются в ситуации повышенной ответственности за результат эфира на полюсе зрителя, а именно за качество когнитивной переработки им информации. Это подразумевает необходимость актуализации рефлексивных способностей авторов по отношению к воздействию телепередачи на зрителя как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне.
Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб: Ювента; М.: КСП+, 1999.
Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Динамика восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица в микроинтервалах времени // Психология. М.: Высшая школа экономики, 2008. Т. 5. № 2. С. 109-116.
Барабанщиков В.А., Малкова Т.Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 121–132.
Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН, 2004.
Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2006.
ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы / Пер. с нем. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.
Жежелевская А.А., Жегалло А.В., Подпругина В.В. Точность распознавания эмоциональной экспрессии в устном иноязычном сообщении и ее взаимосвязь с профессиональной деятельностью // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 28—43.
Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии. I. Общая психометрика. М.: МГУ, 1982.
Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., 1993.
Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2004.
Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб: Речь, 2003.
Источник