- Идентификация эмоционального состояния у других людей
- Как научиться распознавать свои эмоции и эмоции других людей?
- Какими способами человек выражает эмоции?
- Ложные сообщения
- Как научиться распознавать ложь?
- Важно ли понимать свои эмоции?
- Способность распознавать свои эмоции.
- Существуют ли еще какие-то способы быстро понимать свои эмоции?
Идентификация эмоционального состояния у других людей
В разработанный нами комплекс методик были включены три методики: цветовой тест М. Люшера, методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок А.Д. Кошелевой (данная методика была модифицирована нами с целью расширения спектра изучаемых параметров), методика, направленная на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке; методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.
1. Цветовой тест (М. Люшер).
Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево — красный (3), светло — жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся — и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты. Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. Выполнение теста оценивается при соотнесении обоих выборов ребёнка:
— Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
— Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.
— Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 — 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 — 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.
2. Методика А. Д. Кошелевой.
Данная методика была модифицирована нами с целью расширения изучаемых параметров. Так, нами был добавлен дополнительный этап исследования, направленный на изучение способности детей вербализировать эмоции в процессе разыгрывания сюжетных сценок.
Цель: Изучение эмоциональных проявлений детей и уровня сформированности у них способности к вербализации эмоций при разыгрывании сюжетных сценок.
Метод проведения исследования:
Этап 1. Экспериментатор описывает знакомые и понятные детям ситуации и предлагает их изобразить.
1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).
2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.
3. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.
4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.
I ситуация — показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.
II ситуация — показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.
III ситуация — показать неподдельную радость за другого.
IV ситуация — показать обиду девочки.
Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.
Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения понимать эмоциональные состояния других людей и сопереживать им. Проводится уровневая обработка данных.
Высокий уровень – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации, без помощи взрослого, использует различные экспрессивно-мимические средства общения.
Средний уровень – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации после объяснения взрослым эмоционального состояния героев, ограничено использует экспрессивно-мимические средства общения.
Низкий уровень – ребенок затрудняется изобразить эмоциональное состояние даже после объяснения взрослого. При попытках изображения отмечается резко ограниченный набор экспрессивно – мимических средств общения.
Данная диагностическая серия направлена на изучение уровня сформированности у детей умения вербализировать эмоции после разыгрывания сюжетных сценок. Экспериментатор вновь описывает детям уже проигранные ситуации и просит словами описать эмоциональное состояние каждого из героев.
Инструкция: Послушай еще раз небольшие рассказы. И скажи мне, что чувствует мальчик? Что чувствует мама?
Обработка данных. Анализируется умение детей называть эмоциональные состояния героев. Проводится уровневая обработка данных.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно правильно назвал эмоциональные состояния всех героев.
Средний уровень — ребенок самостоятельно назвал эмоциональные состояния только некоторых героев, остальные были названы после помощи взрослого.
Низкий уровень – ребенок не смог самостоятельно назвать эмоциональные состояния героев, после помощи взрослого назвал только некоторые из них.
3. Методика, направленная на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.).
Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.
Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет.
Ребенку последовательно называют сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»
Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Данные соотносят с уровнями развития понимания эмоциональных состояний сверстников и взрослых.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно адекватно изображенной ситуации определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых на каждой картинке.
Средний уровень – ребенок самостоятельно определяет некоторые эмоциональные состояния людей, изображенных на картинке, при оказании педагогом содержательной помощи.
Низкий уровень – ребенок определяет ограниченное число эмоциональных состояний, даже с учетом разносторонней помощи педагога.
4. Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой
Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.
1) восприятие экспрессивных признаков (мимических);
2) понимание эмоционального содержания;
3) идентификация эмоций;
4) вербализация эмоций;
5) воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность).
Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.
Дифференциация результатов по показателям 3, 4, 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему и высокому.
Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, 6 карт с изображением лиц гномов с различным эмоциональным выражением.
Метод проведения теста: методика включает в себя две диагностические серии.
Диагностическая серия № 1.
Стимульный материал: 6 карт с изображением лиц гномов с различным эмоциональным выражением.
Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили-были неразлучные друзья гномы: весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, ябеда. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.
В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости анализируется соответствия каждого имени определенному эмоциональному состоянию. Далее демонстрируются шесть карт с лицами гномов.
Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, ябеда. Как ты догадался?
При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, наличие помощи. Данные показатели фиксируются в таблицу.
Обработка данных. Данные соотносятся с уровнями сформированности у детей восприятия мимических средств выражения эмоций и умения вербализировать эмоции.
Высокий уровень – ребенок выбирает все изображения адекватно названым эмоциональным состояниям, без помощи взрослого.
Средний уровень – ребенок адекватно выбирает 4-6 изображений с использованием содержательной помощи взрослого.
Низкий уровень – ребенок адекватно выбирает 1-2 изображения с использованием различных видов помощи взрослого.
Диагностическая серия № 2.
Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением (радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие).
Данная диагностическая серия включает в себя два этапа.
Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду показывать тебе фотографии людей, а ты — отгадывать, что с ними случилось и какое у них настроение.
Карточки демонстрируются по одной, переход к следующей осуществляется только после анализа или использования всех видов помощи.
Инструкция 2: Как ты думаешь, что случилось с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение)?
В процессе выполнения задания фиксируются точность (адекватность) идентификации эмоций, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каждом предъявлении.
Инструкция: Я буду давать тебе карточки с загаданными лицами, а ты будешь отгадывать лицо на фотографии.
Перед ребенком раскладываются все фотографии в ряд, пиктограммы предъявляются по одной. Оцениваются восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно-действенная (п-д).
Обработка данных. Все занесенные в протокол данные соотносятся с уровнями развития эмоциональной сферы.
— Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.
— Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 — 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.
— Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно — действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.
Представленные в нашем комплексе диагностические методики, направленные на изучение особенностей идентификации и вербализации эмоций в различных условиях предполагают уровневую обработку данных. Результаты выполнения каждого задания соотносятся с уровнями. Для удобства оценки уровня развития исследуемых параметров у детей по итогам выполнения заданий всех диагностических методик каждый из выделенных уровней был соотнесен нами с определенным количеством баллов: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл и отказ от выполнения задания – 0 баллов.
Источник
Как научиться распознавать свои эмоции и эмоции других людей?
В течение долгого времени психологи не обращали на мимику никакого внимания. Впервые ей уделили внимание в 1872 году. Как ни странно, это был никто иной, как Чарльз Дарвин. Его работа об особенностях выражения эмоций у животных и человека заставила многих ученых обратить внимание на мимику.
Дарвин утверждал, что и людей и у животных наблюдается схожесть в выражении “лиц”, когда они испытывают некоторые эмоции. Например, и хищник и человек скалится, когда начинает злиться. При этом, Дарвин подчеркивал, что, в отличие от мимики, жесты человека могут быть условными, поскольку в большей степени говорят не о личности непосредственно, а о культурной среде, в которой человек вырос.
Спустя почти 50 лет о работе Дарвина вновь заговорили. Первым из людей, снова обративших внимание на мимику, стал Дюшен де Булон: нейроанатом родом из Франции. Себе в задачи он ставил полное опровержение ученых-нацистов о том, что людей, которые не принадлежат к арийской расе, можно узнать не только по внешности, но и по жестам.
Спустя еще 30 лет темой мимики вплотную занялся психолог из Америки — Пол Экман. Он провел множество исследований, прежде чем убедиться в том, что Дарвин был прав: действительно в разных культурах один и тот же жест может означать разное, а вот мимика не отличается.
Одним из самых ярких примеров, которые Экман использовал затем в качестве доказательства своей правоты, стали его исследования, которые ученый провел в Папуа Новой Гвинее. Представители местных племен практически не имели контакта с европейской культурой, однако основные эмоции выражались с помощью таких же мимических реакций, как и у европейцев.
На основе ряда исследований Пол Экман и Уоллес Фризен в конце семидесятых годов разработали систему координации лицевых движений, которая оказалась универсальной для представителей любых культур.
Выявлено 7 эмоций, которые одинаково выражают люди из разных уголков мира:
Каждую можно определить по ряду характерных признаков. Кроме того, по этим же признаками можно оценить степень ее силы, а также смешана ли она с другими чувствами или же нет.
Какими способами человек выражает эмоции?
На человеческом лице есть три основные зоны, которые отвечают за мимику.
- брови и лоб
- переносица, глаза и веки
- щеки, рот, нижняя часть носа и подбородок
Каждая из этих зон принимает свою форму в зависимости от испытываемой эмоции. Например, если человек удивлен, то он поднимет брови. Если человек испытывает страх, то он приподнимает не только брови, но и верхние веки, а рот приоткрывается.
Для выражения каждой из семи универсальных эмоций есть большая карта микродвижений каждой из представленных зон.
Ложные сообщения
Экман считает, что сфальсифицировать выражение лица чрезвычайно сложно. Если человек лжет, то лицо в этот момент, транслирует два сообщения. Истинную эмоцию, которую он пытается скрыть, и фальшивую, которую он попытается транслировать другим. По мнению Экмана контроль мимических сообщений может быть разным. Например:
- смягчение
- модулирование
- фальсификация
В первом случае человек может добавить слова или, так называемые, мимические комментарии, к уже существующему выражению лица. Например, если взрослый человек очень боится зубных врачей. То скорее всего, помимо выражения страха, у него на лице будет микровыражение отвращения к самому себе за проявленную слабость.
Второй случай — модулирование, в рамках которого собеседник пытается корректировать степень интенсивности выражения своих чувств. Грубо говоря, в этом случае человек бессознательно пытается сократить амплитуду своих лицевых мускулов.
Фальсификация: кто-то использует фальшивую мимику. Он может либо симулировать выражение того или иного чувства, либо маскировать одну (истинную) эмоцию другой (ложной).
Как научиться распознавать ложь?
Для этого нужно обращать внимание на целых 5 аспектов выражения эмоций.
- Лицевую морфологию.
- Как быстро возникает и сколько времени держится эмоция.
- Какая лицевая зона является основной в выражении эмоции.
- Какие микровыражения прерывают главное выражение эмоции.
- Присутствует или нет социальный контекст.
Как правило, люди, которые вынуждены контролировать свои эмоции, большую часть своего внимания уделяют нижней части лица. Для фальсификации эмоции большинство людей используют нос, губы, подбородок и щеки. Но, если в этот момент обратить внимание на верхнюю часть лица: глаза и веки, то можно увидеть истинную эмоцию, которую испытывает человек.
Стоит уделять внимание и микровыражениям. Они длятся недолго, возможно, даже доли секунды, и потребуется немалая практика, чтобы научиться их улавливать.
Если вы хотите стать настоящим профи в распознавании эмоций, совсем необязательно прямо сейчас бежать в книжный магазин и скупать всю литературу, написанную Полом Экманом, а затем тратить десятки часов своего времени на то, чтобы осмыслить прочитанное и позже применить полученные навыки не практике. Специально для тех, кто хочет читать людей, как открытую книгу, освоить базу эффективного общения и развить эмоциональный интеллект, Викиум разработал онлайн-интенсив.
Эмоциональный интеллект от Викиум поможет за 1 месяц научиться понимать истинные мотивы людей, управлять их настроением, эффективно разрешать конфликтные ситуации и усовершенствовать свое общение с окружающими.
Важно ли понимать свои эмоции?
Что управляет человеком? В первую очередь — эмоции: их влияние на поведение и реакции человека сложно недооценить. Даже полное отсутствие эмоций это тоже эмоциональное состояние, которое обязательно влечет за собой соответствующие поведенческие реакции.
Именно эмоции являются определяющим фактором в поведенческих реакциях на то или иное событие, а также на уровень информационно-энергетического обмена.
От эмоционального состояния зависит та или иная направленность мыслей. От эмоционального состояния зависит степень ясности нашего мышления. Именно эмоции определяют уровень агрессии, а также степень мотивации и открытости к другим людям. Если кто-то не может распознавать свои эмоции, то не сможет повлиять на них, если будут нести разрушительные последствия. В подобных случаях человек чаще всего пытается заглушить негативное эмоциональное состояние вредными привычками или перееданием. В конечном итоге подобные поведенческие паттерны могут негативно сказываться на здоровье, материальном состоянии и на психике.
Невозможность понимать эмоции других людей также не несет ничего хорошего. Можно внезапно наткнуться на агрессивную реакцию или обиду или еще что-то. Впоследствие это может привести к полному отсутствию эмоционального интеллекта и нежеланию взаимодействовать с другими людьми.
Способность распознавать свои эмоции.
В качестве примера возьмем состояние гнева и злости. Если его вовремя не взять под контроль, то оно может привести к негативным последствиям. Чтобы быстро распознавать свои эмоции, попробуйте сначала определить физиологические их признаки.
Например, среди физиологических признаков злости можно выделить следующие:
- выступающий пот в ладонях
- сдавленность или боль в области живота
- подрагивание мышц на лице
- крепко сжатые челюсти
- небольшое головокружение
Среди эмоциональных признаков злости можно выделить следующие:
- грусть и раздражительность
- желание немедленно прекратить происходящее
- обиду
- чувство подавленности
Эмоции злости широкого выражаются и в невербальных признаках. Например, вы можете ходить из угла в угол или ерзать на стуле, не находя себе места, повышать голос. Часто во время, когда человек испытывает злость, его начинает мучить жажда.
Как понять свои эмоции? В первую очередь старайтесь развивать осознанность. Так вы сможете вовремя остановиться и оценить ситуацию и свою реакцию со стороны. Иногда только одного осознания своей эмоции будет достаточно для того, чтобы негативная реакция пошла на спад и не повлекла за собой никаких негативных последствий.
Существуют ли еще какие-то способы быстро понимать свои эмоции?
Да. Мы приведем их ниже.
- Эмоциональный словарь. Да, в определении чувств очень важны слова. Постарайтесь описывать их словами: это даст возможность в будущем быстрее определять свое эмоциональное состояние.
- Старайтесь понимать степень интенсивности своих эмоций. Заведите личную шкалу, в которую вы будете вносить то, что вы чувствуете, и определяйте степень интенсивности чувств самостоятельно.
- Первое время записывать будет необходимо. Однако уже через неделю или даже более короткий срок, вы с удивлением отметите, что намного точнее и быстрее начинаете определять свои эмоциональные состояния и контролировать их.
Источник