Художнику необходимо обладать исключительным чувством цвета

Цвет для художника. Практическое руководство.

Прежде чем начать, я хотелп бы в двух словах рассказать о том, что вы узнаете в этом туториале, а чего — нет. Я не собираюсь углубляться в дебри теории построения цвета или сравнивать особенности цветового восприятия людей, насекомых и каракатицеобразных пришельцев с планеты Зог. Что я собираюсь сделать — так это рассказать о том, как применить теорию цвета на практике. Надеюсь, что смогу помочь вам освоить рисование, не увязнув при этом в болоте технических терминов. Я ориентируюсь прежде всего на начинающих художников.

Часть первая: Дополнительные цвета и цветовой круг

Каждому художнику следует знать о существовании такой вещи как цветовой круг. Может он на вид и неказист, но может оказаться серьезным подспорьем в подборе цвета. Стоит запомнить несколько простых правил.

1. Правило третей.
Разбейте круг на трети, неважно, вдоль каких линий. Цвета в каждом из получившихся секторов будут хорошо сочетаться в композиции. То есть вы можете начать с красного и дойти до оранжево-желтого справа или фиолетово-синего слева. Это правило пригодится, если вы будете рисовать что-то, словно бы имеющее однородный цвет (как вот эта «черная» крыса на рисунке), но захотите разнообразить рисунок, изменяя цвет и текстуру. Настоящая крыса была черной. Но я использовал едва заметные оттенки синего, фиолетового и багряно-красного, чтобы придать цвету насыщенность и глубину. Как видите, вовсе не нужно применять сверхнасыщенные цвета, чтобы достичь желаемого эффекта. Цветовой круг поможет вам выбрать правильное направление, а вы уж можете экспериментировать с интенсивностью. Хотя стоит оставаться последовательным в этом плане.

2. Дополнительные цвета.
Диаметрально противоположные цвета цветового круга являются дополнительными цветами. Для наглядности можете положить поперек круга линейку. Так, зеленый цвет будет дополнительным для красного. Зачем нам это знать?

Во-первых, когда вы используете традиционную технику рисования (не компьютерную), то если захотите смешать несколько цветов и получить насыщенный оттенок, вы будете избегать дополнительных цветов. Дело в том что их использование дает блеклый сероватый оттенок, который не добавит яркости вашей картине. Когда я хочу получить очень темные и насыщенные оттенки, то пользуюсь сходными темными цветами, а затем добавляю пигмент жженой умбры.
Во-вторых: дополнительные цвета помогают акцентировать внимание на какой-нибудь части картины или выделить ее на фоне. На рисунке я с помощью розовых и оранжевых оттенков красного сделал так, чтобы собака не сливалась с задним планом, на котором преобладают синеватые и зеленоватые тона. Опять же, не стоит очень увлекаться — даже едва заметный оттенок может произвести разительный эффект.

3. Еще одно правило третей.
Если вам нужна эффектность, выберите три цвета, отстоящие друг от друга на равных промежутках, и используйте их в качестве основных цветов. Например, вы можете выбрать оранжевый, фиолетовый и зеленый. Но эта техника работы с цветом требует аккуратности. ОДИН цвет должен быть основным, два остальных — подчеркивать его. На рисунке главный цвет — фиолетовый, а легкие зеленые, золотистые и оранжево-желтые оттенки подчеркивают его и придают контрастность.

Не ограничивайтесь только одним правилом. Например, когда подбираете оттенки фиолетового на рисунке ниже, можете воспользоваться первым правилом, чтобы добавить красноватые и синеватые оттенки.

Часть вторая: Насыщенность и контраст.

Лично я предпочитаю приглушенные, не очень насыщенные цвета. Но это только мои предпочтения. В общем, чем более насыщенны цвета и чем больше контраст, тем ярче и четче должны быть линии и формы. На рисунке одна и та же текстура, но с разной насыщенностью и контрастом. Чем ближе эти цвета к чистому красному и зеленому, тем виднее каждый мазок кисти. Если вы используете в своих работах яркие контрастные цвета и четкие линии (например, занимаетесь графическим дизайном), такие резкие формы будут на своем месте. Реалистичные текстуры выглядят лучше с меньшей насыщенностью и контрастом, если в меру применять темные тени и яркие светлые участки.

Часть третья: «Холодные» и «теплые» цвета.

Вы наверное слышали об «холодных» и «теплых» оттенках. В принципе, правый верхний сектор круга считается «теплым», а нижний левый — «холодным». Но вполне можно получить теплый (красноватый или зеленоватый) оттенок голубого или холодный (зеленоватый или даже синеватый) оттенок желтого. Продуманное использование холодных и теплых оттенков позволит вам оживить свой рисунок. Скажем, если вы возьмете теплые тона для освещенных участков и холодные — для тени, то создастся впечатление летней жары. Наоборот, «холодный» свет и «теплая» тень характерны для резкого света морозного дня.

Часть четвертая: Цвет и настроение картины.

В этой области правил, которым нужно беспрекословно следовать, нет в принципе. Но если вы захотите задать настроение картины в первую очередь с помощью цвета, то стоит продумать цветовую схему. Один или два цвета будут пропитывать всю картину. На рисунке ниже, я пользовался в основном зеленым и синим цветом, иногда применяя грязно-желтый для акцента. Я выбрал цвета, придающие чувство заброшенности, потерянности и холодного осеннего дня.

Есть еще один способ выделить часть рисунка — использовать цвет, отличный от преобладающего на рисунке. Например, вы рисуете человека, который смотрят на бегущую по пляжу собаку. Пляж в основном синеватых оттенков, светлые участки песка и воды — зеленоватые. Чтобы выделить собаку на фоне песка, подойдет желтоватый или розоватый оттенок.

Читайте также:  Снятие эмоционального напряжения может способствовать

Некоторые художники считают, что определенный цвет задает определенное настроение. Но, по моему мнению, не стоит воспринимать эти ассоциации как нечто незыблемое. Скажем, с помощью зеленого и розового можно выразить одиночество и отчаяние, а с помощью холодного фиолетового и зеленого — придать эксцентричность рисунку, как в случае с крылатой мышью (она иллюстрирует третье правило). Бледные, ненасыщенные оттенки и преобладание холодных оттенков придают задумчивость. Более радостное, приподнятое настроение создают теплые, насыщенные тона. Сравните, скажем, пустынную снежную равнину и уютный камин. Наверняка для первого рисунка вы воспользуетесь более холодными цветами.

Часть пятая: Глубина и атмосферная перспектива.

Еще одно из применений цвета — создание иллюзии глубины. Для этого, как правило, уменьшают насыщенность цвета (но не обязательно яркость) по мере приближения к горизонту. Например, если вы рисуете морской пейзаж, то на переднем плане стоит использовать лазурные оттенки синего, более темный синий и изумрудно-зеленый — чтобы отразить глубину моря, серовато-синий — там, где море соединяется с небом. Если хотите создать иллюзию того, что небо еще дальше, можете уменьшить его насыщенность так, чтобы оно было почти белым и с помощью тоненьких мазков серым и голубым наметить контуры облаков.

Эта техника может показаться несколько непривычной, но она работает. Еще один пример: вы рисуете двух пиратов в красных рубашках, одного на носу судна, другого — сзади, возле паруса. Рубашка того пирата, который на переднем плане, будет казаться более насыщенной и яркой, хотя рубашки и сделаны из одной и той же материи. Для рубашки ближнего пирата нужно добавить алые оттенки, для рубашки второго пирата — более темные, приглушенные малиновые тона.

Еще одно замечание. Атмосферная глубина не заменит традиционных методов создания перспективы. Она лишь позволит усилить эффект.

Часть шестая: Подводные камни.

С помощью цвета можно достичь многого. Но есть некоторые моменты, когда цвет не позволяет получить желаемого эффекта.

1. Не используйте сильно отличающиеся цветовые схемы на разных частях картины. Цветовой стиль рисунка должен быть по возможности единым. Вполне нормально, если вы нарисуете мрачное багровое небо нависающее над поросшим зеленой травой похоронным курганом. Но если вы нарисуете половину рисунка в красноватых тонах, а половину — в зеленых, это будет выглядеть жутковато. Не забывайте, что свет багряного неба падает на траву и вообще на все, что есть на рисунке, и придает необычные красноватые и лиловые оттенки. Холодный лиловый и зеленовато-синий помогут усилить контраст между небом и травой.
2. Если вы хотите добиться реалистичности, не стоит прорисовывать тени одним и тем же цветом. Кружка цвета морской волны будет смотреться намного лучше, если светлые области подвести бледно-голубым, а темные — темно-лиловым и красным, чем если воспользоваться светло- и темно-зеленым. Если вы занимаетесь цифровой живописью, постарайтесь преодолеть соблазн и не пользоваться инструментами «размытие» и «выжигание» Photoshop. Эти инструменты работают без учета цветовой теории, и вы, скорее всего, получите в результате плоский, перенасыщенный рисунок.
3. Постарайтесь избегать чистого черного и белого. Им не хватает богатства оттенков и они будут выглядеть как дыры на рисунке. Исключение составляют только очень четкие и резкие графические рисунки.
4. Не сэмплируйте цвет прямо с фотографии. Это касается как цифровых художников, так и традиционных, но часто работающих с фотографиями. Цвет на фотографиях часто искажается и сливается. Если вы используете точно такой же оттенок на своем рисунке, то автоматически перенесете на него недостатки фотографии. Если ваша цель реализм, то вам нужно стремиться к качеству ЛУЧШЕМУ, чем у фотографий, — к ярким цветам, чистым переходам и отсутствию оптических искажений. НИКАКИХ оптических искажений.

Спасибо, что прочитали. Надеюсь, это вам пригодится.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Моря , омывающие изучаемую территорию с трех сторон, оказывают большое влияние на формирование ее климата. Несмотря на суровые климатические условия, моря имеют большое народнохозяйственное значение. [1]

Море светит сквозь сумрак таинственно, Тонко и трепетно, озаряя песчаное дно. И тогда вся душа У меня загорается радостью. [2]

Море светится, как правило, зеленоватым и голубым светом. Реже наблюдается желто-зеленое и желтое свечение. Очень редко можно видеть свечение остальных цветов — фиолетового, оранжевого, красного. [3]

Моря на первый взгляд кажутся огромным резервом углекислоты. Однако следует учесть, что скорость обмена СО2 атмосферы с СО2 морей, где более 90 % этого вещества находится в форме HCOJ, очень мала; за один год таким образом обменивается только десятая часть атмосферной двуокиси углерода. К тому же в газообмене моря с атмосферой участвует лишь тонкий поверхностный слой воды. Уже на протяжении многих лет содержание двуокиси углерода в воздухе неуклонно возрастает. С одной стороны, это следует отнести за счет сжигания нефти и угля; в 1976 г. на Земле было израсходовано ( в основном сожжено) около 3 2 109 т нефти. С другой стороны, повышение концентрации СО2 в атмосфере связано, вероятно, с уменьшением фотосинтетической фиксации углерода в результате сведения больших лесных массивов и деградации почвы. Следует подчеркнуть, что Мировой океан представляет собой мощную буферную систему, которая стремится поддерживать содержание СО2 в атмосфере на определенном уровне. [4]

Моря , прилегающие к материкам, слабо обособленные от океана полуостровами и островами. [5]

Море себе на уме и бесится. [6]

Море лежит в пределах материковой отмели и лишь местами занимает очень крутой материковый склон. [7]

Море с его чарующей красотой, с его волнующей романтикой и богатством жизни издавна влекло воображение поэтов, писателей, музыкантов, художников. Находящееся в вечном движении, постоянно меняющее цвет, оно менее всего доступно для живописи. Художнику необходимо обладать исключительным чувством цвета, огромной зрительной памятью, чтобы запомнить мгновенно увиденный пейзажный образ и потом запечатлеть на полотне. [8]

Читайте также:  Психолог эмоциональное развитие занятия

Моря , лежащие в пределах испанской зоны, объявлялись закрытыми для португальских кораблей. [9]

Море с его чарующей красотой, с его волнующей романтикой и богатством жизни издавна влекло воображение поэтов, писателей, музыкантов, художников. Находящееся в вечном движении, постоянно меняющее цвет, оно менее всего доступно для живописи. Художнику необходимо обладать исключительным чувством цвета, огромной зрительной памятью, чтобы запомнить мгновенно увиденный пейзажный образ и потом запечатлеть на полотне. Сто пятьдесят лет назад в Феодосии в семье небогатого купца армянина К — Гайвазяна родился человек, который обладал этим даром. [10]

Моря , прилегающие к материкам, слабо обособленные от океана полуостровами и островами. [11]

Моря , и днища темных кратеров имеют тенденцию к более низким альбедо, менее красным цветам, более резким пикам обратного рассеяния, более высокой положительной поляризации и неправильным изменениям поляризации от места к месту. [12]

Море освещено как прямым излучением Солнца, так и излучением, рассеянным атмосферой. Излучение, падающее на море, частично от пего отражается, а частично попадает внутрь моря. Часть квантов, попавших в море, выходит наружу после рассеяний в море. Интенсивность излучения, выходящего из моря, сравнима с интенсивностью излучения, отраженного морем. Это следует из того, что различные моря имеют разный цвет. [13]

Море — спокойное, как зеркало, ни малейшей волны. Пароход плывет, точно по реке, и только сам производит волны, расходящиеся веером. [14]

Море сделалось бурое и желтое, совсем некрасивое. [15]

Источник

Гармония цвета: создаем настроение картины красками

Друзья, тема статьи сегодня интереснейшая, ведь многие знают не понаслышке влияние цвета на человека , а многие из нас по- настоящему чувствуют на себе, как разные цвета влияют на их настроение .

И правильно подобранный колорит в масляной или акриловой живописи, создает особое впечатление от увиденной картины. Удивительно, но цвет на картине управляет взглядом зрителя!

Вопрос, как цвет может управлять реакцией зрителя и воздействовать на настроение?

Ни для кого не секрет, что цвет обладает сильной, невидимой энергетикой и способен даже воздействовать на психику человека, вызывая определенные эмоции и настроение, то есть, успокаивать или волновать. Люди давно поняли, в чем принцип цветовой гармонии, и научились это использовать.

Цвет окружает нас по всюду…Вы можете себе представить мир бесцветным? И, как правило, мы воспринимаем цвет как должное, ведь мы пользуемся им каждый день!

Рассматриваю картину Огуста Ренуара в музее Токио, Япония

Например, спокойные цвета применяют при оформлении медицинских, учебных учреждений, на предприятиях и фабриках, где важно добиться высокой производительности труда и снизить в разы утомляемость.

А вот яркие цвета наоборот, возбуждают и привлекают внимание. На выставках-продажах используют именно яркие вывески, с красным цветом. Тоже самое можно наблюдать во всех телерекламах, где используются контрастные, теплые цвета для привлечения внимания человека.

Но неверно полагать, что цвет – это невидимый инструмент для манипуляции восприятием. Скорее он помощник в передаче нужного настроения, позволяющий добиться гармонии в живописи, при помощи сочетание цветов в картине.

В процессе работы над картиной

Конечно, в картине помимо выбранного колорита, есть еще композиционный рисунок, он не менее важен. Но передает настроение картине, именно колорит и гармония цветовых сочетаний. Поэтому гармоничное и правильное «содружество цветов» на холсте, главный успех картины.

Влияние цвета на человека: как он управляет реакцией?

Однозначно, все люди ч увствуют по разному, как цвет влияет на их настроение, воздействуя на чувства, рождая при этом разные эмоции. Он имеет как будто бы свой язык: недаром говорят «видеть мир в розовом цвете», или «позеленеть от зависти», или «почернеть от горя»… ну, это к слову.

Именно гармония цветовых сочетаний определяет, какую реакцию у зрителя вызовет у него увиденная картина: будет казаться теплой и уютной, бродящей и энергичной или драматичной, глубокой.

Я рассматриваю сочную картину японского художника на выставке в Киото, Япония

Понимая, как оттенки взаимодействуют между собой, несложно будет передать спокойствие и умиротворение, волнение и возбуждение, симпатию и нежность, озадаченность и смущение….

Бывало ли у вас так, что рассматривая картину, вы испытывали не уютность или наоборот, успокоение от цветовой гаммы на картине… Такие эмоции вызывает не сюжет картины, а колорит, который подобран так, чтобы вызвать те самые чувства.

Цвет – основа живописи , всему голова! Зная свойства цвета, можно придать картине любое настроение. Каждый цвет в нашем подсознании сравнивается с разными стихиями, ощущениями и материальностью. Для понимания приведу несколько примеров и эмоциональных реакций на различные цвета:

  • желтый – цвет солнца, вызывает чувство счастья, уюта, тепла;
  • оранжевый – энергичный и праздничный, также ассоциируется со счастьем;
  • красный – страсть, возбуждение, опасность, огонь;
  • красно-лиловый – закат дня, волнение;
  • лиловый – ночь, интриги, темнота;
  • сине-лиловый – холод, темнота, волнение;
  • голубой – вода, свежесть, мечтательность, небо;
  • голубовато-зеленый – вода, даль, прохлада, безмятежность;
  • зеленый – природа, листва, свежесть, спокойствие, тишина;
  • желтовато-зеленый – солнечные лучи, листва, покой, великолепие.

Роль цвета в композиции важна: чистые оттенки рождают эмоцию, полутона позволяют приглушить реакцию, изменение яркости – вызвать грусть или дискомфорт.

Цвет основа живописи — в картине я использовала желтые, красные и зеленые цвета

Прежде чем выбрать цветовую палитру картины, нужно продумать сюжет, определить сезон, время суток, погоду. Решить, какое настроение хочется передать в этой работе.

Читайте также:  Энди секрет небес эмоции

Возможно вы замечали, что выбор палитры зависит и от нашего настроение во время работы… иногда хочется побольше контраста, а иногда пастельнность картины соответствует настроению.

Избежать противоречивых чувств и настроений помогут небольшие цветные эскизы. Они же позволят поэкспериментировать с композицией, испробовать несколько вариантов и найти лучший.

Цветной эскиз перед основной работой — росписи на стене

Смешивая краски и изучая, можно делать заметки, отмечая какие эмоции вызывает каждый оттенок и сочетание различных цветов в картине. Это поможет создать свою библиотеку данных о цвете, и в будущем сэкономить время и материалы.

Эксперементировать и изучать цвет в живописи очень и очень полезно, так вы сможете лучше понять, как устроен цвет, и что из чего может получиться.

Есть основные первичные три цвета, из которого появляютя вторичные три цвета, потом еще и еще, путем смешивания… ну от этом подробнее в другой раз.

Помните, что цвет — один из важнейших средств изображения и каждому из нас свойственен свой способ цветового восприятия и передачи.

Колорит в живописи: гармоничное сочетание цветов в картине

Целостность или чистота цвета, что лучше? Вам кажется наверное вопрос странным и непонятным…

Конечно же, есть правила, но есть и исключения из правил. Не стоит забывать, что язык живописи гибкий и живой… Может совсем не получиться интересной «живописной симфонии», если случайно не добавить «в красочный оркестр» новый оттенок! Ведь в музыке также, музыкальный колорит зависит от богатства инструментом и гармоничном его соотношении.

Так, например, теплые тона помогают передать энергию и радость. Их используют, когда нужно выразить страсть, любовь, другие положительные эмоции.

Холодные тона расслабляют и успокаивают, передают умиротворение, безмятежность.

Добиться колористической гармонии и целостности картины помогает добавление одного выбранного цвета во все используемые краски. При этом нужно помнить, что «объединяющий» цвет будет оказывать наиболее заметное воздействие на свои комплементарные цвета.

Чтобы сделать какой-то цвет наиболее заметным на картине, привлечь к нему внимание, стоит оставить его чистым, не добавлять общий тон. Сочетание гармоничных цветов и чистых оттенков в картине позволит достичь идеального результата.

Цвет — основа языка живописи

Использование «объединяющего» цвета – самый простой способ добиться гармонии цвета в живописи. Его стоит попробовать всем начинающим художникам. В дальнейшем работу можно усложнить – взять несколько «объединяющих» цветов.

Но стоит помнить, чем их больше, чем менее целостной выйдет картина. Наращивать цвета лучше постепенно и следить, чтобы конечное впечатление осталось таким, как задумывалось изначально.

Цветовой центр композиции: зачем он нужен?

Цветовая композиция и определение центра внимания, на сколько он важен и нужен ли вообще? … Поясню… Обычно на картинах есть «главная роль» какого- то предмета или объекта. Потом есть второстепенные роли и так далее. Как в фильмах… главная роль героини, второстепенная роль подружки, потом соседи и массовка.. Примерно так.

Так вот, умелое обращение с цветом помогает направить взгляд зрителя в нужно место на главного героя картины. Ведь у цвета есть 3 качества — яркость, светлота и насыщенность.

Центральный элемент композиции должен привлекать внимание, но не резать глаз. Выбирать цвет для него следует аккуратно, помня о трех качествах.

Центр в обеих картинах — бакал с красным вином

Светлота должна обеспечить главному цвету доминирование среди соседних оттенков. Яркость и насыщенность лучше сделать выше, чем у других цветов, постаравшись при этом избежать диссонанса. Важно добиться гармонии дополнительных и сближенных цветов.

Но, как я писала выше, есть исключения из общих правил. Так, например, картины многих современных художников не имеют главного героя и получаются картины не менее интересные. Как бы, все в общем и целом… все важно и второстепенно… абстрактно, размыто, поверхностно и не напрягает.

Как на фото выше, подсознательно мы понимаем, что бакал красного вина — главное на картине… а все остальное — лишь дополнение к сюжету. Кто то со мной не согласится

Если нужно передать особый колорит, в живописи нередко используются исключительно теплые или холодные тона. Но во многих случаях выгоднее смотрится сбалансированная палитра цветов.

Сочетание теплых и холодных оттенков говорит о хорошем колористическом чутье, свидетельствует о тонком вкусе и мастерстве художника, умении видеть цветовую гармонию в целом.

Планируя картину, привлекающую внимание прежде всего цветом, нужно размещать объекты так, чтобы они не мешали целостному восприятию общей композиции.

Японские посетители разглядывают картину с улицей в Париже. Выставка в Киото, Япония

Хорошо, когда цвет центрального элемента яркий, светлый и чистый, а остальные цвета приглушены. Они как бы играют роль естественного обрамления центра, формируя направление взгляда и правильное восприятие картины зрителем.

В завершение, хотелось бы сказать, цвет – это мощнейший инструмент, способный оживить полотно, произвести невероятный эффект на зрителя. Изучая цвет, мы можем воздействовать на огромный диапазон эмоциональных реакций зрителя!

Умение увидеть и почувствовать нужный цвет, передавать настроение и эмоции – ценное мастерство художника, которое нужно совершенствовать.. А как известно, совершенству нет предела. А значит, такое направление изобразительного искусства, как живопись, можно изучать и изучать бесконечно.

И поверьте, для увлеченных людей это целое поле интересных возможностей и новых открытий! Подружитесь с цветами, научитесь направлять зрителя, и ваши картины успешно смогут передавать чувства близкие каждому!

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Источник

Оцените статью