- Чувства человека в произведениях живописи великих художников
- Чувства человека
- Чувства в живописи
- Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»
- Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»
- Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»
- ЭМОЦИИ В ИЗО
- Импрессионизм: эмоции на холсте
- Что такое импрессионизм и как он возник?
- Мэтры импрессионизма и их стиль
Чувства человека в произведениях живописи великих художников
Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать чувства человека в произведениях живописи, например, свойственно многим талантливым художникам различных времен и народов. Кажется, сами слова — «живопись», «живописать» — располагают к этому.
Чувства человека
Все, что мы воспринимаем, в той или иной мере вызывает у нас определенные чувства. Например, наблюдая красивый закат солнца на природе или спокойное ласковое море, каждый из нас, наверное, испытывает чувства радости и умиротворения. Или восхищение поступком героя, или удивление от чего-либо, ранее не виданного! Эти эмоции, проявляемые нами, и называют чувствами. Обычно, говоря о том, что кто-то бесчувственный, подразумевают его полнейшую безэмоциональность, апатию к происходящим вокруг событиям. Чувства – это высшее проявление эмоций. Наиболее сильные – радость, удивление, страх, сострадание, гнев и множество других.
Чувства в живописи
Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые — успешно сублимируют чувства человека в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.
Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»
Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.
Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»
Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. Картина Брюллова изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.
Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»
Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в картине Айвазовского мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.
Источник
ЭМОЦИИ В ИЗО
Понятно, как эмоции и страдания отражаются во временных и пространственно-временных видах искусства. Сюжетно и поведенчески. Но как они видны в живописи и графике?
Само по себе слово страдание в сознании русских ассоциируется с переживанием какого-то длительного и очень тяжёлого положения. В этом смысле затянувшиеся кризисные явления в стране конечно оказали влияние на молодых. Ведь по сути сейчас уже растёт второе поколение молодёжи, которое в своей жизни не знало благополучных периодов жизни. Что же удивляться, что художникам близки депрессивные взгляды на жизнь? Старшее поколение видит выход из кризиса в условном благополучии прошлого советского устройства и старается его вернуть. Молодёжь уезжает глотнуть условного благополучия в другие страны — тёплые и более комфортные. Но нас всех объединяет осознание перманентного кризиса. Это становится общим фоном нашей жизни и отражается в искусстве.
Эмоции включают такие популярные ныне явления как переживание резкого кризиса и быстрый поиск путей выхода из него, а также нервные состояния, вызванные длительными или короткими кризисами. Эмоции правоцируют ситуации преодоления сопротивления со стороны общества, членов семьи, отживших форм жизни, работы, отношений. Конечно речь идёт о негативных эмоциях. Хотя, все-таки я субъективна и, наверное, есть много радостных контекстов изобразительного искусства. Экзистенциальная тоска и страдание свойственны мне тоже.
ТВОРЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ ВЫПЛЕСКИВАЕТ ЭМОЦИИ И ИМЕЕТ ПРАВО НА СУБЪЕКТИВНОСТЬ.
Выбирает интересные для себя темы и интерпретации жанра. Трактует жанры ооочень субъективно. Тут, с одной стороны, свобода от традиции, с другой, варианты расширения представлений о жанре. Художники не только вольно обращаются с жанром, но и свободно выбирают стилистику и творческий метод выполнения работы. Каждая молодежная выставка тому пример.
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Размышление о человеке в современном обществе. В этом контексте показательные портреты Е. Шадриной-Шестаковой, в которых есть честность эмоциональной маски, которая с возрастом прилипает к лицу человека.
Кроме современного видения молодёжь пишет человека в историческом контексе. А также обращается к литературным персонажам. Такой приём позволяет перенести представления о современном человеке на известного литературного и исторического персонажа. Среди кемеровских авторов Иван Щербаков разоблачает порочность и лицемерие современного мира через воспроизведение средневекового контекста. На выставке «Четыре истории» Натальи Шалиной и Игоря Тишина серия с Алисой очень правдива по отношению к реальному миру.
Там же на выставке можно увидеть еще один ракурс интерпретации — перверсии человека. Лицо человека во рту которого зубы — это тоже люди. Перверсии человека — то есть вне человеческие и вне гуманистические состояния человека. Итак все трактовки демонстрируют негативные эмоции, порочность и разложение человеческой сущности. Практически нет (очень мало) героических версий образов человека. Более-менее положительные образы человечности воплощают я в автопортретах, портретах друзей и медийных звёзд, которые для многих обществе стали бесспорными авторитетами.
РАЗОБЛАЧЕНИЕ РУТИННОСТИ ИСКУССТВА
Творчество для молодёжи не что-то сакральное, а часть образа жизни. (Часто эта сакральность холста намеренно нарушается, что особо раздражает старшее поколение. Заливать холсты краской, оставлять подтеки, рвать, мять, делать разрезы — все это из сферы десакрализации).
Для искусства молодых характерна процессуальность — экспрессия действия, показы фото и видео художника за работой. Создание искусства как продолжение моторики художника. Так, например, частным проявлением искусства как продолжения моторики человека становятся работы, выполненные одним фиксированный мазком, чаще косым штрихом. Из-за однообразие штриха, сюжет и изображаемая предметность картины отходит на второй план, а на поверхности зрительского восприятия лежит привычное для художника движение.
Повседневность в искусстве привычна и понятна зрителю. Но сейчас возможно характерно не типичное в повседневности, а её эмоциональное переживание: крайняя скука и тоска, дикие проявления рутины. Такие формы обыденности можно встретить в городском пейзаже и натюрморте. Современное искусство обращается к обывателю, его привычкам и стереотипам. Обыденность городских пейзажей через призму восприятия рядовых горожан характерна современному искусству. Примером таких явлений являются картины Дениса Русакова из города Тары Омской области.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ОБЫВАТЕЛЯМ
Обыватель как условный зритель влияет на практику противостояния обыденности и интерес к разоблачению стереотипов в мышлении. С одной стороны, есть осознание повседневной тоски и массового рационального взгляда на мир. И художникам эти ракурсы восприятия мира тоже свойственны. С другой стороны, художник своими действиями и творчеством вырывает зрителя из этого предписанного хода жизни.
Ярким проявлением противостояния обыденной рутине становится экспрессионизм творческой манеры.
Итогом популярности экспрессии действия стало:
Экспрессивность творческого метода в живописи. Никогда не думала, что в качестве примера экспрессивности метода приведу работы Елены Бобровой. Но вот привожу. Пластичность, фактурность, интенсивность краски, укрупненный масштаб изображаемого предметного мира — все эти качества усилились в творчестве Елены, а композиционная гармоничность и лиричность отошли на второй план.
Нервность в наложении цвета (у многих молодых художников), неуверенность линий, наивность, детскость, имеющая оттенок не трогательной непосредственности, а невозможности и нежелании двигаться в сторону профессионального искусства (наивный стиль в искусстве так популярен и так не понятен профессионалам. Но это реальность регионального искусства — не профессиональное, наивное, не очень умелое распространено среди молодёжи и нравится зрителям). Такие явления встречаются в творчестве многих молодых художников.
Практика дриппинга (разбрызгивание краски). Такой очень популярный приём, свидетельствует о десакрализации холста, с одной стороны, и о приоритете эмоций, с другой. Дриппингом, подтеками как приемом в большей или меньшей степени пользуется сейчас большинство молодых живописцев. Это перестало быть моветоном для художников. А вот в системе советского и постсоветского искусства подтеки и дриппинг являлись простыми и антиэстетичными явлениями, которые выдавали «бессилие» художника выразить себя мастерством. Прямого запрета на их использования не было, но считалось «непрофессиональным».
Деструкция собственной работы. Тоже пример подчёркнутой эмоциональности художника. Порезы холста, разрывы, вырванные и вырезанные фрагменты грунта, изломанная кромка картины. В качестве примера этого деструктивного явления можно привести автопортрет Игоря Кремлева, в котором автор изобразил себя в доспехах в ренессансном стиле, а потом фрагментарно вырвал грунт.
Поучительный финал текста не нужен. Таковы мои наблюдения и субъективные взгляды на современное региональное искусство, пронизанное эмоциональности авторов и зрителей. Возможно, понимая истоки явлений мы сможем иначе взглянуть на искусство и зрительски принять то, что не могли принять раньше. В этом смысле современное искусство похоже на диагноз психотерапевта, который не принимает пациент.
Источник
Импрессионизм: эмоции на холсте
Скажите, друзья, удивляла ли вас когда-нибудь популярность импрессионизма? Ведь, казалось бы, как миллионы людей могут восхищаться картинами, которые, вроде бы, написаны словно неряшливо, без старания, мазками и без точного соблюдения силуэтов.
К некоторым из них если присмотреться, то они и на картины-то не похожи. А тем не менее, сегодня импрессионизм считается самым популярным стилем живописи. Что привлекает к нему такое большое количество поклонников?
Что такое импрессионизм и как он возник?
Само название «импрессионизм» произошло от французского impression — впечатление. Слово фигурировало в названии первой картины импрессионизма: Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), 1872 год.
Она буквально поразила многих критиков и искусствоведов оригинальностью манеры: казалось, будто картина была лишь наброском, сделанным впопыхах.
И по задумке автора полотно изображало не образы и силуэты, а впечатления и эмоции художника, вызванные изображенным объектом.
Думаете, зрители приняли новый стиль в распростертыми объятьями? Как бы не так! Первая выставка картин, запечатлевших мир в его подвижности, была разбита критиками в пух и прах. Тогда, весной 1874 года, Луи Леруа писал, что «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это «Впечатление»!
Всех художников нового направления назвали импрессионистами. И это была вовсе не похвала.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), 1872 год.
Это интересно
Произведение «Впечатление. Восходящее солнце» в 1985 году было похищено из парижского музея Мармоттан и 5 лет разыскивалось Интерполом. Полотно было найдено только в 1990 году и возвращено на место. Кстати, а знаете ли вы, какой самый воруемый художник в мире? Конечно же Пабло Пикасо!
И тем не менее, со временем импрессионизм в живописи постепенно завоевал своего зрителя. Всё-таки, как бы ни старались критики оценивать картины в этом стиле по соответствию канонам и правилам, главный судья — простой зритель. И если у него картины импрессионистов вызывают эмоции, то эти произведения будут популярны.
А подружившись с народом, импрессионизм пробил себе дорогу к славе. Уже в XIX веке направление стало доминирующим в живописи.
Мэтры импрессионизма и их стиль
Клод Моне , с легкой руки критика ставший родоначальником импрессионизма, был вовсе не одинок в стремлении запечатлеть изменчивость мира и случайные неповторимые моменты. Первая выставка 1874 года содержала 165 полотен 15 разных авторов.
Хотя преимущественно художники-импрессионисты писали пейзажи, их увлекали и другие сюжеты. Например, Эдгар Дега знаменит своими изображениями балерин, прачек, женщин и детей, скачек.
Эдгар Дега Слева «Звезда» 1877 Музей д’Орсе, Париж
Справа «Причесывающаяся женщина» 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Английский художник Альфред Сислей стал одним из самых популярных пейзажистов в конце XIX века, он работал в основном в окрестностях Парижа. Кстати, большинство живописцев предпочитали пленэр, то есть работу на открытом воздухе. Ведь так появлялось намного больше возможностей ловить впечатления.
Сислей всегда писал в простой цветовой гамме, но его мерцающие краски создавали впечатление дематериализации предметов.
Альфред Сислей Слева «The Bridge at Moret» , 1893 Музей d’Orsay, Париж
Справа «Les Berges de l’Oise» 1877 Национальная галерея искусства, Вашингтон
Это интересно
Вибрирующие, подрагивающие мазки — удивительная находка Эжена Делакруа, придающая картинам эффект подвижности и неистовства. В картинах импрессионистов вы редко встретите черный цвет, темные оттенки создают смешением нескольких красок. А яркие и сочные тени изысканных тонов стали визитной карточкой стиля.
Также у истоков импрессионизма в художественном искусстве стояли Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. В один ряд с французскими мэтрами ставят и Константина Коровина, интуитивно создававшего живость в статической картинке.
Константин Коровин. Слева Париж. 1933 Справа Париж. Улица Венеция. 1927
Произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью и стремлением «увидеть мгновение», наполнены чувственной красотой мира. При этом в них же нет попытки копировать образы из окружающего мира. Параллельно возникший импрессионизм в литературе формировался по сходным правилам: видеть, чувствовать, выражать чувства.
Кстати в истории искусства немало примеров, где казалось бы и места такому «искусству» не должно быть… Но ведь именно смельчакам и первооткрывателям арт- индустрии мы благодарны за то, что в мире появляются новые стили и направления в искусстве! Вот пример одного такого открятия, сделанное Энди Уорхолом в поп-арте
Собственно, именно потому импрессионизм в живописи и стал столь популярен: на картинах люди не просто видят объекты и явления, но чувствуют то, что испытывал художник при их написании — волнение, спокойствие, восторг, умиление, испуг…
А испытав такие эмоции, само полотно невозможно не полюбить или по крайней мере не запомнить. И если для вас главное в картине — чувства и впечатления, а точность и проработка деталей второстепенны — поздравлю, вы стали поклонником импрессионизма!
Дорогие друзья! Вы уже знакомы с написанием живописных картин в смешанной технике? Это своего рода тоже импрессионизм, (эмоции на холсте) с использованием разных красок и материалов на полотне. В одной работе есть прекрасная возможность создать интересную картину акрилом или маслом, с дополнением позолоты. Ведь всем известно, что мир изобразительного искусства без границ, вы с этим согласны? заказать видео курсы можно на отдельной странице
Видео урок: как нарисовать пейзаж, находясь под впечатлением
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Источник