Художник создал пейзаж настроения

Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли

Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр.

Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.

Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью.
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.

Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств.

Читайте также:  Радость зрителям от концерта

Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.

Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.

Алексей Саврасов, Василий Поленов

Алексей Кондратьевич Саврасов, из семьи купцов Соврасовых (написание своей фамилии художник изменил впоследствии сам), тоже поступил вопреки отцовской воле, вместо торговых дел избрав для себя путь художника. Его работы принесли ему награды и звание академика, и наконец Саврасов возглавил пейзажный класс московского училища живописи.

Он был одним из учредителей Товарищества передвижников. Особенную популярность Саврасову принесла его картина «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду», в ней, по признанию современников, был необыкновенно правдиво передан момент – можно было угадать и движение туч, и шум ветвей дерева. Пейзажи Саврасова написаны в лирическом духе, отражая одновременно и собственные переживания художника, и его безграничную любовь к родной земле.

Другим преподавателем Московского училища, впоследствии признанный мастером «интимного пейзажа», был Василий Дмитриевич Поленов, который, хоть и родился в столице, испытывал большую любовь к природе и всю жизнь хранил в памяти детские впечатления от поездок в Карелию и в Тамбовскую губернию, где гостил в усадьбе своей бабушки. В 1890 году Поленов реализовал свою мечту и купил собственное имение – в Тульской губернии на берегу Оки, где выстроил дом и мастерскую.

Исаак Левитан, Константин Коровин

И Саврасов, и Поленов были учителями великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
С его картин начинается знакомство с русской пейзажной живописью – и не случайно. Левитан страстно любил русскую природу, слышал «ее музыку», проникался ее тишиной. Уже в 16 лет он написал один из своих первых шедевров – «Солнечный день. Весна», а в 19 – «Осенний день. Сокольники», картину, которая первой из левитановских попала в коллекцию Третьякова.

«Владимирку» называют русским историческим пейзажем – на картине изображено одновременно прошлое и настоящее России. В то время, как художник писал этот пейзаж, Владимирка уже не была тем трактом, по которому отправляли на восток каторжников: использовалась железная дорога. Но память о прошлом как будто растворена в самом пейзаже – тревожном, мрачном, почти без тени надежды.

Читайте также:  Пожелания перед операцией женщине для поднятия настроения

Еще один «пейзажист настроения», как и Левитан, учившийся у Саврасова в училище живописи и ваяния, — Константин Алексеевич Коровин, русский импрессионист. Он был родом из купеческой семьи, после обучения в Москве поступил в петербургскую Академию художеств, но был разочарован методами преподавания в ней и, проучившись несколько месяцев, бросил.

В тридцать три года Коровин совершил путешествие по русскому и зарубежному Северу, откуда привез несколько пейзажей. В 1902 году художник приобрел дом в деревне Охотино Ярославской губернии.
«… Зачем устроены эти города? Что может быть мерзей каменного тротуара, с тумбами, пыль, какие-то дома, окна скучные. Не так живут. Надо же всем жить около леса, где речка, огород, частокол, корова, лошади, собаки » — так писал Коровин более века тому назад.

И еще о настроении, которое создают картины: как выглядела дворянская старость.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ИНТЕРЬЕР (80)
  • Pin Up (76)
  • АВСТРАЛИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ (11)
  • АВСТРИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ (51)
  • АКТЁРЫ, ПЕВЦЫ, ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ (208)
  • АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ (241)
  • АНГЛИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ (217)
  • АНТИКВАРИАТ (31)
  • БЕЛОРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ (2)
  • БЕЛЬГИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ (42)
  • БЛИНЫ, ОЛАДЬИ, ЧЕБУРЕКИ, СЫРНИКИ (130)
  • ВЕНГЕРСКАЯ ЖИВОПИСЬ (15)
  • ВЕСНА (210)
  • ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА (11)
  • ВИННЫЙ ПОГРЕБОК (44)
  • ВЫПЕЧКА (483)
  • ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ (31)
  • ГОРОДА И СТРАНЫ (11)
  • ДАМСКИЕ ШТУЧКИ (28)
  • ДАТСКАЯ ЖИВОПИСЬ (15)
  • ДАТЫ (129)
  • ДЕСЕРТ (255)
  • ДЕТИ (280)
  • ЖЕНЩИНА (334)
  • ЖИВОПИСЬ XV ВЕКА (39)
  • ЖИВОПИСЬ XVI ВЕКА (98)
  • ЖИВОТНЫЕ (56)
  • ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ (79)
  • ЗАКУСКА (151)
  • ЗАПЕКАНКА (191)
  • ЗДОРОВЬЕ (21)
  • ЗИМА (233)
  • ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ (11)
  • ИНТЕРЕСНО (30)
  • ИСПАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ (59)
  • ИТАЛЬЯНСКАЯ ЖИВОПИСЬ (195)
  • КАНАДСКАЯ ЖИВОПИСЬ (16)
  • КАШИ (26)
  • КИТАЙ (67)
  • КОРЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ (5)
  • КОФЕ (7)
  • КОШКИ (155)
  • КУКЛЫ, ИГРУШКИ (318)
  • КУЛИНАРИЯ (692)
  • ЛЕТО (198)
  • ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ (37)
  • ЛЮБОВЬ (128)
  • МЕКСИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ (6)
  • МОДА (191)
  • МОЙ ГОРОД (7)
  • МУЖЧИНЫ (25)
  • МУЗЕИ (2)
  • МУЗЫКА (206)
  • НАПИТКИ (38)
  • НАТЮРМОРТ В ЖИВОПИСИ (215)
  • НЕМЕЦКАЯ ЖИВОПИСЬ (191)
  • НИДЕРЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ (274)
  • НОРВЕЖСКАЯ ЖИВОПИСЬ (3)
  • ОВОЩИ-ФРУКТЫ-ЯГОДЫ (38)
  • ОСЕНЬ (166)
  • ОТКРЫТКИ (231)
  • ПЕЙЗАЖ (42)
  • ПЕРВЫЕ БЛЮДА (157)
  • ПОЛЬСКАЯ ЖИВОПИСЬ (20)
  • ПТИЦЫ (53)
  • РЕЛИГИЯ (234)
  • РЕТРО (8)
  • РУМЫНСКАЯ ЖИВОПИСЬ (1)
  • РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ (388)
  • САЛАТЫ (527)
  • СИРЕНЬ (15)
  • СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (154)
  • СЛОВАЦКАЯ ЖИВОПИСЬ (4)
  • СЛОВЕНСКАЯ ЖИВОПИСЬ (1)
  • СОУСЫ, МАРИНАДЫ (8)
  • СПАСИБО (52)
  • СТИХИ (167)
  • ТАНЦЫ (11)
  • ТВОРЧЕСТВО (96)
  • УКРАИНА (14)
  • УМНЫЕ МЫСЛИ (98)
  • ФАРФОР (57)
  • ФОТО (16)
  • ФОТО АЛЬБОМ «tatyaro» (22)
  • ФОТОНАТЮРМОРТ (178)
  • ФОТОПРОЕКТ ЕКАТЕРИНЫ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ (35)
  • ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ (203)
  • ХУДОЖНИКИ (95)
  • ЦВЕТЫ (188)
  • ЦВЕТЫ В ЖИВОПИСИ (84)
  • ЧАЙ (19)
  • ЧЕШСКАЯ ЖИВОПИСЬ (2)
  • ШВЕДСКАЯ ЖИВОПИСЬ (39)
  • ШВЕЙЦАРСКАЯ ЖИВОПИСЬ (21)
  • ЭТИКЕТ (13)
  • ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО (1)
  • ЮМОР (31)
  • ЯПОНИЯ (53)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ПЕЙЗАЖ НАСТРОЕНИЯ

Читайте также:  Желаю жизненных картин где радость красота блаженство

Понедельник, 10 Июня 2013 г. 15:22 + в цитатник

Русский художник Николай Никанорович Дубовской (1859-1918)


Лесная река

Николай Никанорович Дубовской — крупный русский живописец отечественной пейзажной школы рубежа ХIХ и ХХ веков, видный общественный деятель, член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников — самого значительного из русских художественных объединений ХIХ века, сыгравшего выдающуюся роль в развитии русского изобразительного искусства.

«Пейзаж настроения» как творческий метод

Н. Н. Дубовской вместе с И. И. Левитаном и другими молодыми «передвижниками» был создателем нового направления в русской пейзажной живописи, которое получило впоследствии название «пейзаж настроения».


Облачко

Для «передвижников» главным в пейзаже становится не столько точность воспроизведения природы, сколько то, из чего слагается красочное впечатление, что составляет «настроение» мотива, его художественный смысл. В своём восприятии пейзажа они исходили, прежде всего, из степени отражения мира чувств и переживаний человека. Программным произведением Дубовского в этом отношении стала картина «Притихло» (1890).


Притихло. 1890 г. Картина отмеченна Большой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Как и у И. И. Левитана, «Пейзаж настроения» Н. Н. Дубовского, при всей его натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, внося в него лишь отдельные коррективы), обрёл беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но не выразимы словами. Для Дубовского главным в «пейзаже настроения» становится не только точность воспроизведения природы, сколько то, из чего слагается красочное впечатление, что составляет «настроение» мотива, его художественный смысл.


После грозы. 1897 г.

Художник изображал не столько конкретный сюжет, отдельные детали или мотив, сколько различные состояния наблюдаемой им природы, неотделимые от выражения навеянных ими эмоций, подчиняя этой задаче определённый выбор живописных средств: у него особое отношение к ритму, композиции, световоздушному способу изображения природы. Соотношение объективного и субъективного у него находится в гармоническом равновесии, сама природа при этом получает некий собирательный образ.


Могучий дуб. Этюд. 1879 г.

Природа в «пейзаже настроения» изображается так, как видит её рассеянный взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений — тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Важную роль в формировании этого метода играла сама личность художника — чувственная, пылкая, самозабвенно любившая и остро чувствовавшая природу.


Радуга. 892 г.

«Пейзаж настроения» имел большое значение в творчестве передвижников и явился в русской пейзажной живописи конца ХIХ века новым этапом постижения действительности, отображая многообразную гамму переживаний, которые способно вызвать у человека вдумчивое созерцание природы.


Сумерки. 1897 г.


Ладожское озеро


Деревня в горах. 1911 г.

Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

Источник

Оцените статью