Конспект занятия по ознакомлению детей 6–7 лет с изобразительным искусством «Морской пейзаж»
Елена Рост
Конспект занятия по ознакомлению детей 6–7 лет с изобразительным искусством «Морской пейзаж»
Занятие по ознакомлению детей 6-7 лет с изобразительным искусством по теме «Морской пейзаж»
1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, чувство сопричастности, наслаждение от изображенной художником красоты.
2. Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с литературным произведением, собственными чувствами и переживаниями, высказывали свои суждения, давали оценки.
3. Подвести детей к пониманию зависимости использования художником цвета и композиции от содержания картины.
4. Продолжать формировать представления детей о пейзаже как жанре живописи.
5. Закрепить знания детей о линии горизонта.
6. Дать совместно с детьми определение морского пейзажа.
7. Обогатить словарь детей эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами: «марина», «штиль», «морской пейзаж».
8. Закрепить умение соотносить музыкальное произведение с картиной по настроению и звучанию.
I. Предварительная работа
1. Наблюдение на прогулке за линией горизонта.
2. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
3. Рисование осеннего пейзажа.
4. Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова.
Материалы для занятия:
• картины с изображением моря;
• изображение из книги А. С. Пушкина;
• листы бумаги А4;
• знаки-символы по видам пейзажа;
• запись с шумами моря.
II. Ход занятия
Экскурсия на выставку картин
Сейчас мы с вами совершим экскурсию на выставку картин. О том, какие картины мы увидим сегодня, подскажет вот этот знак.
Вы правильно догадались, мы снова будем смотреть пейзажи.
Что же такое пейзаж? (картина о природе)
• Кто вспомнит стихотворение о пейзаже:
Если видишь, на картине
Или сад и белый иней,
Или лес и облака,
Или горная равнина,
или поле и шалаш,
То подобная картина
называется пейзаж!
• Дидактическая игра «Найди картину»
Сегодня мы посмотрим необычные, удивительные пейзажи.
Вы сможете рассмотреть их внимательно, полюбоваться ими, почувствовать «душу» картин, а они откроют вам свои секреты.
• Ой, ребята, вместо пейзажа мы видим книгу («Сказка о рыбаке и рыбке»). Вам она знакома? Как называется?
• О чем же она хочет подсказать? Где жила главная героиня этой сказки? Правильно, в море. Так вот в чем подсказка!
Главным героем наших сегодняшних картин будет море.
С давних пор художники рисовали море и называли свои картины «маринами», что означает морская. Существует поверье, что у моря, как и у человека, есть настроение.
• Каким бывает настроение?
• Каким цветом можно нарисовать хорошее, радостное настроение?
А у моря? (ответы детей)
• А каким спокойное? А у моря? (ответы детей)
• А каким же цветом плохое? (черным)
Такие картины, в которых художники изображают разное настроение моря, называются (морской пейзаж).
• Как может выглядеть знак-символ такой картины? (подходит к мольберту) Дети делают свои варианты знаков.
• Вспомните, какая линия всегда подскажет, с чего начать рисовать? Эта волшебная линия называется линией горизонта и соединяет небо и землю, а в наших картинах небо и воду.
Как вы думаете, как будет выглядеть линия горизонта, когда настроение у моря спокойное? Покажите руками (пластический этюд).
Воспитатель показывает изображение моря в спокойном состоянии (картина 2). Такое состояние моря называется штиль. Именно таким было настроение в сказке А. С. Пушкина в первый раз, когда старик пришел к морю.
• А каким оно было во второй раз? («Видит, море слегка разыгралось…»)
• Как теперь будет выглядеть линия горизонта? (дети показывают руками).
Посмотрите, как изменилась линия? (Воспитатель показывает изображение Е. Волков «Море» (картина 3)
• Что же произошло с морем, когда старик пришел просить, чтобы рыбка служила на посылках? (Зачитываю: «Стало черным синее море, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют…»)
Такое состояние моря называется шторм. Это очень страшное, напряженное зрелище.
Как же теперь будет выглядеть линия горизонта? (картина 4)
Картина 5 (портрет А. С. Пушкина)
• Покажите руками линию горизонта. Море не просто рассердилось, оно в ярости.
• Что же произошло с цветом воды?
• Что изображено на картине? (кораблекрушение)
• Что пытаются сделать люди?
• Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно. Потом становится все выше, выше и выше, а потом ударяет вниз с сокрушительной силой. Такую волну моряки называют «девятый вал». Она может разрушить все на своем пути, вызывая у любого человека чувство страха (звучит музыка).
Но вот снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря.
(Звучит музыка во время рассказа для релаксации эмоций детей, звучит спокойная музыка).
• Подготовка к рисованию.
• Так как же будет выглядеть ваш эскиз? (После ответов детей ставлю на мольберт 3 эскиза с разной линией горизонта. Дети выбирают понравившийся).
• Что означает такой знак? («морской пейзаж»)
• Как называют его художники? («марина»)
А теперь мы с вами тоже можем нарисовать «марину».
III. Самостоятельная деятельность детей
Дети рисуют пейзаж по желанию. Во время рисования звучит музыка или шум воды.
IV. В конце занятия оформляется выставка «Морской пейзаж» для родителей.
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей группе «Художник-пейзажист И. И Шишкин» Тема: Художник-пейзажист И. И Шишкин ЦЕЛЬ: 1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж. 2)Учить воспринимать содержание пейзажной.
Конспект НОД в старшей группе по теме «Художник-пейзажист И. И. Шишкин» Цель: Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж. Задачи: Образовательные: Учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать.
Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством во второй младшей группе «Книжная графика» Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на песенку, желание ее петь и ритмично двигаться. Слушать мелодию и слова, внимательно рассматривать.
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «печать листьями» с детьми 5–6 лет на тему «Осенний пейзаж» Тема: «Осенний пейзаж» Цель: Создать условия для ознакомления детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток» Образовательные задачи:.
Консультация для воспитателей «Первые встречи с изобразительным искусством» У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно образного начала, когда ребёнок двух лет масками, штрихами передаёт.
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Морской пейзаж» Полихудожественный подход, как средство развития эмоциональной отзывчивости детейЦель: Приобщение детей к восприятию необычного в природе.
Проект «Морской круиз» для детей 6–7 лет Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Провела:.
Тренинг по снятию напряжения для детей 7–8 лет «Морской круиз» Тренинг на снятие напряжения для детей 7-8 лет «Морской круиз» Тренинг составлен педагогом-психологом Строгановой Е. А. МКОУ ДО Дом Детского.
Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно — прикладным искусством. Задачи:- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.
Источник
Урок изобразительного искусства «Пейзаж-настроение на мотив моря». 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (108 МБ)
Цель урока: приобщить детей к миру искусств через их собственное творчество; дать представление о взаимодействии различных видов искусств; формировать навыки работы кистью, гуашевыми красками.
Задачи:
— воспитание интереса и любви к природе;
— воспитание эстетического вкуса;
— формирование умения выражать свою эстетическую позицию.
— развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать живопись, музыку и выражать своё отношение к ним;
— развитие ассоциативного и образного мышления, творческого воображения;
— активизировать стремление учащихся к самовыражению;
— обучение элементам анализа художественного произведения;
— обучение художественной грамотности, формированию практических навыков работы цветом и различной технике мазка, для передачи настроения моря;
— научить объединять различные виды художественной деятельности — изобразительное искусство, музыку, движение.
— научить детей смело выражать то, что они чувствуют, изобразительными средствами.
Задание: Написать пейзаж настроение на мотив моря.
Оборудование и материалы:
- Наглядные пособия (мультимедийная презентация)
- Образцы различной техники мазка.
- Таблицы по цветоведению.
- Художественные материалы (гуашь, кисти, альбом).
- Музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”, марш “Щелкунчик”, фрагмент симфонического эскиза Клода Дебюсси “Игра волн”, Морис Равель “Игра воды”, звуки моря.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы:
— объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
— практический (отработка навыков);
— исследовательский (просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Межпредметные связи: музыка, МХК.
Ожидаемый результат:
Учащиеся научатся эстетическому осмыслению действительности окружающего мира; смогут воспринимать во взаимосвязи различные виды художественной деятельности — изобразительное искусство, музыку, движение; смогут передавать свое настроение с помощью цвета; совершенствуется техника работы гуашью; разовьётся творческое воображение.
1. Организационный момент.
2. Повторение.
Каждый художник видит мир по-своему. И выбирает ту тему или тот мотив, что ему ближе всего. Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразны. Мотивом пейзажа может быть город, село, море, горы, стройки и заводы, архитектура и многое другое.
Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. Марина – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Горный пейзаж — это горы, горные реки, предгорья. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. В архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
3. Введение.
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.
У: О чём пойдёт разговор на нашем уроке?
Марина – изображение морской стихии.
4. Ознакомление с новым материалом.
У: Тема урока: “Маринистический жанр изобразительного искусства”.
Море всегда имело огромную, притягательную силу для художников. В разное время многие живописцы обращались к изображению морских пейзажей. Художника, который пишет море, называют маринистом, например И.К.Айвазовского.
У: Иван Айвазовский целиком отдал свой большой талант изображению морских пейзажей. Он жил в южном городе Феодосии. Построил свой дом на берегу так, чтобы из окон всегда было видно Чёрное море. За свою долгую жизнь живописец написал более шести тысяч морских пейзажей. В изображение морской стихии, в бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников. И сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера. Он является автором грандиозных полотен, в которых романтически воспевает силу и величие морской стихии. Также посвящал свои полотна героическим делам русского флота.
У: Иван Айвазовский писал море в бурю. Писал море и в штиль. То пронизанное солнцем, то хмурое в пасмурный день, то ревущее в шторм – всегда в движении. Изображая природу, художник всегда выражает своё настроение и отношение к жизни.
— Что происходит с человеком, когда он видит солнце, ощущает на себе холодный ветер, дождь, попадает в грозу, ночной снегопад?
Всё, что делает художник, обращено к душе человека, всё говорит о человеческих чувствах. Не только люди, но и сама природа имеет свой характер и своё настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. У природы, как и у любого человека, настроение может быть разным. Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным.
У: — Что помогает художнику передать настроение моря? (цвет)
У: — На каком из этих пейзажей Ивана Айвазовского море весёлое, игривое?
— На каком оно тихое, ласковое?
— А на каком тревожное, грозное?
На картине “Морской пейзаж с обломками корабля под лунным светом” — море изображено грозным, таинственным. На картине цвета смешаны с чёрной краской. На картине “Залив” — жёлтые мазки придают морю весёлое, игривое настроение. На картине “Море ранним вечером” — настроение получилось нежное, лёгкое, спокойное. Здесь краски смешаны с белым цветом.
Настроение природы в картине и своё настроение можно передать с помощью цвета.
У: — Как можно превратить цвет в нежный, тревожный, тихий? (смешивая с белой, чёрной и серой красками)
(Слайд № 15, 16, 17)
У: — Каким мы видим море на этих картинах?
— Как художник передаёт настроение моря?
Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложиться ровно, гладко или густыми, выпуклыми мазками. Они могут быть похожи на точки, полоски, волны, запятые.
Поль Синьяк написал картину “Марсельский порт” мазками, которые похожи на кирпичики — полоски. Клод Моне написал картину “Скалы в Бель — Иль” мазками похожими на волны и запятые.
(Слайд № 19, 20, 21)
У: Разнообразные мазки характерны для художественных стилей живописи второй половины ХIХ – начала ХХ в.в.
Так писал Клод Оскар Моне. Он сосредоточил всё своё внимание на передаче света и оттенков цвета. Изображал гармонию красок при разном освещении. Это характерно для художников импрессионистов.
Импрессионизм (Impressionism, франц. impression — впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 20 века. Название «Импрессионизм» возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце»
Импрессионисты создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками. Всё это создавало светлую, радостную живопись. Игра разнообразных мазков придавала картине трепетность и реальность. Импрессионисты пытались уловить «впечатление» от того, что глаз видит в конкретный момент, стремились уловить изменчивые состояния в природе. Не смешивали краски на палитре, а наносили их прямо на холст, быстрыми мазками чистых цветов, заботясь об общем впечатление. Именно в это время вошло в употребление выражение “пейзаж настроение”.
У: Стремление передать в картине личностное восприятие жизни воплотилось в творчестве постимпрессионистов. Постимпрессионизм — направление в изобразительном искусстве, возникшее в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. Необычное эмоциональное видение мира принёс в живопись Винсент Ван Гог. Динамичность мазка и линий, выразительность форм отличают его полотна. С помощью ритмических цветовых мазков он выражал напряжение собственных чувств.
Рассмотрим одну из его работ. Сильная, энергичная кисть художника уверенно и свободно кладёт на поверхность холста широкие, полные динамики мазки. Синие, светло зелёные и почти белые – они как бы передают мерный плеск волн, уходящих к самому горизонту. Основу колорита составляют яркие, интенсивные, чистые краски. Цвет и радостный, мажорный ритм мазков создают приподнятое, светлое настроение.
У: Морис де Вламинк, французский живописец — постимпрессионист, родоначальник экспрессионизма в среде фовистов. Вознёс цвет до уровня самостоятельного изобразительного средства. В своих произведениях художник часто сочетает раздельные мазки, равномерные геометрические и вангоговские мазки в виде запятых.
Цвета пейзажа яркие и насыщенные. Сочетание белых и синих тонов в изображение воды вызывает ощущение игры отражённого света, а клубящиеся мазки на небе как будто обещают приближение грозы.
(Слайд № 26, 27, 28)
У: Поль Синьяк – французский художник, представитель направления пуантилизм.
Пуантилизм — направление живописи, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок, ради оптического эффекта.
Поль Синьяк мимолётным впечатлениям импрессионистов противопоставлял напряжённую работу мысли и чувства, приводящую впечатления от натуры в систему – организованную цветом композицию пространства.
Поль Синьяк применял технику раздельного мазка, создавая насыщенные светом и воздухом пейзажи. Использовал чёткие мазки в виде точек или мелких прямоугольников.
У: Ритмический повтор мазков разной формы образует живописную фактуру, создающую тот или иной образ моря.
Звучит фрагмент симфонического эскиза Клода Дебюсси “Игра волн”.
У: — Какая из картин Клода Моне по эмоциональному настроению соответствует
услышанному музыкальному произведению?
— Какие чувства выражает музыка? (тревога, смятение, натиск, беспокойство)
— Какие образы рождает музыка? (похоже на плеск волн)
Обратите внимание на колорит. Белые мерцающие искорки на тёмном, синем фоне.
Так же мерцает и переливается мелодия Клода Дебюсси “Игра волн”.
— Помогает ли музыка восприятию живописного произведения?
5. Практическая работа.
Звучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковского “Вальс цветов”.
У: Выразите свою реакцию на музыку через движение рук.
Попробуйте этим движением руки выполнить мазки на палитре.
(демонстрирую образец мазка на доске, ученики выполняют упражнение на палитре).
У: — Какой характер моря передают эти мазки? (такие мазки передают игривый характер моря).
Звучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковского “Марш”.
У: Попробуйте прохлопать ритм услышанной музыки.
— На что похожи хлопки? (на мазки, которые по своему очертанию похожи на кирпичик).
Изобразите их на палитре.
(демонстрирую образец мазка на доске, ученики выполняют упражнение на палитре).
У: — Какой характер моря передают эти мазки? (такие мазки передают торжественный характер моря).
У: Вспомните, было ли когда-нибудь такое, чтобы настроение в природе совпало с твоим настроением.
— Какая из палитр соответствует вашему настроению?
(дети поднятием карточки 1, 2, 3, 4 показывают своё настроение)
Изображать пейзаж лучше в том настроении, которое соответствует вашему душевному состоянию сейчас.
У: — Что изобразил Клод Моне на этих картинах?
Мы видим один и то же мотив, но настроение в картинах совершенно разное. Клод Моне запечатлел на полотне мгновения изменчивого освещения в одном и том же месте. Здание парламента в Лондоне Клод Моне писал в 1902—1904 годах, создав целую серию полотен на эту тему, состоящую из тридцати семи холстов. Его интересовали эффекты освещения различного времени суток или разных времён года.
6. Самостоятельная работа.
Сегодня вам предстоит написать пейзаж на мотив моря. Но главное, необходимо передать настроение природы.
— Как будет звучать тема нашего урока? (пейзаж настроение на мотив моря)
Тема: “Пейзаж настроение на мотив моря”
Для создания моря смеющегося, радостного, используйте чистые цвета – синий, зелёный, жёлтый. Чтобы придать морю спокойное настроение, во все цвета добавляйте белую краску. Чтобы изобразить шторм, добавьте в краски чёрный цвет.
Важное значение имеет направление и характер мазков, которыми вы кладёте краску. Они могут быть энергичными или текучими, мягкими; мелкими или широкими, размашистыми. Мазки создают фактуру, которая тоже выражает ваше настроение, вашу волю, которые вы вкладываете в изображение.
Работу не надо рисовать карандашом, пиши сразу красками, соблюдая тональные соотношения пространственных планов.
Во время практической работы звучит фрагмент симфонического эскиза Клода Дебюсси “Игра волн” и произведение для фортепиано Мориса Равеля “Игра воды”.
— проверка организации учащимися рабочего места;
— наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;
— оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
— контроль за объёмом и качеством выполненной работы.
У: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочих местах.
7. Подведение итогов.
Учащиеся группами выходят к доске, демонстрируют свои пейзажи, говорят о настроение, которое они передали в своих работах, выбирают наиболее удачные варианты.
У: — Кому на уроке было интересно и легко?
— Кому было интересно, но трудно?
— Кому скучно и неинтересно?
(Ученики поднятием руки показывают своё отношение к уроку)
Источник