- Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…» (Восприятие, истолкование, оценка)
- Стихотворение и анализ «Это утро, радость эта…»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- Художественный прием это утро радость эта
Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»
(Восприятие, истолкование, оценка)
Педора К., 10 кл., гимназия № 405, Санкт-Петербург, 2001 г.
Остановить мгновение … Звучит неправдоподобно. Однако именно это являлось главной задачей импрессионистов. Основное свойство импрессионизма – явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере им, этим представлением, обладал Афанасий Афанасьевич Фет. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления – не мотивы, а темы фетовского творчества. В своих стихотворениях Фет стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Можно сказать, что Фету как поэту-импрессионисту присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира, к тем изменчивым настроениям, которые внушают чуткой душе восходы и закаты, полуденный час и начало сумерек, полет птиц и пробуждение весенней природы.
Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. «Это утро, радость эта…» – одно из них. Это стихотворение о чудесном, на мой взгляд, времени года – о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, – не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка «дышала», «звенела», одним словом, «жила».
В чём «изюминка» этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке. Здесь нет ни единой точки (кроме конца стихотворения)! Читаешь это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём «одного предложения» смог как нельзя лучше передать движение жизни, «воскрешение» природы весной:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
В короткие строки будто «набегают» одна на другую. Фет не случайно написал стихотворение четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно «пульсирует».
«Это утро, радость эта…» Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами «это утро, радость эта», а заключает выражением «это всё весна». Между первой и последней строками – образы, «рисующие» начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение «вмещает» целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй – день, а в третьей – ночь, наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья. Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением «это» в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и «поэтической мысли» в стихотворении. Но одновременно с этим – и движение пространства: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.
Фет рассказывает нам о том, как «просыпаются» реки, пчёлы, деревья, и повсюду звучат «зык и свист». В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: «вздох ночной селенья». Как же создается образ весны? Отглагольные существительные «крик», «говор», «свист», «дробь» и слова «зык», «трели» «рисуют» атмосферу весеннего шума. Один лишь образ – «мощь и дня и света» – и мы уже «видим» сияние солнца. Казалось бы, перед читателем обычное перечисление через запятую впечатлений лирического героя:
Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист…
Но, читая это строки, сразу же можно представить себе целостную картину и расцветить ее своими красками. Пчелы – золотистые, мошки -серебристые, легкие, пух – зеленовато-желтый, капли – жемчужные… В этом-то вся прелесть стихов Фета, как поэта-импрессиониста. Каждое слово вызывает ряд ассоциаций, для каждого человека – свой. В эту мозаику Фет смог «вместить» образ всей весенней природы. На мой взгляд, поэт хотел донести до нас мысль о том, что весна – это утро, утро года.
«Это утро, радость эта…» – настоящий весенний пейзаж, бережно «нарисованный» поэтом. Каковы же черты импрессионизма в этом стихотворении? Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это – картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.
Источник
Стихотворение и анализ «Это утро, радость эта…»
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист ,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Краткое содержание
И. Левитан. Солнечный день. 1876
Лирический герой, взглянув в окно, не может не ощутить радости от прекрасного пейзажа: в небесной синеве видны птичьи стаи, возвращающиеся из тёплых краёв, пробуждаются насекомые, пчёлы жужжат – в природе всё прекрасно! Но при этом, в душе поэта не всё так же идеально, как в природе. Поэт описывает целые сутки: рассказ начинается с описания утреннего и дневного света, а завершается описанием ночи. Лирический герой замечает всё самое важное в каждом времени суток.
История создания
Это произведение – образец позднего периода творчества Фета. Оно появилось в 1881 г. В это время поэт вышел в отставку и проживал в загородном имении. В произведении улавливаются философские нотки: они связаны с ранней утратой возлюбленной Марии Лазич. Поэт расстался с ней давно, а спустя некоторое время узнал, что девушка погибла.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет собой элегию. Пробуждающаяся природа способствует раздумьям поэта о вечности окружающего мира, о связи природы и человека. В строчках сквозит настроение грусти.
Произведение написано четырёхстопным хореем. Используются два вида рифмы: параллельная и кольцевая.
Композиция
Стихотворение несложное по композиции. В нём описывается один день из жизни поэта:
Первая строфа повествует о раннем утре. Начало дня – это время, когда солнышко улыбается каждому человеку. Небо невероятно синее и высокое. Птичьи стаи тянутся, издавая манящие звуки.
Вторая строфа повествует о середине дня. В полуденное время воздух прогревается, мелкие мошки и пчёлы выглядывают в поисках нектара. Третья строфа описывает вечернее время, которое встречает лирического героя вздохом и зарёй.
Произведение делится на смысловые части. Поэт описывает всё, что наблюдает вокруг. В качестве основы для выстраивания сюжета он использует временные рамки: с раннего утра – до позднего вечера.
Образы и символы
Фет использует 24 образа, чтобы описать всего лишь одно время года – весну. Движение чувств и мыслей лирического героя отражено в постепенном сужении его поля зрения:
Первые строки – обращение поэта к радости: «Это утро, радость эта; Это мощь и дня, и света; Этот синий свод».
Постепенно световые образы перетекают в образы предметные. Весна ассоциируется с вереницей птиц, с «говором вод», с пчёлками и мошками.
Последние строки описывают состояние поэта весной: «Этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна, эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели, это всё – весна».
Поэт сумел большое число образов собрать в единую мозаику, вместив в неё ещё и образ главного героя, и тему своего повествования: наступление весны и перемены в природе.
Темы и настроение
Главная тема – это весна, её огромное влияние на состояние человеческой души. Окружающий мир представляется единым целым, поражая воображение лирического героя. Фет лишь намекает на присутствие человека в последней строфе. Яркий день сменяется «ночью без сна». Яркие эмоции не дают покоя незримому лирическому герою: его эмоционально взвинченное состояние объясняется приходом весны.
Основная идея
Основная идея в том, что красота природы оказывает прямое влияние на человеческую душу. Даже стареющий поэт, которому довелось испытать немало бед, с приходом весны ощущает в себе прилив вдохновения, свежих сил.
В период позднего творчества Фет испытывал гнетущие мысли о своей неудачно сложившейся жизни. Но эти мысли не характерны для данного стихотворения: оно буквально пропитано оптимизмом, любовью к жизни.
Средства выразительности
В стихотворении не так много выразительных средств. Фет не пытается красиво описать окружающий мир: он лишь коротко перечисляет всё то, что видит. В этом ему помогают следующие средства выразительности:
- эпитеты – «вздох ночей»;
- сравнения – «эти капли – эти слёзы», «мощь дня и света»;
- аллитерация – для передачи печали в душе поэта. Например, использование согласного звука «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод»;
- анафора – повторение форм слова «это» в каждой строчке;
- особый синтаксический приём: использование однородных членов предложения: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и др.
Особенность произведения – полное отсутствие глаголов. Несмотря на это, поэт сумел передать движение, жизненную энергию.
Источник
Художественный прием это утро радость эта
Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Это пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?
Это стихотворение принадлежит к лирике, т. к. объектом изображения лирики становится сам создатель произведения со своим внутренним миром, идеями, чувствами, переживаниями, в то время как события внешнего мира, породившие эти переживания, отодвигаются на второй план.
Выпишите из этого стихотворения индивидуально-авторское слово.
Такое индивидуально-авторское слово называется «неологизм». Дадим определение.
Неологизм — это новое возникшее в языке народа слово для обозначения нового явления и понятия в жизни общества (общественных учреждений, технических достижений и пр.), использованное писателем в своём произведении, или слово, созданное им самим путём сочетания уже существующих слов или каких-либо их частей.
Окказионали́зм (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка[1].
Примеры: крупноболотье (создано по модели слова «мелколесье»), чипсонос (создано по модели слова «водовоз»), повсеградно, повсесердно (по аналогии с «повсеместно»).
В данном стихотворении неологизм или окказионализм — это слово зык.
У слова ЗЫК есть значение: резкий, громкий звук, голос, окрик.
Это слово явно придумал не автор.
Как неологизм пересекается с индивидуально-авторским словом?
А Вы полагаете, что неологизмы появляются сами по себе, из ниоткуда? Прочтите пояснение к заданию — объяснения даны подробные.
К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?
Многие произведения Фета, посвящённые природе, проникнуты чувством восторга, светлой радости, состоянием душевного подъёма. Таково и стихотворение «Это утро, радость эта…». Оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта.
Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.
Стихотворение Фета о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе:
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Стихотворение Фета «Это утро, радость эта…» о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе:
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта — природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:
Сам себе казался я таким же клёном…
Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык .
Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Источник