Художественный образ основное средство отражения чувственного познания мира

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ МИРА В ПЕРВОБЫТНОМ ИСКУССТВЕ. Геометрический орнамент. Образность архитектурных. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАндрей Биркин

Похожие презентации

Презентация на тему: » ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ МИРА В ПЕРВОБЫТНОМ ИСКУССТВЕ. Геометрический орнамент. Образность архитектурных.» — Транскрипт:

1 ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ МИРА В ПЕРВОБЫТНОМ ИСКУССТВЕ. Геометрический орнамент. Образность архитектурных первоэлементов.

2 Искусство первобытности делится на палеолит – древнекаменный век (X тыс.до н.э.), мезолит – среднекаменный век (X-V тыс.до н.э.), неолит – новый каменный век (V-III тыс.до н.э.) Наиболее действенной формой отражения окружающего мира в первобытном искусстве была наскальная живопись, соединявшая жизненные реалии с мифологией.

3 Способы и средства нанесения рисунка: — пальцы, ветки, кости (по мягкой глине); — крупные каменные резцы (на скалах) — минеральные красители (охра, известняк, древесный уголь), растительные (трава, лепестки цветов) Особенности первобытного искусства палеолита: — отсутствие перспективы, — не соблюдение пропорций, — передача глубины пространства — объёмность, пластика, динамика.

4 Уникальный пример наскальной живописи дают образы бизонов, лошадей, оленей, быков, коров, нарисованные в пещере Альтамира в Испании. В них заложено зерно символики. Фигуры объёмны, благодаря различным по толщине линиям контура, косым параллельным штрихам и оттенкам охры. Зубр. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Альтамира. Испания

5 Большой зал пещеры Ласко. Палеолит. Франция

6 Лошадь Бизон и носорог. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласк. Франция. Левая сторона – мифологический, сакральный мир, связанный с понятием порядка и более реальный для первобытного человека, чем окружающий мир.. Ему соответствует красный цвет. Правая сторона – земной мир, ещё во многом враждебный, окрашенный в чёрные тона.

7 Зубры. (слева). Чёрная корова (справа). Палеолит. Пещера Ласко. Франция. Отдельностоящие пары диких животных, Чёрная корова с обвисшим животом – тема продолжения рода у первобытных художников.

8 В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические фигурные композиции, приобретающие более условный характер. Охота. Мезолит. Альта. Норвегия.

9 Первобытная скульптура относится к начальному этапу развития искусства. Большей частью она представлена фигурками женщин, высеченными из мягкого камня известняка, реже из мамонтовой кости, носящих культовый характер. Палеолитические «Венеры» — это обобщённый образ хранительницы очага, символ плодородия. «Венера Виллендорфская». Палеолит. Музей истории искусств. Вена (слева). Большой женский идол с Кикладских островов. Неолит. Национально-исторический музей. Афины.

11 Символика геометрического орнамента: Волнистые узоры – течение реки, Бегущая спираль – непрерывное движение солнца и времени, символ жизни и воды, Ромбы – символ женского божества, Крест – солнечный диск, ориентация в пространстве соответствует образу мирового дерева, жизни, (по вертикали), земли, смерти (по горизонтали).Он объединяет противоположные начала, центр пересечения – источник энергии. Треугольник вершиной вверх – символ огня и созидательной мужской силы, Треугольник вершиной вниз – символ воды. Плодородия и женского начала, Зигзагообразная линия – змея – покровительница дома, посредница между небом и землёй, символ дождя. «Ёлочка» — растение или злаковый колос. Окраска орнамента сочетала в себе от 1 до 2 цветов: белый, чёрный- как 3 цвета.

12 Первые сооружения архитектуры – мегалиты (греч. «мегос» — большой, «литой» — камень) – носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе необработанные большие каменные глыбы, расположенные в определённом порядке. В конце эпохи неолита уже существовали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи. Менгиры – это продолговатые камни- столбы или плиты разной формы (от м). Установлены вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Использовались для совершения обрядов на месте памяти предков. Встречаются в Англии, Франции, Испании, Греции, Азии, Африке и на Кавказе. Самые большие менгиры (21 м и вес – 300 т.) встречаются в Бретани. Менгиры. Неолит. Бретань. Франция.

Читайте также:  Откуда берутся чувства любви

13 Более сложные архитектурные сооружения – дольмены. Они представляют собой 4 вертикальных каменных блока, как крышей перекрыты каменной плитой. Внутренней пространство служило местом пребывания души умершего предка..средние размеры дольменов составляют 2 на 3 м, их высота достигает 2 м. Но есть и гиганты, например, в Алжире – длиной до 15 м, шириной ок. 5 м и высотой до 3 м. Там ок. 3 тыс. дольменов, вес некоторых плит достигает 40 т. Дольмен. Неолит. Корсика. Франция.

14 Кромлехи – каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. Стоунхендж. Неолит. Англия. План.

15 Самый известный кромлех – Стоунхендж (Солсбери, Великобритания), возведённый на рубеже каменного и бронзового веков. В гг. До н.э. Огромные каменные глыбы – удивительное достижение науки и техники, не имеющее аналогов.

16 Стоунхендж – это : Храм – Некрополь- Обсерватория?!

Источник

Художественный образ основное средство отражения чувственного познания мира

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж

УPOK 3
ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ МИРА В ПЕРВОБЫТНОМ ИСКУССТВЕ

Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ. ОБРАЗНОСТЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ПЕРВОЗЛЕМЕНТОВ

Мифы помогали человеку структурировать окружающий мир, превращать хаос в обжитое комфортное пространство. Преодолевать хаос в самом человеке помогало искусствоотражение в художественных образах представлений об окружающем мире.

Искусство первобытности делится на палеолит – древний каменный век (Х тыс. до н. э.), мезолит средний каменный век (Х–V тыс. до н. э.), неолитновый каменный век (V–111 тыс. до н. э.).

Наиболее действенной формой такoгo отражения в первобытном мире была наскальная живопись, соединявшая жизненные реалии с мифологией.

Начиная с эпохи палеолита первостепенными заботами человека являлись пропитание и продолжение рода. Peшение обеих проблем в условиях собирательства и охоты связывалось с животными. Древний человек был убежден, что всякое изображение существует в действительности. Поэтому, рисуя животных на стенах пещеры, он как бы магически влиял на рост их численности и на успешную охоту. Магической силой, воздействующей на размножение, наделялось парное изображение особей противоположного пола. А выходить на охотничью тропу живых животных якобы вынуждали духи животных нарисованных, ибо, как считали древние охотники, подобное привлекает подобное.

Уникальный пример наскальной живописи дают образы бизонов, оленей, быков, лошадей, коров, нарисованные в пещере Альтамира в Исnаnии. Мало тoгo, что они позволяют судить о характере росписей тoгo периода, в них заложено зерно той символики, которая получила развитие в дальнейшем. Фигуры плотным кольцом обступают зрителей со всех сторон. Несмотря на гигантский размер, они не закрывают одна другую. Фигуры объемны благодаря различным по толщине линиям контура, косым параллельным штрихам, изображающим шерсть, оттенкам красной и желтой охры.:Кaжется, что они окутаны световоздушной дымкой, разрушающей замкнутое пространство пещеры (см. цв. вкл., рис. 1).

Еще более многозначны росписи пещеры Ласко во Фраnции. Оба ее зала сплошь покрыты рисунками. По левой стене первого, большого зала стремительно движутся друг за другом дикие лошади, могучие быки, благородные олени.

Им даже несколько нарочито противопоставлены статичные фигуры животных на правой стене пещеры. Такое подчеркнутое различие в динамике неслучайно. Оно отражает одно из главных противопоставлений в мифологии — «левое – правoe». Левая сторона – мифологический, сакральный мир, связанный с понятием порядка и более реальный для дpeвнeгo человека, чем окружающая действительность. Ему соответствует красный цвет голов животных на левой стене. Справа – земной мир, еще во многом враждебный и потому окpaшенный в черные тона. головы животных черного цвета на правой стене указывают на принадлежность к этому миру.

Стены втopoгo зала украшают отдельно стоящие пары диких лошадей, бизонов, оленей, баранов. Среди них выделяется изображение черной коровы с маленькой головкой, изящно изогнутыми рогами и oгpoмным отвисшим брюхом.

Акцент на массивной средней части фигуры – «чреве-утробе» – особое свойство изобразительного искусства палеолита. Причем не только животное, но и предельно обобщенный, безличный образ Богини-Maтepи воспринимался как символ «вместилища». Отсюда фронтальная постановка скульптур, увеличенные бедра, живот, ягодицы, грудь при недоразвитых конечностях, а иногда и отсутствие головы. Такие формы выражали формулу жизни «живот – жизнь – дающий» и были рассчитаны на мгнoвeннoe узнавание, а не на длительное любование.

Читайте также:  Низкий уровень стресса это хорошо или плохо

Новые условия быта, связанные с появлением лука и стрел в эпоху мезолита, обусловили новые формы искусства.

С гипертрофированной фигуры животного акцент был перенесен на человека в действии, отчего искусство мезолита Kaжется почти бытовым по сравнению с тотальным зооморфизмом палеолита. Стилизованные нитевидные человеческие фигурки воплощают собой деятельную активность. Лучники, стреляющие с колен, забрасывают стрелами стада пасущихся оленей и баранов, мчащихся антилоп. Сборщик меда, отмахиваясь от атакующих eгo пчел, взбирается по веревке к пчелиному гнезду. Охотники и воины, держащие над головой оружие, самозабвенно исполняют ритуальные танцы. Heредки изображения драматических эпизодов борьбы и вoeнных сражений. Во многих сценах присутствуют убегающие, нападающие, раненые животные, выполненные в реалистической манере с точной передачей анатомического строения, пропорций, повадок. Вместе с тем реалистическое изображение неотделимо от символики: пчела символизировала плодородие, корова — изобилие, бык и бизон – жизненную силу, олень – успех в охоте. При этом их образы должны были Maгически влиять на жизнедеятельность природы.

Изображались даже целые композиции, связанные действием, как, скажем, роспись во втором зале пещеры Ласко. В центре – падающий навзничь мужчина с птичьей гoловой; справа от нeгo – боднувший eгo острыми кривыми рогами раненый бизон. Место ранения – брюхо, откуда вываливаются кишки, – отмечено длинным копьем; шерсть на загривке стоит дыбом, хвост яростно взметнулся вверх. Слева – фигура уходящего Hocopoгa. Размещение фигур дает пищу для предположений вeсьма конкретнoгo свойства: в результате схватки между животными Hocopoг смертельно поддел poгoм бизона и удалился. Охотник в маске, подсмотревший сцену и уверенный в победе, появился из укрытия и метнул копье. Однако eгo излишняя самоуверенность сыграла с ним злую шутку: копье сломалось, и бизон неожиданно обрушил всю свою ярость на человека. И динамичная поза бизона, и шерсть на eгo загривке, прописанная параллельными штрихами, и мерный шаг с достоинством удаляющегося Hocopoгa насыщают сцену предельно реалистичным звучанием.

Вместе с тем схематизм в изображении птицеголового охотника, сам eгo образ, странные точки, идущие в два ряда из-под хвоста носоpoгa по направлению к птице на шесте – одном из вариантов изображения мирового древа, наводят на мысль о закодированной передаче космогонического мифа. Возможно, представление о борьбе как обязательном условии рождения жизни из смерти, порядка из хаоса воплощено здесь через обобщенный образ весенней борьбы животных, стимулирующей жизненную силу при роды.

Новая картина мира в неолите, обусловленная переходом от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, нaшла выражение в новых художественных образах, связанных с плодородием и богатым урожаем. Сложился так называемый геометрический стиль, для котopoгo характерны линейные формы – спираль, кpyг, квадрат, треугольник, крест, свастика.

Спираль – символ жизни и воды. Природный цикл «жизнь – смерть – воскресение» скрыт в двойственном xaрактере движения по спирали: направление сверху вниз, извне вовнутрь означает смерть; движение снизу вверх, изнутри наружу означает жизнь. Спираль как символ воды ассоциируется со змеей, связанной с ритуалом вызывания дождя и плодородия. Змея, кусающая себя за хвост и тем самым образующая кpyг, воплощает идею непрерывности природного цикла, единство мира земного, хтонического (змея) и небесного (кpyг). Kвaдрат является знаком материального мира, ориентированного по четырем сторонам света. Треугольник вершиной вверх – символ огня и созидательной мужской силы, вершиной вниз – воды, плодородия и женского начала.


Крест отражает ориентацию в пространстве по вертикали, соответствуя образу мирового древа, и по горизонтали, символизируя землю. Он объединяет противоположные начала: мужское и женское, духовное и материальное, 6 вечное и преходящее. Место пересечения eгo перекладин обозначает источник энергии, дающий развитие миру во всех нaправлениях. В то же время горизонталь символизирует смерть, пересекающую вертикаль жизнь. Особой разновидностью кpeста, концы котopoгo сломаны в одну сторону, является свастика – знак движения, непрерывности жизни (превращение жизни в смерть и смерти в жизнь), смены времен года.

Читайте также:  Чувствую яичник после овуляции

Ключевое место в искусстве неолита вновь занял образ Богини-матери. Но в отличие от палеолита он характеризовался предельным схематизмом форм и обретением aнтpoпоморфных* черт, о чем свидетельствуют статичные мpaморные изваяния с острова Парос и идолы с Кикладских островов, напоминающие по форме виолончель.

* Антропоморфизм (греч. anthгopos – человек + moгрhё – форма, вид) – представление божества в образе человека.

Подобные каменные изваяния Богини-матери, призванные влиять на плодородие и урожайность, созвучны каменным столбам – мегалитам. стоящим отдельно или группами, с каменным перекрытием или без нeгo. Древнейшей кaменной мегалитической постройкой является дольмеп* – погребальное сооружение. Eгo архитектурная конструкция – вертикальные опоры. перекрытые горизонтальной плитой, – символизирует смерть. Другими простейшими мeгалитическими сооружениями неолита служат мeнгиp** и кромлех*** – вертикально стоящие каменные монолиты, связанные с культом плодородия. Их фаллическая форма читается как символ жизни.

Такие oгpoмныe каменные глыбы присутствуют в культовом сооружении – мегалите Стонхендж («висящие камни») в Англии, создавая особую ритмическую композицию. Oгpoмнoe плоское пространство земли очерчено по кругy рвом и валом. Внутри этого кpyгa, повторяя eгo очертания, расположены два каменных кольца. Внешнее каменное кольцо coставляют вертикальные пятиметровые монолиты, промежутки между которыми едва превышают один метр. С одного кaмeннoгo столба на другой перекинуты каменные балки.

* Дольмен (от бретонск. tol – стол и mеп – камень) – сооружение в виде большого камeннoгo ящика, накpытoгo плоского плитой.
** Менгир (от бретонек. men – камень и hiг – длинный) – вертикально врытый в землю камень высотой 5 м и более.
*** Кромлех (от бретонск. cгom – Kpyг и lech – камень) – круговая oгpaAa из oгpoмныx камней.

Второе кольцо состоит из голубоватых каменных столбов – первообраза колонны. Внутри этого кpyгa пять мощных проходов из грубо обработанных камней с перекладинами напоминают подкову, как бы воткнутую под углом в землю. такому впечатлению способствует разная высота ворот. Hapaстaющая от краев к центру.

«Подкова» обрамляет центральный камень – алтарь. От алтаря абсолютно прямая дорога выводит к oгpoмнoму вaлуну, лежащему за пределом каменных колец, рва и вала. Baлун, из-за котopoгo (если смотреть от алтаря Стонхенджа) в день летнего солнцеворота поднимается солнце, дает основание считать мегалит первым доисторическим архитектурным сооружением, посвященным солнцу. Он не только воспроизводит форму солнечного диска, но и служит для магического влияния на природу. Связь с магией, обеспечивающей жизненный цикл, просматривается в особом ритме вращения композиции по спирали – от центральной сакральной точки, откуда рождается жизнь и произрастает мировое древо, через каменные кольца и вал к внешнему кpyгy рва. Отдельно стоящие камни – простейший образ оплодотворяющей силы солнечного луча, символ мужской потенции. Параллельно расположенные каменные столбы, соединенные поперечными балками, возможно, также соотносятся с магически м ритуалом плодородия, ибо воспроизводят знак, обозначающий созвездие Близнецов. Это созвездие является отражением близнечных мифов о чудесных существах, влияющих на изобилие. Квадраты – символ целостности матeриального мира, вписанные в кpyг – символ неба, означают упорядочение мира и переход от хаоса к космосу.

Горизонталь дольмена и вертикаль менгира воплощают идеи смерти и жизни и соотносятся с главными культами первобытности – культом предков и культом плодородия.

Вопросы и задания

1. Какие формы искусства характерны для первобытного мира?
2. Как художественные образы палеолита, мезолита и неолита отpaжают условия жизни в эти периоды?
З. (Творческий вопрос.) Какие суеверия связаны с древними мифологическими образами?

Найдите в повседневной практике свидетельства древнейших верований. Какая связь прослеживается между геометрическими знаками в современной рекламе и геометрическим орнаментом неолита?

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Помощь школьнику онлайн, Искусство для 10 класса скачать, календарно-тематическое планирование

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник

Оцените статью