Художественные открытия пушкина чувства добрые

Чувства добрые. По творчеству А. С. Пушкина

У великого поэта не было изначально цели становиться воспитателем нравственности, однако в творчестве его проявилась такая личность, запросы которой отвечали идеалам просвещённого дворянства. Именно Пушкина считали декабристы идеологом своего движения, хотя сам он борцом за реформы стать не успел. Но всё его творчество становилось своеобразным манифестом для тех, кто мечтал о создании в России цивилизованного общества. И потому счёл нужным А.С.Пушкин побудить своих «братьев по музе» к воспитанию в себе «взыскательных художников», свободных в творчестве, но ответственных перед народом и Родиной.

В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:

. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум, .
Не требуя наград за подвиг благородный.

Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.

Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни. Эта мечта отражена в стихотворении «Деревня». И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом, как в стихотворении «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к прогрессу и к свободе. И это свободомыслие объединяло их:

Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой.

«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Личность поэта всесторонне раскрывается в его стихах о любви. Например, в стихотворении «Я вас любил» автор неожиданно предстаёт как серьёзный, бескорыстный и мудрый человек, готовый к самопожертвованию. У него нет эгоистических чувств («я не хочу печалить вас ничем»), он способен любить «безмолвно, безнадежно». Но самое удивительное в том, что поэт желает своей возлюбленной быть любимой другим так же «искренно» и «нежно», как он любил её. Благодаря этим строчкам, создается особенный, возвышенный образ женщины, достойной такой любви. А в стихотворении «Мадона», посвящённом Н.Н.Гончаровой, Пушкин создает образ любимой, которую обожествляет. Он сообщает, что всегда хотел быть зрителем одного портрета:

. чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.

В зрелом своём творчестве Пушкин нарисовал такой образ любимой женщины, который рискнул сравнить с Пречистой Девой Марией. Его любимая красива не только внешне, но и душой. В одном из писем Пушкина Наталье Николаевне есть такие слова: «Душа твоя так же прекрасна, как и лицо твоё». Поэт благодарит Творца за то, что он ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин преподал урок многим мужчинам, как следует относиться к женщине, к жене.

Сердце Пушкина, как он говорил, «не любить…не может»: он любит жизнь, людей, природу, свою страну. И, воспевая всё прекрасное, пробуждает лучшие чувства в душах читателей:

Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

С таким же восхищением пишет поэт о Петербурге:

Люблю тебя, Петра творенье.

Вдохновенные строчки о Москве и Петербурге вызывают у многих поклонников поэзии А.С.Пушкина сентиментальное настроение, чувство восторга, умиления и благодарности за то, что он нашёл такие слова для выражения мыслей, объединяющих всех людей, которые осознают свою сопричастность к прошлому и настоящему своего Отечества.

Многие читатели любят стихи Пушкина, посвященные природе, где природа показана совершенно самостоятельным явлением, украшающим жизнь человека. Не менее важны пейзажные лирические отступления, помогающие понять внутренний мир героев:

. то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей.

Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Действительно, под воздействием поэзии человек может становиться лучше, духовно богаче. И если стихи находят отклик в душах читателей, значит, заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Читайте также:  Депрессия человек не хочет общаться

Источник

«Чувства добрые я лирой пробуждал…» Цель урока – выстроить жизненный путь и биографию Пушкина, связать этапы его жизни с лирикой поэта. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАлёна Ивина

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: ««Чувства добрые я лирой пробуждал…» Цель урока – выстроить жизненный путь и биографию Пушкина, связать этапы его жизни с лирикой поэта.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Чувства добрые я лирой пробуждал…» Цель урока – выстроить жизненный путь и биографию Пушкина, связать этапы его жизни с лирикой поэта

2 Гениальный поэт Гений – это художник, который своим творчеством закрывает одну поэтическую эпоху и начинает другую. Тогда в русской поэзии мы можем назвать трех гениальных поэтов: Державина, Пушкина, Блока.

3 Народный поэт Первым в русской критике о народности Пушкина сказал Н. В. Гоголь в статье « Несколько слов о Пушкине » (1834): « Он при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа … он глядит на мир глазами всего народа ».

4 Реалистический поэт Пушкин как гениальный поэт закрывает эпоху романтизма и открывает эпоху реализма, является основоположником реализма в русской литературе. Концепцию пушкинского реализма разработал Белинский в цикле статей о творчестве Пушкина. Главные черты реализма – правдивость, историзм, типичность.

5 Гармоничный поэт О гармонии, царящей в художественном мире Пушкина, писали многие. М.Гершензон писал: «Его поэзия – не мятежное, но гармоничное горение». У Пушкина и по форме стихи художественно совершенны, и в содержательном плане доминирует гармоническое начало: согласие, примирение поэта с миром и самим собой, а трагический элемент (одиночество, темные стихийные страсти, смерть) преодолевается.

6 Этапы творческого пути Пушкина: 1 период – лицейский (1813 – 1817), для которого характерны стилистическое разнообразие и тематическая широта, ориентация на поэтическую традицию прежде всего Жуковского и Батюшкова; центральное – стихотворение «Воспоминания о Царском Селе» (1814)

7 2 период – петербургский (осень 1817 – весна 1820), когда происходит сближение поэта с декабристами и на одно из первых мест выходит политическая лирика, а центральным произведением оказывается поэма «Руслан и Людмила» (1820)

8 3 период – южной ссылки (1820 – 1824), в котором главными произведениями оказываются романтические поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», а глубокий духовный кризис нашел отражение в стихотворениях «Демон», «Свободы сеятель пустынный…»

9 4 – период михайловской ссылки и второй половины 20-х годов, когда главной становится проблема народности, а центральными произведениями – «Борис Годунов» и «Евгений Онегин».

10 5 период – 30-е годы, написаны основные прозаические произведения, «маленькие трагедии», поэма «Медный всадник», философская лирика.

11 «Цель художества есть идеал, а не нравоучение…» Именно Пушкин предлагает идеальное определение самой поэзии – «союз волшебных звуков, чувств и дум» (Евгений Онегин), дает идеальное раскрытие основных тем русской поэзии: Темы гражданской и творческой духовной свободы; Темы дружбы и любви; Темы природы и поэта и поэзии.

12 Здравствуйте, уважаемые ученики Намской улусной гимназии им. Н.С.Охлопкова! Пишет вам с просьбой жительница села Болдино. Слышала, что вы занимаетесь исследовательской деятельностью и решила отправить очень ценную для сердца и науки вещь, вернее несколько вещей, которые были найдены в одном из амбаров пушкинской поры. Вероятно, все это как-то связано с творчеством нашего великого поэта. Поэтому искренне надеясь, прошу вас изучить содержимое сундука тщательным образом. С благодарностью и с надеждой на ответ Ерофеева Анна Матвеевна.

14 И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Источник

1 курс. Литература. Художественные открытия А.С. Пушкина.

1 курс. Литература. Художественные открытия А.С. Пушкина.

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

На фоне поэтических открытий предшественников первое, что обнаруживается в творчестве Пушкина в качестве оригинальной находки, это идея эволюции, изменения. В разные периоды своего творчества образ поэта, образ его музы будет меняться в зависимости от разных обстоятельств: житейских, биографических, психологических – в зависимости от той аудитории, к которой будет обращаться Пушкин. Поэтому сам облик его музы будет приобретать разные черты, разный характер, разные особенности. Более того, эта идея поэтического изменения и разных обликов его музы привела к удивительным открытиям, которые нам хорошо известны, связанные с удивительным разнообразием Пушкинского творчества. Потому как и понятно: в разные эпохи это будут разные музы, темы или, по крайней мере, те же темы, но которые будут решаться по-разному. Но поскольку мы решили взглянуть на эволюцию Пушкинской музы и Пушкинского творчества не внешним, а внутренним образом и увидеть, как Пушкин изображал себя, свою музу и эволюцию этой поэзии, то, в первую очередь, мы должны обратиться к творчеству самого Пушкина. Речь пойдет о романе «Евгений Онегин» и о вступлении к последней восьмой главе, где Пушкин дает историю, рассказывающую о его собственном становлении. Но это не просто биография Пушкина, а биография его музы.

Лицейский период

Давайте посмотрим, как сам Пушкин поэтически описывает свою эволюцию:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Можно полагать, что речь идет о так называемом лицейском периоде в творчестве Пушкина, биографически связанном с его учением в Царскосельском императорском лицее.

Стало быть, понятны и годы, когда Пушкин учился там: с 1811 по 1817 год. И поскольку перед нами лицей, учебное заведение, название которого впервые было извлечено из античной традиции. Речь шла о знаменитом Лицее, некогда организованном Аристотелем, учеником Платона.

«Про лицей»

Невзирая на то, что все родственники Пушкина оказались связанные с Петербургом или его окрестностями, родился Пушкин в Москве под самый финал уходящего XVIII века в 1799 году. И с необходимостью получения образования Пушкин впервые появился в Петербурге в 1811 году. Мальчика привез сюда его дядя, в ту пору самый знаменитый поэт из Пушкинского рода, Василий Львович Пушкин. Юного Александра определили в только что открывающееся оригинальное учебное заведение – Царскосельский императорский лицей, который был со своей историей и идеей. Учебное заведение было закрытого интернатского типа, где мальчики не только учились, но и жили. В связи с тем, что здание не успевали переделать под лицей, учебный год начался только 19 октября. Эта дата станет значимой не только для лицеистов, но и благодаря творчеству Пушкина для всей истории русской поэзии и культуры.

Идею лицея сформулировал император Александр I как мысль, связанную с тем, чтобы создать специальное учебное заведение, где можно было бы взрастить новые чиновные кадры для новой реформированной России. Эту самую реформу осуществил в виде лицейского плана М. Сперанский.

Читайте также:  Эйфо чувство сила намерения

В одном из стихотворений, посвященном 19 октября, Пушкин напишет «Дней Александровых прекрасные начала», связав само создание лицея с идеей создания новой России, нового государства, новых чиновников. Но уже даже из этого вступления становится понятно, что кое-что из этого удивительного лицейского плана осуществилось. И тут на ум приходит из первого, самого знаменитого выпуска Горчаков, солицеист Пушкина, оказавшийся уже во второй половине XIX века канцлером России. С другой стороны, совершенно непредсказуемыми оказались судьбы ближайших Пушкинских друзей: Пущина и Кюхельбекера.

Это будущие декабристы, сосланные государственные преступники, которые хотели продлить ту самую идею обновления России. Только вот представление об этих идеях, официальные и собственно декабристские, оказались существенно различными. И уж совсем не предполагаемым стало то, что лицей войдет в историю, в первую очередь, как некая родина русской поэзии. И, действительно, странно, что рядом с Пушкиным оказались не только будущие великие государственные деятели и преступники, но и мальчики, увлеченные поэзией: А.А. Дельвиг,

В.К. Кюхельбекер. Именно в лицее развернулось нечто, что можно было бы назвать словесной республикой. Это и создание лицейских журналов, это и попытки вести некую литературно-художественную жизнь, которая не имела под собой никакого реального плана и педагогического усилии коллектива. Все это имело характер внутренней и особо ценимой самими лицеистами литературно-художественной деятельности. В это же лицейское время и Дельвиг, и Пушкин начинают публиковаться, причем в ведущих литературных журналах, например, в «Вестнике Европы», организованном Карамзиным.

В 1814 году выходит первое стихотворение Пушкина в печати «К другу стихотворцу», подписанное инициалами НКШП.

Первый петербургский

То, стало быть, нужно думать, что муза, которая явилась тут Пушкину, имела вполне классический вид в виде античной богини. Но дальше поэт продолжает:

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

В этих поэтических образах заключена вполне отчетливая и достаточно определенная характеристика основных жанров, которые оказались предметом поэтического изучения Пушкиным в лицее. «Детские веселья» – это, безусловно, дружеские послания; «славу нашей старины» – это воспоминания в Царском Селе.

То самое стихотворение, которое сыграло в лицейской жизни Пушкина особенную роль; «и сердца трепетные сны» – это второй самый популярный жанр в лицейском творчестве Пушкина, правда, поздней поры, – любовная элегия. А вот воспоминания в Царском Селе не останутся не замеченными даже и в этом фрагменте:

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин не заметил,

И в гроб сходя, благословил.

Потому что именно на этом лицейском экзамене присутствовал Г.Р. Державин, поэтому воспоминания в Царском Селе остались одним из первых признанных Пушкинских стихотворений. Дальше стоит знаменитое отточие – пропуск строфы, и Пушкин как бы неожиданно продолжает:

И я, в закон себе вменяя

Страстей единый произвол,

С толпою чувства разделяя,

Я музу резвую привел

На шум пиров и буйных споров,

Грозы полуночных дозоров;

И к ним в безумные пиры

Она несла свои дары…

Заметьте, мотив пиров продолжается. Сначала это были детские пиры, детские веселья, младые затеи, потом вдруг они превратились в безумные пиры, и облик музы, соответственно, поменялся:

И к ним в безумные пиры

Она несла свои дары

И как вакханочка резвилась,

За чашей пела для гостей,

И молодежь минувших дней

За нею буйно волочилась,

А я гордился меж друзей

Подругой ветреной моей.

Своего рода автокомментарием, может быть, к этой третьей строфе из вступления могут оказаться строчки из знаменитой десятой главы «Евгения Онегина», которая будет Пушкиным сожжена, однако же она возвращает нас ко второму периоду в биографии и творчестве Пушкина, тот самый период, который есть резон назвать первым петербургским периодом, потому что мы встретимся еще со вторым, и он будет связан с тем, что после окончания лицея в 1817 году Пушкин будет определен на службу в коллегию иностранных дел и окажется жителем Петербурга как раз в ту самую пору, когда здесь организовывались первые тайные общества, когда ближайшие пушкинские друзья оказались под влиянием тех самых идей, которые чуть позже получать название декабристских. И вот вам эти «пиры»:

Сначала эти заговоры

Между Лафитом и Клико,

Лишь были дружеские споры,

И не входила глубоко

В сердца мятежная наука.

Все это было только скука,

Безделье молодых умов,

Забавы взрослых шалунов…

Друг Марса, Вакха и Венеры

Им дерзко Лунин предлагал

Свои решительные меры

И вдохновенно бормотал.

Читал свои Ноэли Пушкин.

Казалось, молча обнажал

И то, что в «Евгении Онегине» возникает в качестве образа безумных пиров, муза, которая в данном случае приобретает облик другого греческого персонажа – Вакханки, на поверку оказывается тем, что мы традиционно называем вольнолюбивой пушкинской лирикой. И действительно, много позже он сам оценит ее несколько иронически и скептически. Но именно эта лирика оказалась причиной перевода Пушкина из Петербурга на юг, в Кишинев.

Таким образом, в 1820 году заканчивается первый петербургский период, который завершится не вольнолюбивыми стихотворениями Пушкина, а первым крупным произведением, вышедшем в этом же году, поэмой «Руслан и Людмила».

Южный период

Начинается третий период, который принято называть южным периодом, простирающимся от 1820 по 1824 год. Он же романтический период. Продолжая рассказ об изменениях своей музы, Пушкин подчеркнет именно романтическое начало в южном периоде:

Но я отстал от их союза

Напомним, что, на самом деле, Пушкин никуда не бежал, его перевели по службе, но в стихотворениях этой поры этот биографический сюжет Пушкин будет описывать по-разному, на наших глазах создавая поэтическую легенду, миф, который не соотносится с биографией, но преображается Пушкиным, создавая ощущение свободы собственной судьбы, собственного выбора:

Как часто ласковая Муза

Мне услаждала путь немой

Волшебством тайного рассказа!

Как часто, по скалам Кавказа,

Она Ленорой, при луне,

Со мной скакала на коне!

Кавказ заставляет вспомнить первую романтическую поэму Пушкина «Кавказский пленник»,а вот та самая Ленора, в которую вдруг обернулась Пушкинская муза, скачущая на коне, – начало романтической поэзии в русской литературе, потому что именно эта баллада немецкого поэта Бюргера была переложена и переделана в первой балладе учителя Пушкина Василия Жуковского «Людмила».

В центре этой баллады, действительно, сумасшедше-фантастическая скачка Людмилы со своим мертвым женихом в его могилу. И это есть ни что иное как тот самый волшебный рассказ, отвлекающий нас от реальной жизни и уводящий в мир воображения, иногда страшного:

Как часто по брегам Тавриды

Она меня во мгле ночной

Водила слушать шум морской,

Немолчный шепот Нереиды,

Глубокий, вечный хор валов,

Хвалебный гимн отцу миров.

И тут тоже все показательно, ведь «брега Тавриды» заставляют вспомнить Крым, а стало быть, Бахчисарай и вторую южную романтическую поэму Пушкина «Бахчисарайский фонтан», равно как и стихотворение «Нереида», где неожиданно муза приобретает странный облик еще одной греческой богини:

Читайте также:  Деньги ограничивающие расширяющие таблица эмоции

И, позабыв столицы дальной

И блеск и шумные пиры,

В глуши Молдавии печальной

Она смиренные шатры

Племен бродящих посещала,

И между ими одичала,

И позабыла речь богов

Для скудных, странных языков,

Для песен степи, ей любезной.

Напомним, что и биографически тут речь идет о посещении Пушкиным цыганского табора,с одной стороны, а с другой стороны, о третьей, по-своему вершинной поэме Пушкина «Цыганы», которую он начнет писать в самом конце южного периода, а завершит в Михайловском, оказавшись в ссылке.

Михайловский период и Болдинская осень

Напомним, что эту восьмую главу Пушкин напишет в Болдино осенью 1830 года. Ему самому 31 год, он в расцвете своей творческой духовной жизни, и поэтому важней становится не столько биография, сколько тот самый перелом, который случился здесь с его музой: она вдруг «позабыла речь богов для скудных, странных языков». Он, конечно, напомнит о том, что и сам переселится с юга в имение своего легендарного прадеда Ганнибала, в Михайловское, и продолжит рассказ о тех изменениях, которые происходят с его музой:

Вдруг изменилось все кругом,

И вот она в саду моем

Явилась барышней уездной,

С печальной думою в очах,

С французской книжкою в руках.

Это заставляет вспомнить, в первую очередь, работу Пушкина над деревенскими главами «Евгения Онегина», которые удивительным образом совпадут с этим биографическим периодом Пушкина. Но самое главное, что изменилась Пушкинская муза. И на фоне предшествующих обликов классической музы, вакханки, Леноры, Нереиды, цыганки она вдруг обернулась обычной дворянской девушкой. Но этот важный переход от романтической музы к реалистической оказался столь важен, что разговор о нем потребовал особого фрагмента, который возникает в знаменитых отрывках из путешествия Онегина:

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля

При свете утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я;

Вы мне предстали в блеске брачном:

На небе синем и прозрачном

Сияли груды ваших гор,

Долин, деревьев, сёл узор

Разостлан был передо мною.

А там, меж хижинок татар.

Какой во мне проснулся жар!

Какой волшебною тоскою

Стеснялась пламенная грудь!

Но, муза! прошлое забудь.

Какие б чувства ни таились

Тогда во мне — теперь их нет:

Они прошли иль изменились.

Мир вам, тревоги прошлых лет!

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал,

И безыменные страданья.

И тут Пушкин, безусловно, прав, потому что именно в романтическом южном периоде особенным образом развивается еще один поэтический романтический миф о так называемой неразделенной любви Пушкина, которую он называет «безыменными страданиями». Он вспоминает о них и в «Кавказском пленнике», и в «Бахчисарайском фонтане». Но:

Другие дни, другие сны;

Смирились вы, моей весны

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

И дальше несколько иронично возникают неромантические, не возвышенные картины:

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых;

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака.

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой,

Да щей горшок, да сам большой.

И, невзирая на то, что перед нами по-прежнему поэзия и поэтическая речь, сама муза обернулась к обыденной жизни, между тем пытаясь превратить ее в поэзию.

«Михайловское и Болдино»

Переезд Пушкина из Петербурга в Кишинев в 1829 году, который по странной традиции называют южной ссылкой, в действительности не был никакой ссылкой. Это был официальный служебный перевод Пушкина по линии Коллегии иностранных дел для того, чтобы заниматься иностранными делами: устраивать русскую жизнь Кишинева, недавно освобожденного из-под турецкого владычества. А вот когда речь шла о Михайловской ссылке, то тут ссылка была действительная и разворачивалась так, как разворачивались традиционны ссылки: вас увольняли со службы, вы превращались в человека, лишенного права служить, и, по обыкновению, дворян ссылали в их имение. Но у Пушкина не было никакого имения, поэтому его сослали в имение его знаменитого прадеда, сподвижника Петра, Абрама Петровича Ганнибала.

Часть Михайловской губы была дарована Ганнибалу Елизаветой Петровной, дочерью Петра, которая так почла заслуги Абрама Петровича в качестве сподвижника своего отца. И с того времени Михайловское, что находилось в Псковской губернии, превратилось в наследственное имение Ганнибалов, и владелицей его оказывалась мама Пушкина Надежда Осиповна.

А вот владельцем собственного имения Пушкин станет только в 1830-м году, когда по случаю женитьбы своей на Натальи Николаевне Гончаровой, которая, к сожалению, оказалась бесприданницей, он озаботится необходимостью создания хоть какого-то капитала и для себя, и для своей будущей семьи. И вот тогда отец часть своего имения передаст в наследство сыну. В 1830 году Пушкин впервые отправится в Болдино заниматься тем, чтобы оформлять бумаги о передачи этого имения в наследство ему. Именно тогда случится знаменитая холера, которая задержит Пушкина на 3 месяца в Болдино. И сидя там, в глубоком заточении, на грани жизни и смерти перед приятными перспективами свадьбы, Пушкин развернет необычайно бурную творческую деятельность. А потом, живя уже в Петербурге, он многократно будет мечтать о поездках в Михайловское, в Болдино, потому что именно там почему-то, и чаще всего осенью, его посещало вдохновение. И однажды, в еще одну такую же Болдинскую осень, но уже в 1833 году, это чудо повторится…

Второй петербургский период

Напомним, что Михайловский период войдет в историю эволюции созданием исторической трагедии «Борис Годунов» и завершится возвращением Пушкина сначала в Москву, потом в Петербург. И можно считать, что с 1826 года наступает второй петербургский период, невзирая на то, что Пушкин, конечно, будет посещать Москву, отправится на Кавказ в 1829 году, а в 1833 году совершит поездку в Оренбургскую губернию по местам, связанным с восстанием Пугачева.

Эти 30-е годы его творчества можно назвать вторым петербургским периодом, внутри которого обнаружится две знаменательные творческие вспышки, связанные с имением отца Пушкина Сергея Львовича в Нижегородской губернии, в Болдино. Одна из них – это знаменитая болдинская осень 1830-го года, когда будет завершен роман «Евгений Онегин», будут написаны «Маленькие трагедии», «Повести Белкина»

и другая, правда, менее знаменитая болдинская осень 1833-го года, когда Пушкин создаст поэму «Медный всадник», повесть «Пиковая дама». И, наконец, в 1836 году выйдет повесть «Капитанская дочка».

Источник

Оцените статью