Художественное произведение есть кусок природы профильтрованный сквозь темперамент художника

“Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника” Э. Золя (Лирика М. И. Цветаевой)

1. Первые литературные шаги.
2. Основные темы и мотивы.
3. Трагическая судьба.
Еще в детстве М. И. Цветаева написала свои первые стихи. Выросшая в семье профессора-искусствоведа и замечательной пианистки, кем являлись ее родители, она не могла не увлечься искусством и литературой. Девочка выбрала поэзию.

Уже в шестнадцать лет были напечатаны ее произведения в периодических изданиях.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,…
Моим стихам,

Она создает замечательные пьесы для театра-студии МХАТ. Марина Ивановна обращается к прозе, публикуя свои воспоминания о поэтах-современниках. Ее легкому перу принадлежат также такие прозаические произведения, как “Мой Пушкин”, “Поэт и время”, “Искусство при свете совести”.

После нее остается множество и талантливых поэтических переводов. Цветаева не может принять Октябрьскую революцию, поэтому в 1922 году вместе с семьей уезжает в Берлин. Однако не чужбине поэтесса не находит в себе сил как-то самореализоваться, воплотить в жизнь свои творческие замыслы и идеи. Во многом способствовали этому эмигрантские критики, настроенные довольно сурово по отношению к ее стихам и прозе.

Настоящих почитателей цветаевского таланта здесь также не нашлось. Поэтессе не оставалось ничего другого, как вернуться в 1939 году на родину. В России ее судьба сложилась очень трагически.

Ее произведения не печатали. Цветаева около двух лет перебивалась случайными переводами, а в 1941 году свела свои счеты с жизнью, будучи в эвакуации.
С первых ранних произведений поэтессы заметны четыре основных мотива: “любовь”, “Россия”, “поэзия”, “смерть”, тонкими неразрывными нитьями пронизывающих все ее творчество. Как любая незаурядная личность Марина Ивановна прекрасно разбиралась во всех оттенках и полутонах человеческих взаимоотношений, в частности отношений мужчины и женщины. Любовное чувство для поэтессы не является безоблачной тихой гаванью, это в первую очередь боль от неразделенного чувства:

Как живется вам с земною

Женщиною, без шестых

Чувств?
Ну, за голову; счастливы?

Нет? В провале без глубин –

Как живется, милый? Тяжче ли?
Так же ли, как мне с другим?
Поэтесса воспринимает любовь в качестве трудной и яростной борьбы за свое счастье. Она готова сразиться с каждым, кто еще может претендовать на ее любимого. Отдаваясь своему чувству без остатка, она и от своего избранника требует того же:
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…
Я тебя отвоюю в всех других – у той одной,
Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Цветаева даже восклицает: “О, проклятие! – у тебя остаешься ты…”, – понимая, что накал ее страстей настолько высок, что едва ли найдется человек, который выдержал бы его. Вместе с тем она готова на самопожертвование:
Быть голубкой его орлиной!
Больше матери быть – Мариной!
С другой стороны, любовь, по мнению поэтессы, это прекрасное неистовство, которое то прикинется нежной голубкой, то свирепым своенравным ураганом. При этом какая бы любовь не досталась человеку – счастливая или неразделенная – это дар Божий. Несмотря на строптивый нрав и свободолюбивый характер Цветаева понимает, что в идеале любовь должна исключать всякую борьбу между мужчиной и женщиной:
Пришла, не Вечностью:
Пустоголовостью
Твоей щебечущей
К груди…
– Не властвовать!
Без слов и на слово –
Любить…
У поэтессы очень много стихотворений посвящено несчастной любви, разлуке, одиночеству. Для нее эти явления неотъемлемая составляющая человеческого бытия. Ведь именно подобные взлеты и падения, острота обид, безысходность одиночества, вновь возникающий пожар чувств, внезапно возрожденная надежда, мечтательные грезы заставляют человека более остро почувствовать свою жизнь. Они заставляют ее приобрести тот неповторимый вкус, без которого мир был бы для каждого пресен и неинтересен:
Люблю – но мука еще жива.
Найди баюкающие слова…
Чувства и переживания позволяют человеку найти в себе силы и жить дальше. Пока в душе и сердце еще горит пламя любви, окружающий мир переливается всеми красками. Лишение этого животворящего тепла непременно приводит к смерти:
Все ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Любовь для Марины Ивановны теснейшим образом связана и с жизнью, и со смертью. В последнем случае поэтесса рассматривает ее прежде всего как освобождение от тех запретов и оков, довлеющих над человеком при жизни. Смерть сама по себе несет очищение от всех земных грехов.
Она определенный священный ритуал, который уже не требует какого-либо продолжения. Цветаева, уверена, что после смерти человеку уже не нужны церковные мероприятия, освобожденная душа сама найдет себе дорогу к своей предначертанной участи:

Читайте также:  Не чувствую губ после увеличения гиалуроновой кислотой

Жеребка не гоните черного,
Не поите попа соборного,
Вы кладите меня под яблоней,
Без моления, да без ладана.
С юношеских лет Марину Ивановну волнует вопрос о предназначении человека в этом мире, в частности о роли поэта в существующем обществе. Она сама очень трепетно относится к своей поэтической судьбе. По мнению Цветаевой, настоящий поэт приобретает большое значение в человеческом сообществе. Изначально он занимает особое несколько возвышенное место среди людей.

Этот человек выше мелочных обыденных склок и недомолвок, поскольку вся его сущность направлена к прекрасному и божественному, весь он охвачен стремлением пробуждать души окружающих от сна. Именно поэтому далеко не всем дается поэтический дар, и простые люди с большой долей благоговения взирают на избранных:
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег
И во имя твое святое
Поцелую Вечерний снег –
С другой стороны, Марина Ивановна хорошо осознает, что столь высокое звание во многом обязывает, заставляет его быть честным перед другими людьми и самим собой. Настоящий поэт всегда выступает в качестве непримиримого трибуна, не страшащегося поднимать на всеобщее обсуждение самые болезненные и острые темы, волнующие существующее общество:
Поэтов путь: жжя, а не согревая,
Рвя, а не взращивая – взрыв и взлом, –
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугана календарем!
Нелегкая судьба поэта всегда непредсказуема и чаще всего трагична, поскольку мало кому нравится напоказ выставлять свои недостатки. Поэт – пророк, наделенный своими неординарными способностями предсказателя свыше. И после смерти ему уготовлена совершенно иная участь:

И умереть заставили.

Умер теперь. Навек. –

Плачьте о мертвом ангеле.

Еще одной важнейшей темой лирики Цветаевой является тема родины. Именно ей посвятила Марина Ивановна подавляющее число своих произведений. Наиболее светлые чувства она испытывает к городу, в котором родилась и выросла – к Москве. Цикл проникновенных стихов о столице раскрывает, насколько она дорога для поэтессы:

В дивном граде сем,

В мирном граде сем,

Где и мертвой мне

Будет радостно.
Цветаева, выросшая среди извилистых, по-домашнему теплых улочек Москвы, не признает первенство холодного и надменного Петербурга:
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.
Этот замечательный город всегда остается для Цветаевой самым главным и самым любимым. Через любовь к родному городу поэтесса чувствует привязанность ко всей России, где все для нее особенное. И небо в родной стороне не такое, как заграницей, и ветер здесь обладает более свободолюбивым и крутым характером:
А я-то ночами беседую с ветром…
С хорошим, с широким,
Российским, сквозным!
Становится понятно то мучительное сожаление поэтессы, которое охватила ее сердце, когда она была вынуждена покинуть Россию. Марина Ивановна трудно переживает свой отъезд, что моментально отражается в ее творчестве:
Были слезы больше глаз
Человеческих и звезд
Атлантических…
В эмиграции Цветаева не может привыкнуть к чужим обычаям, ей невыносима мысль о том, что она должна остаток жизни провести здесь, на чужбине. Ностальгия все более и более сдавливает ее сердце:
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь –
Рок, что повсюду, через всю
Даль – всю ее с собой несу!
Марина Ивановна сначала как-то старается противостоять этому всепоглощающему чувству, однако быстро понимает, что без России не мыслит своего существования:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино,
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…
Цветаева все же вернулась на родину, хотя и не ждала от советского, нового ей общества какого-либо сочувствия или понимания.

Читайте также:  Высказывания про эмоциональный интеллект

Источник

Высказывания великих людей об искусстве

Два ума знает Природа:
ум животных и от Бога!

Воду пьёт в реке осёл-
языком алкая.
Человек ладонь подставя-
стакан первый изобрел!

И вершиной красоты-
кратер найденный в Помпее:
века роспмсь не тускнеет
обнажённой немоты.

Чувства у зверей острее-
но что делать им в музее?

Высказывания великих людей об искусстве

Гиппократ
— Жизнь коротка, искусство вечно!

Александр Дюма – сын
— Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти. Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам.

Леонардо да Винчи
— Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

Джордано Бруно
— Искусство восполняет недостатки природы.

Сальвадор Дали
— Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх эстетических образцов конкретной иррациональности.

Л. Н. Толстой
— Простота — необходимое условие прекрасного.

Оноре де Бальзак
— Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.

Гегель
— Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Эмиль Золя
— Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника.

Иоганн Иоахим Винкельман
— Рисунок для художника – то же, что для оратора у Демосфена: он должен быть на первом, на втором и на третьем месте.

Леонардо да Винчи
— Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.

Антон Семёнович Макаренко
— Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.

Борис Пастернак
— Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Сенека
— Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.

Микеланджело
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Т. Драйзер
— Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства.

А. Н. Толстой
— Воспринимать искусство. столь же трудно, как и творить его.

[ad#v_tekst]Цицерон
— Все прекрасное редко.

Г. Флобер
— Все цвета хороши, надо только уметь писать ими.

П.Пикассо
— Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица.

Еврипид
— Нет, не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства.

Л.Н.Толстой
— Искусство есть одно из средств единения людей.

В.Гете
— Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды.

Андре Жид
— Искусство — это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше.

Дени Дидро
— Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Микеланджело Буонаротти
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Г. Гегель
— Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.

Читайте также:  Немеет голова при стрессе

Брехт Бертольт
— Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Александров Георгий
— Высшее искусство – это срез времени, замороженный на века.

Малевич К
— Давно уже пришло время понять, что проблемы искусства и проблемы желудка очень далеки друг от друга.

Санд Жорж
— Дороги ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы.

Леонардода Винчи
— Живопись спорит и соревнуется с природой.

Гельвеций Клод Адриан
— Задача искусства — волновать сердца.

Шиллер Иоганн Фридрих
— Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды.

Анатоль Франс
— Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства — значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. Одни и те же произведения по-разному отражаются в душе созерцающих. Каждое поколение ищет в созданиях старых мастеров новые эмоции. Самый одаренный зритель — тот, который находит, ценой нескольких удачных лжетолкований, самую нежную и самую сильную эмоцию. Поэтому человечество испытывает страстную привязанность главным образом к таким произведениям искусства и поэзии, в которых содержаться темные места, допускающие возможность различного понимания.

Дмитрий Сергеевич Лихачев(1906-99)

Письма о Добром и прекрасном

Письмо тридцать второе
(фрагменты)

Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.

Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад — в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.

Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.

Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

?
Эстетика ницше. «Искусство нам Дано, Чтобы не Умереть от Истины».

Источник

Оцените статью