- консультация для родителей»чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста» консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ консультация по художественной литературе на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
консультация для родителей»чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста»
консультация на тему
материал о пользе книг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no9.odt | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста
Процесс развития ребенка во многом обусловлен особенностями его социального окружения, от этого окружения зависит успешность личности в целом. В современных условиях личность ребенка, будучи вплетена в систему взаимодействия со взрослыми, транслирует и воспроизводит общественно значимые ценности, причем уважение человеческого потенциала ребенка должно стать приоритетом воспитания в семье и в образовательном учреждении. В настоящее время, в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ, большое значение уделяется вопросам семейного воспитания, рассмотрения проблем семьи и, конечно же, совместной работы образовательного учреждения с семьей. В связи с этим, деятельность педагога ДОУ должна осуществляться на основе как традиционных, так и новых форм взаимодействия с родителями, что в свою очередь является одним из важнейших условий преобразования системы дошкольного образовательного учреждения. В процессе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения решаются такие задачи как: установление благоприятных взаимоотношений с родителями в процессе воспитания детей; вовлечение родителей группы по интересам для организации семейного досуга; восстановление традиций семейного воспитания. ДОУ использует различные формы и методы работы с родителями своих воспитанников, успехом пользуются совместная работа ребенка и взрослого, выставки работ (тематические), круглые столы, посиделки. Они вызывают у детей интерес, а у родителей желание заниматься с ребенком. Особое внимание необходимо обратить на то, что в структуру общеобразовательной программы дошкольного образования включается такая образовательная область, как: «Чтение художественной литературы» — это совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок. Книга играет огромную роль в социализации ребенка. Именно совместное чтение с родителями открывает новые возможности для ребенка и является богатейшим средством духовного развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается спад родительской активности в совместном с детьми чтении художественных произведений, связанный с увеличением числа телевизионных каналов, компьютерных игр и других информационных источников, которые становятся доступными для детей, начиная с раннего возраста. В процессе чтения художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек, и др. дети дошкольного возраста усваивают эмоции и чувства, которые помогают им установить положительную атмосферу общения с окружающими взрослыми и сверстниками. К началу школьного возраста у ребенка формируются ответственное отношение за свои поступки и результаты своих же действий. На основе этого возникает чувство долга и включение в общее дело. В процессе чтения, возникающие у детей чувства, по отношению к другим людям переносятся и на героев художественных произведений. Например, ребенок сочувствует Колобку тогда, когда его съела Лиса, или Красной Шапочке. Чаще всего дети идентифицирует себя с теми героями, которые попали в беду, именно они и становятся их любимыми. Благодаря художественной литературе дети на данном этапе развития познают мир человеческих чувств, также они проявляют интерес к внутреннему миру главного героя. Таким образом, именно через художественные образы устанавливается эмоциональное взаимодействие между ребенком и взрослым, а также происходит знакомство с окружающим миром. Эмоционально переживая за главных героев, ребенок так же начинает замечать, как ведут себя взрослые. Знакомя ребенка с художественными произведениями, взрослый, таким образом, развивает в нем чувства. При изучении художественной литературы дети знакомятся с красотой звучания родной речи, также у них формируются этические представления. Знакомство с данным видом искусства начинается не именно со сказок, им предшествует другой вид народного творчества — это песни, частушки, потешки, дразнилки. Особенностями народного творчества являются глубокая человечность, юмор, моральная направленность. Народное творчество является хорошим средством педагогического воздействия на детей дошкольного возраста, которое направлено против воспитания в детях лени, эгоизма, трусости. При прочтении сказок развивается фантазия, воображение, появляется интерес к сочинительству. Нравственные и эстетические представления дети дошкольного возраста должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучений педагога по прочитанному произведению. Излишнее морализирование принесет только вред ребенку, так как произведение после разобранных вопросов по нему в глазах ребенка теряет всякую красочность. Нужно полностью довериться тексту художественного произведения. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова», — вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский [1]. Следовательно, педагог при помощи художественного языка произведений, выполняет воспитательные задачи, такие как формирование целостной картины мира, развития умения анализировать тексты, выразительное чтение стихов и поощрения за любую творческую деятельность, развитие литературной речи и т.д. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования любая программа включает образовательную область «Чтение художественной литературы». Например, программа «Успех», в ее центре ребенок 21 века. Организация в этой программе представлена совместной деятельностью детей и их родителей, а так же самостоятельной работой ребенка. Результатом данной программы является так называемый «социальный портрет» ребенка. Существует ещё такая программа как «Детство», которая реализуется на базе деятельного подхода в условиях активного взаимодействия ребенка и окружающего мира. Такая программа дает возможность развития у ребенка творческой активности, стимулирует его воображение. Для того чтобы ребенок начал проявлять интерес к книге и использовал литературный опыт в своей творческой деятельности, были разработаны задачи для овладения образовательной областью для каждого возраста. Например, возраст 3–4 года. Для формирования целостной картины мира ребенку нужно развивать интерес к окружающему миру и узнавать это из книг, также обязательно нужно формировать интерес к положительным героям и обращать внимание детей на те моменты, где положительные герои «побеждают» отрицательных. Т.е задачи данного возраста направлены на социализацию, коммуникацию, познание. В дошкольном возрасте (3–7 лет) у детей складываются некие нравственные эталоны, которые носят обобщенное представление о «хорошем» или «плохом» поведении в различных жизненных ситуациях. Важно заметить, что освоение области «Чтение художественной литературы» осуществляется с помощью различных приемов, средств и методов. Таковыми являются, игры-ситуации, выставки работ воспитанников, конкурсы, праздники, консультации с родителями. На последнем остановимся поподробнее. Для того чтобы узнать, знакомят ли родители своих детей с художественной литературой, мы решили составить небольшой опросник. Он состоит из 17 вопросов, пример вопросов представлен ниже. Знакомите ли Вы своих детей с художественной литературой? Если да, то с какой именно?Если нет, то почему? Как Вы считаете, влияет ли художественная литература на развитие эмоционально- личностной сферы ребенка? Что Вы предпринимаете для развития положительных эмоций у Вашего ребенка? Часто ли Вы читаете своим детям сказки? Считаете ли Вы, что после прочтения сказок нужно задавать детям вопросы по прочитанному тексту?Какие бы Вы задали ребенку вопросы? А как Вы думаете, с чего начинается приобщение ребенка к искусству? Каким образом Ваш ребенок сопереживает героям художественных произведений? Знает ли Ваш ребенок, что такое «хорошо», а что такое «плохо»? Какие сказки Вам в детстве читали?Кто Вам их читал? Какой творческой деятельностью Вы занимаетесь со своим ребенком? Считаете ли вы нужным посещать различные мероприятия в детском саду?Какие мероприятия Вам запомнились и почему?Есть ли у вашего ребенка любимая сказка?Герой?Назовите их. Каким образом Ваш ребенок занимается творческой деятельностью? Делали ли вы со своим ребенком какие-либо работы для выставок? Как Ваш ребенок проявляет интерес к искусству?Есть ли у него литературный опыт? Благодаря подобным вопросам мы сможем узнать, как сами родители относятся к чтению художественной литературы и как они приобщают детей к искусству. С помощью опросника также можно выявить предпочтения родителей в выборе тематики художественных произведений для детей, а также почему родители считают чтение литературы своим детям необходимым и полезным занятием для эмоционально-личностного развития ребенка. Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по приобщению детей к художественной литературе заключаются в следующем: — необходимо, чтобы у ребенка дома была своя домашняя библиотека, которую он мог бы постоянно пополнять под руководством взрослых; — необходимо отвести ребенка в детскую библиотеку, чтобы познакомить с книгами и рассказать, почему ее посещают взрослые и дети; — необходимо обращать внимание ребенка на новые книги, вместе с ним приобретать их в магазинах; — ежедневно совместно с родителями читать знакомые и новые художественные произведения; — необходимо следить за тем, какая тематика книг более интересна ребенку и почему он проявляет желание сочувствовать главным героям некоторых произведений; — необходимо разнообразить маршруты прогулок с тем, чтобы ребенок мог проявлять познавательный интерес в виде вопросов, ответ на которые можно прочитать в книге; — стоит приглашать в гости друзей, сверстников, соседей по дому с целью совместного знакомства и прочитывания художественных произведений и обмена ими; — необходимо чаще брать ребенка в гости к знакомым людям, которые любят читать вместе с детьми и с которыми оказывается возможным обсуждение прочитанных книг. Ребенок, если с ним занимаются, может сам выбирать способ правильного поведения, выражать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию. Л.С. Выготский писал: «Опыт семейного воспитания показывает, что ребенок, который окружен книгами, на 6 году без всякого учения усваивает чтение» [2]. Таким образом, при взаимодействии со взрослыми людьми и сверстниками ребенок усваивает нормы социального поведения. В определенных жизненных ситуациях дети сталкиваются с тем, что нужно подчинять свое поведение под рамки моральных норм и требований, следовательно, важнейшими моментами в эстетическом и этическом развитии становится как раз таки знание норм поведения и понимания их ценности [3]. Главную определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его ребенок присваивает от взрослых. Каждое новое поколение людей выражает свой опыт в искусстве. Литература является богатейшим источником, побудителем чувств и переживаний. Для ребенка художественные произведения — это особая реальность, которая позволяет расширить рамки обыденности. Именно в литературе ребенок встречается с различными проявлениями чувств, такими как: любовь, ненависть, гнев, сочувствие, форма их изображения особая, доступная для ребенка, а проявления чувств настоящие, «взрослые».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте»
Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочи.
Консультация для педагогов — Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п.
Консультация для родителей » Чтение художественной литературы детям раннего возраста»
В материале представлены основные задачи приобщения малышей 2-3 лет к чтению художественной литературы. Дополнением является рекомендованный список литературы.
Консультация для родителей » Чтение художественной литературы детям раннего возраста»
Консультация для родителей » Чтение художественной литературы детям раннего возраста".
Консультация для воспитателей: «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»
Современные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и научным обоснованием возможностей обогащения индивидуального мировосприятия детей, поддержкой их субъектной позиции в разных ви.
Консультация для родителей «Использование художественной литературы как средство развития речи у дошкольников»
Консультацыя для родителей,возраст детей младший дошкольный.
Консультация для воспитателей: «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»
Современные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и научным обоснованием возможностей обогащения индивидуального мировосприятия детей, поддержкой их субъектной позиции в разных ви.
Источник
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по художественной литературе на тему
Цель обогащения понимания эмоций и чувств состоит в том, чтобы имеющиеся у дошкольника (каждой возрастной группы) первичные и неполные знания об эмоциях и чувствах обогатились, стали более полными. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоции и чувства у себя и других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_sfery_detey_sredstvami_hudozhestvennoy_literatury.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т. е. не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности.
Дошкольный возраст считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. В нем происходит бурное развитие самосознание ребенка, он открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые формы общения.
Подчеркивая значимость эмоционального развития ребенка в ранние периоды жизни, А. В. Запорожец говорил, что истоки высших человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства. В солидарность с ним, Д. Б. Эльконин писал, что если эмоциональное общение своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. Нарушение нормального взаимодействия с окружающими на ранних стадиях развития ребенка негативно отражается на формировании всех сторон психики, замедляя его темп, влияя на целостность развития.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.
Можно выделить два основных направления развития эмоциональной сферы дошкольника, каждое из которых представляет собой сложную систему работы. Это:
-обогащение понимания эмоций и чувств;
-воспитание эмоций и чувств.
Цель обогащения понимания эмоций и чувств состоит в том, чтобы имеющиеся у дошкольника (каждой возрастной группы) первичные и неполные знания об эмоциях и чувствах обогатились, стали более полными. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоции и чувства у себя и других людей.
Через какое содержание работы это возможно? Например, с помощью художественной литературы.
Детская художественная литература – действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться.
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающая во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля.
Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно это информация, которую дети получают из книг.
Произведения искусства не только расширяют его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Дети очень любят, когда им читают различные книги. Но самые любимые книжки для всех детей — это сказки. Очень важно понимать, что такой жанр литературы не является простым развлечением или легким чтением перед сном, хотя, у него есть и такая функция. Сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем, эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Свою работу я проводила с детьми младшего дошкольного возраста.
В этом возрасте дети еще не умеют читать и являются слушателями, поэтому многое зависит от взрослых, которые не могут и не должны читать текст слишком быстро, скороговоркой или безразличным холодным тоном, без эмоциональных акцентов.
Такие приемы как, творческий кукольный спектакль, игра – беседа с персонажами, игра-драматизация по сюжету сказки, способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.
В процессе работы необходимо соблюдать постепенность, последовательность перехода от одного этапа работы к другому: от чтения к беседе с детьми или приему «нравственной лесенке», далее – к прямому контакту с персонажами (игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр, выставки рисунков), к играм – драматизациям.
По мере необходимости допускать возврат к некоторым методическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций (могут повторяться все указанные приемы, особенно игры-беседы с персонажами.)
Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным общением с детьми ( прием взаимодействия любимых детьми или хорошо им известных персонажей с персонажами новых произведений. Этот прием эффективен, когда возникают трудности у детей с соответствующим эмоциональном отношениям к героям).
Усилить сопереживание соответствующим героям сказки и проникновение ребенка в нравственное содержание произведения помогает прием игр-драматизаций. Вся эта система принципов и методических приемом в целом помогает формировать у детей образно – эмоциональное обобщение воспринятого художественного материала.
Далее необходимо научить дошкольников переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации. Для этого требуется:
— научить детей видеть эмоциональное состояние другого (игры-драматизации с повторами определенных сцен и с предложением какому-либо ребенку играть в них сначала одну, а затем тут же – другую роль и т. д.; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, специально нацеленных на это; участие детей в творческих кукольных спектаклях и драматизациях то в качестве исполнителей, то в качестве зрителей);
-создать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути; учить жалеть, защищать, помогать и т. д.
-обучать детей выбору соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, аналогичных сказочным (различные контакты с персонажами, при которых педагог косвенно – через других персонажей или других детей – одобряет или не одобряет выбор ребенка; пример соответствующего выбора детьми для ого ребенка, у которого этот выбор оказался неправильным.
Для того, чтобы подготовить детей к любой деятельности , к ее многообразным и многозначным ситуациям, необходимо дать правильные представления о формах взаимоотношений сверстников, вариантах эмоциональных проявлений, способах разрешения сложных ситуаций, средствах выражения нравственных побуждений.
В этом может помочь продуктивная деятельность, которая занимает большое место в жизни детей дошкольного возраста. Это – конструирование и различные виды ручного труда, лепка, аппликация, ручной художественный труд; это – выполнение элементарных трудовых обязанностей и поручений.
Начиная деятельность, дети достаточно активны в развертывании действий, операций для достижения цели. Но ведь, чтобы понять состояние рядом действующего сверстника, нужно не менее активное внимание обратить на его работу. Поэтому необходимо научить ребенка наблюдать за особенностями деятельности сверстника и на этой основе делать вывод о его настроении. Например, мы с детьми учились непосредственно наблюдать за мимикой (выражением глаз, положением губ), особенностями позы, движений, походки и др.
Для этого можно использовать фотографии с ярко выраженными эмоциональными состояниями сверстников (ребенок плачет, смеется и т. д.) После просмотра необходимо с детьми провести беседу:
— Почему девочка плачет? Что сделать, чтобы она улыбнулась? И т. д.
Так как в моей группе находятся младшие дети, я предлагала им фотографии, на которых выражены самые основные эмоции: радость, горе, страх, гнев.
Большую помощь в распознавании эмоций других детей оказали сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей и взрослых. Опираясь на собственный эмоциональный опыт во взаимоотношениях с окружающими, дети на основе конкретных действий и переживаний персонажей раскрывают социально-нравственный смысл ситуации. После всех просмотров необходимо провести анализ того, что изображено на картинке. Дети не только отвечали на вопросы, а и показывали с помощью выразительных средств какое-либо эмоциональное состояние.
Во время чтения художественной литературы, необходимо привлекать внимание детей к особо выразительным иллюстрациям, хорошо передающим эмоциональные состояния, обращать внимание на особенности движений, мимики, характер взгляда, улыбки, позы и т. д. Для этого можно сделать подборку книг с яркими иллюстрациями, которую разместить в книжном уголке в доступном для детей месте.
Так же большое значение для развития эмоциональной сферы ребенка играют дидактические, словесные и подвижные игры.
Источник