Хрестоматия психология мотивации эмоций

Хрестоматия психология мотивации эмоций

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ запись закреплена

ПОДБОРКА КНИГ ПО ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ

Вилюнас В. К. — Психология эмоций. Тексты

В сборнике текстов воспроизводятся фрагменты работ, знакомящих с основными направлениями изучения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с обобщающими работами в пособие включены материалы, анализирующие отдельные эмоциональные состояния и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.

Предназначен для студентов, аспирантов и специалистов, интересующихся историей и современным состоянием психологии эмоций.

Чарльз Дарвин — О выражении эмоций у человека и животных

Книга Чарльза Дарвина (1803-1882), впервые изданная в 1872 г., положила начало научному изучению мира человеческих эмоций. Многие закономерности, установленные великим ученым, до сих пор сохраняют свою актуальность.

Обилие и разнообразие материала, осмысленного гениальным естествоиспытателем, выразительность описаний мимики и поведения человека и животных делают эту книгу замечательным образцом научной прозы.

Кэррол Изард — Психология эмоций

Имя Кэррола Е. Изарда, одного из создателей теории дифференциальных эмоций, известно каждому психологу. «Психология эмоций» (1991) является расширенной и переработанной версией его книги «Эмоции человека» (1978), которая стала у нас в стране одним из базовых пособий по курсу психологии личности.

В «Психологии эмоций» Изард анализирует и обобщает огромное количество новых экспериментальных данных и теоретических концепций, вошедших в научный обиход в последние десятилетия, на протяжении которых наука об эмоциях стремительно эволюционировала.

Лесли Кэмерон-Бэндлер, Майкл Лебо — Заложник эмоций

Книга выдающихся специалистов в области НЛП Лесли Кэмерон-Бэндлер и Майкла Лебо повествует о действиях, которые необходимо предпринять, чтобы освободиться из плена требований и капризов наших эмоций, обогатить ваши переживания, вооружив вас способностью распознавать и использовать собственные эмоции ради личного благополучия и благополучия других, а также способностью переходить к полезному поведению, чтобы прийти к желаемым результатам. Вы научитесь управлять, выбирать, выражать и использовать свои эмоции, освободите свою эмоциональную жизнь от неблагоприятных влияний и настроения других людей, овладеете техникой спасения вашей эмоциональной жизни, чтобы ощутить свободу и силу эмоционального выбора. Для самого широкого круга читателей.

Лук А. Н. — Эмоции и личность

Роль чувств в поведении человека огромна. Многие наиболее важные решения принимаются под непосредственным влиянием чувств. Именно потому так важна проблема воспитания и самовоспитания чувств, являющаяся одной из основных в процессе формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Орлов Ю. М. — Обида. Вина

Сохранение чувств и отношений, равно как и здоровья, невозможно без коренного улучшения способа мышления, посредством которого вы оцениваете и переживаете возникающие в вашей жизни события.

В представленной работе показаны умственные операции, бессознательное выполнение которых вырабатывает чувства обиды и вины, типичные ситуации, приводящие к их появлению. Предлагаются эффективные методы, позволяющие облегчить боль и страдания в случае возникновения этих эмоций.

Методы и приемы, излагаемые в настоящем издании, разработаны с учетом закономерностей развития и функционирования психики человека. И их эффективность проверена в строгих психологических исследованиях.

Орлов Ю. М. — Обида. Вина

Стыд и зависть являются наиболее опасными и разрушительными эмоциями, которые, по выражению мудрецов всех народов, препятствуют просветлению и восхождению «на гору самопознания». Вопрос о том, как избавиться от этих внутренних мучений, настоящей болезни души, по-разному решается в Отечественных и зарубежных системах воспитания и самопознания. Теория саногенного (оздоравливающего) мышления предлагает уникальный подход и методы правильного, то есть сознательного переживания стыда и зависти на основе знаний об «архитектуре этих эмоций».

Читайте также:  Доминирующими видами музыкальной деятельности для развития чувства ритма дошкольника являются

Поступки взрослого не должны определяться стыдом и завистью, поэтому зрелый человек бесстыден и независтлив в том смысле, что позволяет этим эмоциям терзать и мучить себя лишь очень короткое время, а затем управление его действиями должен взять на себя его Величество Разум.

В этой книге впервые широко использованы материалы публичных лекций и индивидуальных консультаций Ю.М. Орлова, поэтому особый интерес вызывают конкретные примеры авторского анализа болезненных жизненных ситуаций, связанных с часто трудно распознаваемыми проявлениями стыда и зависти.

Редозубов А. Д. — Логика эмоций

Существует несколько достаточно здравых и устоявшихся в умах теорий эмоций. То, что в этих теориях что-то объясняется слишком поверхностно или не объясняется совсем, принято списывать на сложность предмета, возникшую из-за наслоения в процессе эволюции друг на друга множества механизмов.

Отсюда проистекает главный недостаток всех существующих теорий — локальность объяснения. Многие явления в природе человека воспринимаются как независимые друг от друга. То есть неявно делается вывод: если у человека есть много непохожих друг на друга свойств, то значит есть множество независимых механизмов, реализующих эти свойства. Но оказалось, что все одновременно и проще и сложнее.

В предлагаемой теории удалось сформулировать несколько достаточно простых принципов, которые в сочетании позволяют не просто объяснить широкий спектр эмоциональных явлений, а найти ответы на все вопросы относительно эмоциональной природы человека.

Симонов П. В. — Что такое эмоция?

Книга доктора медицинских наук П. В. Симонова посвящена анализу роли эмоций в приспособительном поведении высших животных и человека; в ней рассматривается связь эмоциональных состояний с потребностями и действиями, предпринимаемыми для их удовлетворения.

Автор излагает данные современной науки о физиологических механизмах эмоциональных состояний и развивает оригинальную концепцию о компенсаторном значении эмоций в условиях, когда организм не располагает достаточными сведениями для достижения цели (т. е. удовлетворения потребности). Последние две главы посвящены значению теории эмоций в искусствоведении, педагогике и медицине.

Источник

Хрестоматия психология мотивации эмоций

Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия по психологии
Добавлено Psychology OnLine.Net
22.07.2019

Предисловие

Настоящая хрестоматия продолжает серию переизданий хрестоматий по общей психологии, подготовленных преподавателями и сотрудниками факультета психологии Московского Университета (см. «Психология памяти», М.: 1998; «Психология ощущений и восприятия», М.: 1999; «Психология индивидуальных различий», М.: 2000; «Психология внимания», М.: 2001).

С момента выхода первого издания хрестоматии «Психология эмоций. Тексты» (М., 1984) программа раздела «Психология мотивации и эмоций» в Московском Университете постоянно обогащалась и обновлялась. Возникла острая необходимость в обеспечении студентов и преподавателей учебным пособием, которое содержало бы в себе как можно более полный набор текстов, отвечающих современному содержанию этого учебного раздела. По существу, настоящий выпуск представляет собой новую книгу. В ней значительно расширен общий объем, дополнен и обновлен состав авторов, изменена структура, введены новые разделы.

Специально для данной хрестоматии было сделано несколько переводов. Впервые переведены на русский язык отрывки из книги П. Жане «От тревоги к экстазу», знаменитая статья Г. Олпорта «Функциональная автономия мотивов», признанное классическим экспериментальное исследование эмоций С. Шахтера и Дж . Зингера, статья метра современной психологии эмоций Р. Лазаруса, наконец, глава из ставшей бестселлером книги Д. Гоулмена «Эмоциональная компетентность».

Принципиальным явилось включение в хрестоматию текстов, посвященных потребностям и мотивам, с которыми, по нашему мнению, эмоциональные процессы должны рассматриваться только в неразрывной связи.

Читайте также:  Аудиокниги для поднятия настроения список лучших

Далее, в отличие от первого издания хрестоматии, в данном пособии избран скорее предметно-феноменологический, чем историко-теоретический подход к подбору текстов. К настоящему моменту не существует единой теории мотивации и эмоций, и для студентов, начинающих знакомиться с данной предметной областью, задача понимания оснований и тонкостей теоретической борьбы часто оказывается затруднительной и, на наш взгляд, преждевременной. Такой материал намного более уместен в курсе истории психологии или в спецкурсе. В то же время отметим, что книга «Психология эмоций. Тексты» 1984 г. издания* может рассматриваться как важное подспорье для специально интересующихся развитием теорий в психологии эмоций.

Мы открываем хрестоматию отрывками из сочинений выдающихся мыслителей далекого прошлого – таких, как Платон, Аристотель, Марк Аврелий, Максим Исповедник, Р. Декарт, Б. Спиноза (раздел I). Основным критерием выбора текстов была непреходящая значимость высказанных идей, резонанс этих идей в современной науке и психотехнической практике. Так, размышления классиков философии и теологии о необходимости обуздания страстей, руководящей роли разума в совершении поступков, стойком преодолении несчастий, заботе о душе и устремленности к высшим ценностям нашли свое развитие в современных концепциях иерархии мотивов и психологического здоровья.

В разделе II представлены некоторые общие проблемы и подходы в обсуждении мотивов и эмоций человека. Мы начинаем его работой А.Н. Леонтьева «Потребности, мотивы, эмоции», опубликованной в 1971 году. В основу ее легли лекции А.Н. Леонтьева на психологическом факультете МГУ. На протяжении последующих трех десятилетий этот текст служил одним из главных учебных пособий при прохождении соответствующего раздела курса общей психологии, однако ни разу не переиздавался и стал библиографической редкостью. Особенно важно, что в нем даются четкие определения основных понятий, обозначается место потребностей, мотивов и эмоций в единой системе деятельности, описываются механизмы опредмечивания потребностей, обсуждаются функции мотивов, отношение мотивов и сознания, мотивов и личности, приводится прозрачная и, в то же время, относительно универсальная трехчленная схема классификации эмоциональных явлений (аффекты, собственно эмоции, чувства). Таким образом, эта работа Леонтьева, по нашему мнению, может служить основой для выстраивания общей картины учебного раздела, а также для систематизации и понимания многих других работ, представленных в хрестоматии.

К той же категории ценных учебных текстов относятся приводимые далее отрывки из сочинений известных психологов (В. Вундта, У. Дж еймса, К.Г. Юнга, П. Фресса, Б.В. Зейгарник).

Одновременно в этом разделе представлены разработки нескольких научных направлений – таких, как биологические предпосылки мотивации и эмоций человека (Л. Берковиц, Ч. Дарвин, К. Лоренц), структура, функции и динамика потребностей и мотивов (З. Фрейд и У. Буллит, Г. Олпорт, Л. Фестингер, А. Маслоу, В. Франкл, В. Вилюнас), природа и механизмы эмоций (П. Жане, Б.И. Додонов, П.В. Симонов, Р. Лазарус).

Осознанием необходимости широкой фактологической основы для лучшего усвоения изучаемого материала продиктовано выделение раздела III. В него мы поместили описания и анализ конкретных видов потребностей и мотивов (А. Адлер, Х. Хекхаузен, Л.И. Бож ович, М.И. Лисина), отдельных эмоций (М. Аргайл), состояний и переживаний (З. Фрейд, Н.Д. Левитов, Г. Селье, К. Хорни, Ф.Е. Василюк, А. Маслоу и др.). В этих и других помещенных здесь работах проявилось стремление исследователей не ограничиваться обсуждением «эмоций вообще», «мотивов вообще», а рассматривать реальные формы их воплощения в процессах деятельности (Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов), социального взаимодействия (Л. Берковиц), межличностного общения (К. Родж ерс), тем самым обогащая научные концепции и расширяя сферу их потенциальных практических приложений. Целый ряд новых явлений, механизмов и закономерностей в динамике конкретных видов мотивов и эмоций был обнаружен в экспериментах, с которыми читатель знакомится в разделе IV. Здесь приводятся как описания исследовательских методов и результатов экспериментов в учебных текстах (Я. Рейковский, П. Фресс, К. Изард и др.), так и оригинальные исследования мотивов и эмоций (К. Левин и др., С. Шахтер и Дж . Зингер). Особую часть раздела составила история ассоциативного эксперимента – от первых упоминаний (Ибн Сина) до классических и современных его модификаций (К.Г. Юнг, А.Р. Лурия и др.). Мы не удержались от того, чтобы не упомянуть одно из ярких юмористических описаний этого вида деятельности психолога в художественной литературе (К. Чапек: см. Приложение).

Читайте также:  Как оригинально спросить как настроение у парня

Индивидуально-личностные и психотерапевтические аспекты психологии мотивации и эмоций отражены в разделе V. Приведенные здесь материалы основаны на опыте психологической помощи и размышлений о путях преодоления эмоциональных проблем (Э. Линдеманн, Ф.Е. Василюк, Н.В. Тарабрина и др.), предупреждения патологических тенденций в развитии личности (А. Фрейд, Дж . Фейдимен и Р. Фрейгер) и «тепловой смерти» чувств (К. Лоренц), о психологическом здоровье и личностном росте (А. Маслоу). Здесь снова звучат вечные вопросы о совершенствовании человека, его устремлениях и ценностях, перекликаясь с содержанием первых двух разделов хрестоматии. В то же время, ответы на эти вопросы облекаются в практические меры и рекомендации, которые способствуют развитию гармоничной, эмоционально компетентной личности (Д. Гоулмэн, А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян).

Для решения подобных практических задач совершенно необходимым оказывается знание индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека и возможных отклонений в ее развитии. Для знакомства с этим материалом мы приводим классическое описание эмоциональных типов К.Г. Юнгом и отрывки из недавно опубликованной книги Ф. Римана.

Включение в хрестоматию заключительного раздела – Приложения, в которое вошли отрывки из философских и художественных произведений, было вызвано стремлением усилить феноменологическую линию. Тонкие наблюдения авторов, проникновенное видение глубин человеческой души, богатый и, вместе с тем, точный язык описаний обеспечили таким произведениям место в «золотом фонде» не только мировой культуры, но и научной психологии. Мы ни в коей мере не претендуем на исключительную показательность отобранных текстов: это лишь отдельные примеры, в которых, вне сомнения, отразились пристрастия и вкусы составителей. Хотелось бы пожелать читателям новых самостоятельных открытий и увлекательных путешествий по океану, имя которому – Мировая Литература.

Мы искренне благодарны нашим коллегам за многочисленные обсуждения и ценные мысли, высказанные ими в ходе нашей совместной методической работы над данным разделом курса общей психологии. В данной хрестоматии мы постарались учесть и отразить их мнения и пожелания. Особенно ценными для нас явились опыт и рекомендации Ф.Е. Василюка, В.К. Вилюнаса, О.В. Гордеевой, Н.И. Наенко, Е.Е. Насиновской, мнения историков психологии В.В. Умрихина и А.А. Яковлевой. Подсказки по конкретным статьям и авторам мы с благодарностью получили от В.В. Николаевой, А.Н. Рудакова, Н.Ю. Федуниной, Н.Ю. Шуваловой.

Огромная работа по технической и редакционной подготовке рукописи была проведена Е.В. Печенковой и А.Н. Половинкиным. Мы благодарим их за удивительное терпение и самоотверженный труд.

Справки об авторах составлены М.В. Фаликман. За основу некоторых из них взяты биографические справки, подготовленные для хрестоматии «Психология эмоций. Тексты» (1984) А.А. Пузыреем.

Источник

Оцените статью