- Хорошее чувство вкуса — что это и как его развивать?
- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
Хорошее чувство вкуса — что это и как его развивать?
Как себя помню, меня всегда завораживали люди определенного типа. Вычисляла я таких очень просто – их хотелось рассматривать и подражать, в них было всегда то, что отличало от большинства. И с ними волшебно находиться рядом. Уместное сочетание безобразного и прекрасного уживались в одном образе настолько гармонично, что ты признавалась себе «я бы так не смогла».
У таких индивидов всегда есть своя точка зрения, которую хотелось узнать. И они умеют добиваться целостности образа, в котором все детали подчинялись единой идее.
Со временем, стало очевидно, что речь идет о людях, которые обладают хорошим вкусом. А жизненный опыт подтвердил, что именно с такими приятно сотрудничать, советоваться, обращаться к ним за помощью, вести общие дела и просто общаться, получая колоссальное удовольствие. Потому как, весь этот процесс всегда сопровождался удивительным результатом, а бонусом в придачу шли понятия – легко и логично.
Почему так получается, что с одними людьми это возможно? А другие в принципе на это не способны? Личные наблюдения позволили объяснить сей факт наличием либо отсутствием хорошего вкуса.
Когда я стала исследовать тему хорошего вкуса в различных источниках, то выяснилось, что эта тема существует вокруг искусства, творчества и дизайна. Но не упоминается, когда речь заходит о ежедневных заботах. Если набрать в поисковике фразу «как развить хороший вкус», то будут открываться страницы, где речь идет об одежде, уроках элегантности, художественных произведениях и так далее.
И, если человек напрямую не интересуется эстетикой, то эта тема быстро наскучит. Предполагаю, что понятие хорошего вкуса слишком отдалилось от реальности, взвелось в культ искусства и воспринимается, как нечто малоприспособленное для ежедневного быта. И зря.
Хороший вкус — это избирательность. А что как не умение выбирать для себя лучшее, может уберечь от лишних трат, пустой потери времени и сомнений. Чувство прекрасного значительно облегчает выбор и помогает принять решение в любой ситуации — выбор места жительства, супруга, одежды, автомобиля, куда поехать в отпуск и как воспитывать детей. Недаром во все времена так много времени посвящали изучению прекрасного через музыку, книги, произведения искусства.
Обладать хорошим вкусом не просто приятно, но еще и выгодно! Как бы странно это не звучало. И пользоваться им следует ежедневно, ежеминутно, выставляя его на стражу своих решений. А теперь по порядку. Хороший вкус — это:
СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, КАК НАЛИЧИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Умение видеть особенности, выделять детали и рассуждать о предмете, формулируя собственное мнение. Каждый из нас может оценить — нравится\ не нравится. Субъективно, но оценить. Но не каждый способен объяснить свою позицию — что именно нравится, почему, что можно улучшить, добавить, убрать? Такое мнение формируется у тех, кто способен перевести язык линий, оттенков, фактур в слова и передать свое видение окружающим. Аргументировать свою точку зрения и показать иной взгляд на одну и ту же вещь.
Когда я познакомилась с законами форм и фактур (стилистика), то мне нравилось выполнять одно чудесное упражнение. Я заказывала себе чашечку кофе в людном торговом центре и наблюдала за теми, кто проходил мимо. Одна из поставленных задач — объяснить себе, с помощью инструментов стилистики, почему мне понравилась та или иная вещь на конкретной женщине? Почему она ей подходит или не подходит? И что конкретно можно изменить? Такой тихий диалог с самим собой.
УМЕНИЕ ЖДАТЬ И ВЫБИРАТЬ ЛУЧШЕЕ
Вещи, которыми мы себя окружаем формируют наше качество жизни. Окружая себя только тем, что по-настоящему радует, вдохновляет позволяет уважительно относиться к себе и своим желаниям. Мне важным кажется позволять себе хотя бы одну вещь «на вырост». Чуть лучше, чем можено позволить себе на данный момент. Это может быть что угодно — торшер, туфли или путешествие, но на 100% удачные! Такие единичные экземпляры помогают в формировании хорошего вкуса и являются напоминанием того, что идеальные вещи существуют и вы достойны их обладания. Но такие шедевры практически всегда приходится ждать и выслеживать.
Пример качественного ожидания — готовность клиента, который планирует подбор гардероба с персональным стилистом. Самый благоприятный момент для изменений наступает тогда, когда ситуация назрела и «болит». Идеально, если она, в некотором смысле, выстрадана. Если обратится раньше, то эффект будет не тот, без эффекта «Вау» и сильного облегчения. В состоянии усталости клиент, как никогда, готов к новым изменениям. По себе знаю, как это освежает — когда ты вовремя избавляешься от груза старого образа в пользу лучшего.
СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ ЦЕЛОСТНОЕ И ЗАКОНЧЕННОЕ
Это тоже самое, что доводить дело до результата. Признак хорошего вкуса. Одна знакомая иногда просит рекомендации по развитию своего бизнес-направления. Ее деятельность настолько многогранна, что многие проекты она начинает с энтузиазмом, но физически не успевает их доводить до завершения. Всегда на ее пути встречается новый соблазн\ предложение \ деятельность, в который она с удовольствием окунается, не доводя до результата предыдущий. Такие вот повторяющиеся наслоения. Каждый раз, когда мы встречаемся (а это происходит чаще за бизнес-ланчем в кафе) — она заказывает блюда, которые оказываются либо невкусными, либо несвежими, либо просто не понравилось.
Результат всегда один — еда на тарелке остается недоеденной. Не было еще ни одного раза, чтобы она доела все до конца. И эта привычка распространяется на все, в том числе на то, как она одевается — каждый ее образ оказывается недоделанным и с оговорками — здесь я хотела одеть другую блузку, но она оказалось в химчистке. Здесь я думала надеть браслет, но он куда-то закатился и не было времени его искать. Такой вот вечный каламбур, в основе которого явный недодел.
ЧУВСТВО МЕРЫ ИЛИ ТА САМАЯ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Людям с хорошим вкусом знакомо понятие «достаточно». Их невозможно перекормить, убедить скидками, увлечь показной яркостью, биркой или мероприятиями, вход на которые доступен всем без исключения. Внутреннее чувство меры уберегает их от количества, сохраняя право обладать качеством. Чувство прекрасного идет от внутреннего диалога с самим собой, Такие люди легко концентрируются, находят верные решения в тишине, пользуются внутренними ресурсами. Им хорошо знаком принцип «зри в корень» и «анализируй это». Умение концентрироваться помогает сосредоточиться на ситуации и запланировать череду верных действий.
Таковы люди с исключительным вкусом.
Я с удовольствием расскажу вам о вашем стиле в одежде и подберу гардероб. Запишитесь на бесплатную консультацию, позвонив по телефону +7 985 532 5511
Источник
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник