Характеризуя чувства соотечественников егэ

Характеризуя чувства соотечественников егэ

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22—25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Правильный ответ впишите в ячейку напротив соответствующей буквы

«Характеризуя чувства соотечественников, испытываемые при известии о том, что первым человеком, полетевшим в космос, стал советский космонавт Юрий Гагарин, К. Г. Паустовский использует такой троп, как (А)________(«чистой и благородной национальной гордости» в предложении 5). Передать юношеские впечатления от событий, связанных с первым полётом авиатора, автору помогает ещё один троп — (Б)_______(«словно омытое росой» в предложении 12) и синтаксическое средство — (В)_______(в предложении 12). Оценивая достижения отечественной космонавтики, писатель использует такое синтаксическое средство, как (Г)________(предложение 19)».

(1)Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. (2)Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле.
(3)Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества.
(4) Простой русский человек с прекрасной фамилией Гагарин вернулся из космоса. (5)Двенадцатое апреля 1961 года — день не только нашей чистой и благородной национальной гордости, но и гордости всего мыслящего человечества.
(6) Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и ещё больше — в гений человечества. (7)Эта вера теперь оправдана до конца, какие бы трудности ещё ни ожидали нас на жизненном нашем пути.
(8) Миллиарды сердец бились напряжённо и взволнованно. (9)Все мысли были прикованы к судьбе мужественного человека, о котором до исторического полёта почти никто не знал.
(10)Если простая поэзия мифа об Икаре, взлетевшем к солнцу на восковых крыльях и погибшего в сияющей небесной синеве, прошла через все века и дожила до наших дней во всей своей простодушной прелести и наивности, то полёт Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля.
(11)Сейчас я невольно вспомнил, как ещё гимназистом бежал ранним утром под прохладными цветущими каштанами на ипподром за городом, где был назначен первый в нашем сухопутном мире полёт авиатора Уточкина. (12) Я помню всё: солнце, яркое, словно омытое росой, доброе и спокойное лицо Уточкина в десяти метрах надо мной, и слёзы, внезапно брызнувшие из глаз стоявшей вблизи меня молоденькой и красивой женщины. (13) Это была очень любимая киевской молодёжью актриса Пасхалова.
(14) Военный оркестр играл почему-то под сурдинку вальс «Дунайские волны».
(15) И вот — невиданный скачок от этого идиллического андерсеновского полёта до могучих воздушных кораблей и, наконец, порыв, полёт, уход в космос, в те пространства Вселенной, где человек соприкасается с вечностью. (16)Наше поколение счастливое. (17)Оно перенесло великие муки и победы и дожило до наступления новой, величайшей эры. (18)Оно счастливо этим и счастливо ещё и тем, что к его представлению о великолепии мира прибавилась ещё одна черта — бесстрашный, спокойный, уверенный полёт советского человека в космос. (19) Это величайшая мирная победа в истории Земли!

  • А) А
  • Б) Б
  • В) В
  • Г) Г
    СПИСОК ТЕРМИНОВ
  • 1) сравнение
  • 2) антонимы
  • 3) фразеологизм
  • 4) эпитет
  • 5) ряд однородных членов предложения
  • 6) вопросительное предложение
  • 7) восклицательное предложение
  • 8) метафора
  • 9) парцелляция

«Характеризуя чувства соотечественников, испытываемые при известии о том, что первым человеком, полетевшим в космос, стал советский космонавт Юрий Гагарин, К. Г. Паустовский использует такой троп, как (А) ЭПИТЕТ («чистой и благородной национальной гордости» в предложении 5). Передать юношеские впечатления от событий, связанных с первым полётом авиатора, автору помогает ещё один троп — (Б) СРАВНЕНИЕ («словно омытое росой» в предложении 12) и синтаксическое средство — (В) РЯД ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (в предложении 12). Оценивая достижения отечественной космонавтики, писатель использует такое синтаксическое средство, как (Г) ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение 19)».

Читайте также:  Как восстановить себя после длительного стресса

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Ряды однородных членов – это те члены предложения, которые связываются с одной и той же словоформой, а также выполняют одну синтаксическую функцию. Как правило, такие слова произносятся с интонацией перечисления. Более того, в предложении они располагаются контактно (то есть один за другим), а также довольно часто допускают любую перестановку. Хотя она возможна далеко не всегда. Ведь первым в таком ряду обычно называется то, что представляет собой первичное с хронологической или логической точки зрения или же наиважнейшее для говорящего.
Основные признаки:
-Они представляют собой одинаковые члены предложения.
-Такие слова имеют между собой сочинительную связь, которая выделяется посредством интонации или же сочинительных союзов.
-Однородные члены зависят от одного слова или же подчиняют его себе. Другими словами, они совершенно одинаково относятся к одному (главному или второстепенному) члену предложения
-Ряд однородных членов произносится с интонацией перечисления. В том случае, если между такими словами нет союзов или они повторяются, их следует связывать соединительными паузами.

Источник

Характеризуя чувства соотечественников егэ

Решение 3061. «Характеризуя чувства соотечественников, испытываемые при известии о том, что первым человеком, полетевшим в космос, стал советский космонавт Юрий Гагарин, К. Г. Паустовский использует такой троп, как

(1)Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. (2)Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле.

(3)Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества. (4)Простой русский человек с прекрасной фамилией Гагарин вернулся из космоса. (5)Двенадцатое апреля 1961 года — день не только нашей чистой и благородной национальной гордости, но и гордости всего мыслящего человечества.

(6)Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и ещё больше — в гений человечества. (7)Эта вера теперь оправдана до конца, какие бы трудности ещё ни ожидали нас на жизненном нашем пути.

(8)Миллиарды сердец бились напряжённо и взволнованно. (9)Все мысли были прикованы к судьбе мужественного человека, о котором до исторического полёта почти никто не знал.

(10)Если простая поэзия мифа об Икаре, взлетевшем к солнцу на восковых крыльях и погибшего в сияющей небесной синеве, прошла через все века и дожила до наших дней во всей своей простодушной прелести и наивности, то полёт Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля.

(11)Сейчас я невольно вспомнил, как ещё гимназистом бежал ранним утром под прохладными цветущими каштанами на ипподром за городом, где был назначен первый в нашем сухопутном мире полёт авиатора Уточкина. (12)Я помню всё: солнце, яркое, словно омытое росой, доброе и спокойное лицо Уточкина в десяти метрах надо мной, и слёзы, внезапно брызнувшие из глаз стоявшей вблизи меня молоденькой и красивой женщины. (13)Это была очень любимая киевской молодёжью актриса Пасхалова. (14)Военный оркестр играл почему-то под сурдинку вальс «Дунайские волны».

(15)И вот — невиданный скачок от этого идиллического андерсеновского полёта до могучих воздушных кораблей и, наконец, порыв, полёт, уход в космос, в те пространства Вселенной, где человек соприкасается с вечностью. (16)Наше поколение счастливое. (17)Оно перенесло великие муки и победы и дожило до наступления новой, величайшей эры. (18)Оно счастливо этим и счастливо ещё и тем, что к его представлению о великолепии мира прибавилась ещё одна черта — бесстрашный, спокойный, уверенный полёт советского человека в космос. (19)Это величайшая мирная победа в истории Земли!

Читайте также:  Старость не радость юмор

(По К. Г. Паустовскому)

Задание 26. «Характеризуя чувства соотечественников, испытываемые при известии о том, что первым человеком, полетевшим в космос, стал советский космонавт Юрий Гагарин, К. Г. Паустовский использует такой троп, как (А)____ («чистой и благородной национальной гордости» в предложении 5). Передать юношеские впечатления от событий, связанных с первым полётом авиатора, автору помогает ещё один троп — (Б)____ («словно омытое росой» в предложении 12) и синтаксическое средство — (В)____ (в предложении 12). Оценивая достижения отечественной космонавтики, писатель использует такое синтаксическое средство, как (Г)____ (предложение 19)».

5) ряд однородных членов предложения

6) вопросительное предложение

7) восклицательное предложение

1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 26 всегда выделен в примере курсивом!

В – синтаксическое средство.

Г – синтаксическое средство.

2. Выделим в списке терминов тропы, приёмы и синтаксические средства.

Синтаксические средства: 5, 6, 7, 9.

Лексические средства: 2, 3.

Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в задании не повторяются.

3. Выберем правильный термин.

(А) («чистой и благородной национальной гордости» в предложении 5) – эпитет, 4.

(Б) («словно омытое росой» в предложении 12) – сравнение, 1.

(В) солнце, яркое, словно омытое росой, доброе и спокойное лицо Уточкина в десяти метрах надо мной, и слёзы, внезапно брызнувшие из глаз стоявшей вблизи меня молоденькой и красивой женщины – ряд однородных членов, 5.

(Г) Это величайшая мирная победа в истории Земли! – восклицательное предложение, 7.

Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических и смысловых ошибок нет.

«Характеризуя чувства соотечественников, испытываемые при известии о том, что первым человеком, полетевшим в космос, стал советский космонавт Юрий Гагарин, К. Г. Паустовский использует такой троп, как (А) эпитет («чистой и благородной национальной гордости» в предложении 5). Передать юношеские впечатления от событий, связанных с первым полётом авиатора, автору помогает ещё один троп — (Б) сравнение («словно омытое росой» в предложении 12) и синтаксическое средство — (В) ряд однородных членов (в предложении 12). Оценивая достижения отечественной космонавтики, писатель использует такое синтаксическое средство, как (Г) восклицательное предложение (предложение 19)».

В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность, без пробелов и запятых.

Источник

Патриотизм и гражданственность: что это, чем отличаются, в чём сходство

Содержание:

Патриотизм — это в обществознании важнейшее мировоззренческое понятие, которое характеризует отношение человека к родной земле, его преданную позицию, стремление к процветанию родного государства и заботу о его благополучии. Гражданственность — это в обществознании полноправное членство в политическом объединении, нацеленность на формирование активной позиции с целью развития родины. Гражданственность, патриотизм, ценность, гуманизм, свобода — обобщающее понятие – уважение к Отечеству. Эти принципы ложатся в основу мировоззрения граждан, которые положительно относятся к своей стране, стараются принести пользу, готовы защищать ее от внешнего агрессора.

Тем не менее понятие патриотизма и гражданственности нельзя назвать идентичными. Для патриотизма не имеет значения политическая система, принцип управления государством – патриоты остаются верны своей идее в любом обществе. Гражданственностью называют более осознанное проявление отношения к родине. Оно может проявляться только в демократическом государстве. Мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность совместно формируют гражданскую позицию человека.

Понятие космополитизма – полная противоположность патриотизма. Оно характеризует людей, уверенных в том, что все жители планеты братья, поэтому нельзя любить только какую-то часть людей – соотечественников, или определенную территорию земли – родину. Для них родина – это планета земля. Гражданственность является антонимом аполитичности. Аполитичность предполагает отсутствие приверженности к какой-либо партии, стране. Гражданственность и патриотизм, сходства и различия которых многие не замечают, являются важнейшими аспектами при построении мировоззренческого восприятия граждан.

Читайте также:  Метод саморегуляции эмоционального состояния это

Что такое гражданственность, чем патриотизм отличается от гражданственности

Гражданство и гражданственность – это также разные понятия, которые базируются на одном принципе – принадлежности человека к родине.

Гражданство указывает на то, что человек проживает в определенной стране, выполняет все свои обязанности в соответствии с законодательством этого государства, получает в ответ возможность реализовать свои права.

Гражданином называют человека, который в полной мере использует свои права и выполняет обязанности, предписанные государством.

Гражданственность — это (кратко) возможность индивида пользоваться своими правами, соблюдая правила и требования законодательства страны. Она указывает, насколько житель осознает себя гражданином, готов ли он поддерживать народ, способствовать развитию всей страны. Высшее проявление – патриотизм. Гражданственность — это:

  1. Принятие собственных обязанностей, как прав, а прав — как обязанностей.
  2. Трансформация добровольной лояльности и свободы.
  3. Уважение, доверие к согражданам, правительству.
  4. Истинность принадлежности к правовой системе.
  5. Совмещение самостоятельной дисциплины с внутренней свободой.
  6. Собственное достоинство.

Если говорить о том, что является высшим проявлением гражданственности, следует отметить два основных пункта. Во-первых, это патриотизм и любовь к родине. Во-вторых, ответственность за все, что происходит в государстве, перед следующим поколением.

Патриот – человек, который любит свое отечество, он предан родной земле, согражданам, не отказывает в помощи своему государству. Предмет и теория патриотизма основывается на шести постулатах:

  1. Родная страна – единственная, ей нужно быть верным.
  2. Следует заботиться об исторической судьбе родины, быть готовым пожертвовать собой ради спасения родной земли.
  3. Социальные, традиционные, культурные достижения отечества являются поводом для гордости.
  4. Страдания, переживания родного народа вызывают чувство сострадания.
  5. Социальные пороки в обществе оцениваются, как недостаток, негативный социальный аспект.
  6. Историческое прошлое, наследие государства являются объектом уважения и гордости.

Важно четко различать понятия национализма и патриотизма. Они совершенно разные. Национализмом называют идеологические, политические взгляды, которые считают нацию и ее интересы важнее любого политического, социального, экономического интереса. Для национализма характерна агрессивная позиция относительно других наций, национальная замкнутость. На почве национализма часто разгораются скандалы, переходящие в драки, а иногда в войны.

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность

Обнаружить связь между понятием “гражданственность” и “патриотизм” довольно просто. Первое понятие означает, что человек принадлежит к конкретной стране. Оно обладает юридической силой, закрепляется официально в удостоверении личности индивида. Патриотизм относится к разновидностям духовной принадлежности. Родина – основа обоих понятий. Одно более рационализированное, другое – духовное. Патриотические принципы и взгляды не закрепляются в юридической форме, не отображаются в документации. Патриотизм может быть различных форм:

  1. Городская форма – привязанность к населенному пункту, в котором проживает человек.
  2. Квасная форма – избыток любви к государству, для таких людей характерна организация митингов, пикетов, готовность поехать в любую точку страны, лишь бы продолжать борьбу с несправедливостью.
  3. Государственная – предполагает наличие истинной любви к стране в целом.
  4. Ультра-патриотическая – такую форму патриотизма называют гипертрофированной, она переходит к крайностям.
  5. Этническая – привязанность не столько к стране, сколько к традиционным, историческим, этническим корням.
  6. Имперская – чувство любви к правлению, гордость за власть.
  7. Полисная – любовь к небольшому государству, имеющему свои традиции и законы.

Патриотизм и гражданственность, как нравственные ценности

Патриотизмом называют совокупность нравственных убеждений, основанных на гордости и любви к своей родине, историческим корням, ценностным и традиционным убеждениям. Патриот хочет быть частью своей страны, разговаривать на родном языке. Он защищает отчизну на войне, в спорах и дебатах. Характерными нравственными ценностями патриота и гражданина являются:

  • Готовность отказаться от собственных благ в пользу родины. В качестве примера можно рассматривать добровольный уход людей на фронт, отказ от выгодной работы из-за необходимости переезжать и прочие схожие ситуации. Гражданин превыше своей выгоды ставит свое желание находиться на родине.
  • Ностальгия во время отъезда. Гражданственность с патриотизмом заставляют человека ощущать тоску по родной земле, переживать за обстановку на родине.
  • Ощущение единства со своим народом, поддержка народных идей и стремлений.
  • Искреннее переживание за будущее и настоящее государства, желание вникнуть в политическую, экономическую ситуацию, понять первопричины возникновения проблем.

Источник

Оцените статью