- Психология и педагогика Жуков В.К. Томск-2006
- Типы темперамента и их характеристика
- Психологическая характеристика основных типов темперамента
- Понятие темперамента
- От темперамента человека зависят
- К типу темперамента человека не относится
- В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
- Психологическая характеристика типов темперамента — достоинства и недостатки
- Тип темперамента ХОЛЕРИК
- Достоинства Холерика:
- Недостатки Холерика:
- Тип темперамента САНГВИНИК
- Достоинства Сангвиника:
- Недостатки Сангвиника:
- Тип темперамента ФЛЕГМАТИК
- Достоинства Флегматика:
- Недостатки Флегматика:
- Тип темперамента МЕЛАНХОЛИК
- Достоинства Меланхолика:
- Недостатки Меланхолика:
- Интересные статьи:
- Типы темперамента и их характеристика Видео — особенности межличностных взаимоотношений людей с различным типом темперамента
- Дружба и любовь в зависимости от типа темперамента
- Учение о типах темперамента Павлова И.П.
- Надежные, объективные критерии определения типа темперамента, как типа нервной системы по Павлову И.П.
- И. П. Павлов доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:
- Соотношение типов нервной системы и темпераментов по Павлову И.П.
- Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения у различных типов темперамента по Павлову И.П.
- Учение Гиппократа о типах темперамента
- Учения о типах темперамента Схема
- Тип темперамента по кругу Айзенка
- Родителям о детях:
Психология и педагогика
Жуков В.К.
Томск-2006
№ 1
Образ мира человека формируется:
• на протяжении всей жизни.
№ 2
Какие из чувств вы отнесете к моральным?
• Cтыд.
• Презрение.
№ 3
Особенности, которые характеризуют бессознательное.
• Побуждения к деятельности, в которых отсутствуют осознанные цели.
№ 4
Черты характера.
• Неуравновешенность.
• Впечатлительность.
№ 5
Черты, которые не относятся к характеру.
• Быстрое включение в работу.
• Чувство долга.
№ 6
Характеристика, которая соответствует сангвинику.
• Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, сензитивен, экстраверт.
№ 7
— меланхолику.
• Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.
№ 8
— холерику.
• Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.
№ 9
— флегматику.
• Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.
№ 10
Дословный перевод термина “педагогика”.
• Детоводство.
№ 11
Кто является основоположником педагогики как науки?
• Ян Амос Коменский.
№ 12
Кто является основоположником Российской педагогической научной школы?
• К.Д.Ушинский.
№ 13
Что такое децелерация?
• Явление, противоположное акселерации.
№ 14
Как соотносятся между собой понятия “воспитание” и “образование”?
• Понятия “воспитание” шире понятия “образование”.
№ 15
Как можно сформулировать цель социоцентрической образовательной модели?
• Вариативные модели личности в форме социального заказа.
№ 16
Чем различаются понятия “развитие личности” и “формирование личности”?
• Формирование является первым этапом развития личности.
№ 17
Структура педагогики включает:
• общую педагогику, историю педагогики и частные методики.
№ 18
Что такое толерантность?
• Терпимость к другим точкам зрения.
№ 19
Что такое “педагогический плюрализм”?
• Принятие других точек зрения.
№ 20
Как можно определить цель натуроцентрической образовательной модели?
• Индивидуальное и неповторимое развитие личности.
№ 21
Как соотносятся образовательный ценз и образовательный уровень населения?
• Oбразовательный уровень должен быть выше образовательного ценза.
№ 22
Какой образовательный ценз действует сегодня в России?
• 11 классов.
№ 23
Как можно определить цель антропоцентрической образовательной модели?
• Индивидуальное и неповторимое развитие личности.
№ 24
Как можно сформулировать цель теоцентрической образовательной модели?
• Духовное развитие личности.
№ 25
Что является движущими силами развития личности?
• Потребности личности.
№ 26
Какой из педагогических трудов принадлежит перу А.С. Макаренко?
• Педагогическая поэма.
№ 27
Какой из педагогических трудов принадлежит перу В.А. Сухомлинского?
• Сердце отдаю детям.
№ 28
Объект педагогической науки:
• сфера обучения и воспитания людей.
№ 29
Предмет педагогической науки
• закономерности процессов, происходящих в этой сфере.
№ 30
Объект педагогической практики:
• взаимодействие участников педагогического процесса.
№ 31
Предмет педагогической практики:
• способы взаимодействия.
№ 32
В процессе образования осуществляется:
• обучение;
• развитие;
• воспитание.
№ 33
Образование детерминировано:
• представлениями о социальных функциях человека.
№ 34
Концепции образования:
• теория формального образования;
• теория материального образования.
№ 35
Творческая деятельность осуществляется на основе:
• знаний;
• умений.
№ 36
Источники формирования содержания образования:
• социальный опыт.
№ 37
Основной фактор отбора содержания образования:
• потребности общества.
№ 38, 39, 40
Компоненты структуры педагогики.
• Ясельная педагогика.
• Социальная педагогика.
• Дошкольная педагогика.
• Педагогика школы.
• Педагогика профессионально-технического образования.
• Педагогика высшей школы.
• Военная педагогика.
№ 41
Социальная педагогика — это область:
• внешкольного образования.
№ 42
Коррекционная педагогика — это область:
• образования инвалидов.
№ 43
Гуманитаризация образования подразумевает:
• усиление внимания формированию личности ученика.
№ 44
В традиционной концепции образования человек является:
• средством.
№ 45
В гуманистической концепции образования человек является:
• целью.
№ 46, 48, 50
В традиционной концепции образования основная цель:
• приобщение человека к науке и производству.
• формирование знаний, умений и навыков.
• усвоение образца деятельности.
№ 47, 49, 51
В гуманистической концепции образования основная цель:
• приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе.
• формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности.
• опыт творческой деятельности.
№ 52
В традиционной концепции образования основная черта:
• ориентация на среднестатистического обучаемого.
№ 53
В гуманистической концепции образования основная черта:
• учет индивидуальных особенностей.
№ 54. 57
В традиционной концепции образования основной критерий:
• оценка результата деятельности.
• универсальность требований.
№ 55, 56
В гуманистической концепции образования основной критерий:
• oценка свободы личности как самоактуализации и творчества.
• индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий и разный).
№ 58
Обучение – это:
• усвоение социального опыта.
№ 59
Предметом психологии управления является:
• организованная деятельность людей.
№ 60
Объектом психологии управления являются:
• отдельные работники;
• коллективы.
№ 61
Основные проблемы психологии управления:
• проблема соответствия работника организации;
• проблема отбора людей в организацию;
• проблема ориентации людей в отношении особенности данной организации.
№ 62
Производственные конфликты могут быть обусловлены:
• трудовым процессом;
• психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;
• личностным своеобразием членов группы.
№ 63
Виды психологической защиты.
• Вытеснение.
• Отрицание.
• Идентификация.
№ 64, 65
Виды психологической защиты.
• Рационализация.
• Замещение.
• Изоляция.
• Отрицание.
№ 66
Виды производственных конфликтов:
• горизонтальные;
• вертикальные;
• смешанные;
• конструктивные;
• деструктивные
№ 67
Поведение – это:
• pеакция в ответ на внешний стимул.
№ 68
Сознание включает:
• бытийно-деятельностный слой;
• рефлексивно-созерцательный слой.
№ 69
Рефлексивно-созерцательный слой сознания включает:
• значение;
• смысл.
№ 70
Самосознание включает:
• самопознание;
• самооценка;
• самоконтроль;
• самовосприятие.
№ 71
Память – это:
• отражение прошлого опыта.
№ 72, 73
Мышление включает:
• анализ;
• синтез;
• сравнение;
• абстракция;
• конкретизация.
№ 74
Воображение –
• умение строить новые образы.
№ 75
Внимание –
• внутренний акцент познавательных процессов.
№ 76
Виды внимания:
• непроизвольное;
• произвольное;
• послепроизвольное.
№ 77
Ведущая причина производственных конфликтов:
• недостатки в организации деятельности и управления.
№ 78
Основные негативные последствия конфликтов:
• повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе;
• неудовлетворенность, плохое состояние духа;
• рост текучести кадров;
• снижение производительности труда.
№ 79
Задачи руководителя по разрешению конфликта:
• необходимо выяснить причину конфликта;
• определить цели оппонента;
• наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
• уточнить поведенческие особенности оппонента.
№ 80
Виды поведения людей в конфликтной ситуации:
• избегание;
• приспособление;
• компромисс;
• сотрудничество.
№ 81
Управление конфликтом –
• целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.
№ 82
Этапы возникновения конфликта в хронологической последовательности.
1. Конфликтная ситуация.
2. Инцидент.
3. Конфликт.
№ 83
Этапы разрешения конфликта в хронологической последовательности.
1. Диагностика конфликта.
2. Pазработка стратегии разрешения и технологии.
3. Pеализация комплекса методов и средств.
№ 84
Модели разрешения конфликта:
• силовая;
• компромиссная;
• интегративная.
№ 85
Наиболее позитивный метод разрешения конфликта:
• переговоры.
№ 86
Наиболее негативный метод разрешения конфликта:
• принуждение.
№ 87
Компоненты карты конфликта в порядке ее составления.
1. Oпределение проблемы конфликта в общих чертах.
2. Oпределение сторон, вовлеченных в конфликт.
3. Oпределение потребностей и опасений каждого из главных участников конфликта.
№ 88
Основные признаки компьютерной тревожности:
• чрезмерная осторожность при использовании компьютеров;
• негативные замечания по поводу ЭВМ и информатики;
• попытки сократить время использования компьютера.
№ 89
Компьютерная тревожность
• не зависит от пола.
№ 90
Интернет-аддикция – это:
• болезненная зависимость от интернета.
№ 91
Тестовые материалы включают:
• тестовые задания;
• инструкции для испытуемого.
№ 92
Виды тестов:
• индивидуальные и групповые (коллективные);
• вербальные и невербальные;
• количественные и качественные;
• градуальные и альтернативные;
• общие и специальные.
№ 93
Основные достоинства тестового метода:
• стандартизация условий и результатов;
• оперативность и экономичность;
• количественный дифференцированный характер оценки;
• оптимальная трудность;
• надежность;
• возможность компьютеризации;
• психологическая адекватность.
№ 94
Основные недостатки тестового метода:
• возможность “слепых” (автоматических) ошибок;
• неиндивидуальный подход;
• отсутствие доверительной обстановки.
№ 95
Психоанализ – это:
• cистема психологии.
№ 96
Основой психоанализа является выявление:
• конфликта.
№ 97
Психоанализ по Фрейду основным мотивом конфликтов рассматривает:
• сексуальное влечение.
№ 98
Предметом экономической психологии является:
• отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека.
№ 99
Объект исследования экономической психологии:
• один человек;
• семья;
• организация;
• государство.
№ 100
Основные сферы характеристик предпринимателя:
• коммуникативная;
• эмоционально-волевая;
• интеллектуальная.
№ 101
“Оси предприимчивости” – это:
• целеустремленная деятельность;
• поиск новизны.
№ 102
Символические факторы, связанные в сознании людей с деньгами:
• безопасность;
• сила;
• любовь;
• свобода.
№ 103
Более уверенны в себе и психологически уравновешены люди:
• cклонные к взвешенному планированию бюджета.
Источник
Типы темперамента и их характеристика
Психологическая характеристика основных типов темперамента
Понятие темперамента
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.
Темперамент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности (Источник: Википедия).
С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека (типом ВНД).
От темперамента человека зависят
- Оценка и контроль деятельности.
- Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
- Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
- Темп, ритм и ускорение деятельности.
- Дисциплинарные воздействия.
- Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
К типу темперамента человека не относится
- Характер – определяет, как человек действует, приобретенный, подвержен изменениям.
- Способности – определяют, с какой скоростью, глубиной, легкостью и прочностью овладевает знаниями, умениями, навыками.
Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.
Темперамент – врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Взрослым, занимающимся воспитанием и обучением ребёнка необходимо учитывать тип темперамента ребенка, для того чтобы применяемые методы и приемы воспитания и обучения были эффективны и не наносили вред ребенку.
В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.
Психологическая характеристика типов темперамента — достоинства и недостатки
Тип темперамента ХОЛЕРИК
Тип нервной системы – безудержный, сильный, неуравновешенный, подвижный.
Достоинства Холерика:
- Холерический тип темперамента отличается решительностью, инициативностью, прямолинейностью.
- Подвижный и быстрый.
- С увлечением берется за дело, работает на подъеме, преодолевая трудности.
- Почти всегда находчив в споре.
- Незлопамятен и необидчив.
- Обладает выразительной мимикой.
- Речь живая, эмоциональная.
- Холерик способен быстро принимать решения и действовать.
- Неустанно стремится к новому.
- Быстро засыпает и просыпается, крепко спит.
- В критической ситуации проявляет решимость и напор.
- Чувства быстро возникают и ярко проявляются.
Недостатки Холерика:
- Холерик слишком тороплив.
- Для холерического типа темперамента характерны резкие, порывистые движения, неусидчивость, неуравновешенность, склонность к горячности.
- Не отличается терпением.
- В отношениях и в общении с людьми может проявлять резкость и прямолинейность.
- Холерик может провоцировать конфликтные ситуации.
- Упрям, зачастую капризен.
- Характерен резкий подъем и быстрый спад деятельности, т.е. работает холерик рывками.
- Иногда не вникает в суть проблемы, скользит по поверхности, отвлекается.
- Склонен к рискованным поступкам.
- Речь у холериков быстрая, порой сбивчивая, страстная.
- Агрессивен, очень вспыльчив и не выдержан.
- Холерик склонен к резким переменам настроения, нервным срывам.
- Когда запас энергии истощается, его настроение резко падает.
- Нетерпим к промахам и недостаткам других.
- Обидчив.
Холерикам необходимо научиться сдерживать себя, не быть заносчивыми. Им можно посоветовать сосчитать до десяти прежде, чем отреагировать на ситуацию.
Тип темперамента САНГВИНИК
Тип нервной системы – сильный, уравновешенный, подвижный.
Достоинства Сангвиника:
- Сангвинистический тип темперамента отличается веселостью, энергичностью, жизнерадостностью, отзывчивостью.
- Настроение сангвиника имеет свойства часто меняться, но в основном преобладает хорошее настроение.
- Чувства привязанности, враждебности, радости и горя возникают у сангвиников быстро, но они неглубоки.
- Быстро схватывает все новое и интересное.
- Быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
- Свои неудачи и неприятности переживает легко.
- С легкостью приспосабливается к различным обстоятельствам жизни.
- Обладает хорошей работоспособностью и выносливостью.
- За всякое новое дело берется с энтузиазмом.
- Сангвиник отличается громкой, торопливой, но при этом отчетливой речью, сопровождающейся. активной жестикуляцией и выразительной мимикой.
- В общении с новыми людьми не испытывает страха и скованности.
- Сохраняет самообладание в стрессовой, критической ситуации.
- Сангвиник способен аргументировано защитить себя и в тоже время пытается нормализовать обстановку.
- Быстро просыпается и засыпает.
- Проявляет настойчивость в достижении поставленной задачи, цели.
- Хороший организатор.
Недостатки Сангвиника:
- Если сангвиник теряет интерес к начатому делу, то он бросает его, не доведя его до конца.
- Сангвиники не любят однообразную работу.
- Склонны переоценивать как себя, так и свои возможности.
- Сангвиническому типу присущи неустойчивость в интересах и склонностях.
- Человеку с сангвиническим типом темперамента в тягость однообразная, будничная кропотливая работа.
- Поспешен в решениях, опрометчивость решений, не собран.
- Неустойчивое настроение.
- Трудно вырабатываются волевые качества.
- Для достижения успеха в деятельности сангвиникам не стоит разбрасываться по мелочам, им необходимо быть целеустремленными, аккуратными, усидчивыми.
Тип темперамента ФЛЕГМАТИК
Тип нервной системы – инертный, сильный, уравновешенный, малоподвижный.
Достоинства Флегматика:
- Флегматичный тип темперамента отличается спокойствием, хладнокровностью, рассудительностью, осторожностью, терпеливостью, усидчивостью, уравновешенностью и выдержкой, как в обычной жизни, так и в стрессовой ситуации.
- Проявляет последовательность и обстоятельность в делах, вследствие чего начатое дело доводится им до конца.
- Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей.
- Склонность к аффектам у флегматиков отсутствует.
- Речь спокойная, размеренная с паузами, без резко выраженных эмоций, без жестов и мимики.
- Флегматики малоразговорчивые.
- Способны выполнять однообразную, длительно напряженную работу.
- Все рассчитывает и не тратит силы попусту.
- В работе придерживается системности.
- Флегматики склонны придерживается выработанного, привычного распорядка жизни.
- С легкостью соблюдает режим.
- Флегматичный тип темперамента обладает хорошей выдержкой, что легко позволяет ему сдерживать свои порывы.
- Незлопамятный.
- Снисходительно относится к колкостям, высказанным в его адрес.
- Характерно постоянство в отношениях и интересах, часто однолюбы.
- Любят порядок и аккуратность во всем.
- Разум у флегматиков преобладает над чувством.
- Хорошо контактируют с людьми других темпераментов.
- Обладает хорошей памятью.
- Флегматики – надежные люди, которых сложно вывести из себя.
- Чувства флегматиков глубоки, но тщательно скрыты от посторонних глаз.
Недостатки Флегматика:
- Флегматики практически не восприимчивы к одобрению и порицанию в свой адрес.
- Слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому не могут быстро реагировать на новые ситуации.
- Флегматики скупы на эмоции.
- Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны.
- Обстоятельны до занудства.
- В работу включается медленно и так же медленно переключается с одного дела на другое.
- С трудом адаптируется в новой обстановке и медленно сходятся с новыми людьми.
- В жизни много стереотипов, шаблонов.
- Ненаходчивы.
Флегматикам стоит развивать недостающие ему качества такие как: подвижность, активность. Не допускать проявление таких качеств как: инертность и вялость.
Тип темперамента МЕЛАНХОЛИК
Тип нервной системы – слабый, неуравновешенный, малоподвижный.
Достоинства Меланхолика:
- Меланхоличный тип темперамента отличается повышенной чувствительностью.
- Меланхолики способны воспринимать одобрения и порицания.
- Предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим людям.
- Хорошо чувствуют других людей.
- При благоприятных условиях сдержаны и тактичны.
- Эмоциональные состояния и чувства людей меланхоличного типа темперамента отличаются глубиной, длительностью и большой силой.
- Меланхоликам свойственна постоянство и глубина, острая восприимчивость к внешним воздействиям.
- В привычной и спокойной обстановке люди с меланхоличным типом темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.
Недостатки Меланхолика:
- Меланхоликов от других типов отличает высокая эмоциональная чувствительность.
- Они тяжело переносят огорчения и обиды, внешне это может никак не проявляться.
- Свои мысли и переживания держат в себе.
- Меланхолики сильно переживают даже незначительные неудачи.
- Меланхолик очень застенчив, стеснителен, раним, скрытен, нерешителен, неуверенный в себе и своих силах.
- Всегда пессимистично настроен, редко смеется.
- При малейшей неудачи испытывает чувство подавленности и растерянности.
- В незнакомой обстановке теряется.
- Меланхолик смущается при контакте с новыми людьми.
- Долго адаптируется в новом коллективе.
- Имеет маленький круг близких людей.
- У меланхоликов наблюдается склонность к одиночеству, депрессиям, подозрительности, они замыкаются и уходят в себя.
- Быстро утомляются, в работе необходимо делать паузы.
- Для меланхоличного типа темперамента характерна слабая тихая речь вплоть до шепота, впечатлительность до слезливости, чрезмерная обидчивость и плаксивость.
- Малейшая неприятность, нервная обстановка на работе способны вывести меланхолика из равновесия.
- При неблагоприятных условиях меланхолики замкнуты, боязливы, тревожны.
- Меланхолик – единственный тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и обидчивостью.
- Меланхолик предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.
- На кануне важных событий всегда чрезмерно переживает и волнуется.
- То, что сметет на своем пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник — для меланхолика становится препятствием. Он теряется, опускает руки, именно в такие моменты ему нужно сочувствие и поддержка близких и друзей.
В плане самосовершенствования и самореализации меланхоликам необходимо быть более активными, организаторской деятельностью, заниматься шефской помощью, чтобы ощутить свою значимость, уверенность и повысить свою самооценку. Этому способствует также занятия физкультурой и спортом, гимнастикой.
Интересные статьи:
Темперамент и профессия: влияние темперамента на выбор профессии, рекомендации по выбору профессии в соответствии с типом темперамента, видео, типы темперамента известных людей.
Макияж для глаз: как выглядеть моложе, ошибки макияжа, которые нас старят.
Типы темперамента и их характеристика Видео — особенности межличностных взаимоотношений людей с различным типом темперамента
Дружба и любовь в зависимости от типа темперамента
Сангвиник – переживает симпатии легко, ярко и весело. Романы заводит легко, так же легко может расстаться с объектом любви.
Холерик – дружит с немногими, командует своей второй половинкой, сильно привязывается, склонен к гневу и ревности, к разрыву из склонности.
Флегматик – не склонен к выражению ярких чувств, спокойное ровное отношение к партнеру, влюбчив, характеризуется спокойной привязанностью. От него практически невозможно услышать слов признания в любви, комплиментов.
Меланхолик – предан партнеру, подчиняется ему, стыдится открывать свои чувства, часто однолюб.
Нет плохих и хороших темпераментов. Свой темперамент можно и необходимо контролировать.
Учение о типах темперамента Павлова И.П.
Психологи утверждают, что в жизни довольно редко удается встретить ярких представителей того или иного типа темперамента, в основном в людях соединяются черты разных типов темперамента, среди которых преобладает в большей степени один, остальные дополняют.
Однако, согласно исследованиям И.П. Павлова, каждому типу темперамента соответствует только один определенный тип высшей нервной деятельности (ВНД), что полностью исключает существование «смешанного» типа темперамента у человека.
Надежные, объективные критерии определения типа темперамента, как типа нервной системы по Павлову И.П.
- Скорость обмена веществ.
- Скорость протекания нервных процессов у человека.
- Сила проявления эмоций.
- Конструктивные особенности строения тела (соматотип).
И.П. Павлов утверждал, что основа темперамента человека – это соотношение основных черт психической деятельности и свойств нервной системы (быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения).
И. П. Павлов доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:
- Сила — индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при напряженном и длительном труде, не реагирует на слабые раздражители, быстро восстанавливается. Человек обладает стрессоустойчивостью и выносливостью.
- Уравновешенность — в возбуждающей обстановке индивид остается спокойным, легко подавляет свою подвижность и неадекватные желания.
- Подвижность процессов торможения и возбуждения, протекающих в нервной системе — человек быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки.
И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темперамента человека и обнаружил их полное сходство. В следствие чего можно сделать вывод, что темперамент — это проявление типа нервной системы в деятельности и поведения человека.
Именно тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента.
Соотношение типов нервной системы и темпераментов по Павлову И.П.
Сангвинический тип темперамента — сильный, уравновешенный, подвижный («живой»).
Флегматический тип темперамента — сильный, уравновешенный, инертный (малоподвижный) («спокойный»).
Холерический тип темперамента — сильный, неуравновешенный, подвижный, с преобладанием возбуждения («безудержный»).
Меланхолический тип темперамента — слабый, неуравновешенный, малоподвижный («слабый»).
Человеку со слабым типом темперамента несмотря на слабость происходящих нервных процессов, способен добиться больших успехов в учебе, трудовой и творческой деятельности, карьере.
Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения у различных типов темперамента по Павлову И.П.
Тип высшей нервной деятельности | По силе | По уравновешенности | По подвижности | Тип темперамента |
Сильный | Сильный | Уравновешенный | Подвижный | Сангвиник |
Безудержный | Сильный | Неуравновешенный | Подвижный | Холерик |
Инертный | Сильный | Уравновешенный | Малоподвижный | Флегматик |
Слабый | Слабый | Неуравновешенный | Малоподвижный | Меланхолик |
Учение Гиппократа о типах темперамента
Гиппократ (древнегреческий врач) под темпераментом понимал анатомо-физиологические и индивидуальные психологические особенности индивидуума. Гиппократ, а позднее и Гален говорили о темпераменте, как об особенностях поведения личности, в организме которой преобладает одна из четырех жидкостей «жизненных соков».
- У холериков — преобладает желтая желчь («желчь, яд»), которая делает его импульсивным и безудержным.
- У флегматиков — преобладает лимфа («мокрота»), которая делает человека невозмутимым, спокойным, медлительным.
- У сангвиников — преобладает кровь («кровь»), которая делает его веселым и подвижным.
- У меланхоликов — преобладает черная желчь («черная желчь»), которая делает его робким, боязливым, грустным.
Учения о типах темперамента Схема
Тип темперамента по кругу Айзенка
Родителям о детях:
Воспитание ребенка с учетом типа темперамента имеет ряд важных особенностей, о которых должен знать каждый родитель.
интерьер детской комнаты, оформленный с учетом психологических, эмоциональных, возрастных и поведенческих особенностей ребенка.
Развитие речи детей 5 — 6 лет: особенности, характеристика, игры на развитие речи детей.
Источник