Характеризуется неуравновешенностью общей подвижностью резкой сменой настроения активной моторикой

Содержание
  1. Психология и педагогика Жуков В.К. Томск-2006
  2. Типы темперамента и их характеристика
  3. Психологическая характеристика основных типов темперамента
  4. Понятие темперамента
  5. От темперамента человека зависят
  6. К типу темперамента человека не относится
  7. В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
  8. Психологическая характеристика типов темперамента — достоинства и недостатки
  9. Тип темперамента ХОЛЕРИК
  10. Достоинства Холерика:
  11. Недостатки Холерика:
  12. Тип темперамента САНГВИНИК
  13. Достоинства Сангвиника:
  14. Недостатки Сангвиника:
  15. Тип темперамента ФЛЕГМАТИК
  16. Достоинства Флегматика:
  17. Недостатки Флегматика:
  18. Тип темперамента МЕЛАНХОЛИК
  19. Достоинства Меланхолика:
  20. Недостатки Меланхолика:
  21. Интересные статьи:
  22. Типы темперамента и их характеристика Видео — особенности межличностных взаимоотношений людей с различным типом темперамента
  23. Дружба и любовь в зависимости от типа темперамента
  24. Учение о типах темперамента Павлова И.П.
  25. Надежные, объективные критерии определения типа темперамента, как типа нервной системы по Павлову И.П.
  26. И. П. Павлов доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:
  27. Соотношение типов нервной системы и темпераментов по Павлову И.П.
  28. Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения у различных типов темперамента по Павлову И.П.
  29. Учение Гиппократа о типах темперамента
  30. Учения о типах темперамента Схема
  31. Тип темперамента по кругу Айзенка
  32. Родителям о детях:

Психология и педагогика
Жуков В.К.
Томск-2006

№ 1
Образ мира человека формируется:
• на протяжении всей жизни.

№ 2
Какие из чувств вы отнесете к моральным?
• Cтыд.
• Презрение.

№ 3
Особенности, которые характеризуют бессознательное.
• Побуждения к деятельности, в которых отсутствуют осознанные цели.

№ 4
Черты характера.
• Неуравновешенность.
• Впечатлительность.

№ 5
Черты, которые не относятся к характеру.
• Быстрое включение в работу.
• Чувство долга.

№ 6
Характеристика, которая соответствует сангвинику.
• Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, сензитивен, экстраверт.

№ 7
— меланхолику.
• Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.

№ 8
— холерику.
• Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.

№ 9
— флегматику.
• Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.

№ 10
Дословный перевод термина “педагогика”.
• Детоводство.

№ 11
Кто является основоположником педагогики как науки?
• Ян Амос Коменский.

№ 12
Кто является основоположником Российской педагогической научной школы?
• К.Д.Ушинский.

№ 13
Что такое децелерация?
• Явление, противоположное акселерации.

№ 14
Как соотносятся между собой понятия “воспитание” и “образование”?
• Понятия “воспитание” шире понятия “образование”.

№ 15
Как можно сформулировать цель социоцентрической образовательной модели?
• Вариативные модели личности в форме социального заказа.

№ 16
Чем различаются понятия “развитие личности” и “формирование личности”?
• Формирование является первым этапом развития личности.

№ 17
Структура педагогики включает:
• общую педагогику, историю педагогики и частные методики.

№ 18
Что такое толерантность?
• Терпимость к другим точкам зрения.

№ 19
Что такое “педагогический плюрализм”?
• Принятие других точек зрения.

№ 20
Как можно определить цель натуроцентрической образовательной модели?
• Индивидуальное и неповторимое развитие личности.

№ 21
Как соотносятся образовательный ценз и образовательный уровень населения?
• Oбразовательный уровень должен быть выше образовательного ценза.

№ 22
Какой образовательный ценз действует сегодня в России?
• 11 классов.

№ 23
Как можно определить цель антропоцентрической образовательной модели?
• Индивидуальное и неповторимое развитие личности.

№ 24
Как можно сформулировать цель теоцентрической образовательной модели?
• Духовное развитие личности.

№ 25
Что является движущими силами развития личности?
• Потребности личности.

№ 26
Какой из педагогических трудов принадлежит перу А.С. Макаренко?
• Педагогическая поэма.

№ 27
Какой из педагогических трудов принадлежит перу В.А. Сухомлинского?
• Сердце отдаю детям.

№ 28
Объект педагогической науки:
• сфера обучения и воспитания людей.

№ 29
Предмет педагогической науки
• закономерности процессов, происходящих в этой сфере.

№ 30
Объект педагогической практики:
• взаимодействие участников педагогического процесса.

№ 31
Предмет педагогической практики:
• способы взаимодействия.

№ 32
В процессе образования осуществляется:
• обучение;
• развитие;
• воспитание.

№ 33
Образование детерминировано:
• представлениями о социальных функциях человека.

№ 34
Концепции образования:
• теория формального образования;
• теория материального образования.

№ 35
Творческая деятельность осуществляется на основе:
• знаний;
• умений.

№ 36
Источники формирования содержания образования:
• социальный опыт.

№ 37
Основной фактор отбора содержания образования:
• потребности общества.

№ 38, 39, 40
Компоненты структуры педагогики.
• Ясельная педагогика.
• Социальная педагогика.
• Дошкольная педагогика.
• Педагогика школы.
• Педагогика профессионально-технического образования.
• Педагогика высшей школы.
• Военная педагогика.

№ 41
Социальная педагогика — это область:
• внешкольного образования.

№ 42
Коррекционная педагогика — это область:
• образования инвалидов.

№ 43
Гуманитаризация образования подразумевает:
• усиление внимания формированию личности ученика.

№ 44
В традиционной концепции образования человек является:
• средством.

№ 45
В гуманистической концепции образования человек является:
• целью.

№ 46, 48, 50
В традиционной концепции образования основная цель:
• приобщение человека к науке и производству.
• формирование знаний, умений и навыков.
• усвоение образца деятельности.

№ 47, 49, 51
В гуманистической концепции образования основная цель:
• приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе.
• формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности.
• опыт творческой деятельности.

№ 52
В традиционной концепции образования основная черта:
• ориентация на среднестатистического обучаемого.

№ 53
В гуманистической концепции образования основная черта:
• учет индивидуальных особенностей.

№ 54. 57
В традиционной концепции образования основной критерий:
• оценка результата деятельности.
• универсальность требований.

№ 55, 56
В гуманистической концепции образования основной критерий:
• oценка свободы личности как самоактуализации и творчества.
• индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий и разный).

№ 58
Обучение – это:
• усвоение социального опыта.

№ 59
Предметом психологии управления является:
• организованная деятельность людей.

Читайте также:  Что чувствует человек когда клиническая смерть

№ 60
Объектом психологии управления являются:
• отдельные работники;
• коллективы.

№ 61
Основные проблемы психологии управления:
• проблема соответствия работника организации;
• проблема отбора людей в организацию;
• проблема ориентации людей в отношении особенности данной организации.

№ 62
Производственные конфликты могут быть обусловлены:
• трудовым процессом;
• психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;
• личностным своеобразием членов группы.

№ 63
Виды психологической защиты.
• Вытеснение.
• Отрицание.
• Идентификация.

№ 64, 65
Виды психологической защиты.
• Рационализация.
• Замещение.
• Изоляция.
• Отрицание.

№ 66
Виды производственных конфликтов:
• горизонтальные;
• вертикальные;
• смешанные;
• конструктивные;
• деструктивные

№ 67
Поведение – это:
• pеакция в ответ на внешний стимул.

№ 68
Сознание включает:
• бытийно-деятельностный слой;
• рефлексивно-созерцательный слой.

№ 69
Рефлексивно-созерцательный слой сознания включает:
• значение;
• смысл.

№ 70
Самосознание включает:
• самопознание;
• самооценка;
• самоконтроль;
• самовосприятие.

№ 71
Память – это:
• отражение прошлого опыта.

№ 72, 73
Мышление включает:
• анализ;
• синтез;
• сравнение;
• абстракция;
• конкретизация.

№ 74
Воображение –
• умение строить новые образы.

№ 75
Внимание –
• внутренний акцент познавательных процессов.

№ 76
Виды внимания:
• непроизвольное;
• произвольное;
• послепроизвольное.

№ 77
Ведущая причина производственных конфликтов:
• недостатки в организации деятельности и управления.

№ 78
Основные негативные последствия конфликтов:
• повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе;
• неудовлетворенность, плохое состояние духа;
• рост текучести кадров;
• снижение производительности труда.

№ 79
Задачи руководителя по разрешению конфликта:
• необходимо выяснить причину конфликта;
• определить цели оппонента;
• наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
• уточнить поведенческие особенности оппонента.

№ 80
Виды поведения людей в конфликтной ситуации:
• избегание;
• приспособление;
• компромисс;
• сотрудничество.

№ 81
Управление конфликтом –
• целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.

№ 82
Этапы возникновения конфликта в хронологической последовательности.
1. Конфликтная ситуация.
2. Инцидент.
3. Конфликт.

№ 83
Этапы разрешения конфликта в хронологической последовательности.
1. Диагностика конфликта.
2. Pазработка стратегии разрешения и технологии.
3. Pеализация комплекса методов и средств.

№ 84
Модели разрешения конфликта:
• силовая;
• компромиссная;
• интегративная.

№ 85
Наиболее позитивный метод разрешения конфликта:
• переговоры.

№ 86
Наиболее негативный метод разрешения конфликта:
• принуждение.

№ 87
Компоненты карты конфликта в порядке ее составления.
1. Oпределение проблемы конфликта в общих чертах.
2. Oпределение сторон, вовлеченных в конфликт.
3. Oпределение потребностей и опасений каждого из главных участников конфликта.

№ 88
Основные признаки компьютерной тревожности:
• чрезмерная осторожность при использовании компьютеров;
• негативные замечания по поводу ЭВМ и информатики;
• попытки сократить время использования компьютера.

№ 89
Компьютерная тревожность
• не зависит от пола.

№ 90
Интернет-аддикция – это:
• болезненная зависимость от интернета.

№ 91
Тестовые материалы включают:
• тестовые задания;
• инструкции для испытуемого.

№ 92
Виды тестов:
• индивидуальные и групповые (коллективные);
• вербальные и невербальные;
• количественные и качественные;
• градуальные и альтернативные;
• общие и специальные.

№ 93
Основные достоинства тестового метода:
• стандартизация условий и результатов;
• оперативность и экономичность;
• количественный дифференцированный характер оценки;
• оптимальная трудность;
• надежность;
• возможность компьютеризации;
• психологическая адекватность.

№ 94
Основные недостатки тестового метода:
• возможность “слепых” (автоматических) ошибок;
• неиндивидуальный подход;
• отсутствие доверительной обстановки.

№ 95
Психоанализ – это:
• cистема психологии.

№ 96
Основой психоанализа является выявление:
• конфликта.

№ 97
Психоанализ по Фрейду основным мотивом конфликтов рассматривает:
• сексуальное влечение.

№ 98
Предметом экономической психологии является:
• отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека.

№ 99
Объект исследования экономической психологии:
• один человек;
• семья;
• организация;
• государство.

№ 100
Основные сферы характеристик предпринимателя:
• коммуникативная;
• эмоционально-волевая;
• интеллектуальная.

№ 101
“Оси предприимчивости” – это:
• целеустремленная деятельность;
• поиск новизны.

№ 102
Символические факторы, связанные в сознании людей с деньгами:
• безопасность;
• сила;
• любовь;
• свобода.

№ 103
Более уверенны в себе и психологически уравновешены люди:
• cклонные к взвешенному планированию бюджета.

Источник

Типы темперамента и их характеристика

Психологическая характеристика основных типов темперамента

Понятие темперамента

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

Темперамент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности (Источник: Википедия).

С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека (типом ВНД).

От темперамента человека зависят

  • Оценка и контроль деятельности.
  • Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
  • Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
  • Темп, ритм и ускорение деятельности.
  • Дисциплинарные воздействия.
  • Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

К типу темперамента человека не относится

  • Характер – определяет, как человек действует, приобретенный, подвержен изменениям.
  • Способности – определяют, с какой скоростью, глубиной, легкостью и прочностью овладевает знаниями, умениями, навыками.

Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.

Темперамент – врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Взрослым, занимающимся воспитанием и обучением ребёнка необходимо учитывать тип темперамента ребенка, для того чтобы применяемые методы и приемы воспитания и обучения были эффективны и не наносили вред ребенку.

Читайте также:  Вкусовые чувства как называются

В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

Психологическая характеристика типов темперамента — достоинства и недостатки

Тип темперамента ХОЛЕРИК

Тип нервной системы – безудержный, сильный, неуравновешенный, подвижный.

Достоинства Холерика:

  • Холерический тип темперамента отличается решительностью, инициативностью, прямолинейностью.
  • Подвижный и быстрый.
  • С увлечением берется за дело, работает на подъеме, преодолевая трудности.
  • Почти всегда находчив в споре.
  • Незлопамятен и необидчив.
  • Обладает выразительной мимикой.
  • Речь живая, эмоциональная.
  • Холерик способен быстро принимать решения и действовать.
  • Неустанно стремится к новому.
  • Быстро засыпает и просыпается, крепко спит.
  • В критической ситуации проявляет решимость и напор.
  • Чувства быстро возникают и ярко проявляются.

Недостатки Холерика:

  • Холерик слишком тороплив.
  • Для холерического типа темперамента характерны резкие, порывистые движения, неусидчивость, неуравновешенность, склонность к горячности.
  • Не отличается терпением.
  • В отношениях и в общении с людьми может проявлять резкость и прямолинейность.
  • Холерик может провоцировать конфликтные ситуации.
  • Упрям, зачастую капризен.
  • Характерен резкий подъем и быстрый спад деятельности, т.е. работает холерик рывками.
  • Иногда не вникает в суть проблемы, скользит по поверхности, отвлекается.
  • Склонен к рискованным поступкам.
  • Речь у холериков быстрая, порой сбивчивая, страстная.
  • Агрессивен, очень вспыльчив и не выдержан.
  • Холерик склонен к резким переменам настроения, нервным срывам.
  • Когда запас энергии истощается, его настроение резко падает.
  • Нетерпим к промахам и недостаткам других.
  • Обидчив.

Холерикам необходимо научиться сдерживать себя, не быть заносчивыми. Им можно посоветовать сосчитать до десяти прежде, чем отреагировать на ситуацию.

Тип темперамента САНГВИНИК

Тип нервной системы – сильный, уравновешенный, подвижный.

Достоинства Сангвиника:

  • Сангвинистический тип темперамента отличается веселостью, энергичностью, жизнерадостностью, отзывчивостью.
  • Настроение сангвиника имеет свойства часто меняться, но в основном преобладает хорошее настроение.
  • Чувства привязанности, враждебности, радости и горя возникают у сангвиников быстро, но они неглубоки.
  • Быстро схватывает все новое и интересное.
  • Быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
  • Свои неудачи и неприятности переживает легко.
  • С легкостью приспосабливается к различным обстоятельствам жизни.
  • Обладает хорошей работоспособностью и выносливостью.
  • За всякое новое дело берется с энтузиазмом.
  • Сангвиник отличается громкой, торопливой, но при этом отчетливой речью, сопровождающейся. активной жестикуляцией и выразительной мимикой.
  • В общении с новыми людьми не испытывает страха и скованности.
  • Сохраняет самообладание в стрессовой, критической ситуации.
  • Сангвиник способен аргументировано защитить себя и в тоже время пытается нормализовать обстановку.
  • Быстро просыпается и засыпает.
  • Проявляет настойчивость в достижении поставленной задачи, цели.
  • Хороший организатор.

Недостатки Сангвиника:

  • Если сангвиник теряет интерес к начатому делу, то он бросает его, не доведя его до конца.
  • Сангвиники не любят однообразную работу.
  • Склонны переоценивать как себя, так и свои возможности.
  • Сангвиническому типу присущи неустойчивость в интересах и склонностях.
  • Человеку с сангвиническим типом темперамента в тягость однообразная, будничная кропотливая работа.
  • Поспешен в решениях, опрометчивость решений, не собран.
  • Неустойчивое настроение.
  • Трудно вырабатываются волевые качества.
  • Для достижения успеха в деятельности сангвиникам не стоит разбрасываться по мелочам, им необходимо быть целеустремленными, аккуратными, усидчивыми.

Тип темперамента ФЛЕГМАТИК

Тип нервной системы – инертный, сильный, уравновешенный, малоподвижный.

Достоинства Флегматика:

  • Флегматичный тип темперамента отличается спокойствием, хладнокровностью, рассудительностью, осторожностью, терпеливостью, усидчивостью, уравновешенностью и выдержкой, как в обычной жизни, так и в стрессовой ситуации.
  • Проявляет последовательность и обстоятельность в делах, вследствие чего начатое дело доводится им до конца.
  • Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей.
  • Склонность к аффектам у флегматиков отсутствует.
  • Речь спокойная, размеренная с паузами, без резко выраженных эмоций, без жестов и мимики.
  • Флегматики малоразговорчивые.
  • Способны выполнять однообразную, длительно напряженную работу.
  • Все рассчитывает и не тратит силы попусту.
  • В работе придерживается системности.
  • Флегматики склонны придерживается выработанного, привычного распорядка жизни.
  • С легкостью соблюдает режим.
  • Флегматичный тип темперамента обладает хорошей выдержкой, что легко позволяет ему сдерживать свои порывы.
  • Незлопамятный.
  • Снисходительно относится к колкостям, высказанным в его адрес.
  • Характерно постоянство в отношениях и интересах, часто однолюбы.
  • Любят порядок и аккуратность во всем.
  • Разум у флегматиков преобладает над чувством.
  • Хорошо контактируют с людьми других темпераментов.
  • Обладает хорошей памятью.
  • Флегматики – надежные люди, которых сложно вывести из себя.
  • Чувства флегматиков глубоки, но тщательно скрыты от посторонних глаз.

Недостатки Флегматика:

  • Флегматики практически не восприимчивы к одобрению и порицанию в свой адрес.
  • Слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому не могут быстро реагировать на новые ситуации.
  • Флегматики скупы на эмоции.
  • Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны.
  • Обстоятельны до занудства.
  • В работу включается медленно и так же медленно переключается с одного дела на другое.
  • С трудом адаптируется в новой обстановке и медленно сходятся с новыми людьми.
  • В жизни много стереотипов, шаблонов.
  • Ненаходчивы.

Флегматикам стоит развивать недостающие ему качества такие как: подвижность, активность. Не допускать проявление таких качеств как: инертность и вялость.

Тип темперамента МЕЛАНХОЛИК

Тип нервной системы – слабый, неуравновешенный, малоподвижный.

Достоинства Меланхолика:

  • Меланхоличный тип темперамента отличается повышенной чувствительностью.
  • Меланхолики способны воспринимать одобрения и порицания.
  • Предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим людям.
  • Хорошо чувствуют других людей.
  • При благоприятных условиях сдержаны и тактичны.
  • Эмоциональные состояния и чувства людей меланхоличного типа темперамента отличаются глубиной, длительностью и большой силой.
  • Меланхоликам свойственна постоянство и глубина, острая восприимчивость к внешним воздействиям.
  • В привычной и спокойной обстановке люди с меланхоличным типом темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

Недостатки Меланхолика:

  • Меланхоликов от других типов отличает высокая эмоциональная чувствительность.
  • Они тяжело переносят огорчения и обиды, внешне это может никак не проявляться.
  • Свои мысли и переживания держат в себе.
  • Меланхолики сильно переживают даже незначительные неудачи.
  • Меланхолик очень застенчив, стеснителен, раним, скрытен, нерешителен, неуверенный в себе и своих силах.
  • Всегда пессимистично настроен, редко смеется.
  • При малейшей неудачи испытывает чувство подавленности и растерянности.
  • В незнакомой обстановке теряется.
  • Меланхолик смущается при контакте с новыми людьми.
  • Долго адаптируется в новом коллективе.
  • Имеет маленький круг близких людей.
  • У меланхоликов наблюдается склонность к одиночеству, депрессиям, подозрительности, они замыкаются и уходят в себя.
  • Быстро утомляются, в работе необходимо делать паузы.
  • Для меланхоличного типа темперамента характерна слабая тихая речь вплоть до шепота, впечатлительность до слезливости, чрезмерная обидчивость и плаксивость.
  • Малейшая неприятность, нервная обстановка на работе способны вывести меланхолика из равновесия.
  • При неблагоприятных условиях меланхолики замкнуты, боязливы, тревожны.
  • Меланхолик – единственный тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и обидчивостью.
  • Меланхолик предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.
  • На кануне важных событий всегда чрезмерно переживает и волнуется.
  • То, что сметет на своем пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник — для меланхолика становится препятствием. Он теряется, опускает руки, именно в такие моменты ему нужно сочувствие и поддержка близких и друзей.
Читайте также:  Разрыв эмоциональных связей боулби

В плане самосовершенствования и самореализации меланхоликам необходимо быть более активными, организаторской деятельностью, заниматься шефской помощью, чтобы ощутить свою значимость, уверенность и повысить свою самооценку. Этому способствует также занятия физкультурой и спортом, гимнастикой.

Интересные статьи:

Темперамент и профессия: влияние темперамента на выбор профессии, рекомендации по выбору профессии в соответствии с типом темперамента, видео, типы темперамента известных людей.

Макияж для глаз: как выглядеть моложе, ошибки макияжа, которые нас старят.

Типы темперамента и их характеристика Видео — особенности межличностных взаимоотношений людей с различным типом темперамента

Дружба и любовь в зависимости от типа темперамента

Сангвиник – переживает симпатии легко, ярко и весело. Романы заводит легко, так же легко может расстаться с объектом любви.

Холерик – дружит с немногими, командует своей второй половинкой, сильно привязывается, склонен к гневу и ревности, к разрыву из склонности.

Флегматик – не склонен к выражению ярких чувств, спокойное ровное отношение к партнеру, влюбчив, характеризуется спокойной привязанностью. От него практически невозможно услышать слов признания в любви, комплиментов.

Меланхолик – предан партнеру, подчиняется ему, стыдится открывать свои чувства, часто однолюб.

Нет плохих и хороших темпераментов. Свой темперамент можно и необходимо контролировать.

Учение о типах темперамента Павлова И.П.

Психологи утверждают, что в жизни довольно редко удается встретить ярких представителей того или иного типа темперамента, в основном в людях соединяются черты разных типов темперамента, среди которых преобладает в большей степени один, остальные дополняют.

Однако, согласно исследованиям И.П. Павлова, каждому типу темперамента соответствует только один определенный тип высшей нервной деятельности (ВНД), что полностью исключает существование «смешанного» типа темперамента у человека.

Надежные, объективные критерии определения типа темперамента, как типа нервной системы по Павлову И.П.

  • Скорость обмена веществ.
  • Скорость протекания нервных процессов у человека.
  • Сила проявления эмоций.
  • Конструктивные особенности строения тела (соматотип).

И.П. Павлов утверждал, что основа темперамента человека – это соотношение основных черт психической деятельности и свойств нервной системы (быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения).

И. П. Павлов доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:

  • Сила — индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при напряженном и длительном труде, не реагирует на слабые раздражители, быстро восстанавливается. Человек обладает стрессоустойчивостью и выносливостью.
  • Уравновешенность — в возбуждающей обстановке индивид остается спокойным, легко подавляет свою подвижность и неадекватные желания.
  • Подвижность процессов торможения и возбуждения, протекающих в нервной системе — человек быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки.

И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темперамента человека и обнаружил их полное сходство. В следствие чего можно сделать вывод, что темперамент — это проявление типа нервной системы в деятельности и поведения человека.

Именно тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента.

Соотношение типов нервной системы и темпераментов по Павлову И.П.

Сангвинический тип темперамента — сильный, уравновешенный, подвижный («живой»).

Флегматический тип темперамента — сильный, уравновешенный, инертный (малоподвижный) («спокойный»).

Холерический тип темперамента — сильный, неуравновешенный, подвижный, с преобладанием возбуждения («безудержный»).

Меланхолический тип темперамента — слабый, неуравновешенный, малоподвижный («слабый»).

Человеку со слабым типом темперамента несмотря на слабость происходящих нервных процессов, способен добиться больших успехов в учебе, трудовой и творческой деятельности, карьере.

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения у различных типов темперамента по Павлову И.П.

Тип высшей нервной деятельности По силе По уравновешенности По подвижности Тип темперамента
Сильный Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвиник
Безудержный Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерик
Инертный Сильный Уравновешенный Малоподвижный Флегматик
Слабый Слабый Неуравновешенный Малоподвижный Меланхолик

Учение Гиппократа о типах темперамента

Гиппократ (древнегреческий врач) под темпераментом понимал анатомо-физиологические и индивидуальные психологические особенности индивидуума. Гиппократ, а позднее и Гален говорили о темпераменте, как об особенностях поведения личности, в организме которой преобладает одна из четырех жидкостей «жизненных соков».

  • У холериков — преобладает желтая желчь («желчь, яд»), которая делает его импульсивным и безудержным.
  • У флегматиков — преобладает лимфа («мокрота»), которая делает человека невозмутимым, спокойным, медлительным.
  • У сангвиников — преобладает кровь («кровь»), которая делает его веселым и подвижным.
  • У меланхоликов — преобладает черная желчь («черная желчь»), которая делает его робким, боязливым, грустным.

Учения о типах темперамента Схема

Тип темперамента по кругу Айзенка

Родителям о детях:

Воспитание ребенка с учетом типа темперамента имеет ряд важных особенностей, о которых должен знать каждый родитель.

интерьер детской комнаты, оформленный с учетом психологических, эмоциональных, возрастных и поведенческих особенностей ребенка.

Развитие речи детей 5 — 6 лет: особенности, характеристика, игры на развитие речи детей.

Источник

Оцените статью