Негативные проявления гиподинамии
Гиподинамия — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
Гиподинамия — серьезная проблема современности, ее называют «болезнью цивилизации», но с ней нужно и можно бороться!
Двигательная активность — основной компонент правильной жизнедеятельности и залог здоровья, еще древние целители знали правило «движение — жизнь!», но с развитием механизации труда и распространением транспорта, общественного и личного, физические нагрузки становятся все более редким явлением — у человека нет необходимости тратить силы, он склонен беречь их, хотя это не всегда полезно с точки зрения здоровья.
Недостаток физической активности пагубно сказывается на состоянии внутренних органов, приводит к развитию тяжелейшей патологии, вызывает расстройства эмоциональной сферы, депрессии, неврозы.
Гиподинамия — результат неправильного образа жизни, а основными причинами ее считают:
- использование автоматизированного труда;
- урбанизацию;
- распространение «сидячих» профессий, работа преимущественно за компьютером или с бумагами более востребована;
- применение достижений технического прогресса в быту;
- сознательный отказ от двигательной активности.
Последствия малоподвижного образа жизни разнообразны, такие как:
атеросклероз; излишний вес; артериальная гипертензия; хроническая ишемия сердца и мозга; инсульты; эндокринно-обменные расстройства; депрессии, неврозы; остеохондроз, сколиоз, остеопороз; заболевания бронхолегочной системы.
Как видно, недостаток двигательной активности так или иначе влияет на все органы и системы, приводя к их дисфункции. Длительная гиподинамия вызывает постепенную атрофию мышечного аппарата, за которой следует обеднение кальцием костей и остеопороз. Повышение аппетита на фоне гипокинезии вызывает ожирение, которое еще больше препятствует выполнению физических упражнений.
Малоподвижные люди испытывают ряд негативных проявлений состояния гиподинамии:
- чувство усталости, слабость;
- снижение умственной и физической работоспособности;
- быстрая утомляемость;
- бессонница ночью и сонливость днем;
- раздражительность, частые смены настроения, склонность к апатии;
- снижение или, наоборот, неумеренное повышение аппетита.
Как бороться с гиподинамией?
Если необходимости в физической работе нет, то двигательную нагрузку телу нужно давать, занимаясь специальными упражнениями — аэробикой, гимнастикой, активными видами спорта.
Кроме гимнастических упражнений, которыми не стоит пренебрегать в любом случае, для обретения и поддержания хорошей физической формы необходимы динамические нагрузки, которые задействуют одновременно большие группы мышц. К таким нагрузкам можно отнести быструю ходьбу, плавание. Темп движения при этом должен быть достаточно высоким, но соответствовать физической подготовке, возрасту и состоянию здоровья и не превышать верхней границы возможностей.
Максимум движения — самый верный путь для улучшения своей физической формы и ее поддержания, борьбы с гиподинамией.
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89 Тел.: +7 (4912) 25-58-02 Соц. сети: Источник Статья по теме: «Эффективное обучение»Статья по теме: «Эффективное обучение» Обучение в сестринском деле – это процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента. Таким образом, цель сестринской педагогики – передача знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения .Подход к сестринскому делу, точное определение его рамок, функции и формы организации сестринского персонала различаются в разных регионах, и зависят от особенности национальной культуры, уровня системы здравоохранения, демографической ситуации и других факторов. Вместе с тем, сестринское дело как важная часть системы здравоохранения имеет универсальный характер. Обучение — двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий поступление знаний и формирование навыков у пациента. Долг медицинского работника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этических и правового регулирования медицинской деятельности. Например: медицинская сестра не всегда может оказаться рядом с пациентом, или он выразил желания лечиться на дому. Некоторые манипуляции он может совершать самостоятельно. Так же инструкции в тех или иных ситуациях, когда помощь требуется незамедлительно, или же чтобы пациент дожил до приезда квалифицированных врачей. Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, м/с необходимы знания сфер обучения человека, на которые она сможет профессионально воздействовать. Эмоциональная — характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, чёрствости и т.д. Психомоторная сфера — характеризует изменения настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний. Социально — психологическая сфера отражает гражданскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, т.е. способности, интеллект, самооценку, ориентацию и многое другое. Методами обучения являются: 1) словесный — информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции; 2) наглядный (иллюстративный) — используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.; 3) практический — проводится отработка практических манипуляций: измерения артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора. 4Виды учения и способы обучения Формальное -Медицинская сестра в ЛПУ или на дому обучает пациентов и/или его родственников приемам выполнения привычных (повседневных действий), например умывание, одевание, прием пищи, приему лекарственных средств, подготовке к исследованиям. Неформально -Медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например, как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции и т.д.), предоставляет информацию, необходимую для здорового образа жизни Пассивного восприятия и освоения извне информации; в основе научения лежит преподавание пациенту готовой информации, готовых знаний и умений на основе методов: сообщение, разъяснение, показ и требование к определенным действиям пациента. Активного самостоятельного поиска и использования информации; пациент (или члены его семьи) рассматриваются как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей. Организуемого из вне направленного поиска и использования информации. Постановка сестринских проблем, обсуждение поставленных целей вместе с пациентом и членами его семьи, дискуссия, совместное планирование, действия пациента, оценка результатов, обсуждение проб и ошибок. Под сестринскими методами (способами) обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством проработки учебного материала. Этапы процесса обучения Первый этап -оценка потребностей пациента и (или) его семьи Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей, развивается болезненное состояние. Нарушить потребности могут более десяти факторов риска и если невозможно их устранить, пациента необходимо найти способ адаптации человека в подобных условиях и научить его жить в условиях фактора риска. На потребность пациента или семьи в обучении, которую он испытывает в определённый момент своей жизни, можно влиять с целью улучшения здоровья и значительная роль в этом принадлежит медицинской сестре. Для этого м/с необходимо: Оценить образ жизни пациента — способ удовлетворения основных потребностей пациента. Определить потребность в обучении самоуходу, улучшению состояния здоровья, т.е. чему обучать пациента. Оценить социальное и культурное окружение пациента, его влияние на процесс обучения пациента, т.е. ответить на вопрос, кто и как будет обучать пациента. Оценить особенности обучаемых: психическое развитие (умственное, социальное, волевое), отношение к обучению и другие индивидуально-психологические особенности пациента: внимание, интерес к обучению, осмысливание, понимание, запоминание и др. После оценки, происходит формулирование проблемы пациента, связанные дефицитом знаний и умений и решить, кто из профессиональных работников может помочь, или проблемы которые м/с может решить самостоятельно (сестринский диагноз) Источник Раздел IV обучениеО Обучение в сестринском деле это организованный медицинской сестрой процесс для решения проблем, связанных с дефицитом у пациента знаний и умений. Задачи обучения в сестринском деле подготовка пациентов к самоуходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей; развитие у них интереса к повышению качества жизни, улучшению состояния здоровья или адаптации к измененному состоянию. Содержание обучения пациента и его родственников обучение действиям, направленным на умение обслуживать пациента для поддержания определенного уровня здоровья, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием. (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знаний, умений, навыков. В период реформ сестринского образования расширяются функции медицинской сестры. Изменения, происходящие в различных сферах нашего общества, определяют стратегию сестринской деятельности. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский процесс в лечебно-профилактическом учреждении. Сестринский процесс формирует картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности (вмешательства) являются обучение пациентов и их родственников, непосредственное общение. Особое значение в содержании обучения пациента и его родственников элементам сестринского ухода приобретают сформированные с помощью медсестры и всеми участвующими в процессе обучения умения и навыки для восстановления утраченных функций организма, создания условий для гармонии личности с окружающей средой. Медицинская сестра, выполняя роль педагога-воспитателя, всегда должна помнить о неотъемлемых элементах сестринского дела — медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом. Если профессиональную квалификацию медсестры не всегда могут распознать пациент и его близкие, то нравственный облик обнажается без труда. Морально-нравственная неустойчивость, отсутствие этических и деонто-логических норм поведения у медсестры несовместимы с избранной профессией. Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинской сестры. Сферы обученияЧтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать. Познавательная — направленная на умение паци ента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления. Эмоциональная — характеризует настроение, зави сит от эмоциональных свойств личности: впечатлительно сти, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т.д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида: ■ злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональной сферы, психиче- Повышенная чувствительность, эмоциональная неустойчивость (чувства пациента легко сменяют друг друга). Гневливость, злоба; пациент гневно, с возмущением реагирует на какие-либо ситуации. Состояние острого возбуждения, беспокойства, сопровождаемое страхом, плачем. ские заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие; ■ испуганный — указывает на страх, психические со стояния (фобии, невроз и другие), темперамент (ме ланхолик), мнительность, лабильность; « апатичный — чаще по темпераменту «флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апа тия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера; растерянный — указывает на индивидуальные осо бенности, страх (незнание сути предстоящих обсле дований, плана лечения, прогнозов болезни и т.д.); не может найти себе места — трактуется как пси хомоторное возбуждение, страх перед предстоящи ми обследованиями, операциями, манипуляциями и другим, боль, эмоциональный шок; состояние аффекта — вспышка эмоциональной сфе ры, кратковременное по времени; уравновешенный — является нормой поведения, ус тойчивого эмоционального состояния; признаки тревожности — потирание рук, напря женность в позе, голосе — являются признаками не устойчивого эмоционального состояния или особен ностями характера (мнительность), указывают на на личие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т.д. 3. Психомоторная сфера — характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний. Характеристика изменений настроения в зависимости от состояния здоровья пациента Н Источник |