Характеристика процессов чувственного познания

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Читайте также:  Деревья под окном настроение

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

Общая характеристика. Чувственное познание

Чувственное познание.

Осуществляется посредством органов чувств, которые по степени информационно способности располагаются так: зрение – осязание – слух – вкус – обоняние.

Органы чувств – ворота, через которые в наше сознание проникают сведения об окружающем мире.

«Органы чувств – клавиши фортепиано, по которым природа ударяет, вызывая музыку чувств». Органы чувств образовались в результате эволюции, в результате естественного отбора, они относительно ограничены своей отражательной способностью (пример: зрение орла, обоняние собаки и т.д.), однако человек способен расширять диапазон чувствительности.

Факторы: 1. трудовая деятельность, которая позволяет настолько совершенствовать органы чувств, что они выходят за пределы нормы (зрение художника, слух музыканта, обаяние парфюмера, вкус дегустатора)

Приборы делают фактически безграничным человеческое восприятие, искусственные орудия познания способны осуществить прорывы в такие глубины бытия, которые не доступны другим живым существам.

Разум руководит чувствами, направляет их на познание действительности.

Т.е. естественная ограниченность человеческих чувств не является преградой на пути познания.

Формы чувственного познания.

Ощущения – простейший элемент чувственного познания, отражает отдельные свойства предметов (пример: зрительные ощущения – цвет и т.д.) Каждый орган чувств отвечает за свои ощущения. Нижний порог ощущения – минимальное воздействие, которое человек способен ощущать. Верхний порог – максимальное воздействие, которое человек способен ощущать, граничит с болью.

Восприятие – целостный образ предмета, совокупность отдельных ощущений (пример: образ яблока)

Представление – образ предмета по памяти, т.е. который в данный момент не воспринимается.

Представление всегда расплывчато. Разновидности: — воображение – способность создавать новые чувственные образы, подчас лишенные реальной основы.

— фантазия – воображение особой силы, которая отличается яркостью и необычностью создаваемых образов.

В реальном процессе познания эти формы существуют не обособлено, а в тесном единстве, неразрывно связаны друг с другом.

Диалектика объективного и субъективного в чувственном познании.

Образная природа ощущений.

Для раскрытия этой диалектики (связи) дадим гносеологическое определение ощущения.

Ощущение – субъективный образ объективного мира.

С одной стороны ощущение объективно по своему источнику, т.е. оно порождается воздействием какого-либо внешнего предмета на органы чувств. Но с другой стороны ощущение субъективно, поскольку оно – определенная ответная реакция субъекта на полученное воздействие.

пример: цветовые ощущения – единство этих двух сторон. Объективная сторона – каждому цвету соответствует соответствующая длина электромагнитных волн. Но волны сами по себе бесцветны. Субъективная сторона кроется в глазе (орган зрения), который имеет сетчатку, покрытую особым слоем клеток, ответственных за цвет. Человек видит все цвета спектра. Все отклонения — нарушения функций сетчатки. Другой пример: болевые ощущения.

Существует двойная зависимость ощущений от объекта и от субъекта.

Образная природа ощущений.

Ощущение — всегда образ. Образ – идеальная форма отражения человеком действительности (объектов действительности). Главная особенность образов заключается в том, что он имеет сходства с предметом. Хотя это сходство не абсолютная копия. Называя ощущения образом, мы подчеркиваем информационный характер ощущений. Ощущения как образы дают информацию о свойствах предмета, благодаря чему человек смог ориентироваться в окружающем мире.

В воспроизведении образа участвуют не только органы чувств человека, но и мозг, который автоматически корректирует полученные восприятия.

познавательное значение чувственного познания: это единственный канал, который непосредственно связывает человека с окружающим миром; чувства дают материал для рационального мышления.

Источник

Общая характеристика чувственного познания.

Познание – действия со знаниями при помощи органов чувств.

Ощущение и восприятие– источник познания и основное условие нормального психического развития и деятельности человека (важны для реальной жизни).

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие (перцепция) – целостное отражение в виде образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Человеку тяжело находиться в изоляции, так как теряется его собственное «Я», начинает казаться, что мысли навязаны кем-то другим, происходит попытка организма выделить собеседника из самого себя (персонификация предметов, речь вслух, раздвоение личности: один «живёт», второй «наблюдает»).

Читайте также:  Что надо есть чтобы было хорошее настроение

Информация от органов чувств и схемы из памяти => опознание объекта

Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронов и отделов головного мозга: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Все рецепторы важны для общего представления, возникновения ощущений и образов восприятия. Для зрительных образов необходимы разные типы движений глаз.

Роль активности в восприятии: движение и деятельность важны для восприятия.

· слепорождённые дети – при возвращении зрения в 12-14 лет мир представляется хаосом, нужно время для вычленения информации;

· эксперименты Дж.Стрэттона – адаптация к перевёрнутому миру в специальных очках;

· эксперимент Р.Хелда и А.Хейна – выращивают котят в темноте и изоляции; в корзине с дырками для лап – нет нарушений, без дырок – нарушения со зрением.

Перцептивная деятельность детей: восприятие основных точек на лице (глаза, рот).

· сенсорное качество (содержание ощущений);

1. По модальности: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние; интермодальные ощущения (органы чувств работают совместно; например, вибрации – слух и осязание)

2. По рецептивным полям:

· проприорецептивные (в пространстве);

· экстерорецептивные (информация о внешнем мире):

o контактные (осязание, вкус);

o дистантные (обоняние, зрение, слух);

· неспецифические (фоточувствительность кожи, «шестое чувство» слепых, эксперимент Леонтьева – ощущение света кончиками пальцев).

Психофизика изучает количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на стимул.

· нижний абсолютный (уровень стимула, на котором сенсорный сигнал обнаруживается в половине случаев; минимальная величина раздражительности, вызывающая ощущения);

· верхний абсолютный (ощущения выше воспринимаемых, иногда переходящие в болевые);

· дифференциальный (минимальная разница между стимулами возникновения ощущений при едва заметном изменении, прирост в интенсивности стимулов).

· чувствительность выше => порог ниже; чувствительность ниже => порог выше.

Органы чувств Величина абсолютного порога
Зрение Огонь свечи на расстоянии до 48,3 км в темноте при ясной погоде
Слух Тикание часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Чайная ложка сахара в 7,5 л воды
Запах Одна капля духов в трехкомнатной квартире
Осязание Крыло пчелы, падающее на щеку с высоты 1 см

Закон Бугера-Вебера: ΔI / I = const (отношение дельта массы к массе предмета: разница в 40-41 грамм чувствуется, в 80-81 грамм – не ощущается)

Психофизический закон Г.Т.Фехнера: R = C * logI

Субсенсорный диапазон – неосознанные ощущения, видимые только по физиологическим показаниям (мозг осознаёт, а человек – нет).

Формы изменения чувствительности:

· адаптация – понижение чувствительности (повышение порога) сенсорной системы при длительном воздействии раздражителя (вода вначале кажется холодной, потом при плавании она кажется нормальной);

· сенсибилизация – повышение чувствительности (снижение порога) сенсорной системы к длительно воздействующему раздражителю под влиянием внутренних факторов (музыканты могут различить тон звука, остальные люди – нет; текстильщики различают 40 оттенков черной ткани).

Формы влияния ощущений друг на друга:

· взаимодействие ощущений – предшествующее ощущение может стимулировать или угнетать последующие;

· синестезия – совместная работа органов чувств, при которой качества ощущений одного вида переносятся на другой вид ощущений («цветной слух» — высокие звуки светлые, низкие – тёмные).

o О – жёлтый и белый, И – синий, Ы – коричневый и чёрный, У – зелёный, А – красный, Э – разнообразный.

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Двойственная природа образов восприятия:

· наличие сенсорного качества;

· целостность образа (образ – НЕ простая сумма ощущений);

· полное восприятие фигуры и фона:

o фигурой кажется объект меньшего размера, а фоном – большего;

o фигура – вещь с четкими контурами, фон – бесформенная субстанция;

o фигура кажется ближе к наблюдателю, чем фон, который простирается за фигурой;

o фигура вызывает больше ассоциаций, лучше запоминается, чем фон.

Гештальтпсихология исследует проблему целостного анализа психики.

Факторы, влияющие на выделение фигуры из фона (перцептивные феномены и законы восприятия М.Вертгеймера, как у людей организована реальность):

· закон замыкания («доделывания»);

· закон «вхождения без остатка» (не остаётся ничего лишнего);

· закон прегнантности (закон хорошей формы: мозг стремится к выделению простой, упорядоченной, привычной, симметричной формы).

Свойства образов восприятия:

· предметность (рассмотрение мира не как хаоса ощущений, а выделение чётко оформленных предметов с качествами);

· константность (относительное постоянство образов восприятия и их свойств при изменении условий восприятия – ближе больше, дальше меньше, но мозг делает поправку на расстояние) – оптическая иллюзия куб Неккера (смотреть с разных углов на фигуру);

· целостность (восприятие не суммы ощущений, а предмета в совокупности его свойств, его осмысление);

· структурность (элементы предмета связаны друг с другом, и в первую очередь мы воспринимаем структуру, а не сам объект);

· осмысленность (придание значения воспринимаемому образу);

· активность (образ не статичен, а изменчив);

· апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта и личностных особенностей, влияние установки – того, что сказали ранее).

Стадии обработки информации (восприятия):

· ощущение – преобразование физической энергии в нервные сигналы;

· формирование перцептивного образа:

o коррекция частей и положения изображения;

o группировка изображений;

· идентификация и опознание стимула (придание значения перцептам):

o один и тот же образ, возникающий на сенсорном уровне, может вызвать различные интерпретации;

o восприятие позволяет человеку преобразовать неоднозначные или неопределённые стимулы в ясные объекты.

· дистальный стимул – трёхмерный физический объект реального мира;

· проксимальный стимул – двумерный зрительный образ на сетчатке;

· в ходе восприятия мы опознаём дистальный стимул по информации, передаваемой проксимальным стимулом, проверяем различные гипотезы;

Читайте также:  Есть ли у черепах чувство насыщения

o диспарантность изображения объектов на сетчатке глаза (изменение горизонтальных позиций образа на разных глазах);

o конвергенция зрачков при фиксации на объекте.

Признаки изображения глубины (в рисунке):

· окклюзия (интерпозиция) обеспечивает возникновение эффекта глубины, когда один наблюдаемый предмет частично закрывает другой;

· относительный размер – большие объекты кажутся ближе;

· относительная чёткость и яркость – более чёткие и яркие объекты кажутся ближе;

· высота на плоскости рисунка – объекты, расположенные ниже, кажутся ближе;

· линейная перспектива – параллельные линии сходятся на горизонте;

· градиент текстуры – объекты с меньшей плотностью текстуры кажутся ближе;

· двигательный параллакс – объекты, движущиеся быстрее, кажутся ближе.

· переживание настоящего момента («субъективное настоящее»);

· временная трансспектива («Интерес уменьшает кажущуюся длительность, скука увеличивает её» (П.Фресс));

· чувство течения времени:

o оценка времени;

o последовательность событий;

· факторы, влияющие на восприятие времени:

o закон заполненного временного отрезка (С.Л.Рубинштейн);

o закон эмоционально детерминированной оценки времени («грустные часы длинны»).

Графический тест Коттла: представьте свою жизнь от начала до конца – прошлое, настоящее и будущее, и проиллюстрируйте её в виде трёх кругов; круги могут быть маленькими и большими, пересекаться или нет, в зависимости от того, как Вы представляете соответствующие категории:

· степень связанности временных зон;

· предпочтение или значимость той или иной временной зоны.

· оптико-геометрические иллюзии (Мюллер-Лайер);

· невозможные фигуры (треугольник Пенроуза);

· иллюзия контраста на фоне других объектов (Г.Эббингауз);

· иллюзии восприятия размера (сравнительно другого близлежащего объекта);

· иллюзии движения (расширяющиеся кольца):

Эффект МакГурка: феномен восприятия, демонстрирующий взаимодействие слуха и зрения при произношении речи; восприятие речи мультимедийно, т.е. включает информацию сразу из нескольких органов чувств.

· представление – итог чувственного познания, образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путём его воспроизведения в памяти или воображении;

· образ (схема) тела;

· галлюцинации (+дополнительные цвета).

Способность к восприятию:

· приобретает ли ребёнок способность восприятия в процессе обучения?

· появляются ли дети с врождённой способностью воспринимать «форму», или способности восприятия развиваются позже?

«Камера смотрения» Роберта Фэнца: на что смотрит младенец и как долго (в основном – лица).

Сенсорные процессы новорождённых:

o нечёткость различения объектов, низкая точность детализации пространства, фиксированное фокусное расстояние;

o предпочитают структурные объекты простым, объёмные – плоскостным, движущиеся – неподвижным, ассиметричные – симметричным, изогнутые – прямым;

o восприятие человеческого лица: через 2-12 часов после рождения младенец распознаёт лицо матери, если видит и слышит её; предпочитают смотреть на образ, напоминающий лицо и сложный образ лица (с 2 месяцев);

o динамика в восприятии лица: сначала границы, затем основные точки (глаза, рот);

o предпочитают сложные звуки (шумы, голоса) простым и однотонным;

o могут различать некоторые звуковые паттерны;

o отличаются сензитивностью к звукам человеческой речи, предпочитают голос матери;

o могут проводить дифференцирование между звуками речи;

o поворачиваются в общем направлении звука;

· органы вкуса и обоняния.

Новообразования к окончанию кризиса новорождённости (психологический критерий):

· социальная улыбка (30-40 день);

· комплекс оживления (40-60 день):

o эмоциональные реакции;

o двигательные реакции;

o предречевая вокализация.

Перцептивное развитие и интермодальное восприятие:

· эксперимент Э.Мелтзофф и Р.Бортон (1979) с 29-дневными младенцами – распознавание гладкой и пупырчатой соски;

· эксперимент Л,Барик (3-4 месяца);

· способность зрительно предвосхищать информацию в её актуальном отсутствии (2-4 месяца);

· постоянство объекта (5-7 месяцев);

· постоянство размера (2-3 месяца);

· восприятие глубины и методика визуального обрыва – эксперимент Э.Гибсон, Р.Уолк (стекло над клетчатым материалом («обрыв») и стекло поверх клетчатого материала):

o чувствительность к кинетическим признакам глубины (1 месяц);

o чувствительность к бинокулярным признакам глубины (2-3 месяца);

o чувствительность к изобразительным признакам глубины (7 месяцев).

Когнитивное развитие и развитие сенсорных систем:

· совершенствуется зрительное сосредоточение, усиливается острота зрения, появляется чёткое видение мира, прогрессирует способность к фокусировке взгляда;

· совершенствуется восприятие цвета (2-4 месяца), организация цветов в категории (от оттенка синего к оттенку зелёного);

· увеличивается возможность дифференциации предметов по форме, сложности, объёму, цвету, структуре;

· совершенствуется локализация звука в пространстве и слуховая дифференцировка.

Особенности восприятия в раннем детстве (1-3 года):

· центральное новообразование раннего детства – «возникновение сознания в собственном смысле слова» (Л.С.Выготский);

o что более важно для формирования у детей представления об окружающем мире – речь (слово) или индивидуальное визуальное восприятие (внешний вид)?

o эксперимент В.Джасвал и Э.Маркман с гибридными объектами (12-14 месяцев) – гибриды животных, влияние сказанного при показе рисунка и большей похожести на то или иное существо.

Отличительные особенности восприятия:

· при восприятии предмета ребёнок ориентируется на наиболее заметную его часть;

· восприятие ребёнка с раннего детства аффективно окрашено и тесно связано с практическими действиями;

· переход к зрительной ориентировке (визуальному соотнесению свойств предметов);

· начинают складываться сенсорные эталоны – представления о свойствах вещей;

· главная трудность детей этого возраста – невозможность отделить свойство от предмета.

Уровень чувствительности к слабым звукам у врачей-хирургов и терапевтов неодинаков: у хирургов пороги силы звука выше, т.к. в отличие от терапевтов, они не используют в работе стетоскоп и менее пользуются слухом.

«Психология есть то, чем занимаются психологи»; практика тесно связана с наукой.

Психолог (база знаний, работа со здоровыми людьми): исследования / преподавание => просвещение в сфере практики / консультирование (практика: диагностика, коррекционная работа, психотерапия; люди приходят с трудностями, задача – показать человеку его роль и ответственность) / управление (отдел кадров, HR).

Врачи (медицинское образование): психотерапевт, психиатр (может выписать препараты, помочь с неврозами).

Нормы весьма условны, зависят от внешних и внутренних факторов.

Источник

Оцените статью