ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ,
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Данная сатья будет полезна и родителям, и учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mladshiy_shkolnyy_vozrast.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ,
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Возрастной период: младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу 6,7 лет и продолжается до 10-11 лет.
Социальная ситуация развития — ребенок подвержен влиянию сверстников и первого учителя.
Ведущий вид деятельности – учебная деятельность.
Личностные новообразования возраста: возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности; формирование позиции школьника; развитие общественной направленности; развитие познавательного отношения к действительности; складывание характера.
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению .
Психологическая готовность ребенка к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и степени произвольности в выполнении деятельности. Обычно выделяют несколько аспектов психологической готовности: личностную, социально-психологическую и интеллектуальную .
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников.
В младшем школьном возрасте на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире.
Этот период является сензитивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегулирования;
- усвоения социальных норм нравственного развития;
- становления адекватной самооценки развития;
- развития навыков общения со сверстниками;
- установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.
Помимо учебной деятельности ребенок включен в игры, занятия спортом, искусство и элементы трудовой деятельности.
Младший школьный возраст- это период позитивных изменений и преобразований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
Раскрытие потенциальных возможностей первоклассников в учебной деятельности значительно облегчается в случае их успешной адаптации к школе
Кризис 7 лет проявляется в том, что у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка, которая исключает импульсивность и непосредственность. Поведение становится опосредованным и произвольным. Впервые возникает обобщение переживаний, осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения «социального Я».
Общая интегральная характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста:
- значительное расширение и углубление знаний, умений и навыков;
- проявление общих и специальных способностей;
- увеличение индивидуальных различий между детьми;
- полная сформированность к 3-4 классам познавательных процессов (практически по всем критериям: памяти, мышления, речи;
- формирование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности, мотивов признания и одобрения со стороны значимых взрослых;
- поддержание социального престижа среди сверстников.
- Задачи по повышению резервных возможностей младших школьников:
- Адаптировать детей к работе в школе и дома;
- Научить их учиться, не тратя лишних усилий, и рационально используя способы переработки и усвоения учебного материала.
- Привить навыки саморегуляции поведения и контроля за вниманием. Научить их быть усидчивыми, сдерживать эмоции, регулировать естественную двигательную активность.
- Корректировать их самооценку и уровень притязаний.
- Создавать у младших школьников ситуацию успеха в учебной и других видах деятельности.
- Не допускать психологических и физических перегрузок, не предъявлять неосуществимых требований.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Источник
Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития по возрастам
Доклад на тему » Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития по возрастам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития по возрастам
Введение
Возрастная психология рассматривает процесс развития ребенка и дает характеристику возрастных периодов, опираясь на возраст. Возрастной период – цикл детского развития, который имеет свою собственную структуру и динамику.
Психологический возраст может отличаться от хронологического возраста, который соответствует фактическому. Возрастной период имеет свои границы, которые характеризуются неповторимыми особенностями развития познавательных функций, мотивационно-потребностных и эмоциональных функций развития.
Специфика детства определяется социально-экономическими и культурными развитиями конкретного общества. Традиционно детская психология – как часть детской психологии затрагивает возраст от рождения до 7 лет. Но современное детство захватывает начальный школьный период, а некоторые психологи считают подростковый период затянувшимся детством. Далее предлагаю рассмотреть особенности каждого периода с упором на нашу профессиональную деятельность.
Основная часть
1) Период новорожденности
В этот период происходят первые моменты общения с матерью, заложение основ «симпатий и антипатий».
Ребенок в первые недели может подражать некоторым мимическим действиям, постепенно улавливает коммуникативные послания взрослых. На 3-4 неделю появляется ротовое внимание: при обращении к ребенку он замирает и вытягивает губы, происходит глазной контакт.
Этот период характеризуется особой эмоционально-двигательной реакцией, обращенной к взрослому: в 10-12 недель это проявляется в серии глубоких вздохов, вскидыванию ручек, перебирании ножками.
В первые две недели жизни у ребенка выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт: неловко лежит, не хочет больше кушать или хочет кушать. Положительные эмоции практически отсутствуют, так как удовлетворение потребностей ребенка приводит к его успокоению и засыпанию.
Главная голосовая реакция новорожденного-крик, основная реакция на отрицательные эмоции. В 4-5 недель возникает попытка улыбнуться и появляется настоящая улыбка, которая называется социальной. Этот период характеризуется эмоциональным отождествлением взрослого и ребенка, которое формирует доверие к маме, затем другим взрослым.
2) Период младенчества
В этот период происходит развитие таких познавательных процессов, как акт хватания, развития движения глаз, формируется начальная форма наглядно-действенного мышления (восприятие и действие с предметами являются основой), непроизвольное внимание, восприятие объектов, появляются дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния, формирование предпосылок устной речи и развитие моторики.
Голосовые проявления проходят ряд этапов: крик, гугуканье, гуление, лепет. Преобладает пассивная речь: на просьбу «обнять маму», ребенок вытягивает руки.
Главные потребности возраста: потребность в безопасности, защите, которые удовлетворяет взрослый. Потребность общения с взрослым, процесс общения становится более эмоциональным. Общение с взрослыми складывается на основе обмена выражениями радости, внимания, интереса.
2. Ранний возраст – от 1 до 3 лет
Практическое мышление, «аффективное» восприятие окружающих объектов и ситуаций. Реакции становятся более эмоциональные. Ребенок узнает своих близких: маму, папу и начинает воспроизводить за ними действия. Формируется внутренний план действий, наглядно-действенного мышления. Зарождается самосознание, ребенок начинает узнавать себя, появляется первичная самооценка («я сам», «я хороший»).
Внимание и память имеют непроизвольный характер. Зрение также имеет непроизвольный характер: ребенок может узнать близких на фотографиях, а может не узнать маму в новой шляпе. Становится доступным целенаправленный выбор предметов по образцу – по форме, по величине. Развивается фонематический слух. Линия развития мышления связана с усвоением устной речи, благодаря обобщению дет выделяют предметы по свойствам и функциям.
Возникает стремление сделать все самостоятельно и есть потребность в достижении успехов. Общение с взрослыми имеет предметно-манипулятивное общение, общение по поводу предметов
Базовая потребность — потребность в любви. Дети хотят чувствовать физическую близость с мамой и папой, важной значение приобретает тактильный контакт.
3. Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет
В дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память. Она имеет непроизвольный характер, но к кону дошкольного возраста складывается произвольное намеренно запоминание и припоминание, которые развиваются в процессе игр.
Большое значения имеют образные формы познания – развивается восприятие, мышление, воображение.
Внимание, память, мышление имеют знаковый характер: в среднем дошкольном возрасте ребенок приходит к использованию внешних вспомогательных средств, а в старшем дошкольном возрасте происходит их «вращивание», произвольное использование. В основном ребенок использует средства, имеющие образный характер: сенсорные эталоны, наглядные материалы, схемы, символы. Отличительной чертой мышление является эгоцентризм – ребенок оценивает ситуацию лишь со своей стороны.
Ребенок начинает мыслить в уме. В конце дошкольного возраста происходит формирование понятийного и словесно-логического мышления на начальном этапе.
В этот период также происходит формирование экспериментирования в мышлении, в котором происходит переход от незнания к знанию и от понятного к непонятному. Мышление становится более гибким и динамичным путем постановки вопросов, догадок и гипотез.
Что касается речи, она начинает иметь практический характер: расширяется словарный запас и происходит развитие грамматического строя речи, развитие функций речи, речь становится обдуманная. Активно развивается воображение, как способность видеть с начало целое, затем части целого.
Дошкольный период характеризуется усвоением этических норм, половая идентификация, осознание себя во времени.
Происходит потребность в уважении – серьезному отношению от взрослых, в силу этого повышается обидчивость. Повышение потребности общения с взрослыми углубляет потребность в сопереживании, взаимопонимании, стремлении к общности взглядов. Таким образом, к концу дошкольного периода возникает потребность в социальном функционировании, способность занимать значимую позицию.
Эмоциональное развитие происходит путем включения ребенка в игру. Она помогает справится ему со страхами и другими травмирующими ситуациями (страшные сны, ужасные истории, пребывание в больнице).
4. Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет
Мышление претерпевает переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему. Ребенок может мысленно прослеживать изменения предмета.
Изменяются внимание, восприятие, память при обучении. Что касается внимания, ребенок должен уметь сосредоточится на учебном задании длительное время. Восприятию характерны малая дифференцированность, где совершаются неточности и ошибки при разделении сходных объектов, связь с практической деятельностью. Память ребенка становится эмоциональная (запоминают все ярко и интересное) и образная (лучше удерживаются в памяти конкретные лица, предметы и события).
Эмоциональное развитие в этот период связано с тем опытом, который ребёнок приобретет вне дома. Изменения в эмоциональной сфере связан с процессом и результатом его обучения.. Тут удовлетворяются его потребности в оценке его успехов и неудач, выставленная отметка и реакция на это окружающих.
5. Подростковый возраст – от 12 до 15
В этот период происходит возрастание познавательной активности, расширение познавательных интересов. Центральная функция – развитие мышления, функция образования понятий. Усваиваются более обобщенные знания и основы науки. Восприятие становится избирательным, целенаправленным. Улучшается объем, устойчивость и интенсивность внимания. Память внутренне опосредована логическими операциями, запоминание и воспроизведения имею смысловой характер. Теоретическое мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить от одного суждения к другому.
Потребность подростов- стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, к признанию своих прав со стороны взрослых.
Для девочек характерна эмоциональная восприимчивость и реактивность, гибкое приспособление к обстоятельствам, мальчики более раскованы в поведении, менее конформны.
7. Юность – от 15-18 до 18-23
В этом возрасте преобладает формально-операционное и формально-логическое мышление. Это мышление не связано с конкретными условиями внешней среды, которые существуют на данный момент. Умственные способности продолжают совершенствоваться.
Повышается интерес к обучению, так как недалеко выбор профессиональной деятельности. Растет сознательное отношение к учению и труду.
Совершенствуется память: меняются способы запоминания, широко применяются рациональные способы запоминания.
Совершенствуются сложные интеллектуальные операции: анализ, синтез, обобщение, аргументирование, абстрагирование.
Активно развивается сфера чувств, общее эмоциональное самочувствие становится более ровным. Повышается эмоциональная восприимчивость и способность к самопереживанию.
Главная потребность – потребность к самоопределению, в ранней юности существует потребность в уединении.
Заключение
На сегодняшний день все же существует проблема основания возрастной периодизации, какие реальные перемены психики существую на каждом возрастном этапе, какие границы возраста необходимо установить, какие реальные перемены происходят в психике ребенка под влиянием социальных ситуаций. Тем не менее, знание особенностей каждого возраста поможет нам знать о том, правильным ли мы путем идем, работая с ребенком и какие процессы имеют тормозящий характер и требуют внимания.
Источник