Характеристика нарушений эмоционального развития ранний детский аутизм

Наши статьи

Ранний детский аутизм и Расстройство аутистического спектра – доступно о сложном.

Ранний детский аутизм (РДА) — к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.

Сразу оговоримся, что аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА).

Под этим диагнозом понимается отклонение в психическом развитии, которое проявляется целым спектом нарушений, связанных с трудностями выстраивания отношений с окружающим миром.

За последние несколько лет количество детей с РДА значительно возросло. Согласно открытым данным, частота РДА составляет примерно 2-4 случая на 10.000. Заключения о причинах возникновения данного заболевания до сих пор достаточно противоречивы. Происхождение РДА связывают со сложными биологическими факторами, такими как генетические дефекты (от 2 до 3% аутистов имеют в анамнезе наследственный фактор) или перинатальное органическое поражение центральной нервной системы ребенка. В зону риска прежде всего попадают беременные женщины на ранних сроках, на организм которых могут оказывать негативные действия различные факторы, такие как: некоторые компоненты продуктов питания, алкоголь, никотин и наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, загрязненность внешней среды, а также, согласно некоторым данным, электромагнитное поле мегаполисов.

Как уже было сказано выше, ранний детский аутизм, как правило, диагностируется в возрасте до трех лет и имеет сразу несколько симптомов (как минимум, три или четыре из всей симптоматики аутистического спектра). Как правило, частый компонент нарушения – трудности взаимодействия с другими, даже самыми близкими людьми, а также невозможность выражения собственных эмоций.

Признаки раннего детского аутизма:

  • У ребенка выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям – раскачиваниям, бегу по кругу, взмахам руками, вращениям головы и др.), определенной последовательности выполнения действий (ритуальное поведение). Ему также свойственна чрезмерная избирательность. Например, к некоторым цветам (вплоть до полного неприятия некоторых цветов) или в еде (вплоть до принятия только одного-двух продуктов).
  • Ребенок либо вообще избегает, либо трудно идет на контакт – не улыбается, не откликается на свое имя, чурается посторонних. Слабо реагирует на обращенную к нему речь, избегает зрительного контакта. Не проявляет эмоций (в том числе, любопытство) и не воспринимает встречные эмоции (жесты, мимику, интонации); ему комфортнее с предметами, а не с людьми.
  • Наблюдается повышенная чувствительность к свету и звукам, нарушение ритма сна и бодрствования;
  • В грудном возрасте ребенок, при попытке взять его на руки, не проявляет ответной реакции (пассивен) или, наоборот, выражает сопротивление.

Речевое развитие таких детей также имеет свои характерные черты (если такие дети начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой, их речи свойственны эхолалии, отсутствие местоимений, интонационная монотонность, штампованность, аграмматизмы). Дети с РДА не могут различать чувства, поэтому их пугает любое эмоциональное проявление, они встречают его в штыки. Они не понимают, ни какие эмоции испытывают они сами, ни какие эмоции испытывает по отношению к ним окружающий мир (например, не понимают, улыбается ли ему мама, одобряет ли его действия или, наоборот, сердится). Поэтому они плачут и успокаивают себя с помощью стереотипных движений, которые дают им ощущение безопасности.

Проблема заключается в том, что все эти симптомы не являются специфичными только для детей с РДА (то есть теми, по которым можно было бы однозначно классифицировать именно этот диагноз). Некоторый другие заболевания могут проявляться таким же набором симптомов.

В данном случае речь идет о расстройстве аутистического спектра (РАС) или аутистических чертах поведения.

Расстройство аутистического спектра (РАС).

На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает тот ряд признаков, который присущ раннему детскому аутизму. Но, как правило, расстройство аутистического спектра проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами – те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезодоптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.

И, тем не менее, при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

Попытки найти определение, что же такое на самом деле «расстройство аутистического спектра», скорее, сведутся к описанию все тех же внешних признаков, нежели к конкретной формулировке. РАС расплывчато определяют как общее расстройство развития. Почему определение РАС такое неопределенное? Это связано с тем, что расстройство аутистического спектра не является самостоятельным заболеванием как таковым. На самом деле это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. Расстройство аутистического спектра всегда является последствием неврологического нарушения центральной нервной системы ребенка. Как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

Читайте также:  Цитаты хорошего настроения для инстаграм

РАС и РДА имеют лишь похожие проявления, но абсолютно различны в части самой природы нарушения.

И тут мы подходим к очень важному заключению – употребление понятий РАС и РДА как синонимов не допустимо ни в коем случае. Краеугольным камнем в оказании помощи детям с такими симптомами является вопрос безошибочной постановки диагноза. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит в первую очередь от патогенеза – установления причины нарушения. Неверные выводы могут стать причиной того, что РДА будет ошибочно диагностирован и приписан тем детям, которые на самом деле РДА не страдают.

Диагностика.

Процесс постановки диагноза РДА чрезвычайно сложен, предполагает обследование ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссии, в рамках которой происходит комплексная диагностика ребенка). Помимо сбора подробного анамнеза необходимо проведение широкого спектра клинических и психологических исследований, расширенного неврологического и соматического обследования, функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы) и, при необходимости, генетического анализа.

Для постановки точного диагноза и, как следствие, подбора правильных коррекционных программ требуются консультации сразу нескольких врачей – в первую очередь, психиатра и невролога. Не менее важная роль в диагностике отводится клиническому психологу (нейропсихилогу, патопсихологу) – квалифицированному специалисту в области медицинской (клинической) психологии. Это специалист, в компетенцию которого входит исследование высших психических функций ребенка и его эмоциональной сферы. Клинический психолог обладает широким диагностическим инструментарием, с помощью которого он может выделить области памяти, внимания, мышления и коммуникации, требующие коррекции. В диагностическом обследовании обязательно должен принимать участие логопед-дефектолог для моделирования комплекса дальнейшей коррекционной работы. Так как запуск речи у ребенка с аутистическими чертами – это очень важная задача. Ведь именно речь является основой коммуникации и связи ребенка с окружающим миром.

Что дальше?

Только безошибочно поставленный диагноз позволяет подобрать правильные методы коррекции речевых и поведенческих нарушений. В обоих случаях они будут принципиально разными. И понимать это чрезвычайно важно.

Ранний детский аутизм крайне сложно компенсировать, и, как правило, детей с таким нарушением обучают социальной адаптации, как то: навыки самообслуживания, навыки вербального (максимум), а скорее всего невербального взаимодействия с окружающим миром. Это может быть развитие кинестетических навыков (умение воспринимать свое тело, направление движений, пространство), дающих ребенку невербальное понимание, какие именно сообщения посылает ему окружающий мир.

Зачастую для аутичных детей единственным способом общения и самовыражения становятся специальные карточки с картинками PECS, с помощью которых они могут сообщать о своих желаниях и намерениях. Достаточно эффективной альтернативой общения с помощью карточек ПЕКС может оказаться общение с помощью письма. Такие дети, как правило, очень хорошо понимают буквы и вполне в состоянии обучиться письму (печатанию). В нашей практике были потрясающие результаты при использовании такой формы обучения. Во многих случаях способ общения через письмо удается перевести (трансформировать) в вербальную, продуцированную речь.

Во многих случаях коррекции поведенческих нарушений при раннем детском аутизме эффективно работает применение поведенческой терапии АВА (applied behavior analysis).

Разумеется, необходимо применение медикаментозной терапии. В тех случаях, когда она подобрана правильно, она дает быструю положительную динамику.

Одной из самых эффективных на сегодняшний день методик является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Это инновационная методика, широко применяемая в реабилитации на Западе, позволяет с помощью кратковременных магнитных импульсов активировать нервные клетки в пострадавших участках мозга и «заставить их работать». Этот метод безболезненный, неинвазивный и практически не имеющий противопоказаний. С помощью ТМС стало возможным всего за 10-12 сеансов повлиять на восприятие ребенком окружающего мира.

Что касается расстройства аутистического спектра, то здесь компенсаторные возможности существенно шире. В сравнении с ранним детским аутизмом РАС гораздо проще поддается коррекции, и прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. С одной стороны, работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны выше. При этом одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (опять же в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА). В частности, речь идет о переводе ребенка с аутистичными чертами на карточки PECS. Реальность, к сожалению, такова, что в 80% случаев такой ребенок в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию. Таким образом, карточки PECS целесообразно начинать применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации другими методами невозможно.

Одним из важнейших моментов в коррекционной работе является междисциплинарный подход. Работа с такими детьми предполагает совместное взаимодействие сразу нескольких специалистов. И тут очень важно понимать, что разобщенный, не целостный подход чреват тем, что каждый врач в отдельности начинает работать над проблемой с ракурса только своей специализации, что сильно снижает результат и может вообще привести к его отсутствию. Идеальным решением является применение комплексной программы для коррекции речевых и поведенческих нарушений «Нейроабилитация», которую курирует специалист, обладающий сразу несколькими квалификациями (нейропсихолог, патопсихолог, клинический психолог, дефектолог). От первой консультации и до конечного результата руководитель программы полностью контролирует взаимодействие медикаментозной терапии и коррекционных мероприятий, проводимых всеми специалистами.

Читайте также:  С чего начинается депрессия у мужчин

В заключении важно сказать, что самой большой ошибкой в коррекционной работе может стать упущенное время. При первых же проявлениях вышеназванных признаков имеет смысл как можно раньше обратиться за консультацией к опытному неврологу. А в случае подтверждения диагноза РДА или РАС сразу же начинать заниматься коррекцией. Вам потребуется много времени и ресурсов, но результат того стоит.

Источник

Синдром Каннера (ранний детский аутизм)

Синдром Каннера имеет множество синонимов (ранний детский аутизм, детский аутизм Каннера, эволютивно-процессуальный аутизм Каннера, инфантильный аутизм Каннера) и относится к многообразию аутистических расстройств. Несмотря на то, что первые научные исследования, посвященные этой проблеме, появились еще в первой половине прошлого века, свое название – синдром Каннера данное состояние получило только в 1943 году. Произошло это благодаря врачу-психиатру Лео Каннеру, который выделил и описал особые изменения в поведении детей, которые становятся заметны уже на 1-2 году жизни.

К сожалению, на вопрос о точных причинах возникновения синдрома Каннера наука пока что ответить не может. Ведущую роль в его формировании различные исследователи приписывают генетическим нарушениям, патологии развития мозга, расстройствам нейрохимических и иммунных процессов.

В целом, основные проявления синдрома Каннера сводятся к отгороженности от реального мира, наличию стереотипных форм поведения и своеобразию становления психоречевых функций.

Раннее развитие ребенка

Рожденный в положенный срок, с нормальными показателями веса и роста, младенец проходит определенный последовательный путь психоневрологического, речевого, эмоционального и моторного развития: новорожденный зажмуривается при ярком свете, вздрагивает или поворачивает голову на громкий звук; к месяцу он умеет улыбаться, реагирует на обращение к нему, начинает на короткое время удерживать голову.

К 3 месяцам ребенок демонстрирует комплекс оживления (активно двигается, гулит и улыбается); тянет руки при появлении значимого взрослого или интересной игрушки, начинает переворачиваться. В 5 месяцев способен уверенно различать своих и чужих, к 6 месяцам проявляет все больший интерес к окружающему, реагирует на свое имя, лепечет. Уже в 8 месяцев малыш все больше включается в общение, используя лепет и жесты, может подражать взрослым, умеет сам вставать и садиться. Постепенно расширяется репертуар эмоциональных реакций, становится более разнообразной игра, ребенок начинает обращаться с игрушками, учитывая их назначение: катает машинку вперед-назад, кидает мяч. В год в речи появляется порядка 5 лепетных слов, используется указательный жест, обнаруживается интерес к иллюстрациям в книгах, ребенок начинает ходить, совершенствуется мелкая моторика, становится доступным пользование ложкой.

Синдром Каннера в раннем возрасте. Что могут заметить родители?

При синдроме Каннера ребенок с самого начала своей жизни развивается по другому пути.

В раннем возрасте такие дети могут не реагировать на свет и звук, бывают безразличны или, наоборот, чрезмерно чувствительны к дискомфорту, вызванному, к примеру, мокрыми пеленками или голодом, что проявляется в пассивности или плаксивости. Они могут отказываться от еды, «выворачиваться» из рук матери при попытках накормить.

Эти малыши не реагируют на обращение, не заглядывают в лицо, не смотрят в глаза, не тянутся на руки, не различают своих и чужих, нередко бывая равнодушными, в том числе и к собственным матерям. Комплекс оживления может быть выражен слабо, возникать спонтанно или вовсе иметь направленность на неодушевленный объект. Ребенок не всегда может отличить одушевленный объект от неодушевленного.

Игра ребенка с ранним детским аутизмом также весьма своеобразна: порой интерес к игрушкам не пробуждается довольно долгое время, а впоследствии предпочтение отдается и вовсе неигровым предметам: кухонной утвари, ватным палочкам, пакетам, кусочкам бумаги – желанной вещью может стать что угодно.

Прослеживается склонность к так называемым стереотипным играм, суть которых сводится к бесцельному и многократному повторению одного и того же действия. Это может быть пересыпание песка, переливание воды, выстраивание предметов в ряд или же повторяемая последовательность действий: сначала надо положить кастрюлю на кровать, стукнуть по ней куклой, потом произнести определенное слово. Только так и никак иначе! Любое вмешательство взрослого с целью нарушить привычный ход событий может быть встречено бурной негативной реакцией – от плача до агрессии. Впрочем, такое положение дел касается не только игр: дети с синдромом Каннера вообще особо чувствительны к постоянству окружающей обстановки и болезненно реагируют на любые, даже незначительные с точки зрения взрослых изменения. К примеру, ребенок может категорически отказаться от новой одежды или попытки взрослого повести его на прогулку другой дорогой. Разумеется, свое несогласие он будет выражать в доступной ему форме – крик, плач, «истерика», побег, разрушительные действия, агрессия, направленная на окружающих или самого себя.

Ребенок с ранним детским аутизмом. Особенности поведения

Своеобразие пищевого поведения довольно часто встречается у детей при раннем детском аутизме. Накормить ребенка порой становится настоящей проблемой для семьи в связи с выраженностью изменений вкусовых пристрастий: снижение аппетита, отказ от знакомства с новой едой, предпочтение строго ограниченного и далеко не всегда полезного «репертуара» продуктов, непринятие твердой и мясной пищи – это то, с чем наиболее часто сталкиваются родители.

Окружающая среда зачастую становится источником дискомфорта. Вероятнее всего это связано со специфическими особенностями сенсорного профиля малыша – повышенной чувствительностью к определенным видам раздражителей: слуховых, тактильных, световых и пр. Интересно отметить, что гиперчувствительность может быть весьма выборочной. К примеру, ребенок спокойно переносит грохот отбойного молотка, а звук включенного пылесоса вызывает у него панический ужас.

На почве вышеописанного сенсорного своеобразия очень легко формируются устойчивые, сохраняющиеся годами и порой необычные, несвойственные возрасту страхи: боязнь шума бытовые приборов, определенных животных, вещей какого-то одного цвета и т.д.

Читайте также:  Что чувствуешь если сломал палец

Внешнее выражение неудовольствия, неудобства или страха может, как уже говорилось, проявляться по-разному: от крика до аутоагрессивных (самоповреждающих действий), когда малыш способен ударять себя, кусать, царапать, биться головой о твердые предметы.

Синдром Каннера у детей: особенности развития

Речь детей с синдромом Каннера также необычна. Как правило, она лишена коммуникативной направленности, т.е. не служит средством для общения, выстраивания продуктивного, целенаправленного диалога.

Первые слова нередко появляются уже к году, фраза – к 2-3 годам, а по мере пополнения словарного запаса мы наблюдаем эхолалии и эхофразии (повторение услышанных слов и фраз), которые произносятся вне контекста ситуации без понимания смысла сказанного. Ребенок может декламировать стихи, воспроизводить длинные и сложные фразы из мультфильмов, обнаруживая хорошую механическую память и богатый словарный запас, вот только значение собственных высказываний для него будет недоступно.

Часто встречаются нарушения звукопроизношения, интонации и темпа речи – ребенок не выговаривает отдельные звуки, его речевая деятельность лишена интонаций или наоборот, окрашена своеобразным интонированием («интонационная вычурность»), ускорена или замедлена.

В отдельных случаях речевое развитие может выровняться примерно к 7-8 годам.

Особые отношения выстраиваются и с местоимением «я». Его появление свидетельствует о том, что ребенок начал выделять себя из окружающего мира – это часть формирования самосознания и взаимодействия с социумом.

Ребенок с синдромом раннего детского аутизма как бы пребывает в «ином психическом пространстве». Малыши могут говорить о себе во втором или третьем лице: «Ты устал», «Катя хочет гулять». В ряде случаев «я» становится доступным ближе к 8 годам.

Говоря о любых речевых расстройствах, важно помнить, что речь не существует сама по себе, отдельно от психического и интеллектуального развития, а является непосредственным отражением высших психических функций. Именно поэтому, преодоление речевых нарушений стоит на втором месте после преодоления нарушений интеллектуальных, которые отличаются неравномерностью и могут достигать уровня умственной отсталости.

Отмечаемые при раннем детском аутизме снижение способности к абстрактному мышлению, буквальное восприятие мира и неспособность к аналогиям существенно уменьшают возможности ребенка к обучению.

Становление моторных навыков также имеет свои особенности. На фоне общей неловкости, неуклюжести прослеживаются двигательные стереотипии – многократно повторяющиеся движения (взмахи руками, хлопанье в ладоши, кружение на месте, хождение на цыпочках). Нарушено формирование так называемых тонких моторных актов. Ребенку трудно дается застегивание пуговиц, завязывание шнурков, удержание в руке карандаша.

Взаимодействие с другими детьми выстраивается непросто. Дети с ранним детским аутизмом могут бояться или избегать других ребят, а могут быть безразличны к ним. Они не включаются в совместные игры, не демонстрируют интереса к сверстникам, предпочитая находиться в стороне. Позже, в школьном возрасте, могут становиться жертвами насмешек из-за своей непохожести на сверстников и неспособности улавливать тонкие эмоциональные проявления других людей.

Отношения с матерями складываются также своеобразно: чаще всего это симбиотическое существование, когда ребенок не отпускает от себя мать и нуждается в постоянном ее присутствии. Однако при этом в ответ он не проявляет никаких положительных эмоций. Куда реже мы можем наблюдать негативное и даже враждебное отношение, когда ребенок прогоняет мать, проявляет к ней агрессию.

Ранний детский аутизм. Постановка диагноза

Как правило, в поле зрения специалистов ребенок с синдромом Каннера попадает не раньше 2-3 лет, когда родители, персонал дошкольных учреждений и работники служб здравоохранения обращают внимание на всё более выраженные особенности его развития.

Окончательный диагноз ставится врачом-психиатром после подробного сбора анамнестических данных (то есть истории жизни и развития ребенка, включая внутриутробный период), консультирования со специалистами (педиатром, неврологом, при необходимости с другими врачами, а также психологом, логопедом и/или дефектологом) и в сочетании с рядом обследований (анализы крови, мочи, ЭКГ и ЭЭГ и т.д.).

Лечение раннего детского аутизма

Своевременно начатое лечение – одно из важнейших условий достижения положительной динамики. В терапии детей с ранним детским аутизмом в настоящее время используются как лекарственные, так и нелекарственные способы.

Любые медицинские препараты назначаются врачом при наличии строгих к этому показаний. К сожалению, волшебной таблетки для терапии раннего детского аутизма пока не существует. Лекарственные методы воздействия направлены на коррекцию основных нежелательных проявлений, которые препятствуют обучению и адаптации ребенка, нарушая повседневную жизнь: гиперактивность, повышенная возбудимость, протестность, агрессия, расстройства настроения и мышления, интеллектуальное недоразвитие. Чаще всего назначаются нейролептики, антидепрессанты и ноотропы.

Широкий спектр немедикаментозных методов дает возможность успешной интеграции малыша в общество, повышает его жизненную и бытовую адаптацию.

На сегодняшний день активно используются методики психологической и нейропсихологической коррекции, занятия с логопедами и дефектологами.

Включение в психокоррекционную работу семей помогает родителям и близким родственникам не только научиться справляться с собственным переживаниями, связанными с состоянием ребенка, но и находить ресурсы для разрешения кризисных ситуаций, создавать вокруг ребенка гармоничную и безопасную среду, способствующую его росту и развитию.

Важной частью реабилитации является дошкольное и школьное обучение, программы которых подбираются индивидуально с учетом сохранности интеллектуальной сферы.

Прогноз

Прогноз зависит от выраженности симптомов. Часто с возрастом и на фоне лечения проявления заболевания сглаживаются. Можно наблюдать некоторую положительную динамику в виде улучшения контактов с окружающими и расширения спектра социально-бытовых навыков, однако при этом многие эмоциональные, личностные и интеллектуальные особенности сохраняются на протяжении всей жизни.

Римма Кондратьева, врач-психиатр детский Отделения №7 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Оцените статью