Характеристика эмоциональных явлений человека

Тема 7. Эмоции и чувства

7.1. Определение и общая характеристика эмоций и чувств

В жизни каждого человека огромное место занимает переживание им отношений с окружающей действительностью, с другими людьми, с самим собой. Эти переживания составляют сферу эмоций и чувств.

Эмоции (франц. – еmotion от лат. emоvеo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции возникают и развиваются как явление в процессе биологической эволюции. Однако человеческие эмоции — это особая, сложно организованная целостность, имеющая новую природу, функционирующая по своим законам, отражающая особенности человека как социального существа. Л.С. Выготский отмечал, что «у людей эмоция изолируется от царства инстинктов и переносится в совершенно новую сферу психического».

Терминология, используемая в психологии эмоций, исключительно разнообразна. До сих пор нет единого мнения по поводу того, что назвать эмоцией, что чувством, а что аффектом. В широком смысле все эти понятия рассматриваются как синонимы. В узком смысле под эмоцией понимают особую форму отражения действительности, в ходе которого осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.

По А.Н. Леонтьеву, эмоции носят отчетливо выраженный ситуативный характер и выражают оценочное личное отношение, а также идеаторный характер, т.е. способны предвосхитить ситуацию и события, которые реально еще не наступили. Причем не любые события вызывают эмоции, а лишь те, которые связаны с потребностями и мотивами субъекта. Они являются проявлением того, насколько потребности удовлетворяются или не удовлетворяются. С.Л. Рубинштейн среди признаков эмоций отмечает то, что они: 1) выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; 2) отличаются полярностью, т. е. обладают положительным или отрицательным знаком.

Более сложное проявление эмоциональной сферы личности, комплекс эмоций, называют чувствами. Чувства – это устойчивые эмоционально окрашенные личностные образования (конструкты), выражающие отношение субъекта к кому или чему-либо. Чувства имеют предметный характер. Они возникают в результате специфического обобщения эмоций, связывающихся с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций – это несовпадение устойчивого отношения к объекту и эмоциональной реакции. Очень часто чувства амбивалентны, т.е. носят двойственный характер. Так, например, любовь порождает радость и страдание, счастье и боль и т.п.

Таким образом, исследователи единодушно отмечают двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями субъекта, а с другой – особенностями воздействий (ситуаций). Отсюда и две важные характеристики – предметность (направленность на мир) и субъективность (принадлежность субъекту).

7.2. Характеристика эмоциональных явлений

При всем многообразии эмоциональных явлений они характеризуются такими свойствами, как качественная окраска, знак, интенсивность, продолжительность.

Качественная окраска – это характеристика, которая придает своеобразие и неповторимость каждому переживанию.

Знак эмоции – это показатель субъективной оценки (приятности – неприятности, полезности – вредности и т.п.).

Интенсивность – количественная характеристика; определяется степенью удовлетворения – неудовлетворения потребностей, а также степенью неожиданности обстоятельств, с ними связанных. Чем более неожиданными и напряженными являются обстоятельства, тем сильнее эмоциональное переживание.

Длительность – временная характеристика, зависит от продолжительности контакта с эмоциогенной ситуацией (реальной или надуманной), от времени неудовлетворения потребности. Иногда можно преднамеренно изменять продолжительность эмоций, например, частично или полностью выполняя потребность, изменяя характер ситуации. В зависимости от продолжительности бывают кратковременные эмоции (например, легкое волнение, которое быстро проходит), а бывают и сложные длительные состояния, растянутые на недели, месяцы и годы.

Читайте также:  Истории людей с тяжелой депрессией

Эмоции имеют внешнее выражение. Наиболее характерными средствами выражения эмоций являются мимика, взгляд, движения, жесты, позы, а также особенности речи (ее тон, темп, интонация и т. п.). Эти проявления составляют эмоциональную экспрессию личности, ее экспрессивное поведение, которое в той или иной степени осознается индивидом, управляется им. Невербальный язык – это язык эмоций. Именно через него мы можем понимать состояние другого человека, более эффективно общаться с ним. В.А. Лабунская рассматривает экспрессию человека как личностное образование, влияющее на ход и характер общения.

Долгое время выразительные движения рассматривались лишь как внешнее сопровождение переживания (например, в теории Джеймса и Ланге, однако выразительные движения – это компонент эмоций, внешняя форма их существования и проявления. Внутреннее состояние и выразительное движение находятся в неразрывном единстве.

Источник

Общая характеристика эмоциональных явлений.

Эмоции – психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.

Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека. Считается, что эмоциональные проявления генетически обусловлены, а с другой стороны – социально предрасположены.

Эмоции проявляются в виде: а) внутренних субъективных переживаний; б) изменений мимики; в) жесты, пантомимика; г) изменения поведения; д) речь; е) гормональные изменения; ж) вегетативные реакции. Эмоции – это универсальная реакция всего организма.

Типы эмоциональных переживаний:

1. Аффект – один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию.

Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение какихлибо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.

2. Собственно эмоции – отличаются от аффекта длительностью, может быть реакцией на реальную и предполагаемую (возможную) ситуацию или вспоминаемую ситуацию.

* Изард выделяет фундаментальные эмоции:

Радость – положительное эмоциональное состояние, которое связанно с высокой возможностью для удовлетворения эмоциональной потребности.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, когда кажется, что мала возможность для удовлетворения эмоциональной мотивации.

Удивление – не имеет четко выраженного знака, возникает как реакция на внезапно возникшие ситуации.

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, чаще всего гнев протекает в форме аффекта и возникает как реакция на внезапное препятствие на пути к удовлетворению значимых потребностей.

Отвращение отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чемто, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.

Презрение – возникает в межличностных отношениях, отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чемто, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.

Читайте также:  Абстрактное чувство юмора это

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при осознании субъектом расхождений между действиями и ценностями. Он может возникнуть, если есть знание.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о грозящей опасности (реальной или воображаемой).

3. Чувства – психическое состояние, имеющее выраженный предметный характер и отражающее устойчивые отношения к какимто предметам и явлениям (реальным или воображаемым). Возникают и формируются в процессе онтогенеза через культурноисторический опыт. В определенной степени чувства определяют референтных личностей. Чувства индивидуальны и зависят от системы ценностей. Страсть – это максимальная выраженность чувств, сложное психическое состояние, которое включает в себя эмоции, мотивации, чувства. Направлена на человека или предмет.

Отличие от эмоций: 1) эмоция – это реакция на ситуацию, до конца не определена и не осознанна; чувства – конкретны, предметны и осознаваемы; 2) эмоции чаще связаны с биологическими процессами; чувства – с социальной сферой.

Группы чувств по направленности:

Нравственные (моральные) чувства, которые переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравниваются эти явления с нормой. Это говорит о том, что у человека слоилась система норм и ценностей.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности, а познавательная деятельность связана с проблемными ситуациями, от этого зависит успешность или безуспешность деятельности.

2. Отражательная – состоит в обобщенной оценке события, определяет полезность или вредность фактов и формируется в процессе общения с другими людьми и личным опытом.

3. Сигнальная (ориентировочная) – отслеживание своего поведения, деятельности.

4. Побудительная (стимулирующая);

6. Переключательная – ситуация конкуренции мотивов.

7. Приспособительная – помогает организму эффективно приспособится к окружающему миру;

8. Коммуникативная – воздействие на окружающих и взаимодействие.

Эмоциональные различия между людьми: 1) разнообразие эмоций проявляется в преобладающем настроении; 2) эмоциональная возбудимость человека; 3) в глубине устойчивости чувств; 4) проявление аффекта и страсти; 5) как эмоциональные переживания отражаются на деятельности.

Развитие эмоций в онтогенезе:

Эмоции развиваются также как и все остальные психические функции с помощью интериоризации.

1. Самые первые эмоциональные проявления возникают на базе врожденных реакций, постепенно осваивает. Осуществляется восприятие, состояние другого человека.

2. Рано начинают проявляется страх и гнев и носят бессознательный характер (резко поднять и опустить ребенка – реакция страха).

3. С 2х мес. Ребенок может строить гримасы.

4. Сочувствие, сострадание – 23 года, все эмоциональные состояния близки к аффекту.

5. К концу дошкольного возраста появляются сложные эмоциональные проявления, которые могут контролироваться за счет овладения собственным эмоциональным поведением, осознание норм поведения; проявляется феномен «горькой конфеты», закладываются эстетические чувства.

Отрицательные эмоции связаны с явлением фрустрации.

Интеллектуальные чувства не только сопровождают, но и стимулируют деятельность, это является доказательством связи эмоциональных и интеллектуальных процессов (единство аффекта и интеллекта).

Эстетические чувства – эмоциональные отношения человека к прекрасному в рамках природы, общества и искусства. Это самые формируемые чувства.

4. Настроения – это самое длительное проявление. Оно менее интенсивно и менее предметно, в отличие от эмоций; это бессознательная обобщенная оценка обстоятельств жизни (актуальных), определяется доминирующими эмоциями человека. От настроения зависит: общее состояние здоровья и тонус НС. Устойчивость настроения зависит от: возраста, особенностей темперамента и характера, особенностей волевой сферы, особенностей мотивационной структуры, эффективности деятельности, самооценки, уровня притязаний; настроение может рассматриваться как личностная характеристика (оптимистпессимист).

Читайте также:  Теория эмоций теория языка эмоций

Долгое время волю не рассматривали, один из первых поднявших эту проблему был * Выготский в культурноисторической концепции: Слово выражается в значении, которое имеет смысл. Смысл – центральная единица познания психики в психологии, который отражается в переживании. Воля – один из механизмов смыслообразования и один из механизмов регуляции поведения. Он вывел формулу произвольного поведения: Произвольность = аффект + интеллект. Произвольность поведения формируется к 6 годам.

*Гиппенрейтер выделяет: Одним определением волю обозначить нельзя.

1. Феноменальный критерий – (как переживается) Воля – это осознанное, целенаправленное внимание, намеренносознательное решение.

2. Продуктивный критерий – (со стороны результата) Воля – это продолжение действия при встрече с препятствием, сознательное преодоление препятствия.

3. Критерий телесного проявления воли – Воля – это способность к регуляции отдельных параметров действия.

Типы регуляции поведения:

1. Непроизвольная непосредственная регуляция – естественные природные процессы удобные для развития человека (поведение ребенка до 3 лет). Основной механизм – ориентировочный рефлекс.

2. Произвольная опосредованная регуляция – развивается к 6 годам. Выготский – высший психический человеческий процесс.

3. Послепроизвольная опосредованная регуляция – процесс ставший непроизвольным, автоманипуляция с объектом.

4. Произвольная непосредственная регуляция – есть цель и усилия, но средств нет, это нет, не означает, что их нет на самом деле – это чисто волевая регуляция поведения. Воля – проблема выбора, принятия решения, изменение смысла ситуации (цели), проблема средств

1. Целеустремленность – это сознательное и активное достижение результата.

2. Настойчивость – синоним целеустремленности, но с большей силой. Важно отличать от упрямства. Упрямство – это отрицательная черта личности, когда человек руководствуется не разумом, а собственными эмоциями. Такое поведение не целесообразно. Упрямый человек волей не обладает – это слабость воли.

3. Инициативность – способность предпринимать попытки для реализации собственных идей.

4. Самостоятельность – способность реализовать решение, но и противостоять различным помехам и не поддаваться влиянию факторов мешающих. Надо отличать от негативизма. Негативизм – это немотивированное противоречие другим людям, отрицание всего другого – слабость воли.

5. Решительность – скорость принятия решения. Уменьшение до минимума этапа борьбы мотивов. Надо отличать от импульсивности. Импульсивность – необдуманность поступков.

6. Последовательность действий – все поступки человека должны управляться какойлибо идеей или серией идей.

7. Самооценка и самоконтроль – связаны с последовательностью действий.

Дошкольный возраст – первое возникновение борьбы мотивов. Необходимо сформировать у ребенка сознательную дисциплину.

* Ильин – Психология воли, Иванников, Маклаков – Волевая регуляция в нестандартных ситуациях.

* Павлов – рассматривал волю, как инстинкт свободы, рассматривая ее наряду с инстинктами голода, опасности. Воля носит рефлекторный характер, как реакция организма в ответ на внешнее воздействие, стимул.

В противовес Павлову современное представление: поведение и деятельность рассматриваются изначально активно. Человек рассматривается как субъект, приписывается способность к сознательному выбору формы поведения, следовательно, воля рассматривается как сознательное регулирование поведения человека.

* Фрейд – воля – это своеобразная энергия человеческих поступков, а источник энергии – либидо.

* Лоренц – воля исходит изначально из человеческой агрессивности.

* Юнг – воля связана с архетипами поведения и мышления.

* Адлер – воля – это стремление к власти и социальному господству.

Источник

Оцените статью