Психологическая характеристика учащегося начальных классов
методическая разработка на тему
Материал создан в помощь учителю и для консультации родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharakteristika_uchashchegosya_nach_kl.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая характеристика учащегося начальных классов
1. Общие сведения о ребенке.
1. Ф.И.О. ____________
2. Дата рождения: _________г.
3. ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег», ученица 4-го класса с 17.09.2012 учебного года.
2. Особенности психического развития.
- Особенности функционирования нервной системы ребенка:
утомление происходит после нагрузки, соответствующей своему возрасту; обладает адекватной системой настроения; возбуждение и торможение – уравновешены;
- Состояние высших психических функций .
1. Ощущение и восприятие:
а) представление о цвете и оттенках — сформированы;
б) хорошо ориентируется в пространстве;
2. Внимание – устойчивое.
3. Уровень развития механической и логической памяти высокий.
4. Уровень мышления соответствует паспортному возрасту:
а) в решении задач прослеживается обобщенный способ (мышление теоретического типа): С. вчитывается в задачу, вычленяя из текста условие задачи, отношения величин. Процесс решения задачи всегда целенаправлен, осмыслен и управляем; успешно справляется с выделением существенного в изучаемом материале; самостоятельно выполняет учебные задачи, выдвигаемые учителем.
б) хорошо сформированы такие действия, как анализ, моделирование, способность действовать в уме;
в) темп выполнения основных учебных навыков (чтение, письмо и др.) соответствует высокой норме ученика 4-го класса;
г) развит самоконтроль при изучении учебного материала. С. выполняет все требования, относящиеся к младшему школьному возрасту, осознает общественную и личную значимость учения, выполняет учебно-воспитательные требования учителей и ученического коллектива.
3. Базовые личностные особенности.
1. Состояние эмоциональной сферы спокойное. Эмоционально стабилен, уравновешен, проявляет должное уважение к другим (взаимодействуя с взрослыми и со сверстниками), удерживая при этом свою личностную дистанцию обособления. В отношении к себе – скромен; выполняя трудную задачу, обращается при необходимости за помощью, правильно реагирует на справедливую критику; прислушивается к добрым советам.
2. Характерологические особенности:
а) проявляет способности к сотрудничеству, коммуникативные навыки;
б) самостоятелен, доброжелателен, добросовестен;
в) инициативен, серьез, дисциплинирован, уравновешен;
г) в коллективе имеет статус лидера,
д) в типе отношений ищет компромисс.
3. Самооценка адекватная.
4. Уровень притязаний высокий.
5. Мотивирован на интерес к учению и ориентацию на достижение успеха.
6. Стремится развивать свои волевые качества.
7. Принимает активное участие в различных кружковых видах школьной деятельности.
Педагог – психолог ОСШИ Абрамова А.А.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга
1. Общие сведения о ребенке.
1. Ф.И.О. Зубов Даниил
2. Дата рождения: 30.08.2005 г.
3. ОСШИ ГОУ «Балтийский берег», ученика 1-го класса с 03.09.2012 учебного года.
2. Особенности психического развития.
- Особенности функционирования нервной системы ребенка:
утомление происходит после невысокой нагрузки, не всегда соответствует своему возрасту; обладает адекватной системой настроения; возбуждение и торможение не всегда уравновешены.
Состояние здоровья: нормальное
В процессе психологического обследования Зубова Даниила отмечены следующие особенности:
В контакт вступает с легкостью; наблюдается расторможенность, открытость. Проявляет заинтересованности в общении. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности. Реакция на замечания присутствует, но выражена в слабой форме. Учебные навыки развиты в низкой степени. Техника чтения также очень низкая. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире часто дает неправильные ответы (объем знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме; эти знания отрывочны и бессистемны).
2. Характеристика вербального интеллекта:
Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден; испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем мире отрывочны и бессистемны. Навык выполнения простых счетных операций слабо развит, затрудняется выполнять арифметические задания на сложение и вычитание.
3. Эмоционально – волевая сфера: активен, деятелен, наблюдается двигательная расторможенность.
4. Внимание: неустойчивое, поверхностное, быстро истощается.
5. Память: уровень развития памяти низкий (сужен объём кратковременной оперативной памяти), однако грубых нарушений памяти не выявлено.
6. Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает трудности при установлении логических связей.
7. Характер деятельности: деятельность неустойчивая. В ситуации проведения обследования отмечается заторможенность (медлительность, ригидность психических процессов; некоторые задания выполняет с трудом, после многоразовой подсказки или выполняет медленно, долго думает, молчит. В других отдельных ситуациях (учебного процесса и на переменах) наблюдается расторможенность (ребенок проявляет активность).
8. Жалобы классного руководителя: учебный материал не всегда усваивает, не успевает за общим темпом работы класса, испытывает затруднения в обучении.
9. Обучаемость: не высокая, помощь использует недостаточно, требуется постоянная систематическая дополнительная, индивидуальная работа с ребенком.
Рекомендовано: повторное обучение в 1-ом классе.
Педагог-психолог Абрамова А.А.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга
1. Общие сведения о ребенке.
1. Ф.И.О. Боханова Виталия
2. Дата рождения: 18.05. 2005 г.
3. ОСШИ ГОУ «Балтийский берег», ученика 1-го класса с 24.09.2012 учебного года.
2. Особенности психического развития.
- Особенности функционирования нервной системы ребенка:
утомление происходит после невысокой нагрузки, обладает неадекватной системой настроения — возбуждение и торможение не всегда уравновешены.
Состояние здоровья: нормальное
В процессе психологического обследования Боханова Виталия отмечены следующие особенности:
В контакт вступает с легкостью; наблюдается расторможенность, открытость. Проявляет заинтересованности в общении, но только на уровне игры. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям крайне неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности. При повторном предъявлении просьбы «выполнить работу» ребенок отказывается выполнять, говорит, что очень устал, хочет играть и начинает плакать. Реакция на замечания присутствует, но выражена в слабой форме. Учебные навыки развиты в крайне низкой степени. Техника чтения также очень низкая. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире дает неправильные ответы (объем знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме; эти знания отрывочны и бессистемны).
2. Характеристика вербального интеллекта:
Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден; испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем мире отрывочны и бессистемны. Навык выполнения простых счетных операций не развит (не соответствует паспортному возрасту), самые простые арифметические задания на сложение и вычитание выполнить не смог.
3. Эмоционально – волевая сфера: активен, деятелен, наблюдается двигательная расторможенность, но только если это всё направлено на игровую сферу. Школьная мотивация полностью отсутствует. Ребенок часто проговаривал, что он не любит школу, и что он очень хочет снова вернуться в детский сад, где можно много играть, не надо учиться.
4. Внимание: неустойчивое, поверхностное, быстро истощается.
5. Память: уровень развития памяти низкий (сужен объём кратковременной оперативной памяти), однако грубых нарушений памяти не выявлено.
6. Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает большие трудности при установлении логических связей.
7. Характер деятельности: деятельность неустойчивая: некоторые задания выполняет с трудом, после многоразовой подсказки или выполняет медленно, долго думает, молчит, от выполнения других заданий категорически отказывается и начинает плакать, проговаривая, что «он глупый».
8. Жалобы классного руководителя: учебный материал не усваивает, не успевает за общим темпом работы класса.
9. Обучаемость: слабая, помощь использует недостаточно, требуется постоянная систематическая дополнительная индивидуальная работа с ребенком.
Рекомендовано: повторное обучение в 1-ом классе.
Источник
Особенности эмоциональной сферы учащихся, её нарушения.
материал (психология) по теме
Как указывают М. Купер, Д. Мэтью, цвет – основа эмоционального состояния человека. Предпочитаемый цвет дает представление о внутреннем состоянии личности, что позволяет считать цветовосприятие особым психическим процессом. Таким образом, цвет в значительной мере выступает основой актуального эмоционального состояния человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_emocionalnoy_sfery_uchashchihsya.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоциональной сферы учащихся, её нарушения.
В структуре личности каждого ребёнка эмоциональная сфера занимает значительное место . Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребности и мотивов деятельности.
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес.
Структура эмоциональных процессов существенно отличается от структуры познавательных. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект, кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации( эмоциональное тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
Настроение – эмоциональное “ хроническое” состояние, окрашивающее все поведения человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течении длительного времени.
Чувства – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Конкретная отнесённость чувства проявляется в том, что человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или к чему-нибудь.
Страсть – сильно выраженная увлечённость человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующими объектами. Страсти в отличии от аффектов,- более длительные состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную готовую оценку.
И, наконец, стресс. Этот вид эмоций имеет очень важное значение в жизни человека, это такое состояние душевного и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывает неожиданной напряженной обстановкой.
Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью, положительной или отрицательной. Самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определятся ожидание и предсказание неудачи при совершенствовании действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Как считает, П.В. Симонов эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты.
По данным В.К. Вилюнаса, эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… предметом любви, ненависти становиться всё, что познаётся субъектом, как причина удовольствия – неудовольствия. Согласно теории У.Джеймса, К Ланге, определённые физические состояния характерны для разных эмоций – любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций.
Эмоциональные факторы могут быть одним из мотивов поведения.
Стрессу особенно подвержены дети, подростки. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непонимание со стороны окружающих. Занятия изобразительной деятельностью , как пассивные так и активные , помогают человеку выстроить адекватную систему защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.
Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные.
Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.
Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные учёные (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.)
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими.
Благотворительное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребёнку уберечься и защититься от того, что ему мешает нормально развиваться.
Интерес к результатам творчества человека со стороны окружающих, принятие им продуктов художественной деятельности повышает самооценку и самопринятие человека с особыми потребностями и ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Карл Юнг считал, что воображение и творчество сами по себе обладают целительной силой. Роль фантазии в творческих процессах описана Юнгом так: “ не только художник, но и каждый, кто наделён творческими способностями, обязан своей фантазии всем лучшим, что он сделал в жизни. Динамическим началом фантазии является игра – занятие, которое считается детским и, в качестве такового, несовместимы с серьёзным подходом к любой работе. Но без этой игры фантазии никакая творческая работа не может быть, ни начата, ни проделана”.
Источник