Характеристика эмоционального интеллекта у воспитателей

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Психологическое сопровождение учащегося, его семьи
  • Эмоциональный интеллект педагога, воспитателя ГБДОУ.Эмоциональный интеллект педагога

Эмоциональный интеллект педагога, воспитателя ГБДОУ.Эмоциональный интеллект педагога

Эмоциональный интеллект педагога, воспитателя ГБДОУ.Эмоциональный интеллект педагога

Алексеева В.С.,
Ломоносова Н.В.

Эмоциональный интеллект, или эмоциональная компетентность, в самом широком понимании объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сферах деятельности, подразумевающих непосредственное общение с окружающими. Педагогическая деятельность насыщена напряженными ситуациями, связанными с возможностью эмоционального реагирования, каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение. В данной статье мы рассмотрим такие составляющие эмоционального интеллекта, как управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих, поскольку они представляются наиболее важными для успешного педагогического взаимодействия а также восприятие эмоций, использование эмоций для улучшения мышления. Профессиональная успешность педагога, несомненно связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть с уровнем интеллекта. Однако в большинстве случаев высокого уровня интеллекта оказывается не достаточно. Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном. Основной причиной выделения эмоционального интеллекта как самостоятельной способности или черты послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта успешности педагога во взаимодействии с социальной средой.

Проблема эмоциональной компетенции является одной из важнейших психолого – педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Значительные психологические нагрузки в процессе педагогической деятельности являются факторами, способствующими развитию профессионального стресса. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние сдерживать вспышки гнева. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению. Кроме того, часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как раздражительность, тревожность, пессимизм, что в сою очередь может негативно сказаться на взаимоотношениях с детьми и коллегами. Если данный процесс становится не контролируемым, в дальнейшем это может привести к неудовлетворенности педагогом своей профессии и к профессиональной непригодности.

Следует отметить, что личностный и профессиональный рост современного педагога не возможен без самопознания, с которым связаны эмоциональные переживания.

С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об «эмоциональной грамотности» — целенаправленном повышении эмоциональной компетентности. Овладение умениями эмоциональной компетентности представляется особенно актуальным для повышения эмоциональной культуры педагога. Педагогу очень важно уметь управлять своими эмоциями, а так же создать позитивный эмоциональный фон в детском коллективе в течении всего рабочего дня.

П. Саловей и Дж. Майер выделил 4 основных аспекта данного понятия, каждый из которых в свою очередь включает определенные способности.

1. Восприятие эмоций.

— способность распознавать свои эмоции

— способность распознавать эмоции других людей

— способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности

— способность находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоции

2. Использование эмоций для улучшения мышления

— способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций

— способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений

— способность использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения

— способность применять эмоции в процессе создания чего – либо нового

3. Понимание эмоций

— способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой

— способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать

— способность понимать, как одна эмоция может повлиять на другую

4. Управление эмоциями

— способность быть открытым, эмоциональным проявлениям как положительным, так и отрицательным

— способность исследовать причины проявления определенных эмоций

— способность вызывать определенные эмоциональные состояния, продлевать их и выходить из них

— способность управлять своими эмоциями

— способность помогать другим справляться с их эмоциями

Высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует знание о том, как изменить негативное состояние на позитивное. Педагоги с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает высокую эффективность в профессиональной деятельности. Создав определенную атмосферу в педагогическом коллективе в которой люди будут испытывать положительные эмоции, можно развить стремление людей помогать друг другу в процессе работы и работать «по максимуму», когда того требует ситуация.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект позволяет использовать новый ресурс, который есть у каждого, для повышения качества работы в педагогическом коллективе и дальнейшего саморазвития каждого сотрудника как в личностном, так и профессиональном плане.

Список используемой литературы:

Хлевная Е.А. Эмоциональный интеллект в бизнесе. Феникс 2012

Андреева Н.И. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога. СПб., 2002.

Источник

ЭМОЦИАНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
презентация

Эмоциональный интеллект-это умение понимать свои чувства и эмоции,чувства и эмоции других людей и умение эффективно влиять на свое поведение посредством управления своими эмоциями и чувствами и эмоциями и чувствами других людей.

Читайте также:  Сильная депрессия при пмс что делать

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_emotsionalnyi_intelekt.pptx 2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области детский сад «Золотая рыбка» ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА « ЭМОЦИАНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДДУ » «Презентация» по курсу повышения квалификации « Организация работы психолога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» Выполнил: Соколовская Мария Евгеньевна педагог-психолог МКДОУ НСО “Золотая рыбка” Форма обучения – дистанционная Научный руководитель: к. п. н., доцент НГПУ Омельченко Елизавета Александровна Новосибирск 2017 г.

Эмоции . Роль эмоционального интеллекта в работе воспитателя ДДУ. Подготовила Соколовская Мария Евгеньевна Педагог-психолог. Покой души, спокойствие мышленья, Когда бьет сердце четко в нужный такт, Приходит чувство — жизнью наслажденье, И понимание, что раньше жил не так. Себя взять в руки, выбросить сомненья, Что лучше жить без злости на судьбу, Откинуть прочь дотошные смятенья, И контролировать и радость, и беду. Испить до дна напиток сладкой жизни За время нашего короткого пути, Увы, не каждому удастся в этом мире, Но все должны мы к этому идти. (Оскар Рай)

Роль эмоционального интеллекта в работе педагога Эмоциональная отдача ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УВЛЕЧЬ ОБЬЯСНИТЬ ДОХОДЧИВО ЗАЖЕЧЬ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ И ВЕСТИ ЗА СОБОЙ Такие педагоги популярны и любимы Оборотная сторона Наши эмоции часто дают о себе знать в самое неподходящие моменты, например, тогда когда необходимы сдержанность и хладнокровие. Умение управлять эмоциями-важное качество педагога.

Эмоциональный интеллект — ( англ. Emotional intelligence ) — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

П. Саловей и Дж. Майер выделил 4 основных аспекта понятия эмоционального интеллекта, каждый из которых в свою очередь включает определенные способности.

1. Восприятие эмоций . — способность распознавать свои эмоции — способность распознавать эмоции других людей — способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности — способность находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоции

2. Использование эмоций для улучшения мышления — способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций — способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений — способность использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения

3. Понимание эмоций — способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой — способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать — способность понимать, как одна эмоция может повлиять на другую

4. Управление эмоциями — способность быть открытым, эмоциональным проявлениям как положительным, так и отрицательным — способность исследовать причины проявления определенных эмоций — способность вызывать определенные эмоциональные состояния, продлевать их и выходить из них — способность управлять своими эмоциями — способность помогать другим справляться с их эмоциями

Базовые эмоции Интерес Радость Удивление Печаль Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд Смущение Вина

Все эмоции необходимы! Есть мнение, что негативные эмоции нам не нужны, и было бы здорово, если бы остались только позитивные! Но это не реально. Более, того опасно . В природе нет ничего лишнего . Все лишнее отсеивается эволюцией. И задача не избавиться от «плохих» эмоций, а научиться с ними аккуратно обходиться.

Эмоции Оправданные Эмоции помогают нам выживать, справляться с трудными ситуациями , завершать их. Без «страха» нас бы растерзал дикий зверь! Без «радости» мы бы не смогли эффективно общаться! Неоправданные Эмоции нас разрушают , снижают наши способности. «Страх» переходящий в «панику» «Злорадство» вместо «радости»

Эмоции различаются по интенсивности и времени появления Оправданные Радость эмоция настоящего , будущего и прошлого! Тревога позволяет быть осторожным в будущем Гнев мобилизует силы для рывка в настоящем Печаль помогает проститься с прошлым Неоправданные Страх и гнев направленные в прошлое не в состоянии изменить уже свершившиеся Страх и печаль в настоящем снижают эффективность действий Гнев и печаль по поводу еще не наступившего не мобилизует позитивные ресурсы

Группа методов управления эмоциями

Алгоритм управления эмоциями Осознать эмоцию Попробовать ее трансформировать, меняя ход своих мыслей Если не получилось трансформировать, безопасно проявить

Неоправданный гнев Если мы в ярости кричим на другого человека мы разрушаем либо его ,либо наши отношения с ним! Если мы сохраняем маску спокойствия в момент , когда внутри кипит ярость, -она разрушает нас!

Как можно безопасно проявить раздражение? Сообщить о нем. Эмоция требует выхода и признания. Я могу привнести свою эмоцию громким криком и резкими движениями. Мою эмоцию увидят и признают. А могу рассказать о ней. Это тоже признание эмоции и ее проявление.

Спасибо за внимание! « Чувства нужны не за тем, чтобы мы их прогоняли или подавляли, но что мы научились творчески и осмысленно выражать их» Т. К. Коулман

ОЖИДАНИЯ ОБИДА-ПОВЕДЕНИЕ ДРУГИХ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ ВИНА-ПОВЕДЕНИЕ МОЕ НЕ СООТВЕТСВУЕТ ОЖИДАНИЯМ ДРУГИХ СТЫД-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВОЕ НЕ СООТВЕТСВУЕТ СВОИМ ОЖИДАНИЯМ. ОТВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и Детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден.

В данной статье представлен материал по обощению опыта воспитателя Сидоровой И.В. по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в условиях ДУ.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизирует.

Данное соообщение из опыта работы может быть полезно воспитателям ДОУ.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работ.

Формы методической работы: все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консуль.

quot;Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.»- консультация для воспитателей.

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (статья)

В статье рассматриваются современные подходы к изучению эмоционального интеллекта, а также связь эмоционально-волевой регуляции с эффективностью профессиональной деятельности. представлены результаты исследования «Преподаватель глазами студента». Целью исследования явилось определение общего уровня педагогической и психологической компетенции преподавателей, а также общий уровень взаимопонимания между студентами и преподавателями.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnyy_intellekt_kak_komponent_professionalnoy_kompetenstnosti_prepodavatelya.docx 31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональная культура, профессиональная компетентность.

Проблема эмоциональной культуры человека остаётся актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный интеллект». Общеизвестно, что показатели интеллекта не позволяют прогнозировать жизненный успех, среди факторов, его определяющих, показатель уровня интеллектуального развития не превышает 20%. В настоящее время намного более существенная роль приписывается эмоциям: «Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект» [1].

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности [6].

Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Говоря о любой культуре, нужно иметь ввиду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека [4].

Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.

Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего [5].

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога.

Эмоциональная культура тесно связана с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Саловей и Джон Майер в 1990 году. Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, который отражает закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связь с поведением личности. Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; сложившиеся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы её творческого изменения; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя; совокупность программ-«регуляторов» и программ-«мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей [2].

Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде. Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника (участников) этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее [7].

С понятием «эмоциональный интеллект» связано представление об «эмоциональной грамотности» — целенаправленном повышении эмоциональной компетентности. Развитие эмоциональной компетентности особенно актуально для повышения педагогической культуры преподавателя. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешной педагогической деятельности.

Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из наиболее важных психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональная напряженность сопровождает многие занятия. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональный долг обязывает преподавателя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство и гнев. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как пессимизм, раздражительность, тревожность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и на взаимоотношениях со и студентами. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворенности педагога своей профессией [3].

В рамках проведения конкурса «Лучший преподаватель вуза» в Дальневосточном государственном университете путей сообщения, сотрудниками Психологического центра ДВГУПС было проведено исследование «Преподаватель глазами студента». Целью исследования явилось определение общего уровня педагогической и психологической компетенции преподавателей, проходящих по конкурсу, а также общий уровень взаимопонимания между студентами и преподавателями. В исследовании приняли участие 709 студентов и 23 преподавателя из различных филиалов вуза.

В ходе исследования был использован модифицированный сотрудниками Психологического центра ДВГУПС вариант метода семантического дифференциала. Этот метод разработан в середине 50-х гг. XX века американскими учеными под руководством Ч. Осгуда. Широко известный в психологии и социологии, метод СД является весьма информативным для изучения восприятия учащимися различных объектов познания. В частности, СД позволяет изучить восприятие студентами преподавателей как партнеров по общению. Это важно для адекватного взаимодействия с ними.

В процессе исследования, по полученной методике СД, студентам предлагалось оценить степень выраженности качеств по шкале от 7 (качество сильно выражено) до 1 (качество выражено крайне слабо или совсем не выражено).

Перечень качеств, оцениваемых студентами, был составлен на основании результатов ранее проведенного в 2004 г., сотрудниками Психологического центра, ассоциативного эксперимента. В ходе данного эксперимента, студентам было предлагалось ответить на вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово «преподаватель», и какими качествами, по вашему мнению, должен обладать преподаватель»? В результате обобщения полученных данных была сформирована методика, где в иерархическом порядке представлены наиболее часто встречающиеся качества, характеризующие: 1) профессиональный уровень, подходы к преподаванию педагогов; 2) личностные особенности, а так же их внешние проявления. Таким образом, в методике представлено 21 качество: 1. понимающий; 2. нестандартный подход к преподаванию; 3. всесторонняя образованность; 4. чувство юмора; 5. доброжелательный; 6. требовательный; 7. отзывчивый; 8. справедливый; 9. четкая, громкая речь; 10. коммуникабельный, общительный; 11. высокий теоретический уровень; 12. сдержанный, спокойный уравновешенный; 13. индивидуальный подход к студентам; 14. объективность, непредвзятость; 15. опрятность, аккуратность; 16. уважительный, внимательный; 17. уважаемый, авторитетный; 18. высокий практический уровень; 19. творческий; 20. современный; 21. высокий практический уровень.

Результаты исследования показывают следующее. В целом, степень выраженности качеств преподавателей, проходящих по конкурсу, оценивается студентами положительно, данные находятся в диапазоне от 5,5 до 6,7, при максимальной оценке в 7 баллов. Это позволяет говорить о достаточно высокой степени выраженности всех качеств. Межличностные отношения студентов и преподавателей отличаются благоприятностью. Отношение студентов к преподавателям достаточно позитивное, толерантное, присутствует установка на принятие преподавателей, их особенностей, как личностных, так и профессиональных.

Наиболее высоко студенты оценили следующие качества: высокий теоретический уровень; опрятность, аккуратность; уважительный, внимательный; высокий практический уровень; высокий профессионализм. Наиболее низкие оценки получили следующие качества: нестандартный подход к преподаванию; чувство юмора; отзывчивый; индивидуальный подход к студентам; творческий.

Исследование позволяет сделать вывод, что качества, характеризующие профессиональный уровень педагогов, оценены студентами более высоко, чем личностные качества преподавателей, входящие в состав эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры, и позволяющие эффективно взаимодействовать со студентами. Можно говорить о том, что по мнению респондентов преподаватели плохо понимают эмоциональное состояние студентов (индивидуальный подход), мало способны управлять собственным эмоциональным состоянием (чувство юмора) и эмоциональным состоянием учащихся (отзывчивость, творчество). Общение и эмоции играют огромную роль в обучении. Современное обучение требует конкретных способов непосредственного взаимодействия педагога и студента. Без обратной связи с аудиторией работа педагога превращается в механическое действие. Эффективность такого занятия резко снижается. В дальнейшем, если ситуацию не исправить, такое поведение может стать «нормой» для преподавателя и своеобразной личностной защитой от студентов, что в конечном счете оказывает непосредственное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и качество подготовки выпускников.

Проблема развития эмоциональной компетентности педагогов связана не только с профессиональной необходимостью – выслушать и понять учащихся, создать позитивный эмоциональный фон на занятии, но и с удовлетворением собственного профессионализма, с переживанием личностного и профессионального роста. Полученные результаты являются основой для последующего углубленного изучения влияния эмоционального интеллекта на различные стратегии поведения и оптимизацию профессиональной деятельности преподавателя.

  1. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.
  2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2008. – 480 с.
  3. Ермакова, И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке [Текст] / И. В. Ермакова, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1 – С. 63–73.
  4. Масленникова, В.Ш. Педагог и культура [Текст] / В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин. –Казань.: КГУ, 1994. — 111с.
  5. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. –М.: МПСИ; Флинта, 2001. -192 с.
  6. Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учебное пособие для студентов факультета начального образования / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2003. – 132 с.
  7. Сергеева, О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников [Текст] / О.А. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 1 (58) – С. 109 – 112.

Источник

Читайте также:  Доброй ночи тебе моя радость
Оцените статью