Характеристика эмоционального благополучия детей

Основные характеристики эмоционального благополучия ребенка и психологического комфорта в современных научных источниках
консультация

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_harakteristiki_emots._blagopoluchiya_i_psihologicheskogo_komforta.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Основные характеристики эмоционального благополучия ребенка и психологического комфорта в современных научных источниках

Эмоциональное благополучие ребенка

Положительно-окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.

  • Ребенок проявляет активность в играх с детьми, легко вовлекается в совместную со взрослым деятельность;
  • Имеет жизнерадостное, бодрое настроение, оптимистичный настрой;
  • Не сомневается в своих силах, смело приступает к новым видам деятельности, имеет адекватную самооценку;
  • Обладает адекватной тревожностью, проявляет рискованность, свободу в самовыражении;
  • Радуется при обращении к нему взрослого, инициативен, проявляет богатую мимику и жестикуляцию, движения выразительные;
  • Сам проявляется инициативу контактировать со сверстниками, живо разговаривает, стремится к общению, умеет не теряться в ситуациях общения.

Относительно устойчивое субъектное переживание индивидом эмоционального комфорта, связанного с удовлетворением личностно значимых потребностей, а также со способностью эмоционального регулирования. Процесс преобладания положительно окрашенных эмоций над негативными переживаниями, что проявляется в адекватном реагировании и возможности регулирования собственных эмоций в соответствии с ситуацией.

  • Ребенок приходит в ДС в хорошем настроении, которое в течение дня почти не меняется;
  • Деятельность его успешна или переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих;
  • Отсутствует переживание опасности со стороны окружения;
  • Есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес;
  • К ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие;
  • Преимущественно положительное настроение;
  • Низкий уровень стрессовых признаков или их отсутствие;
  • Нормативный уровень страхов и тревожности;
  • Адекватная самооценка;
  • Умение сопереживать.

Интегральная характеристика, отражающая весь комплекс переживания человеком своей жизни, обусловленная успешным функционированием его личности.

  • Чувство счастья;
  • Удовлетворенность жизнью;
  • Удовлетворенность трудом;
  • Удовлетворенность взаимоотношениями с другими;
  • Удовлетворенность государством;
  • Удовлетворенность своим положением;
  • И т.д.

Многомерное явление, которое определяет эмоциональное самочувствие, является показателем успешности эмоциональной регуляции человека, а также неразрывно связано с его психологическим благополучием

  • Преобладающий положительный эмоциональный фон;
  • Доминирующее состояние спокойствия, удовлетворенности и уверенности;
  • Субъективное переживание счастья;
  • Направленность на позитивные отношения с другими, пронизанные доверием заботой и т.д.

Психологический комфорт в образовательной среде

Формирование субъект-субъектных отношений, сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопонимание, взаимная поддержка, субъектность и диалогизация отношений, становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности; уважительное, доброжелательное отношение к личности.

  • умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • умение общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
  • умение проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
  • умение строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
  • умение сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка);
  • умение анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;
  • умение защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
  • поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Защищенность от агрессии и дискриминации, удовлетворенность в основных образовательных потребностях и развивающий характер взаимодействия участников образования.

  • Референтность;
  • Удовлетворенность;
  • Защищенность;
  • Когнитивная референтность;
  • Поведенческая референтность;
  • Эмоциональная референтность.
  • Большинство участников образовательного процесса имеют положительное отношение к образовательной среде;
  • Высокий уровень удовлетворенности педагогов характеристиками школьной среды, удовлетворенности своим трудом и защищенности от психологического насилия во взаимодействии с коллективом и администрацией.

Состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, удовлетворяющее потребности в доверительном общении и характеризующееся позитивным отношением к ней участников образовательного процесса.

Для создания комфортной, психологически безопасной среды в дошкольном учреждении необходимо исключить возможность психологического насилия над ребенком со стороны взрослых и других детей, учить детей дружескому доверительному общению, создавать условия для развития творчества и индивидуальности каждого ребенка. Таким образом, диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются:

  • уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный);
  • уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды;
  • уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основной целью данной статьи является понимание взаимодействия СЕМЬЯ — ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, .

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье.

Признание взрослым ценности саморазвития ребенка требует изменений образования: не подтягивать ребенка к заранее известным заданным нормам, а создавать условия для обеспечения максимально полного личн.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружаю.

В процессе развития происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но .

Одна из задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова рол.

Методики изучения оценки психологического климота и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада.

Источник

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста
статья на тему

Материал предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_blagopoluchie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx 31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем физический.

Известен тот факт, что з доровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы , а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.

Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт,

Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  2. Общий эмоциональный тонус.
  3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:

— желание вступать в общение,

— взаимодействовать длительное время;

— успешное участие в коллективных делах;

— успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

— умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

— заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

Средний уровень эмоционального благополучия:

— недостаточная инициативность при общении;

— предпочтение исключительно пассивных ролей;

— неумение улаживать конфликты;

— принятие помощи и при возможности ее оказание.

Низкий уровень эмоционального благополучия:

— нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

— отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;

— отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

— исключительная ориентация на собственные действия;

— непризнание правил и норм общения, деятельности

— отсутствие понятий «хорошо» — «плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

Общим заключением, является констатация факта потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь – матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

Анкета для родителей

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

  • родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • нравственная атмосфера семьи;
  • наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);
  • наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);
  • наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

  • благополучно;
  • иногда бывают конфликты;
  • обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
  • неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

  • настаиваю на своей точке зрения;
  • ищу компромисс;
  • «иду на поводу у ребенка»;
  • обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

  • уравновешенный;
  • терпеливый;
  • уступчивый;
  • приветливый;
  • вспыльчивый;
  • склонный командовать;
  • свой вариант ________________________________________________________

5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

  • прямого влияния не оказывают;
  • благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
  • сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление

признаков психического напряжения. Автор: А.И. Захаров

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3. Капризничает и раздражается по пустякам.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встаёт.

14. Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Анкета для воспитателя

«Анализ эмоционального благополучия детей в группе»

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

Источник

Читайте также:  Что от стресса помогает нервов таблетки
Оцените статью