- Выявление уровня эмоционально-волевой готовности к школьному обучению у пероклассников. методическая разработка (1 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сущность понятия «эмоционально – волевая готовность к школе» в отечественной психолого — педагогической литературе статья (3 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Выявление уровня эмоционально-волевой готовности к школьному обучению у пероклассников.
методическая разработка (1 класс)
Методические рекомендации с конкретными заданиями для определения эмоционально-волеой готоности первоклассников к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volevaya_gotovnost_pervoklassnikov.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению
Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе определяет умение регулировать свое поведение, преодолевать посильные трудности. Основными показателями эмоционально-волевой готовности являются определенная степень сформированности произвольности психических процессов (восприятие, память, внимание), навыки самостоятельности, достаточно быстрый темп работы, овладение основными правилами поведения, умение правильно реагировать на оценку выполненного задания, умение ребенка оценивать свою работу.
Задание 1 ( индивидуально).
Методика «Определения уровня саморегуляции»
Ребёнку предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек: |—||—|||—| и т.д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:
- пиши палочки и черточки в такой же последовательности;
- правильно переноси их с одной строчки на другую;
- не пиши на полях;
- пиши не в каждой строчке, а через одну».
Время выполнения задания 5 минут.
Анализ проводится по следующим критериям:
- 5 баллов – ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.
- 4 балла – по ходу работы ребёнок допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.
- 3 балла – ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.
- 2 балла – ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.
- 1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.
Задание 2 — «Кружки».
Умение слушать и удерживать в памяти инструкцию; строить свои действия согласно предварительной инструкции: «Дети, слушайте задание. Я сначала вам объясню, а затем вы будете выполнять. Будьте внимательны, так как я буду объяснять только один раз.
Нарисуйте 10 кружков. Считая слева направо, заштрихуйте 3-й, 6-й, 9-й кружки, а остальные оставьте как есть, чистыми».
Задание дается несколько раз в течение учебного года (в начале учебного года, в середине, в конце); задание остается то же, меняется лишь порядок заштриховки кружков.
Анализ выполнения задания:
- высокий уровень — рисует 10 кружков в ряд, 3-й, 6-й, 9-й заштриховывает, остальные чистые.
- средний уровень — рисует 10 кружков в ряд, три из них заштрихованы, но место определено неправильно.
- низкий уровень — рисует 10 кружков, заштрихованных нет; рисует больше или меньше кружков.
Задание 3 Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
Предназначена для исследования ориентации в пространстве. Такая тренировка привьет ребенку умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого. Дайте ребенку тетрадный лист с точками.
«Мы будем рисовать разные узоры. Внимательно слушай меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводишь только ту линию, которую я скажу».
Обязательно вспомните вместе с малышом: где у него правая рука – там право, где левая – там лево.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».Теперь проверьте результат.
- 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
- 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
- 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
- 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
- 0 баллов – отсутствие сходства.
Задание 4 — «Сложи сам» (выявление целенаправленности, активности в достижении цели, умения преодолевать трудности).
Ребенку дают части бумажного круга (из твердого картона или плотной бумаги). Бумажный круг разрисован в виде блюдца. Блюдце разрезают на неравные части. Ребенку говорят, что «вот блюдце (тарелочка) разбилось на осколки, его надо собрать».
В начале учебного года — 6 частей «осколков».
В середине учебного года — 12 частей «осколков».
В конце учебного года — 18 частей «осколков».
Анализ выполнения задания:
- высокий уровень — ребенок активно ищет решения, преодолевает трудности, самостоятельно выполняет задание. Доволен, готов играть еще;
- средний уровень — ребенок составляет блюдце, время от времени обращаясь за помощью взрослого или ожидая подтверждения правильности своих действий со стороны взрослого. Доволен окончанием работы;
- низкий уровень — с готовностью берется за складывание частей блюдца, но при первых же трудностях отказывается от работы. Все время просит помощи, действует не думая, с заданием не справляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п.
Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации.
Тест для родителей. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1.
Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности.
Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов.
Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н.
Тестовые задания для определения уровня готовности первоклассника к школьному обучению.
Источник
Сущность понятия «эмоционально – волевая готовность к школе» в отечественной психолого — педагогической литературе
статья (3 класс)
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятель | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность понятия « эмоционально – волевая готовность к школе » в отечественной психолого — педагогической литературе
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие « готовность к школьному обучению » рассматривается как совокупность морфо — физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению — это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает включение социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.
Наиболее полно понятие « готовность к школе » дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят внутренняя позиция школьника, волевая и интеллектуальная готовность.
Л.И. Божович, еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника .
Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что под определением готовности к школьному обучению необходимо учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность и гетерохронность развития отдельных качеств личности.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Традиционно выделяют следующие аспекты готовности ребенка к обучению в школе: физическую готовность, специальную готовность (умение считать, читать и писать) и психологическую готовность к школе. В свою очередь, психологическая готовность к школе подразумевает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально – волевую.
Под интеллектуальной готовностью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом, интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
К личностной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимыми умениями войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. И научить этому детей необходимо еще до поступления в школу, поэтому на воспитателя группы старших дошкольников возлагается большая ответственность.
Эмоционально – волевая готовность к школе затрагивает такие сферы развития ребенка, как эмоции и волю. В контексте нашей работы, нас будет интересовать именно этот компонент психологической готовности к школе.
Волевая готовность к школе – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Психологи А.Н.Леонтьев и А.В.Суровцева доказали, что в дошкольном возрасте, не превышая возможностей ребенка, путем организации игр, труда, занятий можно сформировать качества произвольного управления психическими процессами: вниманием, памятью, речью, а также поведением в пределах требований, предъявляемых начальной школой. Уровень волевого развития у разных детей шестилетнего возраста различен, но типичной чертой этого возраста является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для учебной деятельности. Иерархия мотивов придает поведению ребенка определенную направленность (в зависимости от мотивов) и позволяет подчинить ситуативные, частные побуждения более значимым, устойчивым целям и намерениям .
Важным аспектом волевой готовности к школе является формирование нравственно-волевых качеств. Р.С.Буре, исследовавшая данный вопрос, выделяет следующие нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность и исполнительность, целенаправленность, способность к преодолению трудностей. Формирование активности, в основном, происходит на занятиях и выражается в желании отвечать, дополнять ответы товарищей, во внимании к указаниям педагога. Дисциплинированность проявляется в умении ребенка быть сдержанным в поведении, подчиняться правилам, требованиям. Ответственность проявляется в отношении к заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога.
Эмоциональная готовность – это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
— не бояться трудностей;
— стремление преодолевать их;
— не отказываться от намеченной цели.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
— обладает интенсивностью проявления эмоций,
— непосредственности в проявлении эмоций,
— быстрой переключаемостью, сменой настроений,
Эмоционально — волевая готовность к школе пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа. К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему. Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки.
В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто — социально одобряемому) мотиву. Но если деятельность сложна и длительна, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Все педагоги, работающие с 6-летками, знают, что дети начнут отвлекаться и перестанут выполнять такое задание, если взрослый выйдет из группы или класса. Именно взрослый — организатор мотивации и волевого поведения ребенка, определяющих целенаправленность.
Особо нужно упомянуть такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются « хочу » и « надо », чрезвычайно трудны для ребенка, и далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным « хочу ». Но при поддержке взрослого ребенок легче следует более значимому мотиву, хотя отличительная черта волевой регуляции поведения дошкольников и типичное отношение к трудностям — отступить, избежать, а не преодолевать. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, небоязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки .
Мотивация учения – сложная сфера поведения, зависящая от многих факторов. Она характеризуется не простым возрастанием положительного отношения к учению, а прежде всего – усложнением структуры всей мотивационной сферы личности. За последние годы получены данные, свидетельствующие об эффективном формировании мотивации учения в ходе поэтапного усвоения знаний, построенного по принципу восхождения от абстрактного к конкретному .
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Именно эти предпосылки и находятся в фокусе рассмотрения нашей работы.
Не менее важной характеристикой готовности к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель очень важен для эффективного включения в школьную жизнь. Он демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям задачи или требованиям учителя, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются неэффективными. Находясь постоянно в окружении детей, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими, начинает формироваться его самооценка.
Таким образом, обобщая сказанное, центральными компонентами, которые составляют готовность к обучению в школе, являются:
- новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
- в познавательной сфере — знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать, познавательные интересы;
- в личностной сфере — произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
- в сфере деятельности и общения — умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
Таким образом, поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняет его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
Школьная готовность — это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Далее представляется необходимым рассмотреть характеристику развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования эмоционально – волевой готовности к школе.
Подготовила учитель: Сливкова И.П.
1. Бендас Т.В. «Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2009.
2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики идевочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам» — СПб.: «Тускарора», 2000.
Источник