- Чувства и мысли Хлестакова в комедии Ревизора сочинение
- 2 вариант
- Также читают:
- Картинка к сочинению Чувства и мысли Хлестакова
- Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» Гоголя с цитатами
- Образ Хлестакова
- Характеристика
- Образ и характеристика Хлестакова — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Значение фамилии Хлестакова
- Возраст, происхождение, род занятий
- Внешность, характеристика речи
- Отношение к жизни
- Черты характера и поведение.
- Отношение к Хлестакову других персонажей
- Как развивается образ Хлестакова на протяжении пьесы
- Типичность характера героя
- Оценка героя автором и литературными критиками
- Заключение
Чувства и мысли Хлестакова в комедии Ревизора сочинение
Ключевой персонаж комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя Иван Александрович Хлестаков уникален. В нем глупость уживается с многогранностью, его можно считать образцом лживости. Хлестаков настолько увлечен своей ложью, что порой сам начинает в нее верить. Его нельзя отнести к числу людей, которым свойственно думать. Все его мысли носят стихийный, несвязный и хаотичный характер. Даже свою ложь он контролировать не способен, слова срываются с его уст случайно, незапланированно. Хлестаков из тех, кто сначала говорит, а потом думает.
Натура и характер Хлестакова проявляются через его чувства и мысли. Автор позиционирует Хлестакова как человека «без царя в голове». Его слова, как и действия беспорядочны и нелогичны. Ситуация с ревизором абсурдна еще и тем, что чиновники насколько напуганы приездом ревизора, что даже такого невзрачного персонажа как Хлестаков они принимают за влиятельного человека. Отсутствие каких – либо стараний, безрассудство, лень и отсутствие порядочности – главные отличительные черты данного персонажа. Внутренний мир Хлестакова также примитивен, как и его чувства. Несмотря на возраст Хлестаков в силу отсутствия стремления к саморазвитию достаточно наивен.
Для Хлестакова стремление к власти подобно игре, в которой он может быть главным. Он не осознает, что занимать высокую должность это в первую очередь большая ответственность, а не радость всеобщего почитания. Чтобы справляться с важными задачами нужно быть грамотным специалистом.
Хлестакову по душе притворяться другим человеком, он неплохо играет эту роль, ведь он прирожденный лицемер, который умеет приспосабливаться. Недоумение, возникшее поначалу вскоре превратилось в умелое притворство, которое доставило ему удовольствие.
Хлестакову чужды угрызения совести, ведь законы морали ему не интересны. По его словам смысл жизни заключается в удовольствии. Ко всему прочему Хлестаков еще и неблагодарный, ведь в итоге он разоблачил чиновников, которые всячески ему угождали. Он забрал деньги, которые им принадлежали и посмеялся над ними, посчитав себя умнее других.
С помощью чувств и мыслей Хлестакова автор попытался донести до читателя пустоту людских душ не способных испытывать душевные страдания и переживания, ведь Хлестаков никогда не метался между правдой и ложью. Единственное чего хотел «ревизор» — это власть и значимость, но он был слишком труслив и пуглив для этого. Это произведение не потеряло своей актуальности и в наше время.
2 вариант
Главный персонаж произведения Н. В. Гоголя уникален: он лживый, причем у него отсутствует такие качества, как нравственность и духовность. Он фантастично и бесстыдно врет, а люди ему доверяют. Каковы эмоции и думы Ивана Хлестакова на самом деле?
Данный персонаж совсем немыслящий, поэтому у него беспорядочные, спонтанные и даже сбивчивые думы. Хлестаков постоянно лжет, хотя не намеренно. Его слова, которые вырываются из его уст, страшат его самого. Это та самая ситуация, когда человек сначала говорит, а впоследствии задумывается, к чему это может привести. Его слова и поступки нелогичны и в них нет никакой последовательности. Ситуация с чиновниками настолько абсурдна, что его, низшее положение в обществе принимают за «птицу высокого полёта», за очень влиятельного господина.
Чувства и думы Хлестакова примитивны, а, впрочем, весь его душевный мир примитивен. Он неумен, непорядочен и не стремится в жизни – это главная характеристика этого персонажа. Данному персонажу хочется власти, но он до конца не осознает, что высший чин в обществе – это не только развлечения, удовольствия, но и большая ответственность.
Хлестаков играет в авантюру, не осознавая, чем это может кончиться, к чему может привести данная игра. Он ни за что не переживает, ни к кому не чувствует сострадание. Хотя он не способен на задуманную ложь, его авантюра получилась спонтанно, не предсказуемо.
В роли высшего чина Хлестаков оказывается хорошим артистом, лицедеем, благодаря врождённому лицемерию. Его не грызут совестливые мысли, что такой поступок с его стороны выглядит не особо благородно, так как у Хлестакова отсутствует мораль. «Сорвать большой куш» – вот главное желание Хлестакова. Кроме того, в его характере присутствует неблагодарность. Он лично высмеивает чиновников из уездного городка, которые его приветствовали, давали финансы, поили и кормили вкусной едой. А он только посмеялся над ними, забрав у них деньги. Хлестаков считал, что он лучше и мудрее их.
Хлестаковщина в пьесе Гоголя охватила героев не только той эпохи, но и современного мира. Подобные герои существуют в нашем современном мире, вот почему это произведение актуально до сих пор. И сегодня можно встретить людей, подобному Хлестакову, живущих без мыслей, чувств и четко намеченных целей. Такое общество озабочено лишь о своём удовольствии, они проживают жизнь за счет других людей. Это персонажи, которые любят жить очень легко, поверхностно, безответственно.
Также читают:
Картинка к сочинению Чувства и мысли Хлестакова
Популярные сегодня темы
Жанровая направленность произведения представляется в виде небольшого фантастического рассказа, повествующего об освоении землянами территории планеты Венера, адресованного детской читательской аудитории.
Выражение «блудный сын» возникло из притчи о блудном сыне, записанной в Библии в Евангелии от Луки. Эта притча рассказывает о том, как богатый человек по просьбе одного из сыновей, разделил всё своё состояние между двумя наследниками
Человек начал искать смысл жизни, как только стал осознавать собственное я. Для кого-то смыслом жизни является счастливая семья или успешная карьера, путешествия по всему миру или известность в какой-то отрасли
В своем произведении Максим Горький показывает нам Данко как отважного героя, который думал о людях, а не о собственной жизни. Сила и энергия главного героя – это те качества, которых автор противопоставил трусости толпы
Карл Брюллов – художник писавший портреты людей. Одна из его картин посвящена графу А. К. Толстому написанный в 1836 году, она так и называется «Портрет графа А.К.Толстого»
Источник
Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» Гоголя с цитатами
Гоголь в своем произведении постарался заострить внимание общественности на отношение должностных лиц к своим обязанностям на рабочем месте. Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» позволит составить сборный портрет всех чиновников в лице главного героя. Хлестаков умудрился собрать в себе все общечеловеческие пороки, дав название целому явлению – «хлестаковщине», под которым скрывается глупость, вранье, легкомыслие и безответственность за свои поступки.
Образ Хлестакова
Гоголь в самом начале произведения описывал Хлестакова следующим образом:
Полное имя Иван Александрович Хлестаков. Прибыл из Петербурга. Родом из Саратовской губернии, где живут родители. Чиновник. Шатен невысокого роста с бегающими глазками. Внешность приятная, производил на женщин особое впечатление.
Характеристика
Хлестаков оказался на месте описываемых событий случайно. Проигравшись в пух и прах в карты, вынужден был остановиться в местной гостинице.
Мелкий человек, прекрасно осознающий свое положение в обществе. В канцелярии зарплата мизерная, а жить красиво хочется. Хлестаков, работая в Петербурге, насмотрелся на людей, не отказывающих себе в удовольствиях, привыкших жить на широкую катушку. Он тоже так хотел, но с его возможностями оставалось об этом лишь мечтать.
Отец регулярно пересылал непутевому сыну деньги. С завидной регулярностью, Хлестаков проигрывал наличные в карты. Дурная привычка успела прочно закрепиться за ним.
Неудачник. Даже слуга относится к нему с легким пренебрежением. Талант Хлестакова заключается в умении врать и пускать пыль в глаза. Ловко он воспользовался ситуацией, когда его приняли за ревизора и начали давать деньги. Другой на его месте от стыда сгорел, а он нет. Наглость второе счастье. Это про него.
Любитель женщин. Умудрился положить глаз сразу на двоих, на жену и дочь городничего.
Помимо вранья Хлестаков любил пофантазировать. Более того, верил в свои фантазии, частенько представляя себя в роли генерала, известного писателя, общественного деятеля. Человек «без царя в голове». Легкомыслен. Поверхностен. Совершая поступки, совершенно не задумывается о последствиях.
Как он мог брать деньги в долг, зная, что вернуть не сможет. По его мнению, для успеха не надо особых усилий. Глупец тот, кто горбом и кровью зарабатывает на жизнь. Хлестаков считал, что все в жизни зависит от случая. Если выпал счастливый билет, как в случае с взятой на него ролью ревизора, отчего же им не воспользоваться.
Ему удалось одурачить всех чиновников города. Словно под гипнозом поддались они его обаянию и умению красиво говорить. Никто даже не удивился, как в его возрасте можно достигнуть таких высот.
Самомнение этого человека зашкаливает. Считая себя на порядок выше других по уму, он смотрит на людей, как на дураков, над которыми можно и нужно кичиться и глумиться.
Его приключение могло вылиться в заключение под стражу, если бы он вовремя не укатил из города. Вскоре после его отъезда городничий и другие чиновники узнали правду из письма, оставленного Хлестаковым для друга-журналиста. В голове городничего вертелась одна мысль, как он мог
В этих словах вся сущность Хлестакова. Пустышка и самодур, умеющий вовремя притвориться тем, кем нужно и воспользоваться ситуацией во благо себе.
Источник
Образ и характеристика Хлестакова — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» высмеиваются среда и устои общественной жизни России первой половины 19 века . Главный герой этой пьесы — мелкий петербургский чиновник Иван Александрович Хлестаков. Ему принадлежит центральное место в действии.
Личность и поведение этого героя, наряду с другими причинами, послужили причиной того, что чиновники уездного города приняли его за ревизора. Характеристика образа Хлестакова поможет глубже изучить картину развращённых нравов и преступной действительности.
Значение фамилии Хлестакова
Интересно, что в ранних редакциях пьесы Гоголь называл главного героя Хласковым, Скакуновым, Перепёлкиным. Эти фамилии больше подходили персонажу водевиля, а не комедии, поэтому автор, чтобы подчеркнуть новизну образа главного героя, назвал его Хлестаковым.
Фамилия эта произошла от слова «хлестать», у которого много смыслов. К Хлестакову из них относятся следующие:
- пустословить, врать;
- хлёско — повеса, волокита, нахал;
- хлестун — тунеядец, праздный шатун.
Фамилия главного героя раскрывает черты его характера: любовь к праздности, нежелание трудиться, пустословие, умение бойко врать, нахальное волокитство.
Возраст, происхождение, род занятий
Иван Александрович Хлестаков — молодой человек лет 23-х . он дворянин, сын помещика, проживающего в Саратовской губернии в собственной деревне.
В Петербурге главный герой служил мелким чиновником (коллежским регистратором) в канцелярии департамента. Карьера его не задалась, так как, по словам слуги Осипа, он не занимался делом, вместо того, чтобы идти на службу, часто гулял по проспекту да играл в карты. Отец героя, понимая, что сын не сможет добиться повышения по службе, вызвал его к себе в имение.
Внешность, характеристика речи
В «Замечаниях для господ актёров» автор комедии отмечает, что Хлестаков — «тоненький, худенький» молодой человек, одетый по моде. Добчинский, передавая жене городничего своё впечатление о приезжем, говорит, что он шатен, а «глаза такие быстрые, как зверьки».
Гоголь пишет, что «речь его отрывиста, и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно», так как он не может сосредоточиться на одной мысли.
Говорит Хлестаков бессвязно, перескакивает в разговоре с одного предмета на другой, не заканчивает фразы, говорит много лишних слов, например: «Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу».
Разговаривая с дамами, он вставляет в свою речь немногие французские слова и фразы, которые знает, например, «компрене ву». Его речь при этом сочетает прозаизм с выспренним стилем. «Вы говорите по-столичному», — с восторгом восклицает Марья Антоновна (действие 5, явление 12).
Отношение к жизни
Хлестаков — ветреный, легкомысленный человек, представляющий тип людей, которых называли в канцелярии пустейшими. Он щёголь и франт, быстро проматывающий отцовские деньги, чтобы удовлетворить своему тщеславию. Затем он посылает Осипа на рынок продавать фрак. После получения новой присылки денег всё повторяется. Хлестаков говорит: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Живя в Петербурге, вместо того, чтоб больше уделять внимание службе, он развлекался: гулял по проспекту, смотрел в театре водевили, играл в карты.
Хлестаков не желает жить в деревне, куда его вызвал из Петербурга отец. Он говорит городничему: «За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности, душа моя жаждет просвещения» (действие 2, явление 8).
Черты характера и поведение.
Хлестаков — не злой и не грубый человек, но немного глуповат, любит порисоваться перед дамами, любит вкусно поесть, модно одеться и гулять по проспекту, посещать театры.
Он простодушен и вовсе не собирался выдавать себя за ревизора или другого высокого должностного лица. Это встревоженные чиновники и объятый страхом городничий представили, что он ревизор, и Хлестаков совершенно непреднамеренно подыграл им. Он вообще долго не догадывался, что его принимают за проверяющего, а простодушно думал, что все угождают ему, потому что хотят доставить ему удовольствие и познакомить с городом.
Хлестаков — легкомысленный и глуповатый человек. Эти черты проявились в том, что он вовремя уехал из города только под давлением хитрого и предусмотрительного Осипа.
Он трусоват, опасается, что городничий за неоплаченные обеды упрячет его в тюрьму. Когда тот заходит в комнату, Хлестаков бледнеет, съёживается и смотрит на него, испуганно выпучив глаза.
Затем, в ходе разговора, герою почудилась угроза в демонстративной заботе городничего, и это побудило его к оправданию и даже самообороне: он говорит, что обед в гостинице ужасный, за что же такое ему терпеть.
Когда городничий предлагает ему переехать на другую квартиру, Хлестаков снова понял это по-своему — что тот намекает на тюрьму. Испуганный молодой человек снова обороняется и даже истерично угрожает, гордо заявляя, что служит в Петербурге.
Герой любит прихвастнуть, приврать. Когда он поселился в доме городничего, в разговоре с его женой начал хвастаться, как прекрасно он живёт в Петербурге. Причём в письме к С. Т. Аксакову Гоголь пишет, что Хлестаков забывает, что лжёт, и сам начинает верить тому, что говорит. Лжёт он вдохновенно, с чувством.
Главная причина его вранья — желание самоутвердиться, ведь он понимает, что ничтожен и неинтересен для других.
Отношение к Хлестакову других персонажей
Главное в отношении к главному герою городничего и других чиновников — это страх и подобострастие. Страх возрастает из-за того, что ревизор оказался странным: тоненьким, худеньким. «Как его узнаешь, кто он!» — говорит городничий (действие 3, явление 9).
Жена городничего Анна Андреевна и дочь Марья Антоновна были от Хлестакова в восторге. «…Какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку», — восклицает Анна Андреевна (действие 3, явление 8). Она считает его образованным, светским человеком.
Городской помещик Добчинский восхищён Хлестаковым, он говорит о нём: «…Не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с».
Слуга Осип видит недостатки своего барина, но, конечно, не смеет поучать его. Нравоучения для него Осип произносит только когда остаётся один. Он осуждает и даже презирает барина за то, что тот любит пустить пыль в глаза, быстро тратит деньги, а потом посылает Осипа на толкучку продавать фрак, чтобы не сидеть голодным.
Как развивается образ Хлестакова на протяжении пьесы
В начале пьесы мы видим трусоватого главного героя, который, хоть и боится попасть в тюрьму, но бодрится.
Когда городничий, приняв его за ревизора, приглашает переселиться из гостиницы в свой дом, простодушный Хлестаков не догадывается, что его тот принял за другого человека. После посещения богоугодных заведений герой говорит, что ему нравится, что здесь проезжающим показывают всё в городе. «В других городах мне ничего не показывали», — простодушно добавляет он (действие 3, явление 5).
Хлестаков совсем не собирался выдавать себя за вельможу, но обед в богоугодном заведении с всякими винами способствовал его словоохотливости и красноречию. Он сам забывает, что лжёт о своей роскошной жизни.
Герой долго не догадывается, почему к нему такое уважение, и только в четвёртом действии, после того, как ему надавали взаймы кучу денег, он сообразил, что чиновники принимают его за государственного человека, возможно, за генерал-губернатора.
Типичность характера героя
Н. В. Гоголь указывал на типичность образа Хлестакова, в том смысле, что и в людях, которые не лишены хороших достоинств, есть некоторые черты характера Хлестакова. В письме к С. Т. Аксакову автор пьесы писал, что каждый «хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
Писатель-революционер А. И. Герцен писал о николаевской России: «Нет определённых воззрений, нет определённых целей, и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя».
Оценка героя автором и литературными критиками
Н. В. Гоголь в письме к С. Т. Аксакову писал, что Хлестаков — это человек «пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми».
В «Замечаниях для господ актёров» автор указывал: «Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет».
Об образе Хлестакова мнения литературных критиков различны.
В. Г. Белинский не считал Хлестакова главным действующим лицом комедии (в противовес Гоголю), он называл таким лицом городничего. Критик писал, что «Хлестаков является в комедии не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не сам…»
Критик Аполлон Григорьев писал, что Хлестаков становится смелее в хвастовстве под влиянием благоприятных обстоятельств, что он не действует с расчётом: «Ему всё нипочём, всё трын-трава».
Советский критик А. К. Воронский считал, что Хлестаков «лишён всякого ядра, он тот, кого из него хотят сделать». Городничий сделал из него «ревизора», чиновники, подобострастно слушающие его, сделали из него лгуна, а жена и дочь городничего сделали из него ловеласа и жениха. Из города он уезжает только тогда, когда Осип убедил его. «Он во всём подчиняется», — пишет А. К. Воронский.
Советский и российский литературовед Ю. В. Манн считает, что этот образ — художественное открытие Гоголя, что он отличается от традиционного типа комедийного интригана «полнейшей непреднамеренностью», что несвойственно «сознательному лжецу, самозванцу».
Заключение
Хлестаков — один из наиболее известных образов русской литературы, типический характер. Понятие «хлестаковщина», произошедшее от его фамилии, обозначает враньё, хвастовство.
Новаторство Гоголя в том, что в комедии «Ревизор» он создал смелый характер простодушного лжеца, в корне переосмыслив традиционный тип интригана, который обычно присутствовал в комедиях.
Характеристика образа Хлестакова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник