Гуманные чувства детей старшего дошкольного возраста

«Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций»
консультация (старшая группа)

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_gumannyh_chuvstv_detey_5.docx 21.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций»

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества.

Исследования отечественных ученых (Р.С.Буре, М.В.Воробьева, В.Н.Давидович, Смирнова Е.О., Холмогорова и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в разных видах деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, интерес к общественному окружению, самостоятельность и активность.

Целью моей работы являлся поиск эффективных педагогических условий воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста, где объектом являлся педагогический процесс, направленный на воспитание этих чувств. И я считаю, что воспитание будет эффективным, если: содержание проблемных ситуаций будет доступно освоению дошкольниками, и ребенок будет выступать как активный субъект общения и деятельности, проявляющий гуманные качества к окружающим.

Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Избирательное отношение к сверстникам ребенок начинает проявлять уже в младшем дошкольном возрасте : с определенными детьми чаще играет, разговаривает, делится игрушками и т.д. Однако дружеских объединений в этом возрасте нет, объект дружбы еще часто меняется. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать свой выбор друга ( «Мы вместе с ним играем», «Он мне всегда дает игрушки»). Подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер; ребенок отмечает не личные качества друга, а какие-то внешние проявления – это можно объяснить скорее неумением ребенка анализировать свои отношения и чувства.

В конце среднего, начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы.

Я считаю, что детей необходимо не только знакомить с правилами поведения (надо делать так, поступать так), но и учить конкретным способам проявления гуманных чувств, которые были бы направлены на формирование гуманного отношения к сверстнику. Хорошую помощь здесь окажет воспитателю и метод создания проблемных ситуаций, в которых ребенок встает перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений.

Каждый педагог стремится найти наиболее эффективные методы воспитания, которые ведут к высокому качеству усваиваемых знаний и способствуют развитию детей. Однако, как показывает практика, не всегда это стремление приводит к желаемому результату. Иногда, стремясь облегчить процесс воспитания, воспитатель самостоятельно решает многие ситуации, стремясь добиться только быстрого результата: успокоить ребенка, разрешить спор, чтобы в группе стало тихо и спокойно, но, оказавшись в другой раз в подобной ситуации, ребенок снова будет испытывать эмоциональное неблагополучие, снова будет беспомощен, не попытается сам найти выход из нее.

Хочется отметить, что условия детского сада позволяют не только научить ребенка справляться с ситуацией эмоционального неблагополучия, но и обращать внимание сверстников на его состояние, проявлять отзывчивость. Ведь вокруг него всегда находятся дети. Как они будут реагировать на ситуацию, во многом зависит от действий воспитателя. Не обучая ребенка, как можно самому справиться с переживаниями в возникшей ситуации, не привлекая сверстников и не обращаясь к чувствам детей, педагог невольно способствует тому, что дошкольники не приобретают опыта самостоятельного выхода из всякого рода затруднений, ни умения проявить отзывчивое отношение к сверстнику. В таких условиях может расти безучастное отношение к состоянию окружающих, что очень часто я вижу у детей, а в дальнейшем у детей-школьников, подростков в окружающей жизни.

Обучение детей способам выхода из затруднительных ситуаций активизирует их поведение и в случаях затруднений сверстников. Однако действуют они при этом по-разному: в знакомых по собственному опыту ситуациях они активны, в незнакомых – пассивны.

В процессе работы с детьми небесполезно представить им значение овладения какими-либо умениями, чтобы, используя их, можно было оказать помощь окружающим. Такой мотив обуславливает значимость наличия каких-либо умений и побуждает детей научиться им.

Развитие познавательной активности не происходит спонтанно, само по себе. Поэтому наиболее важной задачей в моей работе является разработка такого содержания воспитания и обучения, их методов, которые обеспечивали бы формирование полноценного процесса мышления, когда каждый акт мыслительной деятельности обеспечивает рост определенных знаний и умений и вместе с тем ведет к возникновению новых, неясных образов, предположений и т.д.

Проблемная ситуация – это начальный момент мыслительного процесса детей, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить.

Главный момент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.

Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к другим людям. Однако, установление в группе определенных правил, регулирующих поведение детей, является лишь внешне организующим средством. Формальное навязывание необходимых правил и действий может приводить лишь к пассивному подчинению требованиям взрослого, а не к осознанию их нравственной ценности, значимости для ребенка. Кроме того, как показывает опыт моей работы, есть множество причин, объясняющих невыполнение ребенком правил: непонимание смысла возникшей ситуации, неумение соотнести известные правила с конкретной ситуацией или свой поступок с известным правилом в силу недостаточного самоконтроля и самооценки, несформированности мотивов, побуждающих к желательным поступкам, а в целом – недостаточный социальный опыт.

Поэтому большое значение в воспитании гуманных отношений детей дошкольного возраста играет метод проблемных ситуаций, который предполагает умение выделить проблему, найти возможные варианты решения. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников методом проблемных ситуаций позволяет осознать ребенку свои возможности и реализовать свои интересы в общении со сверстниками, сформировать представление о себе как о значимом субъекте для детского сообщества, которое он обогащает своими интересами, знаниями, умениями, и ощутить поддержку со стороны окружающих.

Таким образом, я сочла необходимостью проведения специальной работы, направленной на воспитание гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия использования проблемных ситуаций в воспитании гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели мною было разработано перспективное планирование (План-программа), включающее систему мероприятий, направленных на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста.

При организации работы я опиралась на следующие принципы:

— принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;

— принцип активности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;

— принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;

— принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);

— принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.

Также были созданы следующие условия:

  1. Создание предметно-развивающей среды за счет:

— использование метода решения проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных);

— чтения и анализа литературных произведений: выделение героев с различными качествами и чертами характера;

— проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества.

2. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, гибкая линия руководства:

от демонстрации и обучения действиям к активизации детей для самостоятельного выбора

Мною был введен персонаж произведения В.Катаева «Цветик-семицветик» — девочка Женя. По моему мнению, в этом персонаже автору удалось собрать типичные черты детей и показать изменение нравственной стороны личности ребенка (была наивной, безответственной, не задумывалась о будущем; стала отзывчивой, переживать за другого).

Таким образом, разработанная система мероприятий помогали детям задуматься о нравственных и безнравственных поступках, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту, заботу и эгоизм и т.д. решая проблемные ситуации, дети учились анализировать действия, предвидеть последствия безнравственных поступков, делать правильный моральный выбор. В процессе постоянно организуемой совместной деятельности при решении проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста успешно формировались способы активного взаимодействия, отношения равноправного партнерства: умения проявлять инициативу, убеждать сверстников в справедливости своих предложений и в то же время принимать во внимание их интересы, поддерживать мнения участников совместной деятельности, стремиться к получению качественного результата всей группой, оказывая необходимую помощь или обращаться за советом к партнерам.

Опыт работы показал, что процесс воспитания гуманных чувств детей идет успешно при условии активной позиции ребенка в отражении освоенного содержания нравственного воспитания. Активная субъектная позиция ребенка обеспечивается включением детей в целостный процесс освоения его содержания, наличием анализа и поиска путей преодоления негативных качеств.

В качестве условия передачи содержания является объединение детей с персонажем произведения В.Катаева – девочкой Женей, образ которой становится транслятором нравственной культуры. Все содержание предстает перед детьми через систему игр и занятий с интересным для них собеседником.

После проведенной работы с детьми, я сделала вывод, что воспитание гуманных чувств на основе проблемных ситуаций имеет смысл, и поэтому ее необходимо проводить в группах старшего дошкольного возраста, так как такая работа позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, сделать его увлекательным, интересным и содержательным.

Источник

Консультация «Воспитание гуманных чувств у дошкольников»

Анна Алевина
Консультация «Воспитание гуманных чувств у дошкольников»

Одной из главных задач нравственного воспитания является воспитать человека, который будет любить людей.

«Возлюби ближнего своего, как себя самого». Это правило дети должны знать, начиная с дошкольного детства.

Гуманные чувства у дошкольника воспитываются в первую очередь на основе эмпатии – это умение поставить себя на место другого, представить его чувства, переживания.

Методы гуманного воспитания детей.

1. Самым действенным методом воспитания гуманных чувств – является действенная любовь к самому ребёнку.Например: ласка, добрые слова, поглаживания.

2. Второй метод — похвала за доброе отношение ребёнка к растениям, животным, другим детям, взрослым.

3. Третий метод – никогда нельзя оставлять без внимания отрицательные эмоции, действия по отношению к другим детям, родителям, животным и т. д. Работу это надо проводить с раннего возраста.

4. В младшем дошкольном возрасте главным методом является – пример взрослого.Например: ребёнок увидит, что вы жалеете другого ребёнка, который плачет, успокаиваете его, и в следующий раз сам пожалеет товарища.

5. Действенным методом воспитания гуманных чувств во всех возрастных группах является упражнение в гуманных поступках, чаще всего по напоминанию и в совместной деятельности с взрослым.Например: «Леночка, посмотри, Саша упал и ушиб коленку, давай его пожалеем».

6. В средней группе дети легко считывают с лица эмоции и определяют состояние человека, поэтому помимо жизненных ситуаций нужно проводить с ними мимические упражнения («грустный», «обиделся», «бедный», «несчастный» и т. д.).Например: взрослый предлагает детям показать, какими они бывают, когда им грустно или обидно. Если ребёнок не знает как изобразить эмоцию, то можно показать картинку (н- р: зайчик плачет, его выгнала лиса из домика). Можно использовать пиктограммы. Детям, глядя на пиктограммы, предлагают определить причину такого настроения и как можно помочь. Это очень полезный метод, т. к. ребёнок учится делать выбор гуманных поступков, пусть даже в воображаемой ситуации.

7. Чтение и анализ художественной литературы.Например: рассказы Осеевой «Синие листья», «Печенье»; Толстой «Косточка».

8. Проведение этических бесед на тему жизненных ситуаций.Например: ребёнок мимо прошёл и пнул другого ребёнка. Это хорошо или плохо? Как чувствовал себя ребёнок, которого пнули? А теперь, Дима подумай, какого тебе будет, если мимо тебя пройдёт более сильный мальчик и пнёт тебя? «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Существует три стадии формирования гуманного отношения к людям:

Первая стадия: в младшем возрасте «Ему плохо, мне его жалко».

Вторая стадия: в средней группе «Ему плохо, я так не хочу. Т. е.в этом возрасте у детей развивается эмпатия и зарождается понимание заповеди: «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

Третья стадия: в старшем дошкольном возрасте «Ему плохо, я хочу ему помочь». Именно в этом возрасте дети начинают понимать смысл добрых взаимоотношений.

Итак, воспитывая гуманные чувства и взаимоотношения, мы должны очень внимательно подбирать методы, которые будут воспитыватьвсе нравственные стороны: нравственное сознание (знание правил, нравственные чувства (благодарность, сопереживание и т. д., нравственные поступки (уступить место бабушке в автобусе и т. д., нравственные мотивы (Зачем? Она старенькая, ей тяжело стоять.)

Уважаемые взрослые! Давайте воспитывать наших детей нравственными, в любви, понимании и тогда будущее нам улыбнётся!

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Тема: «Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Источник

Читайте также:  Погода под настроение цитаты
Оцените статью