Гуманные чувства детей это

Проблема воспитания гуманных чувств в дошкольной педагогике

Марина Хегай
Проблема воспитания гуманных чувств в дошкольной педагогике

«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «человечность» (humanitas «человечность»).Оно может употребляться в следующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств личности человечности, доброты, уважения выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни; название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам.

Гуманность рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности. Гуманность — это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.

По мнению Т. О. Пономаренко, правомерно рассматривать гуманность как качество личности, поскольку качество — это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств».

В психологическом словаре (под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования. реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».

Гуманность на современном этапе развития науки рассматривается как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Гуманные чувства — это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т. д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого. Все эти качества закладываются в дошкольном возрасте. Главную роль воспитанию этих качеств отводил А. С. Макаренко. Вся его педагогика построена на принципе гуманизма – вера в человека в сочетании с требовательностью.

Гуманные отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являют собой ту основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека. Содержательной стороной гуманных отношений являются качества,складывающиеся на подлинно нравственной основе: доброжелательность, отзывчивость, заботливость, справедливость, внимательность.

Каждое из составляющих гуманностипредставляет собой единство трех компонентов: знаний о нормах гуманности (когнитивный, гуманных (эмоциональный) и соответствующего поведения (поведенческий).

Проблема гуманных чувств и отношений в последние годы привлекает внимание все большего числа исследователей. Гуманные чувства рассматриваются в философско-этическом, социальном, психологическом и педагогическом аспектах. Достигнуто единство мнений исследователей по целому ряду вопросов, связанных с категорией гуманных чувств и отношений в теории нравственного воспитания.

Наибольшее развитие гуманистических идей наблюдается в эпоху Возрождения. Интерес представляют высказывания ранних социалистов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы о воспитании нового человека. Они рассматривают такие гуманные черты личности, как милосердие, внимание к больным, «старейшим»,уважение к добрым поступкам в совокупности с другими чертами характера: трудолюбием, щедростью, любовью и др.

На стыке средних веков и нового времени мысли о гуманизме развивал Я. А. Коменский. Он сформулировал ряд требований к методике воспитательной работы, основанной на гуманном отношении к детям. Он первый провозгласил, что «развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.».

Проблема воспитания гуманных черт личности получила свое дальнейшее развитие среде французских просветителей ХVIII века. Созданная Ж. Ж. Руссо новая гуманистическая теория, оказала огромное влияние на пробуждение в обществе интереса к воспитанию детей. Теория Ж. Ж. Руссо отражает взгляды педагогов на воспитание гуманных чувств к людям, «истинной человечности».

Крупный педагог-гуманист И. Г. Песталоцци большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и «деятельной любви к людям». Он предлагал, в первую очередь, делать детей отзывчивыми, удовлетворять их ежедневные потребности, добиваться того, чтобы основу их впечатлений, опыта и деятельности составляли любовь и благодеяния, которые надежно бы закреплялись в их сердце.

Гуманизм поздних социалистов — утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна (ХIХ в.) представляет собой качественно новый этап в развитии гуманистической мысли. Подчеркивая доступность и необходимость воспитания нравственных чувств у детей, Р. Оуэн считал важным средством воспитания воздействие на эмоции маленьких детей. В детях от рождения до 5 лет следует воспитывать способность получать удовольствие от того, что они доставляют счастье другим. Он предлагал воспитывать доброту, приветливость, терпимость и другие моральные качества.

Идеи воспитания гуманных начал у детей нашли свое отражение в развитии русской прогрессивной педагогики. В качестве новых явлений в гуманистической мысли Руси Х-ХIII веков можно отметить задачу «очеловечивания чувств», т. е. воспитание в каждом человеке с ранних лет нравственных чувств, таких как отзывчивость, чуткость, доброжелательность, чистосердечность. Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли ХII века, утверждавшим гуманистические идеи в воспитании подрастающего поколения, является «Поучение» В. Мономаха, где он сформулировал морально-этические и эстетические нормы, связанные с красотой природы, человека, с его деятельностью.

Читайте также:  Какое то странное настроение ничего не хочется только ромашек

Начиная со второй половины ХVIII века гуманистическая мысль в России начинает крепнуть и развиваться. Лучшие представители русского общества в лице М. В. Ломоносова и других прогрессивных мыслителей, и педагогов были уверены, что главной преобразующей силой общественных отношений является новая мораль, основанная на гуманном отношении людей друг к другу.

Большой интерес представляют вопросы гуманного воспитания детей в трудах русских революционеров-демократов ХIХ века В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Гуманные чувства они считали социальными чувствами и уделяли им большое внимание.

Воспитание гуманистических черт личности высоко ценил Н. Г. Чернышевский. Он настойчиво пропагандировал воспитание гуманности как одну из важнейших нравственных черт личности, предупреждал против ложного его понимания. Считал, что настоящий гуманизм включает и искреннюю любовь к человеку, и борьбу со злом.

Глубокое уважение к человеку, внимательное и заботливое отношение к нему, готовность по мере своих сил оказать материальную и моральную поддержку в трудную минуту есть самое драгоценное качество личности, которое, по мнению Н. А. Добролюбова, надо воспитывать с дошкольного возраста.

Прогрессивные педагоги того времени Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой восприняли у революционеров-демократов идею гуманизма и справедливо утверждали ее необходимость для успешного решения воспитательных задач. Вся педагогическая система Л. Н. Толстого была построена на уважении к личности ребенка, чтобы не калечить его, а дать возможность свободно развить духовность, его индивидуальность.

Ученица и последовательница К. Д. Ушинского Е. Н. Водовозова считала, что воспитание гуманных качеств в детстве вызывает лучшие стороны души ребенка, учит его любить ближних и принимать непосредственное, живое участие в их жизни. Она советовала одновременно с воспитанием положительных гуманных чувств подавлять дурные желания детей — мучить животных, жадничать, стремиться к собственности.

Гуманизм периода ХIХ-ХХ веков характеризуется распространением и внедрением в массовое сознание нового мышления, в основе которого лежат лучшие прогрессивные традиции всего предшествующего периода. Гуманистическая мысль А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского содержит идеи, положенные в основу современной педагогики — педагогики сотрудничества. Общей темой в работах ученых является идея уважения к ребенку, глубокого понимания его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого.

Основной задачей воспитания В. А. Сухомлинский считал развитие у детей способности к сопереживанию, без которого он не мыслил воспитания нравственного человека.

В современную эпоху обострения глобальных проблем человечества, связанных с его выживанием, традиции, идеи и принципы гуманизма приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого народа и человечества в целом.

Таким образом, гуманные чувства это комплекс общечеловеческих чувств, воспитание которых способствует становлению гармонически развитой личности. Гуманистические тенденции всегда составляли сущность этических взглядов крупных мыслителей и педагогов; взгляды на воспитание гуманных качеств у детей выдвигались и частично обосновывались как классиками зарубежной педагогики, так и русскими прогрессивными педагогами.

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в Калининграде 5-6 мая 2018 г. в Калининграде в школе-лицее №49 состоялись Тринадцатые международные чтения по гуманной педагогике «ЧИСТЫЕ МЫСЛИ ТВОРЯТ.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Проект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группа Участники проекта: дети средней группы,педагоги и родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Читайте также:  Брамс симфония 3 часть 3 настроение

Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Источник

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников»

Наталья Воронова
Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников»

«Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников

Воронова Н. В., воспитатель МБ ДОУ «№52»

С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные изменения.

Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научится выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.

А. В. Запорожец обращая внимание на факты нарушения детьми правил поведения, отмечал, что «дошкольники нередко поступают наперекор требованиям педагога не потому, что не знают или не хотят их выполнять, а потому, что не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, возникающие трудности, на их нужды и интересы».

Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса нравственного воспитания дошкольников: первоочередной ставится задача формирования у них гуманных чувств по отношению к сверстникам, которые побуждали к нравственно ценным поступкам. Формирование же представлений о нормах и правилах поведения, требованиях педагога связывается с разъяснением заключенной в них моральной ценности с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.

Своевременное выявление негативных изменений в поведении ребенка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в общении с воспитателем и сверстниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Причем в этом случае речь идет не о коррекции, а о профилактике непослушания ребенка в определенной ситуации, правило, является признаком намечающейся отчужденности его во взаимоотношениях с воспитателем и детьми группы.

Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет ему вернуть душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. А это, в свою очередь, будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели.

Особо важное значение имеет вступление педагога в общение с ребенком, находящимся в ситуации эмоционального дискомфорта. Только учитывая причины, вызвавшие это состояние, педагог сможет помочь дошкольнику справиться с ним.

В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта, а создавшийся в группе положительный эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого из воспитанников в группе становится благоприятным.

Большое значение в воспитании гуманных отношений между детьми имеет создание в группе обстановки постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата.

Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует установлению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.

Правила поведения, сообщаемые детям,могут быть условно объединены в несколько групп:

правила, регулирующие отношение к сверстникам;

правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;

правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.

Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам,включает в себя:

установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимых правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;

воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;

обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка.

Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.

Одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду — её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых бы могло происходить полноценное развитие этой личности.

Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определенное отношениек себе и другим людям:

сочувствие

— предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребенком этических норм и развитие его морального сознания, с другой – нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков.

С целью реализации приоритетного направления в ДОУ используется парциальная программа «Я – Ребенок, и я имею право» (Авторы Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, одно из ведущих направлений данной программы – воспитание гуманных чувств и позитивных взаимоотношений, формирование этических представлений.

Читайте также:  Как избавиться от стадного чувства

На занятиях дети учатся считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, справедливо разрешать возникшие споры и конфликты, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Ознакомление детей с основными положениями Конвенции ООН о правах помогает привить им уважение к личности, к себе и к другим людям, сформировать понимание взаимосвязи между правами и обязанностями человека, который должен считаться с интересами окружающих.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создать условия для их практического применения.

Большое значение в формировании гуманных чувств и отношений придается организации совместной деятельности детей, ее возможности для формирования представлений и накопления практического опыта проявления гуманного отношения к сверстникам.

Включаясь в совместную деятельность, дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников. В таких ситуациях педагог имеет возможность демонстрировать свое отношение к ребенку, а также обучать необходимым способам проявления доброжелательности, разъяснять моральный смысл возникших ситуаций.

Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно – продуктивную.

Рекомендуется проводить ролевые театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. (Приложение № 1)

Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. (Приложение 2)

Мною разработана игротека, направленная на воспитание гуманных чувств и отношений у старших дошкольников (Приложение №3).Содержание игр подобрано в трех направлениях:

«Отражение в зеркале» — определяющими являются ситуации, направленные на формирование у ребенка образа «Я».

«Я+ТЫ= МЫ» — доминируют ситуации, актуализирующие у детей устойчивую ориентацию на сверстника.

«Шаг на встречу» — преобладают ситуации, стимулирующие самостоятельную реализацию ребенком способов ненасильственного взаимодействия со сверстниками

В настоящее время в обществе изменились взгляды на семью, семейное воспитание. Так, в ст. 18 Закона РФ «Об образовании» подчеркивается, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Однако существует немало семей,где взрослые допускают типичные ошибки: недостаточно общаются с детьми, уделяют им мало внимания, используют физические наказания, запугивают детей, нарушают их режим, формируют сами того не желая, отрицательные привычки.

По результатам анкетного опроса родителей (Приложение 4), выявили,что многие родители ориентированы на решение образовательных задач, их интересуют проблемы раннего обучения детей, подготовки к школе, но главная функция- воспитание- уходит на второй план. Высокий процент опрошенных родителей твердо убеждены, что в наше время многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми, а главным ориентиром является воспитание у ребенка таких качеств, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи.

Отсюда обозначена актуальная задача – помочь родителям учить ребенка проявлять отзывчивость, сочувствие, сопереживание, гуманное отношение к окружающим. Эти чувства сами по себе не разовьются. Поэтому воспитатели убеждают родителей обогащать эмоциональный опыт ребенка, раскрывать социальную значимость гуманных чувств.

С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения авторитета педагога общение с родителями следует строить на основе диалога, взаимного уважения. Это позволит формировать у родителей осознанное, критическое отношение к своей воспитательной деятельности.

Если родители становятся партнерами по общению, а не учениками, если учитываются потребности родителей в педагогических знаниях, то предлагаемые им рекомендации воспринимаются как интересные и полезные. Вопросы воспитания гуманных чувств у детей следует рассматривать в различных формах общения с родителями – в индивидуальных и групповых консультациях, беседах, в том числе и нетрадиционных (за круглым столом, в устных журналах, на собраниях и в других формах). Например, учитывая пожелания родителей пригласить методиста, психолога и других специалистов, которые могу ответить на волнующие родителей вопросы.

А самое главное, что следует помнить нам, взрослым,что формирование эмоционально – нравственных основ культуры личности, заложенные в дошкольном возрасте:

воспитание сочувствия

гуманности

являются основой личности человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих и определяющие жизненный успех каждого человека.

Формирование основ правовых знаний у старших дошкольников Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества.

Перспективный план работы с родителями по формированию морально-нравственного поведения у дошкольников (старшая группа) Сентябрь * «Про слово «НАДО» (папка-передвижка) // Т. Н. Икрянникова «Формирование гуманных взаимоотношений между жетьми.

Источник

Оцените статью