ГУМАННОСТЬ
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «ГУМАННОСТЬ» в других словарях:
ГУМАННОСТЬ — (от лат. humanus человеческий). Человечность, любовь к ближнему, признание за каждым, без исключения, человеком общечеловеческих прав. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУМАННОСТЬ от лат. humanus,… … Словарь иностранных слов русского языка
гуманность — и, ж. humanité f. Человечность, отзывчивость, внимательность к чужой личности, культуре. Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием. Белинский Взгляд на рус. лит ру 1847 г. Гуманность. Я думаю, что в этом слове не всякий… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Гуманность — человѣчность, человѣколюбіе, т. е. любовь къ ближнему. Гуманный (иноск.) просвѣщенный (человѣколюбивый, человѣческій). Ср. Гуманность, и именно гуманность съ подчиненными, отъ чиновника до писаря, отъ слуги до мужика, гуманность. можетъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
гуманность — человечность, человеколюбие, гуманизм; человечественность, доброта, сострадание, гуманистичность, душевность, уважительность. Ant. свирепость, беспощадность, жестокость Словарь русских синонимов. гуманность 1. человечность; человечественность… … Словарь синонимов
ГУМАННОСТЬ — ГУМАННОСТЬ, гуманности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к гуманный. Гуманность обращения. || Гуманное отношение, гуманный характер. Несмотря на строгость, его любили за гуманность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
гуманность — (от лат. humanus человечный) обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и… … Большая психологическая энциклопедия
ГУМАННОСТЬ — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому … Большой Энциклопедический словарь
гуманность — ГУМАННЫЙ, ая, ое; анен, анна. Направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманное поведение. Гуманные цели. Поступить гуманно (нареч.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Гуманность — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Гуманность — – отзывчивость на несчастье другого, щажение человека, снисходительность к слабостям другого. Ср. альтруизм, человеколюбие. * * * [от лат. humanus человечный] одно из базовых личностных качеств, характеризующееся наличием отчетливо выраженной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Источник
Проблема воспитания гуманных чувств в дошкольной педагогике
Марина Хегай
Проблема воспитания гуманных чувств в дошкольной педагогике
«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «человечность» (humanitas «человечность»).Оно может употребляться в следующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств личности человечности, доброты, уважения выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни; название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам.
Гуманность рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности. Гуманность — это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.
По мнению Т. О. Пономаренко, правомерно рассматривать гуманность как качество личности, поскольку качество — это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств».
В психологическом словаре (под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования. реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».
Гуманность на современном этапе развития науки рассматривается как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Гуманные чувства — это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т. д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого. Все эти качества закладываются в дошкольном возрасте. Главную роль воспитанию этих качеств отводил А. С. Макаренко. Вся его педагогика построена на принципе гуманизма – вера в человека в сочетании с требовательностью.
Гуманные отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являют собой ту основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека. Содержательной стороной гуманных отношений являются качества,складывающиеся на подлинно нравственной основе: доброжелательность, отзывчивость, заботливость, справедливость, внимательность.
Каждое из составляющих гуманностипредставляет собой единство трех компонентов: знаний о нормах гуманности (когнитивный, гуманных (эмоциональный) и соответствующего поведения (поведенческий).
Проблема гуманных чувств и отношений в последние годы привлекает внимание все большего числа исследователей. Гуманные чувства рассматриваются в философско-этическом, социальном, психологическом и педагогическом аспектах. Достигнуто единство мнений исследователей по целому ряду вопросов, связанных с категорией гуманных чувств и отношений в теории нравственного воспитания.
Наибольшее развитие гуманистических идей наблюдается в эпоху Возрождения. Интерес представляют высказывания ранних социалистов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы о воспитании нового человека. Они рассматривают такие гуманные черты личности, как милосердие, внимание к больным, «старейшим»,уважение к добрым поступкам в совокупности с другими чертами характера: трудолюбием, щедростью, любовью и др.
На стыке средних веков и нового времени мысли о гуманизме развивал Я. А. Коменский. Он сформулировал ряд требований к методике воспитательной работы, основанной на гуманном отношении к детям. Он первый провозгласил, что «развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.».
Проблема воспитания гуманных черт личности получила свое дальнейшее развитие среде французских просветителей ХVIII века. Созданная Ж. Ж. Руссо новая гуманистическая теория, оказала огромное влияние на пробуждение в обществе интереса к воспитанию детей. Теория Ж. Ж. Руссо отражает взгляды педагогов на воспитание гуманных чувств к людям, «истинной человечности».
Крупный педагог-гуманист И. Г. Песталоцци большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и «деятельной любви к людям». Он предлагал, в первую очередь, делать детей отзывчивыми, удовлетворять их ежедневные потребности, добиваться того, чтобы основу их впечатлений, опыта и деятельности составляли любовь и благодеяния, которые надежно бы закреплялись в их сердце.
Гуманизм поздних социалистов — утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна (ХIХ в.) представляет собой качественно новый этап в развитии гуманистической мысли. Подчеркивая доступность и необходимость воспитания нравственных чувств у детей, Р. Оуэн считал важным средством воспитания воздействие на эмоции маленьких детей. В детях от рождения до 5 лет следует воспитывать способность получать удовольствие от того, что они доставляют счастье другим. Он предлагал воспитывать доброту, приветливость, терпимость и другие моральные качества.
Идеи воспитания гуманных начал у детей нашли свое отражение в развитии русской прогрессивной педагогики. В качестве новых явлений в гуманистической мысли Руси Х-ХIII веков можно отметить задачу «очеловечивания чувств», т. е. воспитание в каждом человеке с ранних лет нравственных чувств, таких как отзывчивость, чуткость, доброжелательность, чистосердечность. Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли ХII века, утверждавшим гуманистические идеи в воспитании подрастающего поколения, является «Поучение» В. Мономаха, где он сформулировал морально-этические и эстетические нормы, связанные с красотой природы, человека, с его деятельностью.
Начиная со второй половины ХVIII века гуманистическая мысль в России начинает крепнуть и развиваться. Лучшие представители русского общества в лице М. В. Ломоносова и других прогрессивных мыслителей, и педагогов были уверены, что главной преобразующей силой общественных отношений является новая мораль, основанная на гуманном отношении людей друг к другу.
Большой интерес представляют вопросы гуманного воспитания детей в трудах русских революционеров-демократов ХIХ века В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Гуманные чувства они считали социальными чувствами и уделяли им большое внимание.
Воспитание гуманистических черт личности высоко ценил Н. Г. Чернышевский. Он настойчиво пропагандировал воспитание гуманности как одну из важнейших нравственных черт личности, предупреждал против ложного его понимания. Считал, что настоящий гуманизм включает и искреннюю любовь к человеку, и борьбу со злом.
Глубокое уважение к человеку, внимательное и заботливое отношение к нему, готовность по мере своих сил оказать материальную и моральную поддержку в трудную минуту есть самое драгоценное качество личности, которое, по мнению Н. А. Добролюбова, надо воспитывать с дошкольного возраста.
Прогрессивные педагоги того времени Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой восприняли у революционеров-демократов идею гуманизма и справедливо утверждали ее необходимость для успешного решения воспитательных задач. Вся педагогическая система Л. Н. Толстого была построена на уважении к личности ребенка, чтобы не калечить его, а дать возможность свободно развить духовность, его индивидуальность.
Ученица и последовательница К. Д. Ушинского Е. Н. Водовозова считала, что воспитание гуманных качеств в детстве вызывает лучшие стороны души ребенка, учит его любить ближних и принимать непосредственное, живое участие в их жизни. Она советовала одновременно с воспитанием положительных гуманных чувств подавлять дурные желания детей — мучить животных, жадничать, стремиться к собственности.
Гуманизм периода ХIХ-ХХ веков характеризуется распространением и внедрением в массовое сознание нового мышления, в основе которого лежат лучшие прогрессивные традиции всего предшествующего периода. Гуманистическая мысль А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского содержит идеи, положенные в основу современной педагогики — педагогики сотрудничества. Общей темой в работах ученых является идея уважения к ребенку, глубокого понимания его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого.
Основной задачей воспитания В. А. Сухомлинский считал развитие у детей способности к сопереживанию, без которого он не мыслил воспитания нравственного человека.
В современную эпоху обострения глобальных проблем человечества, связанных с его выживанием, традиции, идеи и принципы гуманизма приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого народа и человечества в целом.
Таким образом, гуманные чувства это комплекс общечеловеческих чувств, воспитание которых способствует становлению гармонически развитой личности. Гуманистические тенденции всегда составляли сущность этических взглядов крупных мыслителей и педагогов; взгляды на воспитание гуманных качеств у детей выдвигались и частично обосновывались как классиками зарубежной педагогики, так и русскими прогрессивными педагогами.
Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.
Фотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в Калининграде 5-6 мая 2018 г. в Калининграде в школе-лицее №49 состоялись Тринадцатые международные чтения по гуманной педагогике «ЧИСТЫЕ МЫСЛИ ТВОРЯТ.
Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.
Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.
Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.
План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.
Проект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группа Участники проекта: дети средней группы,педагоги и родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.
Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.
Источник