Гуманистическая психология рационально эмоциональный подход

РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса

Альберт Эллис — ужасно умный, но его клиентке Глории от этого не легче. Хорошую теорию нужно дополнять лучшим контактом.
скачать видео

Называлось в разное время и называется сегодня разными специалистами по разному: РЭТ (рационально-эмоционально терапия), РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование), РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия).

Главная цель РЭПТ — обучение рациональной социальности. РЭПТ — не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.

«РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться, вместо закрепленного медицинского термина психотерапия, изменением поведения, или обучением» (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45.). См.→

Традиционное название «психотерапевт» в данном случае более уместно заменять на «тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков». Или: социо-тренер, социо-консультант.

Теоретические представления РЭПТ

РЭПТ считает, что фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных верований (мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45).

Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций.

«Если верования не меняются, не происходит и улучшения. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Верования функционируют как небольшие операциональные блоки». (А. Бек)

Три базовых принципа работы с верованиями:

  1. Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму верований.
  2. Не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»).
  3. Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь! (There is no way but work and practice the rest of your damn life!) Это принцип конкретной и регулярной работы. В одном из своих выступлений А. Эллис сказал, что самая важная вещь в РЭПК — это просто «работа, работа, работа. (Документ интернета: http://www.fenichel.com/Beck-Ellis.shtml)».

Модель ABC

Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») — ядро теории РЭПТ. Другие названия «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но как устранять их причины.

  • «А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте.
  • «В» (англ. beliefs) — верования.
  • «С» — следствия (англ. consequences).

В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences).

«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.

Рациональные и иррациональные верования

Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы:

  • драматизация) — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
  • осуждение) — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» итп.
Читайте также:  Как поднять настроение мужчине раку

Три корневых иррациональных верования по А.Эллису: «Все сводится к трем вещам:

  • Я должен все делать хорошо.
  • Все должны обращаться со мной хорошо.
  • Мир должен быть легким для меня». См.→

В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан» — «должнонанизм», философия абсолютного долженствования) — на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Какие верования не трогаем

Любые специфические идеологические, политические или религиозные верования остаются личным делом как клиента, так и консультанта.

На Западе немало представителей различных конфессий обращаются к РЭПК и как к инструменту пасторского консультирования, и как к методу самопомощи, не поступаясь при этом самой верой.

Конструктивные и неконструктивные эмоции

В РЭПТ проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:

  • Аналитическое диагностирование верований.
  • Раскачивание и размягчение верований клиента

Метод критической дискуссии. А. Эллис проводит всего лишь 30-минутные сессии (сравни с многочасовыми сессиями у фрейдистов).

Когда клиент начинает осознавать и фиксировать в словах свои патогенные мысли, к каждой из них задается вопрос: «На каком основании Вы считаете эту мысль верной?» Этот вопрос возникает из предположения, что все верования индивида существуют в его сознании благодаря тому или иному обоснованию. А. Эллис подчеркивает: «Я пытаюсь показать на протяжении всей сессии, что всегда есть «обоснование» определенного верования». Преобладающая часть этих обоснований покоится в виде невостребованных к осознанию когниций, поскольку в сложившихся культурах и в системе современного образования практически отсутствуют ситуации, в которых бы осознанно ставились под вопрос и аналитически формулировались многие ключевые мировоззренческие верования индивида.

  • Замена их более гибкими и рациональными
  • Вживление новой привычки: длительная и регулярная тренировка в пресечении рецидивов ложных верований и в применении верований рациональных

Эта работа, обеспеченная в РЭПК большим количеством бланковых форм и практических упражнений, проделывается клиентом главным образом самостоятельно в виде дневников и домашних заданий. На сессиях консультант проверяет результаты тренировки, помогает исправлять ошибки и вырабатывать новые программы. В некоторых случаях консультант может выступать как играющий тренер, то есть консультировать клиента с клаустрофобией прямо в лифте, а с клиентом с боязнью людных мест посещать публичные мероприятия или популярные пабы.

  • Обучение клиента делать все эту работу с собой — самостоятельно.

Подготовка клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66).

Дополнительный инструментарий

В РЭПТ применяется множество полезных техник и приемов: рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, имажинативные (визуализационные), лингвистические (семантические), логические, экспериментальные (проверка на практике решений конкретных проблем), библио-, аудио- (специальные иронически-юмористические песни и стихи), визио- (карикатуры) и видео-терапевтические и многие другие. В работе Р. Мак-Маллина «Практикум по когнитивной терапии» описано свыше 100 отдельных техник, стоящих «на вооружении» у когнитивного консультанта (См.: МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001).

«РЭПТ представляет собой… форму эклектизма, известного как «теоретически непротиворечивый эклектизм», поскольку техники свободно заимствуются из других терапевтических систем, но применяются в целях, согласующихся с базовой теорией РЭПТ. В частности, РЭПТ-терапевтов волнуют кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)».

Читайте также:  Внутренний ребенок это эмоции

Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ

А. Эллис и У. Драйден прямо перечисляют техники, которых избегают в РЭПК:

  • техники, которые делают клиентов более зависимыми (например, излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения);
  • техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира через «розовые очки»);
  • техники многоречивые и малоэффективные (например, психоаналитические методы вообще и свободные ассоциации в частности, которые побуждают клиента давать пространные описания активирующего опыта, или «А»);
  • методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (например, некоторые эмпирические техники, в которых происходит полное выражение чувств в драматической, катартической и абреактивной манере — это некоторые методы и основные техники гештальттерапии; опасность здесь заключается в том, что подобные методы могут подтолкнуть людей к применению на практике философии, лежащей в основе таких эмоций, как гнев);
  • техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (например, релаксация, йога и другие методы когнитивного отвлечения). Эти методы могут, однако, применяться вместе с когнитивным оспариванием, для того чтобы дать дорогу некоторым сдвигам в философии;
  • методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация);
  • техники, в которых присутствует антинаучная философия (например, лечение внушением и мистицизм);
  • техники, которые пытаются изменить Активирующее событие («А») прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные Верования («В») (например, некоторые техники семейной терапии);
  • техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (например, нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)).

Глубина работы

РЭПК обязательно начинается с настойчивых попыток побудить клиента к кардинальному пересмотру мировоззрения, поскольку только такая фундаментальная перестройка способна исцелить человека от нездорового мышления и деструктивных эмоций самым коренным образом и на всю оставшуюся жизнь — так, чтобы у него уже не было необходимости снова обращаться за посторонней помощью.

Если клиент в той или иной форме отказывается от этого варианта, то консультант переходит к симптоматической помощи, то есть к устранению и замене частных иррациональных верований клиента, касающихся отдельных аспектов его жизни или конкретного рода ситуаций.

Последняя линия отступления РЭП-консультанта — снятие эмоциональных симптомов клиента «шаманскими» методами, если клиент не способен или не хочет реагировать на рациональные методы.

Размышление о границах и перспективах

Техника РЭРТ имеет традиционные ограничения: подходит для рациональных и ответственных людей, либо для людей внушаемых, которые не будут сильно упираться в своих верованиях. Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут.

Заметим — а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут.

Кажется, что без ущерба для рациональнализма данный подход может быть усилен работой с телом — например, снятием функционального негатива. Пока клиент сидит с устойчиво несчастным лицом, никакая рациональная работа в направлении более позитивного взгляда на жизнь эффективной не будет.

Источник

Читать онлайн «Гуманистическая психотерапия: Рационально-Эмоциональный подход»

Автор Альберт Эллис

Э47

Автор предлагаемой вниманию читателя книги — Альберт Эллис Он

является активным и деятельным сторонником активно-директивной

психотерапии, в которой рациональные взгляды на мир и

себя вырабатываются в рамках отношений клиент-психотерапевт.

Альберт Эллис выполняет обязанности исполнительной директора

THE RATIONAL-EMOTIONAL APPROACH

Института рационального образа жизни и директора клинического

Перевод с английского Р. Балыбердина, М.

отделения Исследовательского института рациональной психотерапии в

Даниленко, И. Фирсовой

психотерапией, консультирует по вопросам семьи и брака I течение

Научный редактор канд. психолог, наук

почти 30 лет, опубликовал более 350 статей в психиатрических, В. А. Чулкова

психологических, социологических и популярных журналах Доктор

Эллис является автором 30 книг и монографий, в том числе «Секс без

чувства вины», «Руководство по рациональному образ) жизни»,

«Искусство и наука любви», «Разум и эмоции в психотерапии» и

Эллис А.

Читайте также:  Как понять бурных эмоций

«Развитие посредством разума».

Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный

В предлагаемой вниманию читателя книге доктор Эллис размышляет о

347

подход / Пер. с англ. — СПб. : Изд-во Сова; М. : Изд-во ЭКСМО-

биологическом основании иррациональности человека, философских и

Пресс, 2002. — 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»).

познавательных ошибках, которые усиливают и закрепляют

I8ВN 5-04-010213-5

невротическое поведение, о способах, посредством которых

Книга знакомит читателя с одним из наиболее популярных в наше время

направлений психотерапии — рационально-эмоциональной терапией (РЭТ). Ее

основатель, Альберт Эллис, считает, что все люди склонны к построению нелогичных, склонными к жестокости, паранойе, имеющими сексуальные

иррациональных мыслительных комбинаций, которые в рамках РЭТ называются

«мистическим мышлением». Эллис утверждает, что фактически все проблемы человека —

проблемы, заниженную самооценку и другие трудности. В этой книге

это результат мистического мышления, подчинения многочисленным «следует», «нужно»

делается попытка освободить человека от одного из самых разру

и «должен». Безусловно, человеку приходится сталкиваться с реальными проблемами,

но ужас и непомерная тяжесть сопровождающих их переживаний — это вымышленные, шительных построений человеческого разума — чувства вины и от-

РЭТ утверждает, что человек может контролировать и влиять на свои

крывается путь к личному удовлетворению и принятию самого себя.

эмоциональные реакции, чувства и поведение. Поскольку он сам невольно

заставляет себя страдать, он также может заставить себя прекратить испытывать

Сейчас, когда классический психоанализ переоценивается, пси-

РЭТ учит людей не зависеть от обстоятельств и не поддаваться внушению, думать

хотерапевты находятся в поисках новых решений психологических

самостоятельно, без оглядки на то, что думает и чувствует большинство окружающих.

проблем с помощью групповой терапии, сессий групп открытых

Для всех, кто так или иначе связан с терапевтической работой: студентам, медицинским и социальным работникам, практикующим психотерапевтам.

встреч, экзистенциальной философии и т. д. , эта книга, возможно, станет шагом вперед в этих поисках и окажет влияние на целое

УДК

820(73)

ББК

84. 4+53. 57

поколение психотерапевтов, социальных работников, социологов, воспитателей и других специалистов, занятых в сферах

психического здоровья и общественных отношений.

€> Издательство «Сова», 2002 €> ЗАО

«Издательство

ISВN 5-04-010213-5

«ЭКСМО-Пресс». 2002

Гуманизм и психотерапия

торая ориентирована в большей степени на интересы человека, чем на

какой-то предполагаемый закон природы или бога. Первое из этих

двух значений подчеркивается такими организациями как Ассоциация

гуманистической психологии, а второе — такими группами как

Американская гуманистическая ассоциация.

Казалось бы, можно представить определение гуманистиче-

ской психотерапии, которое включает обе эти концепции. Такое

определение оставило бы гуманистическую психологию исклю-

чительно в рамках науки и препятствовало бы ее отклонениям в

неинтеллектуальные, ненаучные, мистические и религиозные

области, в которых гуманистическая психология в наши дни чув-

1

ствует себя как дома. Суть гуманизма и с психологической, и с

ГУМАНИЗМ И ПСИХОТЕРАПИЯ

этической точек зрения состоит в том, что человек полностью

призван быть человеком: то есть способности человека ограничены

и он подвержен ошибкам, и что нет никакого способа узнать, Несколько лет назад, на ежегодном собрании Ассоциации по

является ли он сверхчеловеком или недочеловеком. Одной из

гуманистической психологии, группа участников собрания

самых специфических человеческих особенностей является

предложила, по крайней мере, 20 различных концепций сущ-

способность фантазировать и полностью верить во все виды

ности гуманизма по отношению к психологии, причем эти кон-

сущностей и сил нечеловеческого происхождения, таких как черти, цепции радикально отличались по некоторым важным пунктам.

демоны и ад, с одной стороны, и ангелы, боги и рай, с другой. Но

Более того, как указывала Шарлотта Бюлер (Charlotte Buhler) в 1971

насколько нам известно, ни один человек не является ни недо-, ни

году в своем президентском обращении к Первой Международной

сверхчеловеком. Более того, нам представляется весьма

пригласительной конференции по гуманистической психологии, сомнительным предположение, что когда-нибудь будут

существует несколько якобы гуманистических концепций, которые

существовать недо- или сверхлюди.

противоречат друг другу и между которыми каждый вынужден

Одно из преимуществ дополнения этического гуманизма к пси-

Источник

Оцените статью