Группа сверстников для ребенка это источник многих позитивных эмоций

Социальное развитие детей дошкольного возраста
консультация по теме

Общественная функция дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении условий, развивающих у детей положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности. Социально-личностное развитие часто рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Методологической основой данной проблемы является положение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценность (апологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. В педагогике дошкольного детства решение этих проблем связано с формированием ценностных ориентации, нравственных качество ребенка, составляющих духовную основу его личности. В современной психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка, содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей, задача взрослых — помочь детям войти в современный мир. Формирование социального поведения невозможно без признания педагогами и родителями уникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенностей его психики. Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения нередко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих людей, влияния целого ряда телепередач. Психологические основы социального развития раскрываются в трудах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.И.,Лисиной, Г.А. Репиной др. По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью.

Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерскойдеятельности со взрослым. Многие психологи отличают роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л.Коломинский, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Т.А. Репина. Б. Стеркина). В монографии Т.А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов. «Детское общество» (термин А.П. Усовой), или группа детского сада — важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», «отвергнутого»). Критериями закрепления признака социального статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, произвольность). Результаты исследования Т.А. Репиной, Л.В, Градусовой, Е.А. Кудрявцевой свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается психологический пол ребенка. Это проявляется в формировании поло-ролевых предпочтений и интересов, отличных у мальчиков и девочек, а также поведения в соответствии с поло-ролевыми стандартами, принятыми в обществе. Основная причина процесса половой социализации в разных социально- педагогических требованиях к мальчикам и девочкам со стороны родителей и педагогов.

В современных образовательных программах разработаны приемы дифференцированного подхода в зависимости от пола ребенка. Группа сверстников для ребенка — источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум. В работах А.В. Запорожца. А.Н.Леонтьева, А.Д. Кошелевой. А.В. Неверович, Л.С. Выготского, Н.Н. Рябонедели и др. показана регулирующая роль социальных эмоций, их взаимосвязь с побудительными мотивами поведения ребенка. Развитие социальных эмоций предполагает не только овладение социальной компетентностью (как объемом знаний о нормах и правилах поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и выработку отношений к этим знаниям, которые могут быть названы социально-эмоциональными эталонами. В ряде психолого-педагогических исследований, проводимых под руководством Т.Д.Марцинковской, выявлено, что высокий уровень развития социальных эмоций у дошкольников положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта; с лидирующим положением ребенка в группе детского. Установлено, что социальные эмоции влияют на характер общения дошкольников со сверстниками. Таким образом, в социальном развитии ребенка очень важно уделять профессиональное внимание психологическим механизмам формирования социальных эмоций. Педагогическая ценность решения данной задачи заключается в том, что социальные эмоции не только облегчают процесс вхождения ребенка в мир группы, но и процесс осознания себя (образ Я), своих отношений, чувств, состояний, переживаний.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей по социальному развитию детей дошкольного возраста.

В данной статье автор обращает внимание на вопрос социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.

Материал по направлени. социально-личностное развитие в ДОУ.

материал по социальному развитию для воспитателей и родителей.

Данный материал не является моей авторской разработкой.На мой взгляд, это очень актуальная и полезная информация для родителей. Ведь первый и, пожалуй, главный источник социально-личностно.

Читайте также:  Вырастут ли волосы после стресса или нет

Качественным инструментом модернизации дошкольного образования являются социальные технологии, которые по ряду параметров (обратимости во времени, цикличности, информационности и др.) выгодно отличают.

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно.

Источник

Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
консультация на тему

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы поведения со сверстниками.

Скачать:

Вложение Размер
emocionalnoe_samochuvstvie_rebenka_v_gruppe_sverstnikov.doc 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ»

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы поведения со сверстниками.

«Звезда» (как и «предпочитаемые») находится в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, способность быстро оценивать ситуацию и быть лояльным (беспристрастным, выполняющим все требования), за то, что он знает, чего он хочет, за способность, не колеблясь, брать на себя ответственность и прочее. Однако дети с особенно самой высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством.

«Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность. Таких принимают в игру на посредственные роли. У этих детей копиться обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение.

«Изолированный» испытывает эмоциональный голод по общению со сверстниками. Чувство его остры: он может обожать кого-то из группы за его доблести или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне.

«Изолированными» становятся по многим причинам. Один ребенок часто болеет, редко ходит в детсад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда новенький. Другой имеет какие-либо физические недостатки. И его тоже не принимают в детское общество, отвергают.

Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно – социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и подавлять других, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо.

Эта болезнь социализации не должна превратится в хроническое состояние, не должна сформировать асоциальные свойства личности. Непопулярному ребенку нужно помочь реализовать притязание среди ровесников. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильную ориентацию ребенка, способствовать развитию у него активности. Социальная терапия в данном случае должна исходить из двух основных положений. Во-первых, необходимо создать определенный социальный микроклимат в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание. Это все успешно реализовывается в нашей группе. Малоактивные дети привлекаются в такие виды деятельности, где они могут проявить свои лучшие качества, «выделиться» среди других. Часто отмечаются их успехи, пусть даже маленькие, детям постоянно говорят об их достоинствах.

Во-вторых, у непопулярных детей следует специально развивать социальные навыки общения и настойчиво поощрять даже небольшие их успехи не только в детском саду, но и в семье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает.

Уровни эмоционального самочувствия детей. Определяются в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

Семинар -практикум для педагогов по теме «Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка».Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Очень часто родители не задумываются над тем, как их отношения между собой влияют на развитие и эмоциональное состояние ребёнка.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЁНКА В ГРУППЕ.Изолированные дети. Репницына Ольга Николаевна.

Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;Задачи: Помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу.

Конспект родительского собрания в младшей группе ДОУТема: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»Форма проведения: беседа-диалог с элементами игрового-тренинга.Цель: выявление .

Источник

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками

Дата публикации: 16.03.2016 2016-03-16

Статья просмотрена: 1433 раза

Библиографическое описание:

Мазурина, Н. Б. Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками / Н. Б. Мазурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 796-799. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27081/ (дата обращения: 12.10.2021).

Обеспечение эмоционального благополучия детей в семье и детском саду — актуальная задача современности.

Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались многие исследователи, в том числе: Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Г. Г. Филиппова и др. Ученые связывают необходимость создания особых педагогических условий в дошкольном возрасте с новым толчком в межличностных отношениях детей, с появлением у них таких личностных новообразований, как сознательное соподчинение желаний, потребность в социальном общении.

С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». В нем впервые на законодательном уровне одной из основных задач выдвигается «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей». Эмоциональное благополучие — это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное самочувствие от сознания собственных успехов. Эти чувства и ощущения во многом зависят от того, как складываются отношения ребёнка с окружающими людьми и сверстниками. Общение и взаимодействие ребенка со сверстниками способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формированию готовности к совместной деятельности в группе, формированию уважительного отношения чувства принадлежности к обществу. Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию в группе. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами. Положительные взаимоотношения со сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость; конфликтные — отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии.

Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что не всегда отношения детей друг к другу складываются благополучно. Одни дети чувствуют себя в группе комфортно, другие оказываются в подчинении у сверстников, что часто приводит к возникновению отрицательных эмоциональных состояний. Конфликтные отношения с детьми приводят к изменениям в поведении ребенка его отношении к сверстнику, и самому себе.

Главной движущей силой развития отношений со сверстниками является совместная игра. С 3-летнего возраста одним из преобладающих типов игр становится групповая ролевая игра, в последствии она усложняется. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные эмоциональные качества ребенка. В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения оказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности.

В группе всегда можно выделить два — три ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью — лидеры: с ними многие хотят сидеть рядом на занятиях, дружить, им охотно подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников — «изолированные»: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно — изменяется эмоциональное состояние и социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и подавлять других, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо. Эта болезнь социализации не должна превратится в хроническое состояние, не должна сформировать асоциальные свойства личности. Наша с вами задача, как педагогов, помочь таким детям реализовать притязание среди ровесников. В своей каждодневной практике необходимо проводить своего рода социальные приёмы, чтобы предотвратить эмоциональное неблагополучие ребенка, способствовать развитию у него активности и уверенности в себе.

Основными методами формирования благоприятного микроклимата в группе и улучшения взаимоотношений в детском коллективе в условиях детского сада по нашему мнению, является создание определенных условий:

Во время утреннего приема использовать различные сюрпризные моменты, подвижные и дидактические игры. Дети могут приносить в группу любимую игрушку. В группе организовать и использовать «Уголок уединения», где ребёнок может остаться один, подумать что ему хочется, что для этого нужно, почему у него плохое настроение;

 «Зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;

 Разумная занятость детей — стараться, чтобы дети постоянно были чем-либо заняты; между воспитанниками равномерно распределять поручения.

 Применение физминуток во время организованной образовательной деятельности;

 Следует давать детям установку на интересный завтрашний день;

 Демократичный стиль общения воспитателя — рядом, вместе, глаза в глаза;

 Организовать в группе систему традиций и ценностей таких как ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

 Распределение работы на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников по подгруппам (парах, тройках, четверках), с мотивацией, что подгруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, деятельность направлена на достижение успеха, а между группами создается ситуация соперничества.

В ходе наблюдения за дошкольниками в нашей группе и проанализировав состояние микроклимата совместно с психологом детского сада, мы пришли к выводу, что: Во-первых, необходимо создать определенный социальный мир в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание. Во-вторых, у так называемых «непопулярных» детей мы специально развиваем социальные навыки общения со сверстниками в разных видах игр. Мы стараемся поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле, поощрять его. В третьих, не стоит забывать о том, что необходимо проводить постоянную работу с родителями. Сообщать об успехах ребёнка, просим хвалить и поощрять малыша дома. Мы предлагаем родителям выполнить совместную работу, в которой ребёнок добьётся успеха. В ходе индивидуальных бесед, родительских собраний проводим интерактивные игры и упражнения, позволяющие взрослым самим почувствовать все то, что чувствует их ребенок. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу.

Для этого были специально подобраны методы и приемы, которые помогают воспитателю избежать эмоционального неблагополучия и улучшить взаимоотношения между сверстниками в нашей группе.

 Совместно с детьми «разработали» правила группы «Что можно делать, что нельзя».

 Игры и игровые упражнения, направленные на сплочение и на совместную деятельность детей, на создание коллективных работ по ИЗО деятельности.

 Регулярно проводим этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам — научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать».

 Проведение дидактической игры «Какое у тебя настроение».

 «Утро радостных встреч» или минутки вхождения в день. После выходных проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.

 В конце недели применяем «Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок — синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

 Минутки релаксации, цель которых научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

 Особое внимание уделяется «изолированным» детям: они привлекаются к совместной деятельности группы; для них находятся поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; их чаще хвалят и поощряют в присутствии всей группы.Так, в сюжетно ролевых играх, даже если ребёнок выступает в посредственной роли, подчеркивается значимость роли этой роли. Его хвалим за правильное её исполнение и интересное обыгрывание в его речи или подборе атрибутов. Участвуя в игровой деятельности, мы сами распределяем роли, отдавая главенствующую роль малоактивному ребенку, в процессе игры помогаем справиться с ней. Так же малоактивные дети привлекаются в такие виды деятельности, где они могут проявить свои лучшие качества, «выделиться» среди других. Например, трудовая или физическая деятельность, где ребёнок может выполнить посильное ему поручение. «Покажи ребятам, как надо выполнять упражнение, у тебя очень хорошо получается». После чего отмечается его успех, пусть даже маленький. Так же в образовательной деятельности мы даем такое задание, с которым ребёнок может справиться, даже если оно кажется для остальных очень простым, публично хвалим и выделяем особое качество, которое присуще только этому ребёнку.

 Применяем игры на сплочение коллектива: «Путешествие», «Что изменилось?», «Путанница», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем», «Ладонь на ладонь», «Прогулка с завязанными глазами», «Два мороза».

Так же мы не должны забывать и о роли личностных качеств педагога в создании благополучной эмоциональной обстановки. Доброжелательная улыбка, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего позитивного микроклимата в группе.

Поэтому, общаясь сребенком, педагог должен помнить:

 Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

 В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями.

 Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если намерения педагога положительны.

 Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

 Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун.

В младшем исреднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми: взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И наша с вами задача, как педагогов, создать такой микроклимат в группе, при котором каждый воспитанник, пребывая в дошкольном учреждении, испытывал такое состояние.

Источник

Читайте также:  Как ты чувствуешь сердце любит меня
Оцените статью